Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теории происхождения государства. В отношении теоретического осмысления процесса возникновения государства следует отметить, что в разное время у разных народов





(М/м лекция № 2, слайд № 8)

В отношении теоретического осмысления процесса возникновения государства следует отметить, что в разное время у разных народов, ученых и мыслителей существовало различное понимание причин и процесса образования государства, соответствующее научным и философским воззрениям той или иной эпохи.

Думается, что ни одна из существующих теорий происхождения государства не может претендовать на абсолютную истину. Это связано с тем, что в каждой теории есть свои положительные и свои слабые стороны, а ее истинность в целом невозможно проверить экспериментально в отличие от естественных наук. Поэтому правильней будет говорить о том, что причиной происхождения государства является не один какой-нибудь фактор или аспект человеческой жизнедеятельности, а различные жизненные обстоятельства и их различные сочетания. Причем то, что будет справедливо в отношении происхождения какого-либо одного государства либо группы государств, не всегда будет соответствовать истине применительно к другим государствам. В свете всего сказанного выше представляется необходимым уделить должное внимание как можно большему числу существующих на сегодняшний день теорий происхождений государства, проанализировав различные их стороны (СхиОП, схем. № 9).

Теологическая теория (М/м лекция № 2, слайд № 9). Одним из наиболее древних признается божественное происхождение государства. Такое понимание было широко распространено среди народов, у которых государственное и божественное идентифицировалось, когда все сущее на земле признавалось созданием Бога.

Согласно теологической теории творец всего сущего на земле – Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме посылки, отметим, что теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. Эту теорию использовали как правило для обоснования незыблемости власти монархов и тиранов. Однако в зависимости от конкретных исторических условий развития страны, государство признавалось и порождением сил зла. Так, святой Авгу­стин, полагая, что появление государства на земле есть результат грехопаде­ния людей и созданием сил зла, считая, что впоследствии, в конце существо­вания мира государство понесет возмездие за грехи.

Одновременно святой Августин признавал, что если государство слу­жит Богу, то его существование оправдано и носит положительный характер.

Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода многих народов к освоению земельной собственности (феодализм). На рубеже XII - XIII вв. в Западной Европе развивается, теория "двух мечей". Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они вложили в ножны и оставили при себе, ибо не при­стало церкви самой использовать меч, а второй они вручили государям, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить при­оритет духовной организации (церкви) над светским (государством). В это же время появляется и развивается учение широко известного учено­го богослова Фомы Аквинского (1225-1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения богом мира.

Патриархальная теория (М/м лекция № 2, слайд № 10) государства связывала его происхождение с семьей. Она признавала, что государство представляет собой расширенную, разросшуюся семью. Такого мнения придерживались древние греки.

Английский ученый Фильмер выдвинул теорию, согласно которой Адам был королем человеческого рода. Монархи являются преемниками Адама и им поэтому принадлежит право осуществления отеческой власти над их подданными. Идеи данного мыслителя XVII века изложены в его произведении «Патриархия или о естественном праве королей».

Согласно патримониальной теории (М/м лекция № 2, слайд № 11) государственному порядку, то есть образованию государства, предшествует порядок собственности. Цицерон, например, утверждал, что мотивом создания государства была защита собст­венности.


Сторонником патримониальной теории был немецкий ученый Л. Галлер, который значительно развил ее. Он считал, что творцами государ­ства являются богатые люди - князья. И как только человек становится бога­тым, он приобретает силу власти, вступает в класс князей и начинает повеле­вать другими.

Среди теорий происхождения государства важную роль играет дого­ворная, согласно которой правовой основой государства является договор (М/м лекция № 2, слайд № 12). Данная теория получила распространение в XVII-XVIII веках. В Голландии сторонниками этой теории были Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Джон Локк и Томас Гоббс, во Франции – Жан-Жак Руссо, в России - Радищев, кото­рые утверждали, что власть принадлежит народу, передана им монарху. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а вовсе не теряют свою естественную свободу.

Идеи этой теории возникли еще в глубокой древности. Протагор ус­матривал происхождение государства в том, что люди, собираясь вместе, до­говаривались о сосуществовании. Софисты развили эту точку зрения. Они считали, что люди путем соглашения решили взаимно обеспечить свое суще­ствование на основе справедливости.

В последующем эта теория использовалась различными политически­ми силами с целью доказать независимость государственной власти от Бога, обосновать необходимость подчинения людей власти императора. Послед­нюю точку зрения высказывал Т. Гоббс, обосновывая право властителя пове­левать народом.

Дальнейшее развитие договорная теория получила в работах Ж.-Ж. Руссо. По его мнению, человек рожден свободным и свобода неотделима от инди­вида. В результате заключение договора, подчинение общей воли, есть подчинение самому себе, а значит и в государстве человек сохраняет свою сво­боду.

В договорной теории государство возникает как продукт сознатель­ного творчества, как результат договора, в который вступают люди, на­ходившиеся до этого в естественном состоянии. Государство - это созна­тельное объединение людей на основе договора между ними, в силу ко­торого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Общественный договор, создающий государство, понимался как согла­сие между изолированными до того индивидами на объединение, на образование государства, превращая неорганизованное множество лю­дей в единый народ. Это договор, создающий гражданское общество и государство как политическую организацию.

Безусловно, договорная теория была крупным шагом вперед в по­знании государства, т.к. порывала с религиозными представлениями о происхождении государства и государственной власти. Она отразила некоторые реальные процессы отдельных государств. Например, пере­ход от первобытного общества, где власть принадлежала всем общин­никам, их собранию, избранному ими совету, вождю - к государству, где власть принадлежала государственным органам, царю, особому слою людей, выделившемуся для управления народом. Отражала эта теория и договорную практику многих землевладельцев (феодалов), городов, за­ключавших договор с князем.

Психологическая теория (М/м лекция № 2, слайд № 17) связывает происхождение государства с про­явлением народного духа. Родоначальником этой теории был Аристотель, который признавал у людей государственный инстинкт, их стремление к взаимопониманию, побуждающему народы к созданию высших социальных образований. В ХХ веке эти идеи были блистательно развиты виднейшим российским ученым Л. Н. Петражицким, которому удалось не только теоретически обосновать психологическую потребность человека жить в рамках организованного сообщества, но и создать целое научное направление, научную школу, которой следовали ведущие российские правоведы. Развитие этого научного направления было прервано революционными событиями начала прошлого века.


Экономическая теория (М/м лекция, слайд № 13), авторами которой признаются Платон, Сен-Симон и Фурье, объясняет появление государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство является результатом исторического прогресса. Причем основой прогресса, по замыслу авторов данной теории, являются именно экономические преобразования, которые с неизбежностью заставляют общество развиваться по восходящей линии, создавать государство как инструмент такого развития.

Данная теория пользовалась большой популярностью и имела много сторонников, более того, она была взята в качестве основы К. Марксом и Ф. Энгельсом при разработке классовой теории происхождения государства.

Теория насилия основой происхождения государства полагает акт на­силия, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти побе­дителя над завоеванными, для насилия над ними создается государство (М/м лекция № 2, слайд № 14). По мнению Л. Гумпловича, нет ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в за­воевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.

Таким образом, сторонники теории насилия утверждали, что племе­на при встречах между собой воевали и победители превращались в гос­подствующую часть общества, создавали государство. Например, К. Каутский писал в книге "Материалистическое понимание истории", что племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати.

Действительно, завоевания одним народом другого имели место, от­ражались на социально-экономической структуре вновь возникающего общества, но это были уже вторичные процессы. Завоевательный фак­тор в образовании государства отбрасывать не следует, помня о том, что в истории множество примеров поглощения, растворении побеж­денным народом завоевателей, сохранения и усвоения завоевателями государственных форм побежденных народов.

Другой аспект рассматриваемой теории – это так называемая теория внутреннего насилия, автором которой является Евгений Дюринг (М/м лекция № 2, слайд № 14). Данный автор считал, что государство развивается в процессе осуществления насилия одной части общества (большинства) над другой – меньшинством, не вскрывая причин подобного противостояния. Именно это обстоятельство сделало Е. Дюринга объектом критики со стороны другого выдающегося мыслителя Ф. Энгельса, посвятившего этому вопросу отдельную работу «Анти-Дюринг».


Тем не менее, сегодня одной из самых распространенных является классовая теория (М/м лекция № 2, слайд № 15), представителями которой являлись Маркс, Энгельс, Ленин. В основу были положены книга Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", напи­санная им в 1884 году, и лекция В. Ленина "О государстве", прочитан­ная им в 1919 году. В основу своей работы Ф. Энгельс положил труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общест­ва Л. Моргана, опубликованные в 1877 году в его книге "Древнее обще­ство".

Проблема происхождения государства и права наиболее обстоятель­но исследована в известной работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". На основе предшествующих ис­следований автор показал, что человечество прошло в своем развитии длительный путь до возникновения государства. Первобытное обще­ство, в котором не было ни государства, ни права, прошло три стадии - дикость, варварство и цивилизация, различающиеся главным образом степенью развития производительных сил. По мере развития и совер­шенствования орудий труда и крупными общественными разделениями труда (отделение земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, выделение торговли в самостоятельную сферу экономики) образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной соб­ственности и имущественному расслоению общества, благодаря этому, с одной стороны, возникает необходимость, а с другой стороны, - эконо­мические предпосылки, возможность содержать специальные группы людей, основным занятием которых является охрана сложившихся от­ношений частной собственности и интересов собственников. Таким об­разом, происходит постепенное превращение общественной власти, ко­торой располагали вожди, старейшины, родоначальники, а также носи­тели культовой власти в первобытном обществе, в публичную, т.е. госу­дарственную власть. Если основным средством поддержания обще­ственной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет, то сущностью государственной власти ста­новится принуждение.

Коренным образом меняется положение человека в обществе. Если в первобытном обществе оно определялось принадлежностью отдельного лица к семье, роду или племени, то в государственном обществе статус человека определяется его имущественным положением и личной бли­зостью к носителям публичной власти.

Ирригационная теория (М/м лекция № 2, слайд № 21) разработана современным немецким ученым К. Виттфогелем, который во многом опирался на идеи К. Маркса об азиатском способе производства. В работе К. Виттфогеля "Восточный деспотизм" возникновение государств, их пер­вые деспотические формы связываются с необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в восточных аграрных облас­тях. Эта необходимость приводит к образованию бюрократического класса, порабощающего общество. Действительно, процессы создания и поддержания мощных ирригационных систем происходили в регионах образования развитых городов - государств Египта, Индии, Китая. Эти работы диктовали необходимость жесткого, централизованного управления, распределения, учета, подчинения







Date: 2016-02-19; view: 482; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию