Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 32. «Перестройка» и ее основные итоги. Распад СССР





После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти разгорелась острая борьба за лидерство. В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Это означало победу группы политиков, стремившихся к обновлению общественных структур. В истории СССР начался этап, получивший вскоре названия «перестройки».

Главной задачей новой администрации было остановить распад системы «государственного социализма», придав новый импульс развитию экономики и пробудив общественную активность. Не меньше значения придавалось и оживлению международных связей страны. Осторожные реформы были призваны укрепить положение правящей элиты, освободить ее от наиболее закоснелых элементов.

В апреле 1985 г. пленум ЦК КПСС провозгласил курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора». Принимались и меры по наведению порядка, укреплению дисциплины и т.п. Единственным же «новшеством» стало создание госприемки — еще одного органа административного контроля. Таким образом, начало «перестройки» носило во многом декларативный характер. Какой-либо проработанной программы преобразований у новых властей не было. Но не было в тот момент и серьезных социальных сил, выдвигавших программные требования, способных оказывать давление на руководство. В обществе имелось пока лишь довольно абстрактное желание перемен; до осознанной готовности широких масс к радикальным преобразованиям, к смене модели общественного развития предстояло пройти большой путь.

Важнейшим толчком к изменениям в общественном сознании послужило объявление политики «гласности». Она предполагала смягчение цензуры над средствами массовой информации (под контролем сверху), публикацию ряда запрещенных прежде документов, книг и т.д., ликвидацию спецхранов в библиотеках. Но уже скоро партаппарат оказался неспособен удержать набиравшую силу свободу слова в официальном русле «социалистического выбора». Именно пресса активизировала отказ от многих исторических и социальных стереотипов, поиск ориентиров будущего развития страны. Появление «новой прессы» стало наиболее значительным явлением первых «перестроечных» лет.

К собственно экономической реформе власти обратились с лета 1987 г. Выли заметно расширены права предприятий. В частности, они получили возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность. Сокращалось число министерств и ведомств, между ними и предприятиями декларировались партнерские (а не командные) отношения. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Законодательные акты 1990 г. предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду (до 20% общего числа к 1995 г.), постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и т.д. Но реализация этих мер откладывалась. Затягивалось и крайне необходимое для оптимизации производства реформирование кредитной и ценовой политики, системы снабжения предприятий и оптовой торговли оборудованием, сырьем, энергоносителями.

В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью. Большинство принимаемых законов не работало. Они выхолащивались и глушились бюрократическим аппаратом на местах, усматривавшим в непривычных новациях Центра прямую угрозу своему существованию и благополучию.

Экономическая ситуация ухудшалась. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. -в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом. Летом 1989 г. прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с того времени стали постоянно сопутствовать «перестройке».

С лета 1988 г. руководство страны обратилось к реформированию политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало власти к политическим реформам и другое обстоятельство — появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их «носителей» — новых политических сил.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе, оживление Советов, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост — председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР был избран генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР — его политический оппонент Б.Н. Ельцин (май 1990 г.), который представлял силы, требовавшие ускорить и углубить реформы.

В этот период резко усилился спонтанный процесс формирования новых политических партий (точнее, протопартий) самого широкого спектра: от монархических до анархистских, с преобладанием центристских (либерально-демократических) группировок. В республиках появляются партии и массовые движения национальной — а зачастую и националистической — ориентации («Народные фронты» и т.п.). Новые политические образования все отчетливее занимают антикоммунистические и антисоциалистические позиции.

Кризис охватывает ряды самой КПСС. В ней обозначились по меньшей мере три течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксально-традиционалистское. В 1989-1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Развертывался необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда этой несущей конструкции советской политической системы.

При всей своей важности он, однако, был лишь внешним проявлением другого, намного более глубокого процесса — регионального дробления до той поры единой и строго централизованной союзной номенклатуры. В стране начинают складываться новые центры реальной власти в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов, где происходит блокирование политиков либерально-демократической ориентации, прошедших в «парламенты» на волне критики КПСС, и старых опытных партократов.

Быстро нараставшее дистанцирование республиканских отрядов номенклатуры от московских верхов, которое стало оказывать определяющее воздействие на развитие событий в СССР, объяснялось многими причинами. Отметим главные:

— безрезультатность действий Центра и его прогрессирующая слабость. Он уже не мог с достаточной эффективностью ни обеспечивать интересы номенклатуры в целом, ни глушить сепаратистские тенденции в' национальных регионах (проявлявшиеся и на предыдущих этапах советской истории);

— сознательно взятый и умело проводимый курс правящих элит большинства республик на ликвидацию любых форм своего подчинения Центру, на обретение всей полноты власти. Добиться этого можно было лишь путем выхода республик из Союза, получения ими статуса суверенных государств, полноправных субъектов международного права. Именно этой цели подчиняются отныне все действия республиканской номенклатуры.

Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшем приоритет своих законов над законами Союза. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В ряде мест вспыхнули межнациональные конфликты.

Решающее значение для исхода начавшегося «парада суверенитетов» и «войны законов» имело то обстоятельство, что республиканским правящим элитам удалось связать собственные интересы с интересами широких слоев населения, которые выражали несогласие с существовавшей формой взаимоотношений субъектов формально федеративного, а на деле унитарного Союза. Противодействие вызывали чрезмерный централизм в управлении, навязывание союзными органами своих установок в области использования природных ресурсов, экономического и социального развития республик без должного учета их собственных интересов.

Оказавшись под перекрестным огнем критики политических оппонентов с правого (ортодоксально-марксистского) и левого (либерально-демократического) флангов, а также руководства республик, горбачевская администрация, уже теряя инициативу, переходит с весны 1990 г. ко второму этапу политических реформ. Постепенно они распространяются и на сферу государственного устройства СССР. Отличительными чертами этого этапа были:

— признание постфактум сдвигов в общественных настроениях, реальной расстановке политических сил и их законодательное оформление (отмена 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей «руководящую и направляющую» роль КПСС; объявление об официальной регистрации политических партий начиная с 1991 г. и др.);

— отказ от курса на сохранение КПСС в ее прежнем виде и попытка перестроить партию по образцу западной социал-демократии в надежде обрести опору в лице коммунистов-реформаторов. Соответствующая программа, разработанная Генсеком и его единомышленниками, была одобрена XXVIII съездом КПСС (лето 1990 г.), но так и не проведена в жизнь;

— введение новой высшей государственной должности — Президента СССР и концентрация властных полномочий в президентском аппарате за счет союзных советских структур (Съезда народных депутатов и Верховного Совета), терявших контроль над ситуацией в стране и авторитет в обществе. III Съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом М.С. Горбачева;

— прямые переговоры Президента СССР с руководством республик о заключении нового Союзного договора. Они начались в президентской резиденции Ново-Огарево в апреле 1991 г. после того, как Центр исчерпал свои возможности по силовому давлению на местные власти (в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).

В переговорах согласились участвовать представители 9 из 15 союзных республик. Они почти единодушно выступили против позиции М.С. Горбачева, стремившегося сохранить единое многонациональное государство на основе реальной федерации его субъектов.

Свободу маневров Центра стесняли забастовки многих трудовых коллективов, выдвинувших лозунги отставки Горбачева, отмены всех привилегий, упразднения КГБ, проведения альтернативных выборов на основе многопартийности, департизации предприятий и передачи их под республиканскую юрисдикцию. В апреле 1991 г. число бастующих перевалило за миллион. Забастовки продолжались в течение нескольких недель и были приостановлены, лишь когда власти приняли требования рабочих в части перехода предприятий под юрисдикцию республик и прекращения перечисления прибыли (в том числе и валки ной) в союзный бюджет.

К августу 1991 г. с трудом удалось подготовить компромиссный и согласованный лишь в общих чертах проект образования Содружества Суверенных Государств. ССГ должно было представлять собой фактически конфедерацию, но с институтом единой президентской власти (весьма ограниченной). По сути это была последняя попытка Центра предотвратить бесконтрольный распад СССР и неизбежные при таком повороте событий усугубление экономических трудностей, бедствий миллионов людей во всех концах бывшего Союза. История, однако, рассудила по-своему.

19 августа 1991 г. произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР, которое не устраивал проект Союзного договора, означавший утрату контроля над республиканскими Верховными Советами и правительствами. В отсутствие Президента СССР в столице был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в стране. В Москву были введены войска.

В столице и некоторых других крупных городах России Президенту РСФСР Б.Н. Ельцину (избран на этот пост всенародным голосованием в июне 1991 г.) и его сторонникам удалось организовать сопротивление ГКЧП (митинги протеста, строительство баррикад у здания Верховного Совета РСФСР и т.п.). Некоторые воинские части отказались подчиняться «путчистам». Сам ГКЧП практически бездействовал. Созванная 21 августа чрезвычайная сессия Верховного Совета России поддержала руководство республики. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота.

Сразу после этих событий Президент РСФСР В.Н. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. запретил ее вовсе. Распад СССР вступил в завершающую фазу. Уже в августе три Прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР; в сентябре 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал указ о признании этого выхода.

8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии Б.Н. Ельцин, Л.М. Кравчук и С.С. Шушкевич объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря на встрече в Алма-Ате к СНГ присоединились еще восемь республик. 25 декабря М.С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

В годы «перестройки» произошли существенные изменения во внешней политике и международном положении нашей страны.

Вначале горбачевская администрация подтвердила традиционные приоритеты СССР в сфере международных отношений. Но уже на рубеже 1987-1988 гг. в них вносятся существенные коррективы в духе провозглашенного к тому времени М.С. Горбачевым «нового политического мышления». Активными проводниками нового курса стали министр иностранных дел Э.А. Шеварднадзе, член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев, а также послы СССР в Вашингтоне.

Основные принципы «нового политического мышления» сводились к следующему:

— отказ от фундаментального вывода о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;

— признание в качестве универсального инструмента разрешения международных вопросов не баланса сил государств, а баланса их интересов;

— отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (национальными, классовыми, идеологическими).

Характерной чертой нового этапа советской дипломатии были ежегодные встречи М.С. Горбачева с президентами США -Р. Рейганом, затем Л. Бушем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и об ограничении стратегических вооружений (июль 1991 г. — соглашение об ОСНВ-1) положили начало новой тенденции к сокращению ядерного оружия в мире. В период с мая 1988 по февраль 1989 г. был осуществлен вывод советских войск из Афганистана. С 1989 г. началось снижение численности Вооруженных Сил СССР и оборонных расходов. Были нормализованы отношения с Китаем.

С лета 1989 и до весны 1990 г. в европейских соцстранах происходит серия народных революций, в результате которых мирным путем (за исключением Румынии) власть переходит от компартий к национально-демократическим силам. Новые правительства взяли курс на отход от СССР и сближение с Западом, выразив готовность вступить в НАТО и «Общий рынок».

Ухудшение экономического положения в СССР, заметно обострившееся из-за обвального снижения поставок по линии бывшего СЭВ (официально распущен в 1991 г.), побудило горбачевскую администрацию обратиться в 1990-1991 гг. за финансовой и материальной поддержкой к ведущим державам мира — т.н. «семерке» (США, Канаде, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии).

В эти годы Запад оказал СССР гуманитарную помощь продовольствием и медикаментами. Серьезной же финансовой помощи центральному правительству не последовало, хотя она и была обещана М.С. Горбачеву «семеркой» и Международным валютным фондом. Они все больше склонялись к поддержке отдельных союзных республик, поощряя их сепаратизм, и все меньше верили и дееспособность Президента СССР.

Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

Date: 2016-02-19; view: 324; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию