Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Понятие функций государства
Обращаясь к теме «Функции государства», необходимо отметить, что термин «функция» в отечественной и зарубежной социологической литературе имеет далеко не одинаковое значение (М/м лекция № 5.1, слайд №№ 2, 3). В отношении государства термин, а вместе с ним и понятие «функция», приобретают несколько иной смысл и значение (СхиОП, опр. № 18). Функции государства традиционно определяют как «одно из главных направлений его деятельности по осуществлению стоящих перед ним задач» (А. Иванов), как «основные направления деятельности государства, в которых раскрывается его классовая сущность и назначение в обществе» (проф. Владимир Иванович Гойман-Червонюк). Как более полный вариант функции государства определяют в качестве основных направлений его деятельности, выражающих сущность и социальное назначение, цели (СхиОП, опр. № 19) и задачи государства (СхиОП, опр. № 20) по управлению обществом в присущих ему формам и присущими ему методами» (проф. Владимир Михайлович Корельский). Нетрудно заметить, что в основе всех этих определений лежит понимание функций государства как основных (главных) направлений его деятельности (М/м лекция № 5.1, слайд № 4). Итак, характеризуя функции государства, следует учитывать следующие моменты (М/м лекция № 5.1, слайд № 5), (СхиОП, схем. № 20): 1) функции следует отличать от целей (СхиОП, схем. № 21) и задач (СхиОП, схем. № 22), стоящих перед государством; 2) функции отражают ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи; 3) в реальной деятельности государство может отклоняться от своих функций; 4) функции государства объективно заданы целями и задачами государства; 5) функции государства подвержены эволюции; 6) осуществляются функции государства в специальных организационно-правовых формах (законодательной, правоприменительной, правоисполнительной, правоохранительной, контрольно-надзорной) и свойственными государству методами; 7) функции государства как такового отличаются от функций его органов. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства, что было проиллюстрировано при анализе государств различных типов на прошлой лекции. При этом речь идет не только о государствах различных типов, государствах, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций. Речь идет также и об однотипных государствах, отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества (М/м лекция № 5.1, слайд № 6). В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Поэтому характер функций государства определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более, экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первый план в силу объективных обстоятельств выходит экономическая функция государства. До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер (М/м лекция № 5.1, слайд №№ 9-14), что нет и не может быть надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют (М/м лекция № 5.1, слайд № 8). Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность (М/м лекция № 5.1, слайд № 15), не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения. Так, уже восточно-деспотическое государство выполняло экономическую функцию – организовывало общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и т.д. Феодальные государства наряду с поддержанием классового господства вынуждены были уделять внимание регулированию социально-экономической жизни страны в виде политики протекционизма, отдельных шагов в области просвещения и здравоохранения. Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства, такие как: экономическая, социальная, функция поддержания демократического правопорядка и т.д., - становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука). Сегодня особо актуальными становятся глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды, борьба с международной преступностью и международным терроризмом, демографические проблемы и т.д., для успешного решения которых необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций – обеспечение мирового правопорядка, международной экологической безопасности и т.д. Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов. Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что функции государства и их содержание обусловлены в основном следующими факторами: 1) потребностью обеспечения самых необходимых условий сохранения общества (общесоциальный фактор); 2) сущностью государства и его природой; 3) целями и задачами государства. Date: 2016-02-19; view: 308; Нарушение авторских прав |