Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Родоплеменная организация общества при первобытном строе
(РП, Тематический план, п/н 2 (Стр.6); Содержание курса «Тема 2» (Стр. 10); Планы СЗ «Тема 2» (Стр. 29); М/м лекция № 2; (СхиОП, стр. 5). Вопрос о происхождении человечества до сих пор остается тайной даже для современной науки. Думается, что окончательный ответ на него вряд ли будет получен в ближайшие десятилетия, а может и столетия. Тем не менее, ученым удалось приоткрыть завесу неизвестности над первыми веками человеческой истории. В настоящее время принято считать, что человек появился примерно 40-50 тысяч лет назад, хотя временная граница существования человечества все дальше отодвигается вглубь веков, и некоторые ученые-биологи оценивают возраст человечества как биологического вида в 100-120 тысяч лет. На протяжении этого периода государство существовало довольно непродолжительный период, начиная примерно с 7 века до нашей эры. Его возникновению предшествовал первобытно-общинный строй, который представлял собой негосударственную организацию общества. Через этот этап развития прошли все народы мира (М/м лекция № 2, слайд № 2). Первоначально существовали бродячие группы людей, связанные совместным добыванием пищи и взаимной защитой от внешних опасностей. Такие группы людей принято именовать племенами. во главе которых стоял вождь (М/м лекция № 2, слайд № 3). Эта стадия развития общества характеризуется как собирательная, когда люди собирали и потребляли естественные плоды природы. Постепенно происходил переход человеческого общества к более устойчивой форме организации - родовой общине. Этот переход был обусловлен развитием производительных сил общества. Появились луки, стрелы, примитивные орудия труда, формировалось первобытное земледелие, приручались дикие животные. Это был переход от собирательной (присваивающей) к производящей экономике. В истории он получил название неолитической революции (М/м лекция № 2, слайд № 4), поскольку в ее результате произошли принципиальные изменения в организации общества. Производящая экономика требовала более устойчивой и организованной структуры общества (М/м лекция № 2, слайд № 5). Произошло естественное разделение труда, т.е. разделение труда между мужчиной и женщиной. Женщины занимались домашним хозяйством, приготовлением пищи, изготовлением одежды, воспитанием детей. Мужчины создавали орудия труда, занимались хлебопашеством, рыбной ловлей, строительством жилищ. Сложилось устойчивое объединение – род. Род являлся первичной формой общественной организации, свойственной развитому первобытно-общинному строю. Членов рода объединяло кровное родство, совместный коллективный труд и общность имущества. Для родовой формы организации общества характерна и первобытная демократия. Управление родом, в который входило от нескольких десятков до нескольких сотен человек, осуществлял старейшина, который избирался всеми взрослыми членами рода. Власть старейшины не была наследственной. Во время войн избирался военачальник, который руководил родом в период военных действий. Выборные старейшина и военачальник выполняли работу наряду с другими членами рода. Их власть опиралась на моральный авторитет, личные качества, на доверие к ним со стороны членов рода. Аппарат принуждения отсутствовал. Важнейшие вопросы жизни рода решались общим собранием членов рода, а старейшина проводил их в жизнь. При родовом строе не существовало какой бы то ни было властной организации, обособленной от членов рода, стоящей над ними. Род являлся основной ячейкой общества при первобытнообщинном строе. Однако постепенно роды объединялись в более широкие образования. Так, например, у древних греков таким образованием была фратрия. Несколько родственных фратрий составляли племя. Каждое племя имело собственную территорию и имя. Соплеменники, как правило, разговаривали на одном диалекте, имели общие культовые обряды. Во главе племени стоял совет, состоявший из старейшин и военачальников родов. Совет заседал публично. На нем могли присутствовать все члены племени и участвовать в обсуждении вопросов. Такова была догосударственная организация власти в первобытном обществе. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями (М/м лекция № 2, слайд № 26) – правилами поведения, сложившимися в процессе жизнедеятельности той или иной группы людей, вошедшие в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами. В настоящее время существует как минимум две точки зрения на характер нормативного регулирования, действовавшего в догосударственный период (М/м лекция № 2, слайд № 23). В соответствии с одной из них, обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», в которых были слито воедино и моральные, и религиозные требования, и мифы, и ритуалы, и обряды, и этикетные правила. Согласно другой точке зрения, в первобытном обществе существовали различные социальные нормы, такие, как ритуалы (М/м лекция № 2, слайд № 25), обряды (М/м лекция № 2, слайд № 24), обычаи (М/м лекция № 2, слайд № 26), религиозные (М/м лекция № 2, слайд № 27) и моральные нормы (М/м лекция № 2, слайд № 28), мифология (М/м лекция № 2, слайд № 29) и этикет (М/м лекция № 2, слайд № 30), отличающиеся друг от друга и по форме выражения, и по механизму регулятивного воздействия, однако содержание указанных норм являлось настолько непротиворечивым, что в глазах современных исследователей они выглядят как нечто единое, нерасчленяемое на самостоятельные элементы. В то же время неразвитость социальных норм первобытного общества по сравнению с социальными нормами общества современного, не дает основания отказываться от дифференциации этих регуляторов, многие из которых до сих пор не получили своего целостного развития. Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Исполнялись обычаи в силу привычки, поведенческой традиции и, как правило, не требовали дополнительных средств обеспечения их выполнения. Однако, в ряде случаев, особое место занимало такое средство обеспечения соблюдения обычаев как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табуированию первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. В случаях, когда соблюдение указанных запретов нуждалось в подкреплении принуждением, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника). 2. Разложение первобытно-общинного строя и образование государства (М/м лекция № 2, слайд № 6) Разложение первобытно-общинного строя и образование государства по разному протекало у народов земли и заняло довольно продолжительный промежуток времени. У некоторых племен и народов нашей планеты этот процесс до сих пор не завершен. В основе образования государства лежит целый комплекс экономических, политических, идеологически и социальных предпосылок. Характеристику закономерностей разложения первобытно-общинного строя и государствообразования логичней начать с перечня экономических предпосылок. В результате развития первобытного производства создаются новые, более производительные орудия труда. Скотоводство и земледелие не требуют обязательного участия всех членов рода, их коллективных усилий. Обрабатывать поле и пасти скот в состоянии отдельная семья. Поэтому семьи начинают вести самостоятельные хозяйство. Дом, скот, участок земли, орудия труда становятся частной собственностью отдельных семей. Из состава рода начинают выделяться патриархальные семьи, состоящие из нескольких поколений мужчин с женами и детьми. Они живут в одном дворе, совместно обрабатывают поля, держат скот. Семья постепенно расколола род и привела к его распаду. Начался регулярный обмен продуктами вначале между родами, а затем и внутри рода – между семьями. Постепенно продукции стало создаваться больше, чем потреблялось. Образовались и излишки, которые накапливались как богатство. Военнопленных перестали убивать, а стали обращать в рабов. Дальнейшее развитие производительных сил связано с появлением железа. Использование железных орудий труда резко повысило его производительность. Появились ремесленники, которые стали производить товары для продажи. Возникло товарное производство. Появились металлические деньги, развилась торговля. К числу политических предпосылок образования государства следует отнести усиление имущественного неравенства людей, появление вождества, как социально-политического явления. Вожди, военачальники, жрецы использовали свое положение для присвоения излишков производства, образованию которых было уделено внимание выше, лучших участков земли, большего количества скота, большей части военной добычи. Руководящие должности стали замещаться лицами из богатых семей. Власть становилась наследственной. Вокруг вождя группировались его приближенные, привилегированные лица. Старая родовая демократия уступила место новой форме организации власти, которая постепенно превратилась в органы насилия. У бывших военачальников, ставших князьями, появилась постоянная дружина - вооруженное войско, которое держало в повиновении население. Сохранились и племенные вожди. Возникла необходимость в определенном аппарате людей, которые бы осуществляли функции управления. Это положило начало формированию социальной организации, располагавшейся первоначально в тех населенных пунктах, где проживал вождь. Постепенно происходило возвышение указанных поселений, что в западной литературе получило название «вождество» (от англ. «дом вождя»). Со временем указанные поселения приобретали стратегическое значение, располагались в наиболее защищенных местах, имели лучшие коммуникации, фортификационные сооружения. В них сосредоточивались материальные и духовные ценности, развивалось производство, культура, они становились религиозными центрами. Немаловажным аспектом образования государства является переход от магических верований к религиозным. Магия как вид духовного творчества ставит божества в один ряд с человеком, допускает возможность «договорных» отношений между ними: в обмен на соответствующую жертву божества могут даровать человеку исполнение его желаний. Религия же требует от ее адептов безоговорочного поклонения Богу, который, как правило, либо воплощается в правителе соответствующего народа, либо освящает его власть. Для подтверждения данной мысли достаточно проследить историю становления мировых религий, шедшую рука об руку со становлением древних государств. Термин «государство» появился только в XVI веке, благодаря выдающемуся итальянскому мыслителю Никколо Макиавелли. До этого времени использовались понятия княжества, королевства, города. Сам процесс образования государства, а именно – пути и способы его образования, современная наука описывает следующим образом (М/м лекция № 2, слайд № 7). Типичным путем, то есть таким, которому следовало большинство из известных науке древних государств в процессе своего становления, в настоящее время считается создание Древневосточных деспотий, которые возникали на основе земледельческих культур, сложившихся в поймах плодородных азиатских и африканских рек. Особенным, в настоящее время большинство исследователей рассматриваемой тематики, считают европейский путь становления и развития государств, который, в свою очередь, является весьма неоднородным. В его рамках выделяются такие способы, как образование государства у древних греков, древних римлян, а также у германских и славянских народов, каждый из которых обладает определенной спецификой и самобытностью. Таковы наиболее общие закономерности развития государства. Однако в разных странах этот процесс имел свои особенности. Например, в Древней Аттике с развитием производства шло расслоение населения на бедных и богатых, возникли торговля, в том числе морская, частная собственность на землю, был создан аппарат управления. Население было разделено по территории – на округа. Рода и фратрии утратили свое значение. В обязанности каждого округа входило: поставить, вооружить и снабдить экипажем одно военное судно. Высшее сословие - эвпатриды получили право занимать руководящие должности и иметь вооруженную силу. В Германии процесс формирования государства был иным. Во времена Римской империи германскими племенами управляла римская администрация. После распада территория Германии разделилась на отдельные территории, во главе которых стояли военачальники, ставшие впоследствии королями. Существовали также города-государства, в которых были свои государственные органы, вооруженные силы, свое право, налоги. Такие города-государства - полисы существовали и в эпоху античности, и в эпоху средних веков. В России таким городом - государством был Великий Новгород, входивший в Ганзейский союз, объединявший множество европейских городов. Он имел орган управления - Вече, которое назначало князя. Существовало право, взималась подать – налоги. Date: 2016-02-19; view: 641; Нарушение авторских прав |