Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика контроля качества отдельной аудиторской проверки
Источником информации при контроле качества отдельной аудиторской проверки должны являться рабочие документы аудитора, сформированные в аудиторские файлы. Аудитор должен составлять рабочие документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания аудита. В рабочих документах должна отражаться информация о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских доказательств. Обычно по каждому клиенту аудиторской организации формируется постоянный и текущий аудиторский файл. В постоянный аудиторский файл включается документация, сохраняющая важное значение на протяжении ряда лет, изменения в которую вносятся редко. К таким документам относятся: копия договора, письма аудиторской организации о проведении аудита; копии учредительных документов; копии договоров, соглашений и других документов длительного характера; информация о фирме (история создания и развития, вид деятельности, производственные мощности, схемы организационно-управленческой структуры и т. п.); описание систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля; копии или выдержки из протоколов собраний акционеров, учредителей, правления по вопросам использования прибыли и др.; основные показатели деятельности за предыдущие годы и т. п. Постоянный файл (папка) формируется во время первой проверки клиента, а затем в нее вносятся дополнения и необходимые поправки по мере поступления новой информации во время следующих аудиторских проверок. В дальнейшем анализируется актуальность долгосрочной документации и в нее также вносятся соответствующие поправки. Текущие аудиторские файлы (папки) содержат информацию, относящуюся в основном к аудиту отдельного периода. В ее состав входят организационные (административные) документы, составляемые на стадии планирования и завершения аудита: письмо (заявка) клиента на проведение аудита (копия договора); задание на планирование аудита; запрос информации на планирование аудита; общий план аудита; программа аудита; график проведения аудита; приказ (распоряжение) об утверждении состава аудиторской группы; меморандум планирования аудита; акт выполненных работ и счет-фактура; рабочее время, фактически затраченное на проведение аудита; деловая переписка и т. п. Текущая рабочая документация, создаваемая при выполнении отдельных аудиторских процедур и проверке отдельных позиций в отчетности, для обобщения полученной информации группируется по определенным разделам: планирование аудиторской проверки бухгалтерской отчетности проверяемой организации; оценка эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля и далее в разрезе проверяемых участков, а также по этапам проведения аудиторской проверки: планирование аудита; сбор аудиторских доказательств в ходе выполнения аудиторских процедур; завершение аудита. На основе обобщения информации текущей аудиторской документации формируются выводы и замечания, на которых основывается мнение аудитора о достоверности проверяемой финансовой (бухгалтерской) отчетности. Контролю качества аудиторской проверки, таким образом, должны подлежать в первую очередь текущие аудиторские файлы, которые непосредственно и содержат информацию, относящуюся к аудиту отдельного периода. Однако не представляется возможным проверить качество всех проведенных аудиторской организацией аудиторских проверок без исключения, поскольку для этого потребуются значительные трудовые, финансовые и временные затраты. Таким образом, необходимо определить принципы и способы отбора аудиторских заданий для контроля качества аудита. Целесообразно использовать нестатистический метод выборочной проверки. Этот метод контроля не требует применения статистических методов отбора и получения результатов. Отбор элементов может быть произвольным, экспертным или каким-либо другим методом, т. е. не основанным на математических приемах. Выбор такого метода осусловлен тем, что процесс аудиторской проверки характеризуется рядом особенностей, в силу которых отбор аудиторских файлов, подлежащих проверке, не может быть произведен случайно. Следует отметить, что должен производиться отбор только единицы проверки, т. е. одного задания. Внутри единицы проверки контроль должен осуществляться сплошным методом по соблюдению всех установленных критериев качества аудита. Задания, которые должны подлежать контролю, определяются на основании профессионального суждения контролера качества. Однако отбор не может быть менее одной единицы проверки в каждом виде услуг, оказываемых аудиторской организацией, а также в каждом виде деятельности аудиторской организации. Под единицей проверки следует понимать одно задание, выполняемое аудиторской организацией (например, одно задание по обязательной аудиторской проверке, одно задание по инициативной аудиторской проверке, одно задание по заданию государственных органов, одна сделка по постановке учета и далее по видам сопутствующих аудиту услуг). Все отобранные аудиторские задания должны относиться к таким заданиям, которые были выполнены и завершены в течение всего проверяемого периода. Проверке также могут подлежать аудиторские задания: – выполненные под руководством разных сотрудников фирмы, поскольку существует возможность использования различных подходов к проведению аудита; – относящиеся к различным видам деятельности аудиторской организации (например, общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования, аудит кредитных организаций, банковских групп и холдингов). Поэтому для целей планирования отбора следует произвести оценку видов деятельности проверяемой аудиторской фирмы. Обзор аудиторской работы имеет различные формы: (а) “Горячий” обзор. Рабочие документы, подготовленные членом аудиторской группы, проверяются другим, более опытным членом группы. Обычно, такой обзор подтверждается проверяющим, который утверждает эти рабочие документы. (б) Обзор после аудита. В конце аудита, но до подписания аудиторского заключения, менеджер или партнер должны проверить аудиторскую папку и окончательную учетную документацию. (в) Отдел обзора аудита. Некоторые фирмы используют маленькие группы опытных работников, сформированных в группы обзора или отдел. В задачу этой группы входит детальная проверка проделанной аудиторской группой работы, для гарантии того, что аудит был проведен в соответствии со стандартными процедурами фирмы. (г) «Проверка равным». Эта система, при которой одна аудиторская фирма делает обзор деятельности другой фирмы и докладывает партнерам изучаемой фирмы о возможных путях совершенствования их процедур.
Тема10. Планирование аудиторской деятельности
Цель: Изучить порядок планирования аудита Структура лекции: 1. Общие аспекты планирования 2. Содержание этапов планирования
Общие аспекты планирования
Планирование является начальным этапом проведения аудита и заключается в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности клиента. Планирование подразумевает глубокое изучение деятельности клиента, оценку вероятности наличия существенных искажений в бухгалтерском учете и отчетности и организацию эффективного проведения аудита. Процесс планирования включает: · стадию изучения - получение базовой информации о клиенте, включая информацию о специфике деятельности клиента, контрольной среде, компьютерном оборудовании, используемом клиентом, изменениях, произошедших после последней аудиторской проверки, и информации о критических областях; · стадию оценки - определение уровня существенности и оценку риска того, что в бухгалтерской отчетности клиента могут иметь место существенные искажения и что они останутся не выявленными; · механическую стадию - на этой стадии решаются вопросы организация работы аудиторов, включая подготовку программ аудита, распределение обязанностей в ходе проверки и т.д. На стадии изучения выявляются области, значимые для аудита, и оценивается эффективность системы внутреннего контроля. На стадии оценки устанавливается приемлемый уровень существенности, изучается и оценивается аудиторский риск. Уровень существенности определяется в соответствии с утвержденной методикой в отношении всей бухгалтерской отчетности клиента. Аудиторский риск означает вероятность того, что бухгалтерская отчетность проверяемой организации может содержать не выявленные существенные ошибки и/или искажения после подтверждения ее достоверности, или, что будет признано, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет. При оценке рисков применяется три градации: a. высокий; b. средний; c. низкий.
Содержание этапов планирования
. При планировании аудита выделяются три основные этапа работы: · предварительное планирование; · подготовка и составление общего плана аудита; · подготовка и составление программы аудита.
Предварительное планирование осуществляется на этапе знакомства с клиентом до заключения договора о проведении аудита. Предварительное планирование состоит из: · общего знакомства с финансово-хозяйственной деятельностью клиента; · определения состава специалистов для проведения аудита; · определения общих затрат времени на проведение аудита. Подготовка и составление общего плана аудита. В общем плане аудита определяются объем, приемы и сроки проведения аудита, включая подготовку письменной информации (отчета) руководству и аудиторского заключения. Подготовка общего плана аудита состоит из: · получения более полной и подробной информации о деятельности клиента и его организационной структуре; · изучения системы бухгалтерского учета клиента и применяемых им компьютерных программах; · изучения и оценки степени надежности системы внутреннего контроля; · определения стратегии аудита; · определения критических областей и вопросов, значимых для аудита; · рассмотрения факторов внутренней надежности и оценки присущей объекту проверки внутренней надежности; · определения уровня существенности и точности; · определения возможности применения для целей аудита компьютерных средств обработки данных; · определения статей и показателей бухгалтерской отчетности, которые необходимо расшифровать и пояснить; · уточнения пожеланий клиента, в отношении сроков и графика проведения проверки, а также процедур, не требующихся непосредственно для подготовки аудиторского заключения; · определения необходимости привлечения к проверке специалистов в каких-либо областях и экспертов, а также возможности использования внутреннего аудита.
Информация о клиенте, включая информацию об особенностях его деятельности, о применяемом компьютерном оборудовании и программах, системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля документируется в отдельный файл «Информация о клиенте». По результатам изучения информации о клиенте разрабатывается стратегия аудита - что именно должно быть проверено и каким образом. Определяются области, значимые для аудита, а также те бухгалтерские счета, операции, которые отсутствуют у клиента или по первоначальному впечатлению представляются мало значимыми (не существенными) для аудита и могут не проверяться. Для значимых областей определяются приемы и методы их проверки: в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры по существу и какие (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры); в каких случаях предполагается опереться на средства внутреннего контроля и провести тесты средств контроля; где необходима сплошная проверка и где можно ограничиться аудиторской выборкой. К областям, значимым для аудита, относятся прежде всего те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наиболее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. К областям мало значимым для аудита (не существенным) могут быть отнесены те, операции по которым отсутствуют у клиента или имеют крайне незначительный объем, а также те, по которым величина остатков (сальдо) и оборотов по счетам бухгалтерского учета наименее значительна по сравнению с выбранным уровнем существенности. Выработанная стратегия аудита документируется. Подготовка и составление программ аудита. 1. Подготовка программы аудита осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита. 2. Программы аудиторских процеду по существу составляются аудиторами и старшими аудиторами для каждой области аудита и документируются. 3. Тесты средств контроля составляются руководителем аудиторской проверки для тестируемых средств контроля в отношении отдельных объектов проверки и документируются. 4. При включении в программу аудита аналитических процедур их выполнение и результаты документируются.
В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также причины изменений документируются. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и результаты изменений отражаются в рабочих документах. Date: 2016-02-19; view: 458; Нарушение авторских прав |