Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 33. Россия на переломе⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
В области внутренней политики руководство суверенной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — стабилизация экономической ситуации при одновременном проведении рыночных реформ. В январе 1992 г. были освобождены цены на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Этот шаг был продиктован логикой реформаторского курса правительства Е.Т. Гайдара, сформированного Президентом Б.Н. Ельциным преимущественно из молодых ученых-экономистов. Правительство стремилось добиться стабилизации прежде всего на макроэкономическом уровне (на нем учитываются и отслеживаются самые общие стоимостные показатели: национальный доход, совокупный общественный продукт, стоимость основных производственных фондов, совокупный спрос и т.п.) за счет микроэкономических переменных (производство и затраты отдельных предприятий, спрос индивидуальных потребителей, цены отдельных товаров и т.п.). В условиях сохранявшейся предельной монополизации производства это привело к резкому взлету всех без исключения цен: к концу 1992 г. примерно в 100-150 раз при росте средней зарплаты в 10-15 раз. Много медленнее развертывалась приватизация госсобственности и ее децентрализация. В соответствии с намеченным планом, к 1993 г. она должна была охватить 20% промышленных предприятий (исключая оборонный комплекс) и 70% предприятий торговли и сферы услуг. Но плановые установки удалось выдержать лишь в отношении последнего показателя. Положение в экономике продолжало ухудшаться. Конкретные предприятия, в значительной мере выпавшие из поля зрения «макроэкономического» правительства, испытывали в своей деятельности огромные трудности, не могли закупить по свободным ценам необходимое им сырье и комплектующие материалы. Промышленное производство упало в 1992 г. на 35%. Эта тенденция сохраняется и в 1993. г. В исключительно тяжелом положении оказались предприятия оборонного комплекса, где сосредоточена самая передовая технология и наиболее квалифицированные кадры. За три последних года внешний долг увеличился в 2 раза, он достиг 75 млрд долларов. Только на обслуживание долга (выплату процентов) Россия должна выделять теперь до трети своего годового дохода. В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства как неудовлетворительную. Новым его главой стал опытный управленец B.C. Черномырдин. Он подтвердил стратегический курс на рыночную экономику, пообещав внести в нее определенные коррективы. Второй приоритетной задачей в области внутренней политики было оформление суверенной российской государственности. В настоящее время в своем высшем эшелоне она представлена тремя ветвями власти: законодательной (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительной (Президент и назначаемое им правительство; председатель правительства утверждается по представлению Президента Съездом народных депутатов) и судебной с венчающим ее Конституционным судом. В действующей Конституции Российской Федерации четкого разделения функций и предела компетенций властей не проведено. Это повлекло за собой перманентный конфликт между Президентом Б.Н. Ельциным и Верховным Советом во главе с его председателем Р.И. Хасбулатовым, в отдельные моменты приобретающий драматический характер. Противостояние исполнительной и законодательной властей объективно обусловлено переходным характером российской государственности. Идет выбор ее формы: президентская республика (сильный президент, формирующий правительство и имеющий при определенных обстоятельствах право распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентская республика (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство, должность президента или отсутствует вовсе, или он наделен ограниченными полномочиями), наконец, смешанная, парламентско-президентская республика. Поляризацию социально-политических сил в обществе отражают позиции, занятые основными партиями и организациями, действующими ныне в России. Сторонники радикальных реформ (в том виде, как они проводились правительством Е.Т. Гайдара) сплотились в политический блок, получивший название «Движение демократических реформ» (лидер Г.Х.Попов). ДДР выступает за упразднение Съезда народных депутатов, избрание Учредительного собрания для принятия новой Конституции страны. На противоположном политическом фланге быстро консолидируется «непримиримая оппозиция» различной ориентации: национально-патриотической (Российский общенародный союз, Русский национальный собор и др.) и коммунистической. Оппозиция обвиняет власть в предательстве интересов России. Центристские позиции занимает влиятельный Гражданский союз (лидер А.И. Вольский). Борьба между этими силами во многом определяла характер общественно-политической жизни страны в 1992-1993 гг. Третьей приоритетной задачей нынешнего руководства страны является предотвращение территориального распада России. В 1991 г. все автономные республики, входящие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий, все автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными республиками. Некоторые республики взяли курс на постепенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а Чеченская республика, не признанная Москвой, прервала связи с федеральными властями и заявила о готовности защищать свою государственную независимость с помощью оружия. В основе этого процесса лежало то же самое фундаментальное обстоятельство, которое предопределило крушение СССР, — дальнейшее региональное дробление номенклатуры, на сей раз уже на общероссийском уровне, стремление местных правящих элит вырваться из подчинения Центру, стесняющего их самостоятельность. Единственным на сегодняшний момент серьезным шагом на пути сохранения единства страны стал подписанный в Москве в марте 1992 г. Федеративный договор, где уточнялись взаимоотношения между субъектами Российской Федерации и были обозначены границы государства. О своей особой позиции заявили представители Татарстана и Чечни, отказавшиеся поставить подписи под текстом этого документа. Тем временем огонь межнациональных конфликтов перебросился через Кавказский хребет на территорию России. Вначале он разделил на две части единую Чечено-Ингушскую республику, затем привел к кровавым столкновениям северо-осетин с ингушами. В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья, Средней Азии и Казахстана (с 1991 г. общая их численность достигла 1 млн человек). Две трети из них — русские по национальности. Во внешней политике новое российское руководство отдало приоритет укреплению отношений со странами Запада, прежде всего с США. Ожидалось, что поддержавшие Ельцина в августе 1991 г. лидеры «семерки» предоставят России значительную экономическую помощь, столь необходимую для успешного проведения реформ. Во многом в расчете на эту помощь была построена программа правительства Гайдара. Но надежды не оправдались. Задержку в предоставлении помощи Запад объяснял политической нестабильностью в России, в то время как нормализовать обстановку могли бы лишь положительные сдвиги в экономике. В конце 1991 — начале 1992 г. Президент Б.Н. Ельцин выступил с первыми внешнеполитическими инициативами. Он официально заявил, что отныне ядерные ракеты России не направлены на объекты на территории США. В январе 1993 г. в Москве между Россией и США был заключен договор ОСНВ-2, предусматривающий взаимное сокращение к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением по ОСНВ-1. Особое место во внешнеполитической деятельности российского МИДа занимает проблема защиты Прав русскоязычного населения, проживающего на территории бывших республик СССР. Предпринимаются попытки привлечь к ее решению СБСЕ. Проблемы ближнего зарубежья — вообще наиболее трудные и болезненные для российского руководства. В рамках СНГ Россия подписала свыше 250 документов, регулирующих взаимоотношения с другими государствами Содружества (создание единого рублевого пространства на период хозяйственной стабилизации, отлаживание режима границ, совместное изучение космоса, обмен информацией и т.д.). Заключен договор о коллективной безопасности (в нем участвуют б из 11 стран СНГ), утвержден Устав СНГ (семью странами). Все это, однако, не привело к оформлению Содружества как прочной и действенной организации, хотя объективные предпосылки к этому, и прежде всего экономическая взаимозависимость, начинают все острее осознаваться общественностью и руководителями союзных государств. Непредвиденные реформаторами расходы и проблемы нарастают подобно снежному кому. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие страны — к подлинной демократии и рыночному хозяйству или к очередному авторитарному режиму? Это определяется на наших глазах в острой борьбе различных социальных и политических сил. Россия вновь, как и в 1917 г., стоит на историческом перепутье.
Date: 2016-02-19; view: 365; Нарушение авторских прав |