Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биография, тело и пол как категории анализа в качественных исследованиях





В чем заключается социологическая перспектива анализа тела и биографии? - В ответе на вопрос: КАК? Каким образом биография и тело как социальные феномены структурируют мир индивидов и их жизнь в этом мире? Биографическое исследование служит эмпирическому развертыванию этого “как”, т.е. фактическому наблюдению за биографическими и телесными манифестациями, а также их реконструкции.

Сходным образом, прибегая к конструктивистским моделям, анализируется в поле биографических исследований и категория пола. Разумеется, речь идет о категории “социальный пол” или гендер, хотя и границы биологического пола сегодня нельзя признать незыблемыми. Взгляд на социальный пол как конструкцию отражает концепция “doing gender” (West & Zimmerman 1987), которая следует традициям символического интеракционизма и этнометодологии. Здесь в фокусе анализа - конкретные процессы интеракции, в рамках которых порождаются и воспроизводятся жизненные миры индивидов/членов сообщества. Но при этом слагаются, подкрепляются и видоизменяются социальные институты, в том числе и полоролевой порядок (“договор полов”), социально приемлемые биографии и т.д. Происходит то, что Бергер и Лукман, а затем М.Коли называли институционализацией: социальных отношений, взаимоотношений полов, жизненного пути. Эвристичность подхода doing gender в том, что он позволяет исследовать не только когнитивные или дискурсивные практики социального конструирования пола, но и его телесные аспекты. Они становятся заметными благодаря отслеживанию повседневных практик, которые ввиду их непроблематичности, банальности, рутинности малоосознаваемы. Если стиль/образ жизни индивида отвечает доминирующим, полотипизированным ожиданиям, то ее/его половая идентичность воспринимаются как естественно данная и закрепленная. Она прочитывается по знакам тела (одежде, прическе, проксемике и т.д.), которые интерпретируются в рамках общего культурно заданного образного восприятия. Важно здесь то, что процедуры восприятия, приписывания значений и различения во взгляде на социальный пол совпадают. “Тело - наиболее универсальная, естественная, кроме того, осознаваемая человеком метафора, неисчерпаемый источник аллегорий порядка и неупорядоченности” (Тернер Б.,1994). Но идея границ тела как метафора социальной системы закамуфлирована восприятием тела в первую очередь именно в его половой определенности. Концепция “doing gender” как-бы разоблачает естественность такого восприятия, поскольку с ее помощью реконструируются не основе анализа микропрактик пола процессы инкорпорирования, “записей” социальных значений на теле индивидов, а также телесные репрезентации в социальной жизни.

Получив “программное расширение” биографического исследования за счет привлечения категории телесности, у нас возникает возможность отследить конкретные процессы doing gender на анализе нарративно зафиксированных интеракций, отражающих события автобиографического рассказа. Таким образом, описание социальных интеракций в поло-специфическом контексте и манифестирующих в нем телесных практик - фокус нашего интереса к биографии, полу и телу.

Объединение биографического анализа и концепции doing gender привносит два уточнения. Первое из них связано с концептуализацией времени. Если в интеракционистской парадигме процессы анализируются в горизонте ситуации/цепочки ситуаций (B. Dausien 1999, 181), то в горизонте биографии время приобретает особый статус. Биографическое время слагается не из линейной суммы отдельных секвенций действия за временной отрезок жизни, а следует собственной логике индивидуально-процессуальной структуры. Биография как субъективная картина истории жизни выстраивает временную упорядоченность пережитых событий таким образом, чтобы продемонстрировать значимую для субъекта биографии причинную связь (см. Рис.2).

 

 

Рис.2

 

 

Ключевые слова “потому что” и “для того, чтобы” отражают два главных типа зависимостей между событиями: связи “причина-следствие” и “цель-средство” (Е. Головаха и А. Кроник 1993, 10).Одни связи соединяют между собой уже прошедшие события (реализованные связи), став содержанием жизненного опыта. Другие связи - потенциальные - соединяют с событиями, принадлежащими к хронологическому будущему. Третий тип связей - актуальные - объединяет события хронологического прошлого и будущего, пересекая хронологическое настоящее. Интересный вывод следует из концепции психологического времени: ”В зависимости от того, какие преимущественные связи, с точки зрения человека, то или иное событие его жизни, оно будет принадлежать психологическому прошлому, будущему или настоящему “ (Там же, 19). Таким образом человек способен, пользуясь приемом временной децентрации, смещать свое “Я” и путешествовать во времени, но в то же время представлять свою жизнь целостно, панорамно. Итак, этой особенностью биографического времени биография отличается от жизненного пути как социального института с его заранее структурированными фазами и переходами, которые несут печать поло-специфичных кодов и телесных практик. Напротив, биографическая перспектива в первую очередь высвечивает совокупность опыта в истории жизни, в которой элементы и структуры социального мира переработаны индивидуальным образом.

Второе уточнение заключается в перспективе субъекта действия в биографии. С интеракционистской точки зрения, практики, стратегии и образцы интеракции в известной степени рассматриваются “со стороны”, вне учета сотовой структуры взгляда субъектов действия. Кроме того, телесно-аффективные аспекты поло-ролевого конструирования целиком выпадают из интеракционистской парадигмы. В рамках биографического подхода равно важны рефлексивность, переживание, опыт, как и категория социального действия. Специфичным же здесь является аналитическое скрещивание биографии и социальной интеракции, процессуальности истории и перспективы переживающего субъекта. Тело как тема участвует в биографической конструкции постольку, поскольку историю жизни рассказывают живые индивиды - “носители” биографий. Таким образом, биографизирование как биографическая работа (термины В.Фишера-Розенталя) представляет собой такой процесс конструкции жизненного опыта, который привязан своей темпоральной структурой к телесному существованию конкретного индивида и анализируется на различных уровнях. Эти уровни не параллельны друг другу и причинно не связаны, скорее речь о структурной связи, то есть уровни анализа обладают относительной автономией. И телесное измерение - одно наряду с другими, которое, с одной стороны, подчиняется биологическим законам тела и правилам социального сообщества, а, с другой стороны, встроено в биографический процесс. Полоролевые конструкции участвуют в этом процессе на всех уровнях, т.е. пол и тело - не разграниченные темы или сферы биографии, и методологически любой биографический материал может анализироваться с точки зрения пола и телесности. Подобное объединение концепций биографии и doing gender имеет определенные методические следствия.

 

Date: 2015-12-12; view: 317; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию