Синтаксис. Пунктуация
(задания А5, А6, А9, А10, А20 - А26, В3, В4, В5, В6,В7)
Синтаксис – раздел языкознания, изучающий способы соединения слов и форм слов в словосочетании и предложении, способы соединения простых предложений в сложные, а также словосочетания и предложения разных типов.
Пунктуация – раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании (задание В3)
Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая соединяет неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности, но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик). От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос (‘обманывать’) — свободное словосочетание водить за руку.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.
Словосочетаниями не являются:
1. Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое), так как это уже нераспространённое простое предложение (Ребята трудятся. Урок окончен.).
2. Однородные члены предложения, так как они связаны не подчинительной, а сочинительной связью (леса и парки, альбом или тетрадь).
3. Сочетание предлога и имени существительного (после уроков, в течение недели).
4. Составные формы будущего времени глагола (будем играть, будут учиться).
5. Составные формы степеней сравнения имён прилагательных и наречий (более важный, самый умный, наиболее эффективно).
6. Составные формы сказуемых (были заняты, начал учиться).
7. Составные количественные и порядковые числительные (сорок три, триста двадцать первый).
Компоненты словосочетания связаны друг с другом подчинительной связью, которая бывает трех видов: согласование, управление, примыкание.
Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках (в роде, числе и падеже). Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).
Зависимое слово при согласовании отвечает на вопросы какой? или чей? и может быть выражено
1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу;
2) местоименным прилагательным, согласование то же: мою книгу, каждый урок, другой день);
3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу,
4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу,
5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем,
6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде (см. раздел морфологии): обеих девочек, обоих мальчиков.
Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.
Главное слово при управлении выражается
1) глаголом в любой форме, причастием, деепричастием: читать / читал / читающий / читая книгу,
2) существительным: чтение книги,
3) прилагательным: довольный успехом,
4) количественным числительным в И. (В.) падеже: три стула, пять стульев.
Зависимое слово при управлении отвечает на вопросы косвенных падежей и выражено существительным, местоименным существительным или любой частью речи в функции существительного: найти друга, встретиться с ним, посмотреть на сидящего.
Запомни: наличие предлога между главным и зависимым словом в словосочетании – это признак управления.
Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.
Главное слово при примыкании:
1) глагол: бежать быстро,
2) прилагательное: очень быстрый,
3) наречие: очень быстро,
4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.
Зависимое слово при примыкании отвечает на вопросы обстоятельств и выражается
1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,
2) деепричастием: говорил заикаясь,
3) инфинитивом (неопределённой формой глагола): просил написать,
4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,
5) неизменяемым прилагательным: цвет хаки,
6) существительным — несогласованным приложением: в газете «Известия».
Date: 2016-02-19; view: 439; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|