Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






БССР у пачатку ВАВ





От имени поколения, чьи юность пришлась на годы военных испытаний, пишет Аркадий Мартинович. Увиденное и пережитое на войне послужило ему материалом для романов «Не ищи следов своих”, “ Груша на Голым Полли”, повести “;Пусть идет дождь”. Хронологические рамки романа “Груша на Голым Полли”; (1986) небольшие - весна и осень 1942г. Главный герой - белорусский юноша Игнат Иван. Закончив военное училище он становится командиром роты противотанковых ружей. Часть где он начинает новую службу, готовится на фронт. А потом - передовая, бои, удачи и неудачи, горечь потерь, воспоминания о родном селе и ее людей. Постепенно приходит воинская зрелость, которая не позволяет герою романа думать только о себе. Волока заботится о друзьях, думает о своем почетный долг перед Родиной, во имя освобождения которой гибнет в тяжелом 1942 году. Заключительный раздел романа - первый послевоенный год. Настраивается мирное жизнь уже без красавицы-груши, которая засохла на голом поле. Игнатов отец, у которого погибли два сына и два зятья, ставит на пепелище новый дом. Жизнь, по мнению автора, несмотря на потери и утраты, нельзя остановить, оно продолжается. Тема Великой Айчыйнай войны отчетливо раскрылась в дилогии Алеся Адамовича “Партизаны” (романы “Война под крышами“ и “Сыновья уходят в бой”). В “Хатынской повести” (1972) А.Адамовича рассказывает о послевоенное время. Приезжая в Хатынь герои произведения вспоминают военные годы, каждый вспоминает свою собственную Хатынь. Жутким рассказом о людях, которые превратились в палачей, предателей, зъъявляецца повесть А.Адамовича “Каратели” (1979). Начала войны и периода развертывания партизанского движения в Беларуси посвящен романы Ивана Науменко “Сосна при дороге”, “Ветер в соснах”, “Сорок третий”. Действие в них разворачивается в городке Бацькавичы и в окрестных деревнях. Автор показывает, через которые тяжелые, мучительные испытания прошли Степан Птах, Кардаш, Хадоська, Никифор, Гулик, Водейко, которые становятся активными борцами против врага в партизанских отрядах. Немало строк посвящено молодым подпольщикам Митю Птаха, Шуру Горонков, Ивану лобик. Писатель вскрывать причины духовного падения, измены таких типов, как Забелло, Денискевич, встретит, Басняк. Завершается трилогия символической сценой - Митя возвращае

 


 

54. Акупацыйны рэжым тэрыторыі Беларусі ў гады ВАВ

В Беларуси под нацистскую оккупацию попало около 7 млн человек или 12,7% от всего населения, которое оставалось на захваченной территории СССР. В августе-октябре 1941 года на оккупированных территориях СССР устанавливается германский «новый порядок» - нацистская система военных, политических, идеологических и экономических мер, режим кровавого террора, ужасных издевательств и насилия над населением. Это был заранее разработанный, обдуманный и целенаправленный план геноцида, ликвидации советского общества и государственного строя, грабежа национальных богатств и природных ресурсов советской страны. Идеологической основой этой политики зъъявлялася человеконенавистническая теория нацистов о “расовом превосходстве” немецкой нации над другими народами, необходимости расширения «жизненного пространства» для немцев, их “право” на мировое господство. Согласно генеральному плану “Ост”, германские захватчики планировали оставить в Беларуси до 25% местного населения для онемечивания и использования в качестве рабочей силы. Остальные подлежали уничтожению и принудительному выселению. Практические мероприятия по установлению «нового порядка» были изложены в «Инструкции об отдельных областях к директиве № 21 (план”Барбаросса“), изданной 13 марта 1941 года, и ряда других документов, которые красноречиво свидетельствуют о том, что гитлеровцы тщательно и заранее готовились к осуществлению своей преступной оккупационной политики. Все захваченные материальные и людские ресурсы абъъявлялися собственностью рейха. В соответствии с директивами Гитлера, захвачена территория подлежало разделению на отдельные части с подчинением гражданскому и военному оккупационному аппарата. Территория Литвы, Латвии и Эстонии, а также значительная часть Беларуси (53% от довоенной тзрыторыи) были включены в состав рейхскомиссариата “Остланд” и “Украина” Белостокскую область была присоединена ГДО Восточной Пруссии. На территории Витебской, Гомельской, Могилевской и восточных районов Минской областей оккупанты образовали так называемую область армейкага тыла группы армий “Центр”;. прифронтовой полосе находилось в непасръъэдным ведении военного командования.

 


 

55. антыфашысцкая барацьба на тэрыторыі Беларусі ў гады ВАВ.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война - освободительная борьба советских народов против Германии и ее союзников. Первый удар немецкой группы армий “Центр” (командующий генерал-фельдмаршал Т. фон Бок) был нанесен по частям Западного особого военного округа (командующий генерал армии Д.Павлав), которая располагалась преимущественно на территории Беларуси. Уже 28 июня 1941 г. был захвачен Минск, а к концу августа 1941 г. вся территория Беларуси была занята немецкими войсками. По разработанному нацистами плану “ОСТ”, который касался Восточной Европы, должно было быть уничтожено и выслано 75% белорусского населения, а остальных планировалось онемечить и использовать для обслуживания немецкого общества, которое должно было заселить новые территории. На захваченной территории устанавливался «новый порядок» - система политических, военных, экономических мер, направленных на уничтожение государственного строя и общества. Вся власть на оккупированной территории принадлежала немецкой военной и гражданской администрации, которая опиралась на отряды СС, СД, СА, гестапо, криминальную и охранную полицию. На захваченной территории БССР проживало около 9 миллионов человек. Для массового уничтожения «неполноценных» (с точки зрения оккупантов) населения строились специальные места принудительного содержания: в Беларуси насчитывалось около 300 лагерей смерти. Крупнейший - в Малом Тростенце - занимал третье место по количеству загубленных после Освенцима и Майданек (свыше 200 тыс. Чел.). Под принудительное проживание людей по расовым, профессиональных, религиозных и других признаках отводились целые городские кварталы - гетто. На территории нашей республики действовало только 155 гетто для еврейского населения, - во всех городах и местечках, где проживали евреи. Кроме этого, тотальному уничтожению на всей территории СССР подлежали цыгане, гомосексуалисты, психически больные люди и т.д. Против партизан и мирных жителей Беларуси было организовано, по неполным данным, свыше 120 крупных карательных экспедиций, в ходе которых было сожжено вместе с жителями 628 деревень.

 


 

56. Вызваленне Беларусі ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў.

Начало освобождения БССР связан с наступлением осенью 1943 г. войск Красной Армии. 28 сентября быввыз- катаны первый районный центр - г. Комарин, а в конце листовых подо - областной центр Гомель. В 1944 г. начался завяршаль- ный этап Великой Отечественной и Второй мировой войн - полное изгнание оккупантов с советской земли и освобождение народов Европы от фашистского рабства. Значительную роль в решении этих задач сыграла Белорусский наступательная операция под кодовым названием «Багратион». В апреле-мае 1944 Генеральный штаб Красной Армии разработал план операции «Багратион». Для его осуществления-ления привлекались войска фронтов: 1-го Белорусского (ка-мандуючы генерал армии К. Рокоссовский), 2-го Белорусского (ка-мандуючы генерал-полковник Г. Захаров), 3-го Белорусского (командующий генерал-лейтенант I. Черняховский), 1-го При-балтийского (командующий генерал армии I. Баграмян), атак-же Днепровская флотилия и партизаны. Действия фронтов координировали маршалы Советского Союза А. Василевский и Г. К. Жуков. Замысел советского командования заключался в наступление-ным. Фронты, используя помощь партизан и ме ст-стным жителей, одновременно переходят в наступление на витебском, Оршанском и бобруйском направлениях и мощными ударами разрушают оборону противника, окружают и уничтожить несутся его группировки в районах Витебска и Бобруйска, а затем на-носят удары по направлениям на Минск с целью окружения и уничтожения основных сил труппы армий «Центр» в так называемых котлах. 2. Белорусский наступательная операция «Багратион» началась 23 июня 1944г неожиданнодля врага. Немецко-фашистской командование предполагало, что удар советских воинств состоится на Украине. Однако операция началась в Беларуси через труднопроходимые болота и леса, где гитле- реветь удара не ожидали. Уже на третий день наступления был освобожден Витебск, а затем - Орша. При освобождении Оршанской земли, во время танкового десанта, был ранен 19-летний радавыЮрьш Смирнов. Он потерял сознание и был захвачен фашистами в плен. Враги издевались над ним, желая услышать военную тайну. Но Смирнов, распятый фашистами на крестовине из досок, остался верным присяге.


 

57. Аднаўленне народнай гаспадаркі і грамадска-палітычнае жыццё БССР пасля заканчэння ВАВ. Калектывізацыя у заходніх абласцях Беларусі.

После победы в Великой Отечественной войне снова в руководстве страной победившей жесткая тоталитарная линия, и чаяния широких кругов населения на демократизацию жизни были похоронены. Начались новые массовые аресты, расстрелы, ссылки в советские концентрационные лагеря. Любой человек, попавший на оккупированную территорию в военное время, был под сомнением. Уже в 1947 г. по сценарию 30-х годов были проведены новые сфабрикованные процессы против “националистических” белорусских организаций. Победа в войне использовалась как важный козырь для укрепления авторитета партии и ее вождя - Сталина. Тем не менее, молодежь активно создавала тайные общества, обменивалась мнениями. Тайное общество “Чайка” существовала в сярэднне-специальных и профессионально-технических учреждениях в Барановичах, Бресте, Жировицах. “Союз белорусских патриотов” действовал в педучилище Глубокого и Постав, существовала организация “Свободная Беларусь”. Эти ученические кружки не ставили целью совершение террористических актов или захват власти, просто в условиях тоталитаризма ученики обменивались своими мыслями, мечтали о лучших демократических временам. Организации белорусского ученики молодежи были раскрыты в течение весны 1946 г. и в 1947 году и сразу над их участниками произошли трибуналы. В СССР начался период “закручивания гаек”. В 1949 году по так называемой “ленинградской деле” было осуждено много партийных работников. В Беларуси довоенные и послевоенные репрессии связан с именем наркома внутренних дел БССР Цанавы (до ноября 1951 г.). Он был инициатором шельмования тысяч простых людей и начинателем процессов против руководящих работников республики, научных деятелей, культурных работников. Так, в 1951 году по обвинению в шпионаже в пользу Югославии был репрессирован нарком образования БССР, сторонник образования на белорусском языке П.Саевич. Цанава организовал кампанию по шельмованию выдающегося белорусского ученого А.Р.Жэбрака, президента АН БССР. Основанием была публикация в американском журнале “Наука” статьи Жебрака о советской биологию. 12 ноября 1947 года, А.Жэбрак был снят с должности президента академии, а в сентябре 1948 года был закрыт институт биологии при академии наук, который возглавлял ученый.

58. адраджэнне і развіцё адукацыі, навукі,літаратуры і мастацтва пасля заканчэння ВАВ. Увядзенне 7 гадавога навучання. Беларуская навука. Тэма вайны ў творчасці бел. Літарат-аў і мастакоў.

Развитие культуры Беларуси в первые послевоенные годы происходило в сложных условиях. За годы войны материально-техническая база образования, науки и культуры была почти полностью разрушена. Школьные здания в большинстве были уничтожены. Починки и строить заново здания школ в городе и на селе, налаживать выпуск школьного оборудования, учебников и учебных пособий, решать проблему учительских кадров. Сильное влияние на культурную жизнь республики имела тогдашняя идеология - система взглядов и идей, которая определялась Коммунистической партией. В руководящих кругах партии в эти годы установился взгляд на насел ьництва, проживавшего на временно оккупированной территории, как на недостаточно надежно. В условиях существования тоталитарного политического режима в жизнь общества внедрялись классовая нетерпимость и подозрительность, культ Сталина как великого вождя советского народа. Произошли новые аресты по политическим маты-вах среди интеллигенции. Жертвами репрессий стал ряд действо-челны культуры, писатели, ученые. В белорусском литературы в первые послевоенные годы по-прежнему существовал метод сацыялистычнаг арэализму, который требовал только положительного отражения реалий жизни, связанных со строительством социализма в советской стране. Запрещалось все то, что не вписывалось в такой художественный метод. В литературе главной темой в эти годы стала прошедшая война, раскрытие героизма советских людей, преданности их социалистическому строю и его создателю - Коммунистической партии. В числе первых крупных произведений о войне - первый роман о партизанском движении «Глубокое течение» Ивана Шемякина, роман «Минское направление» Ивана Мележа. Мирная жизнь послевоенных лет также освещалась через показ борьбы белорусского крестьянства за возрождение колхозов и героической работе рабочих на стройках белорусского промышленности. Поэзия с ее лирическим восприятием жизни наполнялась мыслями о счастье жизни в СССР. Это было характерно для творчества поэтов Петруся Бровки, Пимена Панченко, Петра Глебки, Аркадия Кулешова, который в 1946г. получил Сталинскую премию за поэму «Сдяг бригады». В театральным искусстве значительной зъъявай стало творчество таких выдающихся актеров, как Глеб Глебов, (они играли в такихвядомых спектаклях Купаловского театра, как «Павлинка» и др.).


59. грамадска-палітычнае жыццё Беларусі у др.палове 1050-перш.палове 1980 гг. “Адліга” Кіруючая роля камуністычнай партыі. Мазураў, Машэраў. Саветы,камсамол, прафсаюзы у камуніст.партыі.

Процесс восстановления общества, который развернулся в 50-е годы, остро поставил задачу выработки стратегического курса. Им стала “развернутое строительство коммунизма”, обоснованное в Программе КПСС, которая была принята на ХХII зъъезде партии (1961). Значительные показатели экономического роста, достигнутые до начала 60-х годов, высокие темпы среднегодового прироста национального дохода, большие успехи в некоторых областях (например, в освоении космоса) привели к ошибочным выводам программы о состоянии экономики, общества вообще и об их возможностях в ближайшем будущем. Со второй половины 70-х годов концепция построения коммунизма получила логическое продолжение в концепции развитого социалистического общества. Последняя стала источником догматизма в теоретической мысли. С середины 50-х годов неоднократно предпринимались попытки увеличить роль Советов в управлении государством и обществом. Для того чтобы сделать депутатскую деятельность более результативной, создавались постоянные комиссии на различных направлениях дейнасйци. Так, в 1977 г. местные Советы республики создали 10360 посто комиссий, в которые вошли 67 093 депутатов - 87% от общего их количества. Так, с середины 50-х гг. делались попытки возвысить роль Советов в руководстве страной и обществом. Однако по-прежнему выборы в Советы носили формальный характер, проводились на безальтернативной основе, под строгим контролем партийных органов. Поэтому далее определенного ослабления контроля «сверху» и расширения роли местных органов дело не пошло, поскольку сама командно-административная централизованная система управления осталась непоколебимой. В стране постепенно происходил поворот к консерватизму - сохранения старых командных методов управления и контроля государства над обществом. Руководящая роль Коммунистической партии была закреплена в Основном Законе страны - Конституции БССР 1978г., Которая получила название «Конституции развитого социализма». Партийно руководителем в Беларуси зъъявлявся Петр Миронович Машеров, который с 1965 по 1980гг. возглавлял КПБ. Он пользовался большим уважением среди населения за простоту, доступность, демократичность, атакже как активный участник подпольной и партизанской борьбы против немецко-фашистских захватчиков.

 


 

60. сацыльна-эканамічнае развіццё Беларусі у др.палове 1950-перш.палове 1980гг. Фарміраванне прамысловага комплексу БССР. Эканамічная рэформа 1965г. Замаруджванне темпаў росту эканомікі і сацыяльнай сферы ў першай паловы 1980-х. Узровень жыцця народа.

Промышленное развитие БССР было связано с разгор-тиной научно-тпэхничнайрэвалюцыи (НТР), которая охватила развитые страны мира. НТР предусматривала внедрение в производство новых достижений науки и техники. Это обусловило опережающие темпы развития отраслей промышле-ленности, которые обеспечивали технический прогресс всей народной угасало-зяйства: машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности, энергетики. Во второй половине 50-х - первой половине 60-х гг. в БССР построен завод автоматических линий и впервые в СССР - завод электронных вычислительных машин (ЭВМ) в Минске. Начал действовать Полоцкий нефтеперерабатывающий комбинат и введены в строй крупные предприятия химической про-промышленности: Гомельский суперфосфатный и Гродненский азотно-туковый заводы, Солигорский калийный комбинат. Был освоен выпуск пропашных тракторов «Беларусь», лесовозная автомобилей “МАЗ”. Сошли с конвейера первые 25-тонные самосвалы “БелАЗ” в Жодино. Издал первый прокат Могилевский металлургический завод. Начался выпуск холодильников-никавз маркой «Минск». 2. Развитие сельского хозяйства происходило за счет повышения государством закупанных цен на ее продукцию, при-цягнення к непосредственному участию в колхозного производства коллективов промышленных предприятий, научных и учебных заведений. Делались попытки повысить заинтересовывает-ность колхозников в повышении производительности сельскохозяйственного производства. Значительную роль в развитии сельского хозяйства сыграла передача сельскохозяйственной техники колхозам. В 1965 г. в сельском хозяйстве Беларуси работала в 5 раз больше тракторов, в 8 раз больше комбайнов и автомобилей, чем в 1950 г., а продукция сельского хозяйства увеличилась на 70%. Однако достигнутый уровень развития сельского хозяйства оказался ниже намеченного. Одной из причин стало по-Мероприятия в годы правления Н. Хрущева. Так, существовал взгляд, что лошади как рабочая сила отжили свое, а на смену им пришел трактор. Поэтому лошадей пустили под нож. Сложились отказов-ные отношения к подсобного крестьянского хозяйства.


 

61. спробы паскарэння сацыяльна-эканамічнага развіцця БССР у др.палове 1980. Палітыка перабудовы СССР. Пачатак працэсу дэмакратызацыі у БССР.

Основная цель экономического развития на вторую половину 80-х гг. - Это переход к эффективной экономики. На апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС задачамиы развития народного хозяйства СССР были определены необходимость перестройки хозяйственного механизма и ускорение социально-экономического развития страны. Первый этап реформирования имеет хронологические рамки 1985-1987 гг. Предусматривалось, что на основе модернизированного машиностроения будет проведено техническое перевооружение всего народного хозяйства. В 1986-1990 гг. на машиностроение выделялось вдвое больше денег для того, чтобы в 1990 90% продукции машиностроения соответствовала мировому уровню. Планировалось в 2 раза увеличить использование новых технологий, в 2,3 раза увеличить выпуск вычислительной техники, парк промышленных роботов увеличить в 3 раза. Планировалось так же провести перестройку управления экономикой, расширить права предприятий, внедрить хозрасчет, развивать инициативу в структурах управления, повышать его эффективность. С 1986 г. в виде эксперимента было введено самофинансирование. Суть самофинансирования - после отчислений части прибыли согласно установленными нормативами в бюджет и в министерство, большая часть прибыли оставалась в распоряжении предприятия. Но одновременно продолжала существовать старая схема экономических регуляторов и административно-командная система управления. В результате, к осени 1986 явных сдвигов в хозяйства не произошло. Первый этап реформирования был провален. Причин было много - огромные материальные потери от аварии на ЧАЭС и землетрясений в Армении и Таджикистане сократили инвестиции и вызвали резкий взрыв инфляции. Сократились доходы от продажи нефти, снижение мировых цен на нефть и газ составила 2-3 раза. На втором этапе реформирования (с июня 1987 г.) была поставлена задача провести радикальную экономическую реформу. Нужно было изменить систему планирования через переход к госзаказу, сначала обязательного, а потом добровольного. Повысить самостоятельность предприятий, стимулировать их к самостоятельности, самофинансирования, самоуправления, самоокупаемости, ввести в действие дагаварные и самостоятельно вызначаные цены, ввести оптовую торговлю средствами производства.

 


 

62. развіццё адукацыі і навукі ў др.палове 1950-1980 гг. Рэформа школы і пераход да 8 гадовага навучання….

За первые пять послевоенных лет в БССР была в основном восстановлена довоенная сеть общеобразовательной школы. А уже к 1956 число школ почти удвоилось. Улучшилась их материальная база, возрос образовательный уровень учителей, практически был завершен переход на всеобщее семилетнее обучения, расширилась среднее образование. Дальнейшее развитие общеобразовательной школы рассматривалась как необходимая предпосылка последовательного подъема всей науки и культуры. Повышение качества образования связывалась с проведением реформы, которая должна была обеспечить осуществление политехнического обучения и трудового воспитания. Уже с 1959/60 учебного года семилетние школы были преобразованы в васьмигодки, а средние десятилетние - в общеобразовательные адинаццигадовыя. Восьмилетнее обучение становилось всеобщим. Однако реформа проводилась непоследовательно: в большинстве школ уровень производственного обучения оставался низким, отсутствовали соответствующие учебные программы и квалифицированные преподавательские кадры. Поскольку предусмотренные реформой планы в целом не были реализованы, то с 1964 г. одиннадцатилетний школы начали снова преобразовывать в десятилетние, а через два года профессиональная подготовка в школах перестала быть обязательной. Новый этап перестройки школьного образования развернулся в 1970-х гг. Сначала на трехлетний срок обучения перешла начальная школа. Затем была введена всеобщая среднее образование, что можно рассматривать как значительный шаг в развитии образования в целом. Между тем перемены в общественно-политической и социальной жизни второй половины 80-х гг. “Перестройка”) затронули и систему образования. Отличительной чертой конца 80-х гг. стало зъъявленне учебных заведений нового типа - гимназий и лицеев. Уже в 1990/91 учебном году кроме 5429 государственных общеобразовательных школ (из них 2647 средних) в республике работали первые 12 гимназий и 5 лицеев. В учреждениях всех типов обучалось 1 млн. 507,7 тыс. детей.

 


 

63. Бел.літ-ра у др.палове 1950-1980гг. Тэма ВАВ у творах Шамякіна,Быкава,Адамовіча. Творчасць Мележа,Караткевіча…

писателей: I. Пташников “Львы”), I. Шемякин “Злая звезда”в романе Г. Далидовича “Западники”. Исследование сложных социальных процессов современности, усиление внимания к морально-психологических, экологических и общечеловеческих проблем (I. Шемякин, В. Казько, В. Адамчик, А. Федоренко i др.). Тенденция к сужению текстовых рамок прозаических произведений. Синтэтычнасць и динамизм жанровых структур. Книга новелл Г. Марчука «Урсула» (2003). Своеобразие литературной притчи (книга Е. Сипакова «Те, что идут», др.). Лирические миниатюры Я. Брыля (книги «Вечернее», «Пишу как живу», «Где сокровище ваше» и др.). Новые подходы в художественном осмыслении военного прошлого. Трагическая правда в художественной второй половины 80--90-х гг. (А. Адамович, В. Быков, I. Шемякин, I. Чигринов и др.). Проза о войне и традиции Горецкого, К. Чорного, всемирно известных писателей-гуманистов Л. Толстого, А. Барбюса, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя и др. Человек и война, деревня в годы оккупации, память о войне в произведениях современных писателей. Произведения, написанные на мемуарной материале, связанные с репрессиями, нарушением законности: М. Беганская «Моя Голгофа» (1990), Л. Гениюш «Исповедь» (1991), С. Гроховский «Такие синие снега» (1988), «Зона молчания «(1990),» С волчьим билетом «(1991), П. Крень» Унжлаг «(1999), Б. Микулич» Повесть для себя»(1987, 1 988; полное изд. - 1993), П. Прудников«ежовых рукавицы «(1989),» Ад «(1991). Два типа сознания и художественной образности, сформированные различными условиями и реалиями жизни - сельского и городского. Мотивы судьбы деревни, родной земле, родительского уголка в белорусском литературы. Социальные i морально-этические проблемы в прозе о белорусский деревню (А. Жук, В. Казько, А. Федоренко i др.). Проблема отношений человека i природы - болезненный нерв деревенской прозы.

 


 

64. Тэатральнае,музычнае і выяўленчае мастацтва у др. Палове 1950-1980 г.

В 50-е гг. д развитии белорусской музыки наметился новый этап, который характеризовался более глубоким освоением действительности и уход от иллюстративности. Были написаны оперы «Маринка» Г. Пукстом (1955), «Надежда Дурова» A. Богатыревым (1956), «Ясный рассвет» А. Туренковым (1958), пополнившие репертуар Белорусского государственного театра оперы и балета. Партии Национальная героиня блестяще исполняла народная Артистка СССР Л.П. Александровск. В дальнейшем оперная сцена принесла успех замечательным вокалист 3. Бабий, С. Данилюк, Т. Шимко, Н. Ткаченко. В симфоническом жанре в эти и последующие годы успешно работали Н. Аладовой, Е. Глебов, Г. Вагнер.В 60-80-е гг. Ю. Семеняко написал отличавшиеся особой мелодичностью оперы «колющие роза» и «Зорка Венера». Существенный вклад в развитие оперного искусства внесли произведения «Джордано Бруно» С. Кортес, «Седа легенда» С. Смольского, «Тропа жизни» Г. Вагнера, «Новая земля» Ю. Семеняки. Белорусские композитор сочиняли музыку и для балета (Е. Глебов, Г. Вагнер и др.). В 1973 во главе балетных труппы ГАБДТ стал В. Елизарьев, главные партии блестяще исполняли Ю. Троян, Л. Бржозовская.Важным первую игру в музыкальной жизни республики было открытие в 1971 Государственного театра музыкальной комедии БССР. Театр не только Комментарии осваивал традиционный классический репертуар, но и ставил произведения Белорусских авторов. Уже в первые годы на его сцене шли спектакли «Поет жаворонок» и «Паулшка» К). Семеняки, «Нестерка» Р. Суруса. Среди исполнителей особой популярностью пользовались Н. Гайда, B. Фоменко, Ю. Лозовский.В песенном жанре плодотворно работали популярные композитор И. Лученок, Э. Ханок, В. Будник, В. Иванов, Л. Захлевный. Республику прославили вокально-инструментальный ансамбли «Песняры» (с 1969, худ. Рук. В. Мулявин), «Друзья» (с в 1974 г., худ. Рук. А. Ярмоленко), «Верасы» (с 1974, худ. Рук. В. Раинчик), а также талантливые Эстрадные Певцы - Ю. Антонов, В. Вуячич, Е. Евдокимов, Т. Раевская. Блестяще показал себя на сцене знаменитый фольклорная-хореографический ансамбль «Хорошки» (с 1974 г., худ. Рук. В. Гаева), пользовался успехом хореографический ансамбль «Чаровница».Кино. В советский период широко шагнуло в массы и завоевало любовь зрителей относительно новое для Беларуси искусство кино. Летом 1922 г. был создано управление по делам кинематографии «Киноресбел». В 50-80-е гг. увеличился выпуск художественных фильмов, в том число за счет экранизации произведений Белорусских писателей.На экраны вышли кинофильме «Константин Заслонова» (1949, реж. А. Файнциммер и В. Корш-Саблин), «Времена остановились в полночь» (1958, реж. М. Фигуровский), «Через кладбище» (1965, реж. В. Туров; д 1994 эта лента причислена ЮНЕСКО к 100 лучшим фильмам мира), «Я родом из детства» (1966, реж. В. Туров), «Третья ракета»(1963, реж. Р. Викторов),«Знак беды»(1986, реж. М. Пташук),«Люди на болоте»и«Дыхание грозы»(1981-1982, реж. В. Туров),«Иди и смотри»(1985, реж. Э. Климов).


65. абвяшчэнне і умацаванне суверэнітэту Беларусі. Дэкларацыя аб дзяржаўным сувэрэнітэте БССР. Белавежскае пагадненне. Стварэнне СНД. Прыняцце Канстытуцыіі і увядзенне пасады прэзідэнта РБ. Рэферэндум 1995 г. і яго вынікі.

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял «Декларацию о государственном суверенитете Белорусского Советской Социалистической Республики». Государственный суверенитет утверждался во имя высшей цели - свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения прав личности в соответствии с Конституцией БССР и ее международными обязательствами. Верховный Совет объявил суверенитет как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях. При утверждении государственного герба и государственного флага Республики Беларусь органы власти исходили из традиции нескольких столетий национальной символики. Эти герб и флаг оставались государственными символами Беларуси с 1991 до 1995 г., когда в результате референдума была введена другая государственная символика - флаг красно-зеленого цвета с белорусским национальным орнаментом на белом поле и новый герб. 8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули в Беловежской пуще главы Беларуси, России и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Новый статус белорусского государства, а также ее политическое устройство, складывание которого происходило в начале 90-х гг., Требовали оформления и законодательного закрепления в Конституции, подготовку которой было поручено Конституционной комиссии. 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь была принята новая, пятая в истории белорусов Конституция. Этот акт явился решительным шагом белорусского общества на пути к реальному суверенитету и укрепления государственности. Согласно Конституции, Беларусь провозглашалась унитарной демократическим социальным правовым государством, которая обладала верховенством и полнотой власти на своей территории и самостоятельно осуществляла внутреннюю и внешнюю политику.


 

66. эвалюцыя ў паліт-й сістэмы РБ ў др.палове 1990-х-пач. ХХ1ст.Рэспублік-і рэферэндум 1996г. Канстытуцыя РБ 1994 (з дапаўнен.) Асновы ідэалогіі бел.дзяржавы.

27 июля 1990 года Верховный Совет Белорусского ССР принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Это означало, что Беларусь выбрала собственный путь развития. В марте 1991 года состоялся референдум по вопросу сохранения обновленного СССР. Более ¾ участников референдума в 9 из 15 советских республик высказались за сохранение СССР. Верховный Совет БССР принял постановление, в котором отмечалось целесообразность вхождения БССР в состав Союза ССР при условии его обновления. Однако надежды обеспечить суверенитет республик и в то же время сохранить СССР оказались нежизнеспособными. Процесс подготовки нового Союзного договора было приостановлено в связи с событиями 1991 года в Москве, получившие название августовского путча - способа государственного переворота, направленного против политики перестройки. Путч провалился. После этого движение за государственный суверенитет значительно ускорился. В закреплении суверенитета нашей страны особое место занимает Конституция РБ, которая была принята Верховным Советом 15 марта 1994 года. Конституция установила президентскую форму государственного правления, согласно которой Президент зъъявляецца главой государства. В результате проведенных в 1994 году президентских выборов абсолютное большинство избирателей отдали свои голоса за А.Г.Лукашенко. В 2001 году он был повторно избран Президентом РБ. Однако на путь строительства молодого государства возникли немалые трудности, которые были связаны с несовершенством законодательства. В частности, недостаточно четко проводилась в Конституции разделение функций и полномочий между законодательной и исполнительной властями. Это привело к обострению во второй половине 1996 внутриполитического кризиса в стране. С целью выхода из него Президент республики А.Лукашенко выступил с инициативой правадення республиканского референдума по вопросу принятия новой редакции Конституции и по некоторым другим вопросам. Референдум состоялся 24 ноября 1996 года. На референдум бло вынесено 7 вопросов: 4 - Президентом РБ и 3 - Верховным Советом. По сути, голосование давало ответ на вопрос: «Кого поддержит белорусский народ - Президента или Верховный Совет?» За принятие Конституции РБ 1994 г. с изменениями и дополнениями (новая редакция Конституции РБ), предложенными Президентом А.Лукашенко, проголосовало более 5 млн человек или 70, 4% избирателей.

 


 

67.эканім-я пераўтварэнні,пераадоленне крызісу і пераход да устойлівага росту у др. Палове 1990-х. сацыяльна арыянтаваная рыначная эканоміка.

К осени 1990 в бывшем СССР достаточно четко определялись три варианта перехода к рыночным отношениям: - радикальная программа группы экономистов под поступает руководство академика С. Шаталин и заместителя председателя правительства РСФСР Г. Явлинского, известная под названием «500 дней»; - Консервативная программа правительства СССР под руководство М.И. Рыжков; - Либеральная программа президента М.С. Горбачева. Суть программы «500 дней». Первый этап (с 1 октября 1990 г. до начала 1991 г.). Целью зъъявляецца подготовить экономику к вхождению в рынок. Второй этап (следующие 150 дней). Цель - сохранить достигнутое, нарастить положительный потенциал реформы, создать условия для формирования настоящего рынка. Третий этап (следующие 150 дней). Цель - стабилизация рынка потребительских товаров и средств производства; расширение сферы рыночных отношений; налаживание новой системы хозяйственных связей. Четвертый этап (последние 100 дней). Цель - закрепление стабилизации экономики и финансов; формирование конкурентного рыночного среды. Программа перехода к рынку «500 дней» предлагала и конкретные механизмы осуществления мер на том или ином этапе формирования рыночных структур. Программа «500 дней» была поддержана и в Беларуси. В октябре 1990 г. Верховный Совет одобрил разработанную Советом Министров Белорусского ССР программу перехода к рыночным отношениям, в основу которой и была положена радикальная программа С. Шаталин и Г. Явлинского. Главными условиями становления и существования рыночной экономики программа перехода Беларуси к рынку считают следующие: - свобода предпринимательства и реализация права собственности, признание законным применение наемного труда; - Свобода экономического выбора для всех граждан республики, которые имеют одинаковые возможности для самореализации в качестве предпринимателя, наемного работника, собственника, государственного служащего и т.д.; - Свободное ценообразования как основного регулятора рыночной системы вместе с государственным регулированием экономики в интересах всего общества;

 


 

68. РБ у інтаграцыйных працэссах на постсавецкай прасторы. Эканамічная інтэграцыя з Расіяй і краінамі СНД. Саюз Беларусі і Расіі. Таможанны саюз.

После провозглашения независимости Беларуси главным направлением во внешней политике стали отношения с Россией. Среди руководства республики не было одинакового подхода к отношениям с Россией. Партия В. Кебича объясняла экономический кризис в стране разрывом хозяйственных связей со странами бывшего СССР, имкнувшыся в своей деятельности к восстановлению отношений. Оппозиция БНФ и Председатель Верховного Совета С.Шушкевич высказали мнение, что кризис был вызван сговором части руководителей России с бывшей номенклатурой Беларуси. По этой причине они выступали за уменьшение экономической и военной зависимости от России, укрепление политических и торговых связей с европейскими странами. Однако уже в 1993 г. был взят курс на восстановление экономических отношений с Россией. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете, актами о ликвидации СССР и создании СНГ Верховный Совет и правительство Республики Беларусь заявили о строительстве независимого государства и проведения самостоятельной внутренней и внешней политики. Принятая в 1994 г. Конституция Республики Беларусь закрепила обязательства государства исходить в своей внешней политике из общепризнанных принципов и норм международного права, которые были объявлены приоритетными над национальным законодательством. Конституционную силу приобрели положения о превращении Беларуси в без «ядерную зону и нейтральную державу. 22-23 сентября 2011 Государственный Таможенный комитет Республики Беларусь, Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет проводят II Международная научно-практическая конференцию«Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: современность и Перспектива». Год спустя после вступление в силу таможенного кодекса таможенного союза в Беларуси вновь состоится потолок представительный международный форум, где вновь встретятся руководители таможенной служб государств-участников таможенного союза, представители академических кругов и бизнес сообщества, а также Комиссии таможенного союза. В повестка дня конференции ─ выступления ведущих специалистов в сферу таможенного дела из Беларуси, Казахстана, России, Украины, Литвы, Латвии, Германии, Польши.

 


 

69. знешнепалітычная дзейнасць РБ (1991-2014гг.) прыарытэты знешнепалітычнага курсу.

После Второй мировой войны изменилась политическая установка-убежище Беларуси. Она была восстановлена в рамках единого государства и начала выходить на международную арену через деятельность в ООН. Включение БССР в состав стран-учредителей ООН было оговорено признанием большого вклада ее в разгром фашизма, а также колоссальных людских жертв и материальных потерь во время войны. Так, 27 апреля 1945 года БССР впервые в истории стала членом самой авто-рытэтнай организации, созданной в целях поддержания международного мира и безопасности, развития отношений между народами, осуществления меж-народного сотрудничества в разрешении международных проблем эконом-циально, социального, культурного и гуманитарного характера. Однако участие делегации Беларуси в работе ООН с самого начала принял формальный характер, так как она фактически стала частью де-легацыи СССР и находилась в фарватере той политики, которую он про-водив. Вместе с тем членство БССР в составе ООН способствовало раз-вития международных связей и контактов, приобретению дипломатического опыта. Практической пользой для белорусского народа зъъявилася получение от этой организации помощи в качестве поставок товаров, машин и оборудования в наиболее тяжелое послевоенное время.

 


 

70. адукацыя,навука і культура РБ (1991-2012). Нац. Сістэма адукацыі. Развіццё бел. Навукі.Бел. спорт.

Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси) - высшая государственная научная организация Республики Беларусь. Это интеллектуальный и экспертный центр, который играет важную роль в определении направлений и конкретных путей развития страны, ядро современной системы генерации знаний и инноваций. Академия наук подчинена Президенту Республики Беларусь, подотчетна Совету Министров Республики Беларусь. Председатель Президиума Национальной академии наук избирается общим собранием академии, приравнивается по должности к министру Республики Беларусь и входит в состав Совета Министров Республики Беларусь. НАН Беларуси обеспечивает проведение, развитие и координацию фундаментальных исследований по основным направлениям естественных, технических и гуманитарных наук. НАН также выступает в качестве головной организации Беларуси по научно-методическому обеспечению развития информатизации. За последнее время ее структура была заметно реформирована: созданы новые типы организаций (научно-практические центры и абъъяднанни), усовершенствованный подходы и методы управления инновационной деятельностью. Сегодня тематика фундаментальных и прикладных исследований академии формируется только под приоритеты экономики. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь - орган государственного управления, который реализует функцию государственного регулирования и управления в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также защиту прав на абъъекты интеллектуальной собственности. Его главные задачи - создание новых инновационных предприятий, которые позволят выпускать экспортоориентированную инновационную продукцию с высокой добавленной стоимостью, внедрение и коммерциализация научных идей и разработок.

 

 

Date: 2016-02-19; view: 1151; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию