Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Управление стрессом
Рассматривая данный вопрос, следует подчеркнуть, что управление стрессом включает следующие меры: - признание (в том числе, и на высшем управленческом уровне) того факта, что на сотрудников оказывается воздействие, которое может негативно сказаться на их физическом и психическом здоровье, а значит, и на делах предприятия; - создание разветвленной системы мер, направленных на ослабление и профилактику, как самого воздействия, так и его возможных последствий. Проанализируйте наиболее типичны и распространенные практически в любой профессиональной деятельности следующие причины стресса: - Дефицит времени и высокая ответственность вкупе с боязнью совершить ошибку. - Неясные перспективы профессионального роста и развития карьеры, кризисы ее завершения. - Социальная значимость, престиж профессии и стремление к ее соответствию внутренним запросам личности. - Напряженный психологический климат в организации, рабочей группе. - Изменение характера информационных нагрузок как следствие внедрения в компании IT-технологий. - Деперсонализация профессиональных контактов. - Проблема распределения времени. Обратите внимание на некоторые характерные симптомы стресса Физиологические: стойкие головные боли, неопределенные боли, нарушение пищеварения, спазматические, резкие боли в животе, учащенные и аритмические сердцебиения, чувство нехватки воздуха на вдохе, подверженность аллергии, частые простудные заболевания, грипп, инфекции, быстрое увеличение или потеря веса тела, частые боли в шее и спине, чувство комка в горле, падение остроты зрения. Интеллектуальные: нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, кошмары, ошибочные действия, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения. Эмоциональные: раздражительность, беспокойство, подозрительность, мрачное настроение, депрессия, суетливость, ощущение напряжения, истощенность, подверженность приступам гнева, циничный и неуместный юмор, ощущение нервозности, боязливости, тревоги, потеря уверенности, уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, сниженная самооценка, неудовлетворенность работой. Поведенческие: потеря аппетита или переедание, нарушение речи, дрожание голоса, плохое распределение времени, избегание поддержки, неухоженность, антисоциальное поведение, лживость, низкая продуктивность, нарушения сна или бессонница, более интенсивное курение и употребление алкоголя, доделывание работы дома. Рассмотрите два основных уровня управления стрессами: на уровне организации и на уровне отдельной личности. Обратите внимание на то, что к организационным мерам, направленным на управление стрессами, относятся изменение организационного климата и оказание соответствующей помощи персоналу в рамках специальных программ. Понимание негативных последствий чрезмерного стресса должно привести к выработке у руководителей и прежде всего в HR-службе мышления, при котором все события организационной жизни проходят, так сказать, стресс-мониторинг, выявляя возможные негативные последствия и разрабатывая меры профилактики, смягчения или уменьшения последствий стрессоров. Важнейшим средством достижения этих целей служит создание благоприятного организационного климата. Значение данного фактора переоценить невозможно. Благоприятный организационный климат является наилучшей профилактикой стрессов. При возникновении стрессогенной ситуации организационный климат может как усилить ее воздействие, так и преобразовать ее негативную реакцию в позитивную. Трудная ситуация может еще больше сплотить организацию и усилить ее творческий потенциал. Для создания благоприятного организационного климата на практике используются такие формы, как: - организация системы обратной связи через корпоративную прессу или сайт; - привлечение персонала к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса; - использование проектных и командных форм организации труда. Следующим фактором стресс-менеджмента на организационном уровне служит предоставление работникам большей ответственности за результаты своего труда. Данный фактор действует в сочетании с факторами четкого определения должностных обязанностей и распределения нагрузки, чтобы избежать перегруженности и незагруженности работой. Наличие права у работников самим решать, что и как им делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов. Также к организационным факторам, смягчающим стресс на работе, можно отнести меры социальной поддержки персонала. Результаты изучения социальной поддержки свидетельствуют о том, что она способна смягчить многие негативные последствия стресса. Действенную социальную поддержку оказывают сплоченные рабочие коллективы и непосредственные руководители. Именно они, по мнению многих исследователей, являются важнейшим буфером между стрессором и человеком.. Так, к мерам, смягчающим разрушительное действие стрессов, относятся специальные программы управления стрессами в организации. Зарубежные исследования подтверждают эффективность наличия подобных программ. Участники исследования, овладевшие поведенческими и когнитивными методами борьбы со стрессами, отмечают снижение напряжения, улучшение сна и "повышение иммунитета" к производственным стрессам. Эффективным антистрессовым фактором являются различные фитнес-программы, которые многие организации предоставляют своим сотрудникам. Цель этих программ - укрепление физического здоровья. Однако можно сказать, что подобная практика влияет и на устойчивость сотрудников к стрессам. Сложность и неоднозначность данных программ состоит в том, что ответственность за соблюдение здорового образа жизни лежит на самом сотруднике. Многие организации создают отдельные программы для управленцев. Это связано с большим количеством сердечно-сосудистых заболеваний именно среди менеджеров. Управленцев также надо учить избегать стрессовых ситуаций и пользоваться правильно менеджерскими приемами делегирования полномочий, определения приоритетов, постановки задач и правильным методам контроля, организации деятельности и мотивирования. Проанализируйте индивидуальные меры управления стрессами. К таким мерам относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения. Важнейшим фактором является также поддержание физического здоровья и физической активности. Те организации, которые содержат тренажерные залы, снимают спортивные залы для подвижных игр или покупают своим сотрудникам абонементы в бассейн, обеспечивают им приобретение большей физической выносливости, увеличивают их запас жизненных сил и энергии, уменьшают риск сердечно-сосудистых заболевании. Способность техник релаксации уменьшать стресс доказана еще в 30-е годы XX в. Пациентов учили последовательно концентрироваться на разных частях тела, попеременно расслабляя и напрягая мышцы. Сосредоточив свое внимание на ощущениях, которые возникают при расслаблении, они постепенно достигают все более и более полной релаксации. Со временем эти базовые техники были усовершенствованы. Релаксация в современной интерпретации объединяет два подхода - аутотренинга и медитации. Вторым способом антистрессовой программы на индивидуальном уровне является модификация поведения, это касается особенно людей типа "А", к характеристикам которых относится чрезмерная напористость, постоянное ощущение цейтнота и повышенная активность. Модификация включает в себя формирование позитивной эмоциональной реакции на стрессовые обстоятельства и новые формы поведения. Необходимо подчеркнуть, что решение конкретных задач разработки в организации антистрессовых программ необходимо принимать после тщательного исследования стрессогенных факторов и уровня стресса в организации. Для этого существует множество опросников. В заключение, рассматривая вопрос о противостоянии стрессогенным факторам на индивидуальном уровне, обратите внимание на то, что у каждого человека есть индивидуальный временной предел стресса. Одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу, другие нет, т.к. даже небольшая дополнительная нагрузка может их выбить из колеи. А есть люди, которых стресс стимулирует, они только и могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Эти три позиции можно определить так: «стресс вола» - для тех, кто к нему адаптируется; «стресс кролика»- кто избегает его; «стресс льва» - кого такие ситуации мобилизуют. Приведите возможные способы борьбы со стрессами. Обратите внимание на различия в способах преодоления стресса мужчинами и женщинами. Уясните, что в конечном итоге успех в стремлении преодолеть нежелательные последствия стрессов зависит во многом от уровня развития индивидуального стресс-менеджмента. Рассмотрите классические способы борьбы со стрессом в профессиональной деятельности: реорганизация трудового процесса, специальные тренировки, питание, фармакотерапия, функциональная музыка, средства мультимедиа, методы психологической саморегуляции состояний.
Контрольные вопросы и задания
Литература 1. Воронина, А. В. Самоменеджмент: теория и практика: учебное пособие/ - Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2010. - 118 с. 2. Исаченко, И. И. Самоменеджмент: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. И. Исаченко; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Московский гос. ун-т печати. - Москва: МГУП, 2007. – 203с. 3. Лукашевич, Н. П. Самоменеджмент: теория и практика: [учебник] - Киев: Ника-Центр, 2007. - 340 c. 4. Парахина В.Н., Перова В.И. Самоменеджмент: учебное пособие. – М.: Издательство МГУ, 2012 г, 368 с. 5. Шалагинова, Л. В. Самоменеджмент. Практическое руководство / - Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2012. - 272 с.
Date: 2016-02-19; view: 1009; Нарушение авторских прав |