Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление. Эта книга адресована начинающим игрокам в спортивное «Что?Где?Когда?»





Эта книга адресована начинающим игрокам в спортивное «Что?Где?Когда?». Поскольку среди читателей наверняка найдутся люди, никогда не участвовавшие в наших играх и, возможно, даже не слышавшие о них, очень коротко расскажу, чем отличается спортивная разновидность ЧГК от всем известной телеигры.

Телевизионные игры сегодня - это только вершина огромного айсберга. В спортивное ЧГК играют тысячи людей в двух десятках стран. Главная особенность спортивного ЧГК заключается в том, что в игре одновременно участвует большое количество команд. Все они отвечают на одни и те же вопросы, именно поэтому мы называем эту игру спортивной - ведь все ее участники находятся в равных условиях, а это и есть главный критерий спортивности. Еще одно важное отличие - в турнирах по спортивному ЧГК обычно задается достаточно много вопросов - в среднем 60. Игра происходит так: звучит вопрос, через минуту все команды пишут ответ на специальных бланках и сдают их, после чего ведущий оглашает правильный ответ. В конце игры производится подведение итогов. Более подробно правила описаны в «Кодексе спортивного «Что?Где?Когда?».

Название этой книги позаимствовано у С. Дж. Саймона - выдающегося игрока в бридж и автора замечательной книги «Почему вы проигрываете в бридж?» Вслед за ним я честно предупреждаю, что прочтение книги не сделает начинающую команду чемпионом мира (есть в нашей игре и такое почетное звание). Однако существуют типовые ошибки, встречающиеся удивительно часто. Избежать их совсем не сложно, а результаты это дает весьма ощутимые. Есть и несколько простых правил, которым я призываю следовать, чтобы добиваться успехов в играх городского клуба, а в будущем, возможно, и на международных соревнованиях. Вот об этом и пойдет речь.

Не думаю, что опытные игроки найдут в этой книге много нового для себя, но, возможно, и для них она окажется в чем-то полезна. С другой стороны, именно им некоторые мысли наверняка покажутся спорными или даже крамольными. Что ж, я отнюдь не претендую на объективную истину, а всего лишь высказываю свою точку зрения и никому ее не навязываю.

Приятного чтения.

ЧАСТЬ 1. Формирование команды

Родовая травма

Кто неправильно застегнул первую пуговицу,
уже не застегнется как следует
И.В.Гете

Очень многое в судьбе команды зависит от обстоятельств ее появления на свет. Команды рождаются двумя способами - стихийно и целенаправленно.

Стихийное возникновение команды - более распространенный вариант. Обычно это происходит так: тем или иным способом узнав о возможности поиграть в ЧГК в городском клубе, одноклассники, однокурсники или просто друзья решают попробовать свои силы, приходят на тренировку или сразу на турнир и, естественно, садятся за стол вместе. Чаще всего такие составы живут недолго - вскоре выясняется, что не всем членам новорожденной команды игра интересна в равной степени. Обычно в игре остаются один-два человека - наиболее заинтересовавшиеся и почувствовавшие, что смогут добиться успеха. Бывают, конечно, и исключения - я знаю команды, игравшие в первоначальном составе не один год. Впрочем, до самого высокого уровня подняться ни одной из них не удалось.

Второй вариант требует участия опытного игрока или тренера (т.е. человека, за эту команду не играющего, но принимающего участие в ее судьбе). Методика формирования новых команд в разных клубах не слишком различается. Практически всегда она восходит к классической ворошиловской «карусели» - игроков сажают за стол в разных сочетаниях, задают им вопросы и определяют оптимальный вариант состава. Критерии, которыми при этом руководствуются тренеры - это уже ноу-хау каждого из них. Правда, подозреваю, что у большинства тренеров вообще нет сформулированных критериев - оптимальный состав определяется по наитию. У меня лично кое-какие критерии есть, и я расскажу о них в следующих главах. Пока же отмечу пару весьма распространенных ошибок, которые допускают при формировании команды.

Во-первых, надо помнить, что за игровым столом с людьми происходят удивительные метаморфозы. Игра, конечно, модель жизни, но очень специфическая. Ярко выраженные лидеры - активные, общительные, мгновенно становящиеся своими в любой компании - за игровым столом неожиданно теряются, а угрюмые, замкнутые интроверты в игре фонтанируют идеями, блестяще обсуждают и наслаждаются общением с партнерами. Конечно, так бывает не всегда, есть люди, которые ведут себя абсолютно одинаково как в игре, так и вне ее. Тем не менее, какие-либо выводы о потенциале игрока и о том, как он впишется в команду, можно сделать, только посмотрев на него в деле.


Во-вторых, следует иметь в виду, что разным людям нужно разное время на то, чтобы найти себя в игре, продемонстрировать свои истинные возможности и определить приоритетные функции. Одни игроки проявляются сразу, другим нужны месяцы и даже годы, чтобы понять суть игры, но потом они оставят далеко позади тех, кто схватывает на лету. Некоторые опытные тренеры умеют разглядеть в игроке скрытый потенциал, но никому не советую переоценивать свои прогностические способности в этой области.

Важнейший вопрос, который должен быть решен при формировании команды - количественный состав. Шесть человек или больше? Если больше, то насколько? Однозначных ответов у меня нет. Команде, в которой ровно шесть игроков, приходится непросто. Если один из игроков заболел или у него нашлись неотложные дела, команда вынуждена либо играть в неполном составе, либо искать легионеров. С другой стороны, у команды большего численного состава неизбежны проблемы другого рода. У нее всегда набирается полный состав, но сплошь и рядом возникает ситуация, когда могут и хотят играть больше шести человек, а значит, необходимо принимать непростое решение - кого оставить за бортом. Если все игроки равноправны, тот, кто не играет, нервничает и обижается. Поэтому такая команда неустойчива и недолговечна. Чтобы этого избежать, игроков часто делят на основных и запасных. Действительно, у игрока, который заранее знает, что он запасной и сядет за стол только в случае отсутствия одного из основных игроков, нет повода для обид. Но и стимулов оставаться в данной команде у него немного. Значит, такая команда тоже долго не проживет.

По моему опыту, оптимальный вариант - шесть или семь игроков. Восемь - допустимо, но нежелательно. Больше - уже не команда, а аморфное образование, у которого крайне мало шансов оказаться успешным. Но, в конечном счете, все зависит от конкретных персоналий. Имеет смысл рискнуть и ограничиться шестью игроками, если все шестеро действительно любят игру и относятся к ней достаточно профессионально. Тогда можно рассчитывать на то, что играть в неполном составе команда будет редко. В противном случае без запасных не обойтись, поскольку регулярно играть в неполном составе претендующая на серьезные результаты команда не должна.

«Друзья или коллеги?»

Лучше проиграть со своими, чем выиграть с чужими,
ибо не истинна та победа, которая добыта чужим оружием.
Никколо Макиавелли

В любой жизнеспособной команде существуют «центры кристаллизации» - игрок или игроки, вокруг которых она формируется. Эти игроки далеко не всегда являются сильнейшими в команде, их особенность в другом - им больше всех надо. На этапе формирования выделить их трудно, часто они выглядят даже менее увлеченными игрой, чем те, у кого это увлечение окажется острым, но недолговечным. Но уже через несколько месяцев существования команды они неминуемо проявляются. Именно они берут на себя административные функции - созывают сокомандников на тренировки, регистрируют команду на турниры, собирают деньги (если это зачем-то необходимо), покупают форму, ищут спонсоров… Обычно они становятся капитанами - и это нередко оказывается ошибкой, за которую команде приходится потом расплачиваться. Тем не менее, именно они являются неформальными лидерами, которые определяют судьбу команды, именно им приходится принимать ключевое решение - кто останется в составе, а кому придется его покинуть.


Момент для этого настает обычно на втором-третьем году существования команды. Игроки, набравшись опыта и почувствовав себя своими в сообществе знатоков, становятся к тому времени достаточно самостоятельны, поэтому, даже если у команды есть тренер, он уже не может волюнтаристски определять состав. В лучшем случае он имеет в этом вопросе право совещательного голоса.

Главной причиной изменений в составе являются, естественно, спортивные результаты. Думаю, в мире нет ни одной команды, которая была бы ими полностью удовлетворена. И практически все отдают себе отчет в том, что могли бы играть лучше. Действительно, на 100% свой игровой потенциал не реализует ни одна команда. Всегда ли это связано с ошибками в формировании? Нет, есть немало других причин. Но изменение состава - самый напрашивающийся способ улучшить игру. Стандартный ход рассуждений: «Мы в среднем уступаем соперникам, занимающим высокие места, несколько взятых вопросов. Пригласим одного сильного игрока, который уж точно пяток вопросов за игру возьмет - и победа у нас в кармане!». Разумеется, все не так просто. Приглашенный игрок может случайно оказаться именно тем, кто действительно необходим данной команде, но чаще всего подобные попытки усиления состава ни к чему не приводят. Однако это не означает, что переформирование состава - бесполезное занятие. Напротив, большинство команд объективно нуждается в переформировании, но не бездумном, а подчиненном определенным принципам, о которых речь впереди. Но сначала необходимо определиться с главным вопросом.

Любая команда на этом этапе развития сталкивается с очень серьезной проблемой. Кем являются друг для друга ее игроки? Хотят они быть друзьями и единомышленниками, для которых игра - лишь один из возможных способов совместного времяпрепровождения (пусть и очень важный)? Или их связывают чисто деловые отношения, и вместе они исключительно для того, чтобы побеждать соперников? Оба варианта возможны. Я знаю примеры чрезвычайно успешных команд, построенных как по первому, так и по второму принципу. Но определиться в этом вопросе необходимо.

Если команда считает человеческие отношения более важными, чем спортивные результаты, это не означает, что ее состав не будет меняться. Нужно отдавать себе отчет в том, что никакой состав не вечен. Даже в очень дружных командах случаются конфликты. Кроме того, кто-то из игроков может переехать в другой город. У кого-то могут измениться жизненные обстоятельства таким образом, что на игру просто не остается времени. Я знаю немало очень талантливых игроков, которых буквально засосал быт. Т.е. существуют объективные причины, из-за которых даже самые успешные составы со временем претерпевают изменения. Надо сказать, что часто приток «свежей крови» идет командам только на пользу. Основная сложность при таком естественном обновлении - найти игрока, соответствующего команде по стилю.


Если команда ставит во главу угла результаты, ее подход, естественно, будет более прагматичным. Те, кто не соответствует требуемому уровню игры, покинут команду достаточно быстро. Но бывает и наоборот - из команды уходят сильнейшие игроки, поскольку считают, что она не соответствует их уровню, а дружеские отношения при прагматичном подходе к комплектованию их не удерживают. Поэтому выбирать такой подход имеет смысл лишь команде, уверенной в том, что ее игровой потенциал достаточен, чтобы сохранить всех ценных игроков.

Вступив на этот путь реформирования состава, главное - не увлечься. Хороших игроков много, а в жизнеспособной команде, как было сказано в предыдущей главе, должно быть не более восьми человек. Важно вовремя остановиться и решить, что дальше команда будет развиваться интенсивно, а не экстенсивно, т.е. улучшать качество игры за счет повышения мастерства уже имеющих в ее распоряжении игроков и эффективности их взаимодействия.

Моя команда существует с 1989 г. Сегодня из первоначального состава остался лишь я один, а поиграть за нее (не в качестве одноразовых легионеров, а на регулярной основе) успели около 20 человек. Тем не менее, я считаю, что это действительно та же самая команда. Дело в том, что все изменения состава происходили постепенно, поэтому выделить момент, когда одна команда умерла и родилась другая, решительно невозможно. Изначально это была без сомнения команда друзей, и надо сказать, что за прошедшие годы в этом плане мало что изменилось. Моими близкими друзьями остаются в большинстве своем и те, кто играл в команде раньше (надо сказать, что почти никто из них не играет сейчас за другие команды - они уходили в основном потому, что теряли интерес к игре) и, разумеется, те, кто играет в ней сейчас. Конечно, с самого начала я приглашал в команду не просто своих друзей, а тех из них, кто, на мой, тогда еще весьма дилетантский, взгляд, способен успешно играть в ЧГК. Однако, начиная с некоторого момента (примерно с 1993 года), производя неизбежные изменения в составе, мы обращали внимание не только на человеческие качества, (которые, впрочем, до сих пор остаются решающим критерием) и желание играть, но и на чисто профессиональные особенности игроков. Мелочей тут нет - играет роль и темперамент, и стиль общения, и даже тембр голоса. Но особенно важна функция, которую игрок привык выполнять в команде. Об этом я попытаюсь подробно рассказать в следующей главе.

Как следует из этого краткого автобиографического экскурса, оптимальной мне видится команда, которая совмещает оба подхода - она состоит из друзей, но при этом сформирована с прицелом на результат, т.е. в ней нет людей, которые не соответствуют определенному уровню игрового профессионализма.

Завершая разговор о переформировании команды, скажу несколько слов о том, как именно это обычно происходит. Общепринятой практикой является приглашение игроков на просмотр (почти как в футболе). Для просмотра обычно используются тренировки, но многие считают, что адекватно оценить, насколько игрок вписывается в команду, можно лишь в боевых условиях, т.е. в серьезном турнире. Хотя в таком подходе есть свой резон, я лично считаю, что турниры - не место для экспериментов. Кроме того, с каждым годом в спортивном ЧГК вводятся все более жесткие правила, препятствующие приглашению на серьезные турниры «легионеров», заигранных за другие команды.

Я полагаю, что «просмотр» игроков не слишком эффективен. Он необходим, только если речь идет о первичном формировании новой команды из неопытных игроков. Если же необходимо заполнить вакансии в уже сложившейся команде, вряд ли имеет смысл приглашать совсем незнакомых игроков. Скорее выбор будет делаться из тех, о чьем игровом потенциале и стиле уже есть определенное представление. Полезно также собрать дополнительную информацию о кандидате на место в команде - поговорить с людьми, которые играли с ним в течение достаточно продолжительного времени. Это позволит оценить не только игровые, но и человеческие качества. Впрочем, при включении нового игрока в команду есть две заинтересованные стороны, поэтому «просмотр» все-таки не помешает - это оптимальная возможность для нового игрока познакомиться с командой, понять ее структуру и стиль игры.







Date: 2016-02-19; view: 503; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию