Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Отечественная культура в ХХ в
Противоречивость общественного развития на рубеже XIX-XX вв. Изменения в общественном сознании в эпоху войн и революций. Рост оппозиционных и революционных настроений в обществе. Возрастание демократической роли школ, училищ, университетов как центров образования и культуры. Академия наук и научные общества. Достижения русской науки. Переоценка традиционной системы ценностей в общественном сознании в конце XIX – начале ХХ в. Распространение иррационализма. Религиозно-философское возрождение и создание целостных философских систем: новое религиозное сознание, “философия жизни”, антропокосмизм, апокалиптическая традиция. Интеллигенция в России, ее место и отношение к народу (“Вехи”, 1909). “Серебряный век” как ренессанс русской культуры. Художественные течения в конце XIX – начале ХХ в.: модернизм и реализм. Традиции и поиски новых форм в искусстве и литературе. Новые архитектурные стили: модерн, новорусский стиль, неоклассицизм. Начало русского кино. Синтез искусств. Русские сезоны в Париже. Всемирное значение русской культуры конца XIX – начала ХХ в., ее влияние на европейскую культуру. Культура в первые годы Советской власти. Проблема цивилизационного выбора после падения самодержавия. Становление советского государства: противоречия общественного и духовного развития. Ликвидация массовой неграмотности и переход к всеобщему начальному образованию. Состояние средней и высшей школы. Разрушение старых традиций и обычаев. Массовые антирелигиозные кампании. Уничтожение памятников культуры. Насаждение идеологии культа личности во все сферы культуры. Основные ценностные ориентации советского общества. Новый (коммунистический) общественный идеал и национальное самосознание. Складывание особого типа личности – советского человека: концепции, факторы, условия. Черты личности советского человека. Система ценностей, нравственно-этических установок и идеалов как воплощение официальной идеологии и командно-административной системы. Формирование номенклатуры. Культурная жизнь в 1920-30-е годы. Модели новой культуры. Пролеткульт. Начало политизации культуры, утверждение классового подхода в оценке явлений культуры в 1920-х гг. Достижения, трудности, противоречия советской науки. Литература, изобразительное искусство, театр, кино как элементы механизма формирования массового сознания советских людей. Социально-политический фактор и проблема социального заказа в искусстве. Методы и принципы партийного руководства творческим процессом в 1930-е годы. “Культ обороны”. Политика партии по отношению к интеллигенции. “Из глубины” (1918), “Смена Вех” (1921). Репрессии против деятелей науки и культуры. Российская интеллигенция в эмиграции. Специфические черты советской культуры 1920-30-х годов: глубокая идеологизация, унификация культуры, ограничение свободы творчества, утрата значительной части культурного наследия, аннигиляция (уничтожение) культурных традиций, возведение массовой культуры в ранг официальной, утилитарное отношение к ней, изоляция, оторванность от мировой культуры. Общество и культура в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Перестройка культуры в условиях военного времени. Наука. Средняя и высшая школа. Литература и искусство. Патриотический подъем всех слоев населения. Обращение власти к национальным и религиозным традициям. Складывание общности “народ – власть”. Укрепление позиций советской системы внутри страны и в мире. Изменение картины мира и сознания советских людей. Культура послевоенного периода (1945 – начало 1950-х гг.). Облик послевоенного общества. Демографические проблемы: личная неустроенность, женское одиночество, безотцовщина, детская беспризорность и преступность. Социумы: “поколение победителей”, репатрианты и бывшие военнопленные. Общественное сознание и идеология. Формирование комплекса “обманутых надежд”. Искусственное создание атмосферы чрезвычайности. Ужесточение политического режима. Усиление идеологического диктата. Репрессии конца 1940-х – начала 50-х гг. Успехи и трудности развития науки и культуры. Достижения советских ученых. Отрицательное влияние идеологии на развитие ряда научных направлений – генетики, кибернетики, политэкономии, философии, языкознания и др. Пропагандистские кампании: насаждение национализма, подтверждение приоритета России во всех областях культуры. Усиление изоляции советской культуры от мировой. Партийная критика литературы, кинематографа, театра. Установка на шедевры в искусстве. Судьбы научной и творческой интеллигенции. “Оттепель” в культурной жизни (середина 1950-х – первая половина 1960-х годов). Попытки обновления общественной жизни. Осуждение массовых репрессий 1930-50-х гг. Реабилитация и возвращение политзаключенных. Критика сталинизма. Демократизация общественной жизни. Разрушение мифов официальной истории: тема репрессий в литературе и кино, “лейтенантская проза”, публикации воспоминаний, мемуаров, писем и дневников. Активизация международных контактов советской культуры. Возврат культурного наследия эмиграции. Вступление СССР в эпоху НТР как важный фактор развития советской культуры. Мировые достижения советской науки и техники. Влияние науки на общественную жизнь. Наука как материальная база культуры. Проблема взаимоотношения власти и интеллигенции, свободы творчества в советском обществе. Разрыв между массовой и элитарной культурой. Роль госзаказа в различных видах советского искусства. Противоречия между официальной и неофициальной культурой. Литературно-художественные дискуссии. Самиздат. Передачи зарубежных радиостанций. “Шестидесятники”, их идеалы и ценности. Начало формирования культурной оппозиции в стране. Советская культура в годы “застоя” (середина 1960-х – середина 1980-х гг.). Маргинальный характер советского общества. Завершение процесса формирования номенклатуры. Замкнутый характер социальной структуры общества. Закрытый характер советской системы. Недемократичность. Переориентация общества на потребительские ценности, потребительские стандарты. Становление нового типа личности: потребность в целом мире вещей, ценностях семьи, самоуважении. Отторжение официальной идеологии, формирование двойной психологии и морали, двойного мировоззрения. Культурная политика и условия развития культуры. Наука. Среднее и высшее образование: введение всеобщего среднего образования, деятельность учителей-новаторов. Художественная культура. Деревенская проза. Культурно-исторический туризм. Театр. Киноискусство. Бардовская песня. Кризис официального искусства. “Неофициальное искусство”, искусство “катакомб”, “андеграунд”. Противостояние власти и интеллигенции. Диссидентское движение. Вынужденная эмиграция творческой интеллигенции. Культура СССР в годы “перестройки” (1985-1991). Основные тенденции развития общественного сознания. Кризис идентификации на рубеже 1980-90-х гг.: переоценка событий отечественной истории. Обостренное внимание к собственной истории, расширение кругозора, обращение к культуре русского зарубежья, знакомство с произведениями репрессированных писателей, диссидентов, зарубежных авторов. Школьная реформа. Реформа высшей школы. Глубокая политизация общества. Массовое крушение социалистических идеалов. Идеологический и культурный плюрализм. Изменение системы ценностных ориентаций: примат общечеловеческих ценностей над классовыми и национальными, отказ от деления мира на своих и чужих, отказ от приоритета оборонных ценностей, признание гражданских ценностей. Культура России в 1990-е годы. Инверсия общественного сознания. Ориентация на Запад. Понижение культурного и интеллектуального уровня общества. Противоречия между людьми различных поколений. Общественные ценности и идеалы: процесс прагматизации жизненных ценностей, резкое повышение роль материально-денежного фактора в современной жизни, недоверие к власти, разочарование в политике, самоидентификация общества. Специфические российские ценности: российская государственность, всеединство, соборность, коллективизм, национальное достоинство и др. Система государственных ценностей: потребность в общегосударственной национальной идее. Бедственное положение науки и культуры в период перехода к рыночным отношениям. Трудности в сфере образования. Утрата Россией ведущих позиций в целом ряде отраслей науки, культуры и образования. Отъезд многих специалистов за рубеж. Невнимание властей к нуждам непроизводственной сферы. Средства массовой информации в новых условиях. Новая роль церкви в обществе. Участие РПЦ в политической жизни страны. Новые религиозные движения в современной России Историческое сознание общества на современном этапе. Проблемы и перспективы развития российской культуры. Литература 1. Аронов А.А. История отечественной культуры. ХХ век. М., 1998. 2. Арсланов В.Г. Ответы культуры на вызов времени: СССР. 1930-е годы. Очерки. М., 1995. 3. Безбородов А.Б. и др. Материалы по истории правозащитного движения в СССР. М., 1994. 4. Бессонов М.П. Православие в наши дни. М., 1990. 5. Быков Л.П., Подчиненов А.В., Снегирева Т.В. Русская литература ХХ века. Проблемы и имена. Екатеринбург, 1994. 6. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М., 1998. 7. Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. Репринтное изд-е 1909. М., 1990. 8. Глебкин В. Ритуал в советской культуре. М., 1998. 9. Глезер А. Современное русское искусство. М., Нью-Йорк, 1993. 10. Голомшток И.Т. Тоталитарное искусство. М., 1994. 11. Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998. 12. Зак Л.М. История изучения советской культуры. М., 1981. 13. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века. М., 1991. 14. Калистратов Ю.К. Рабочий класс и советская культура в 20-30-е годы. Нижний Новгород, 1997. 15. Кречмар Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970-1985 гг. М., 1997. 16. Кувакин В.Н. Религиозная философия в России. М., 1980. 17. Культура российского зарубежья. М., 1995. 18. Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991. 19. Лебедев Н.А. Очерки истории кино в СССР. М., 1965. 20. Литературно-эстетические концепции в России в конце XIX – начала ХХ века. М., 1975. 21. Максакова Л.М. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977. 22. Морозов А.И. Конец Утопии. Из истории искусства СССР 1930-х годов. М., 1995. 23. Новые религиозные культы, движения, организации в России. М., 1997. 24. Образ жизни в условиях социализма: Теоретико-методологическое исследование. М., 1984. 25. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. ХХ век. М., 1994. 26. Паперный В. Культура Два. М., 1996. 27. Проблемы изучения истории российского зарубежья. М., 1993. 28. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994. 29. Религия и политика в современной России. М., 1997. 30. Роль русского зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры. М., 1993. 31. Русская идея: Сб. статей. М., 1992. 32. Русская литература ХХ века: Исследования американских ученых. СПб., 1993. 33. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. 34. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века. М., 1993. 35. Семидесятые как предмет истории русской культуры. М., 1998. 36. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1980-х годов. М., 1991. 37. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 гг. М., 1988. 38. Струве Г. Русская литература в изгнании. Париж, 1984. 39. Фатеев А.В. Образ врага в советской пропаганде. 1945-1954 гг. М., 1999. 40. Хазанова В. Советская архитектура первой пятилетки. Проблемы города будущего. М., 1980. 41. Чередниченко Т. Технология советской массовой культуры. М., 1994. 42. Шмидт С.О. Российское зарубежье в системе общественного сознания и культуры России // Шмидт С.О. Путь историка: избранные произведения по источниковедению и историографии. М., 1998. С.339-345. 43. Щетинина Г.И. Идейная жизнь русской интеллигенции: конец XIX – начало ХХ века. М., 1995. 44. Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. М., 1999. Вопросы по истории Ярославского края Date: 2015-12-12; view: 1131; Нарушение авторских прав |