Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура 19 века





XIX век как «золотой век» русской культуры.

И первым, кто попытался объяснить, в чем же заключается путь России был Н.М. Карамзин, который в своих работах: «Письма русского путешественника» и затем «История государства российского» интуитивно почувствовал самое нужное и самое своевременное для русской культуры начала ХХ века – проблему ее национальной самоидентичности, т.е., чтобы русская культура была именно русской и отвечала духу и умонастроению русского человека.

Идеи Чаадаева оказали значительное воздействие на формирование двух линий в русской культуре – славянофильства и западничества, Если Карамзин выдвинул проблему самоидентичности русской культуры, то А.С. Пушкин решил иную, принципиально важную для России задачу. универсальной способностью отражать средствами своей культуры идеи и образы других культур – западных и восточных, не изменяя при этом своей национальной специфике, и тем самым включаться в историю мировой культуры на правах ее органической составной части. Именно благодаря Пушкину наша культура влилась в общеевропейскую и заняла в ней подобающее место.

Основной тенденцией развития русской культуры XIX века было противостояние двух линий, которые и сегодня сохранили свою актуальность и привлекательность в том или ином отношении. Одна из этих линий являет «славянофильство», другая – «западничество».

Славянофильство сосредоточило свое основное внимание на понимании и объяснении черт и представлений, составляющих исключительно национальную специфику русской культуры - применительно к истории русской общественной мысли, психологическому складу русского этноса, национальному самосознанию русского народа и т.д. Эта специфика получила развитие в трудах И. Киреевского, А Хомякова, К. Аксакова, А. Григорьева. Они считали, что источниками русской самобытности являются устои русской общественной жизни, которые не содержали, с их точки зрения, основ внутри социального конфликта.

В противоположность «славянофильству» «западничество» признавало общие черты развития России и Западной Европы, и, следовательно, считали Россию как неотъемлемую часть Западной цивилизации. Идеалом этой группы западников был человек, освобожденный от гнета разного рода «определений», т.е. не зависящий от природы, от мнений семейного, родового коллектива, а также от власти разного рода догм и предрассудков. Русское западничество возложило на себя двойную функцию. Во-первых оно было призвано раскрыть достоинства высокоразвитой западной культуры, сделать их доступными недоверчивому взору русского человека, погруженного в свои домашние проблемы. Во-вторых, поскольку западники были истинными патриотами и действовали во благо собственного отечества, то и

возникавшие в их сознании образы иных миров строились на русский манер.

Как бы ни велики были достижения различных сфер русской духовной культуры, однако вершиной русской культуры XIX столетия является культура художественная – музыка, живопись, театр и конечно же литература. Русское искусство XIX века было социальным по проблематике и в значительной мере демократическим по идейной направленности и формам. В нем получил развитие реалистический принцип отражения жизни и критически глубокое осознание главных социальных конфликтов русской действительности. Живопись-/помимо инициаторов – Крамского и Мясоедова/ были И. Репин, В. Суриков, А Саврасов, И. Шишкин, В. Васнецов, В. Перов, В. Поленов, И. Левитан и др.

А. Даргомыжский, отстаивая правду жизни в музыке, поддерживал и вдохновлял кружок молодых музыкантов, который был назван крупнейшим русским искусствоведом XIX века В. Стасовым «Могучей кучкой». Члены этого кружка – М. Балакирев, М. Мусоргский, Н. Римский –Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи. Реалистическое раскрытие внутреннего мира человека, обращение к сложным философским проблемам, внутренний драматизм, свойственные русскому искусству второй половины XIX в., нашли гениальное воплощение и в музыке П,И. Чайковского, занимающего особое место в русской музыке. Но истинным лидером русской художественной культуры была литература. Великие русские писатели – от Радищева до Солженицына – прославляли свободу, призывая милость к падшим, были при этом как бы и священниками и адвокатами, и моралистами, и философами. Но все это, как правило, они осуществляли через литературную деятельность. Поэтому произведения русской литературы были своеобразным «Слоеным пирогом». Возьмем хотя бы роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Это не просто выдающееся литературное произведение, но и одновременно и философский, этический, политический, религиозный трактат. Но все это не просто декларируется, а растворено в сюжетной канве романа: в характере и судьбах героев, в авторских отступлениях. Но русская литература это не только «Война и мир» - это и другие произведения Толстого, а также Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Лескова, Достоевского, Чехова, Островского и многих других, может быть рангом пониже, но писателей также замечательных и значительных. Вот почему русская литература явилась вершиной нашей духовности, вот почему произведения русских писателей-классиков не только оказали огромное влияние на развитие отечественной культуры, но и оставили глубокий след в духовном развитии человечества.

17. Российская и западноевропейская партийно-политическая структура: общее и особенное.

Формирование политических партий в начале XX века в России связано со своеобразием ее исторического развития. В качестве особенностей процесса возникновения партий исследователи выделяют следующие факторы: невысокую политическую культуру, что влияло на утопичность программ; отсутствие устойчивой социальной базы, в силу чего они формировались как производное не социальных связей, а духовного настроя общества, складываясь на базе того или иного комплекса идей; их особая оппозиционность, направленная не только на систему власти, но и на отношения друг к другу; их слабая способность к компромиссу и склонность к политическому радикализму; персонификация элит, когда имидж партий определялся авторитетом узкого круга популярных политиков, озвучивавших программные положения своих организаций и стремившихся к их идеологическому размежеванию.

Как и в других странах, в России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаще всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих литературно-художественный или общественно-политический характер. Среди этих аморфных образований как в области мировоззрения, так и в организации постепенно происходило политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий.

Общепризнанно в исторической литературе, что особенности формирования политических партий в России начала XX в. заключались в следующем:

1. На рубеже XIX-XX вв. интенсивно шел процесс формирования революционных политических партий: Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) и партии Социалистов-революционеров (ПСР), в то время как ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий.

2. Не было правительственной партии, поскольку Совет министров назначался не Государственной думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа.

3. Ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью.

4. Слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный).

5. В Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные.

6. Ни одна страна в мире не имела такого количества партий, как Россия. Если в конце XIX в. было создано всего три политические партии, то за первые шесть лет XX в. - свыше 50, а в 1917-1920 гг. - около 90. Это объясняется прежде всего многонациональным составом населения и разновременностью созревания самосознания различных слоев населения.

Несмотря на специфику образования как общероссийских, так и национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России.

18. Первая русская революция 1905-1907 гг.: предпосылки, содержание, результаты. Думский парламентаризм.

Причины революции были нерешённость аграрного вопроса, отсутствие рабочего законодательства, наличие самодержавия и национальный вопрос. Революции способствовали неудача в 1905 году армии и флота в русско-японской войне. Поводом послужил расстрел 9 января 1905 года на Дворцовой площади в Петербурге мирной манифестации рабочих. С января по декабрь революция нарастала. Три направление революционного движения: 1. выступление рабочих 2. крестьянские и солдатские бунты (отмена выкупных платежей, ликвидации помещичьего землевладения) 3. оппозиционная деятельность либеральной интеллигенции (мятеж на военной базе в Кронштадте, мятеж Шмидта в Севастополе, восстание на броненосце «Потемкин», выступление на транссибирской магистрали). Повсюду образовывались либеральные различные союзы, которые в мае 1905 объединились в «союз союзов» под предводительством Милюкова. Они требовали установить выборное правление в рамках конституционной монархии. Большое значение для развития революции имел Манифест 17 октября 1905г. По которому народ получил гражданские свободы - слова, печати собраний. Расширились избирательные права, декларировал создание Госдумы. 1 Госдума начала работу в апреле 1906. Из за своих требований правительство 9 июля распустила 1 Госдуму. 2 Госдума работала с 20 февраля по 3 июня 1907. Возглавил её Столыпин. Споры шли о аграрном законе и по вопросу о мерах против революционеров. 3 июня 1907 была распущена. Революция закончилась. В ходе революции сложились политические партии и организации: «Союз русского народа» (Дубровин), «русский народный союз имени Михаила Архангела» (Марков) (в основе лежал принцип незыблемости самодержавия и признания приоритетного положения в империи), «союз 17 октября» (октябристы - Гучков) (идеал - монархия опирающаяся на выборное народное представительство), «народные свободы» (кадеты - Милюков) (выступали за конституционную монархию или парламентскую республику, свободу личности, за правовое государство), «социалисты-революционеры» и «социал-демократы» (бойкотировали выборы в 1 думу, рассматривали думу как трибуну для разжигания революционных настроений). Причины поражения: лояльность армии к

правительству, раскол оппозиционных сил из-за Манифеста 17 октября, уступки правительства в сфере рабочей политики, усталость от беспорядков,

отсутствие единой тактики. Последствия: побуждение общественности к активной политической

жизни, Самодержавие представляется не единственно возможной формой правления, решение

аграрного вопроса, дезорганизовывается экономика, большие жертвы.

Date: 2016-02-19; view: 393; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию