Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ собственного потенциала: хочет – может, плюсы и минусы. Весы мотивации





 


Верить в то, что любой человек может преуспеть в любом деле не стоит. (Поверьте моему 15-летнему опыту кадровика и матери…) Конечно, истории известны случаи преодоления собственного «я», однако исключения лишь подтверждают правила. Поэтому очень важно точно оценить направленность собственных способностей, талантов и мотивации.

Начнем с того, что успешность и результативность человека, а, строго говоря, все его поведение, складывается из двух составляющих – ХОЧЕТ и МОЖЕТ. И именно тогда, когда они совпадают, человек достигает наибольших успехов.

Проанализируем зону «МОЖЕТ». Она складывается из двух составляющих – способностей (природных талантов) и навыков. Например, стрессоустойчивость и креативность – это способности, а техника работы с возражениями и проведение мозговых штурмов – навыки. Четко договоримся: во взрослом возрасте способности можно лишь слегка развивать и корректировать, но их нельзя создать с нуля или поменять поведение на диаметрально противоположное (например, сделать застенчивого интроверта отличным оратором или продажником). Навыки же вполне можно приобретать и развивать практически на любом этапе жизненного цикла человека.

Таким образом, при анализе своего потенциала в зоне «МОЖЕТ» я рекомендую перечислить все, что вы можете делать отлично (это априори успешная зона), а также то, что получается не очень хорошо. Идеальный вариант: выбрать сферу деятельности целиком в успешной зоне. Такая ситуация – предел мечтаний, но, к сожалению, не всегда реалистична. Тогда вам придется поискать то, что наиболее близко вам, исходя из ваших способностей.

А вот что же делать с той частью будущих (или нынешних) профессиональных обязанностей, которые находятся в зоне низкой успешности? Прежде всего необходимо четко определить, к какой категории относятся ваши слабые стороны – к способностям или навыкам. Если к способностям, то лучше всего поискать какую-то другую деятельность. Если же дело в навыках, то необходимо составить четкий план их развития теми методами, которые вам доступны и подходят (тренинги, самообразование, чтение литературы, обращение к более опытному коллеге или другу).

Приведу несколько примеров, благодаря которым предыдущие теоретические рассуждения станут более ясны.

Молодая женщина, работавшая врачом, по соображениям материально-карьерного характера хочет перейти в сферу продаж в медицинском бизнесе. Сильные стороны – коммуникабельна, харизматична, имеет успешный опыт эффективного поведения в стрессовых ситуациях, хороший рассказчик, с презентабельной внешностью. Слабые стороны – не владеет техникой продаж, слабо знает компьютер, придерживается несоответствующего стиля одежды. Очевидно, что ее сильные стороны в данном случае перевесят, так как слабые относятся к сфере навыков или знаний (дресс-код), которые могут быть легко скорректированы.

Кандидатка, молодой специалист, закончившая факультет по управлению персоналом, претендует на работу в качестве бизнес-тренера. Сильные стороны – хорошая теоретическая подготовка в данной области, твердые знания, аналитический стиль мышления, умение оценивать людей как на уровне интуиции, так и на уровне навыков. Слабые стороны – медленная речь, «книжный» язык, недостаточно эффективное владение невербальным языком, скованность, посредственный уровень стрессоустойчивости. В данном случае перевесят минусы, так как именно они относятся к зоне способностей, которые очень сложно изменить. Если рассматривать ее сильные и слабые стороны как основу профориентации, то девушке можно порекомендовать профессию специалиста по подбору и оценке персонала: там ее сильные стороны проявятся во всей красе, а слабые, наоборот, не будут иметь никакого значения.

Проанализируем зону «ХОЧЕТ». Часто система воспитания и в семье, и в школе настраивает нас на то, что эту зону учитывать не следует, что это просто «капризы». Многолетний опыт работы в качестве и руководителя, и специалиста по развитию и оценке убедил меня в обратном. По-настоящему хорошо люди делают только то, что им действительно хочется делать. Конечно, ответственный человек может усилием воли заставить себя делать то, чего ему совсем не хочется, но в длительной перспективе это приводит либо к снижению качества его работы, либо к его «выгоранию» как специалиста.

Зону «ХОЧЕТ» можно поделить по смыслу на три части.

• НРАВИТСЯ. Идеальный вариант, когда вам искренне нравится то, что вы делаете, т. е. сам процесс или результат (или и то, и другое вместе) доставляет вам удовольствие. Кто-то может не понять, как же ЭТО может нравиться. Например, когда я работала в компании Johnson & Johnson (медицинский бизнес), среди моих коллег было много бывших врачей. Очень хорошо помню, как один хирург-уролог рассказывал с огромным увлечением о том, как он в мочевом пузыре долго разыскивал нестандартно расположенный камень. Глаза горят, увлечение неподдельно. Мне не понять. А вот некоторые мои знакомые удивляются, как это я много лет преподаю и мне не скучно рассказывать то, что я сама давно знаю. А вот мне нравится.

 

Рекомендую вам: записать 5 вещей (очень конкретных), которые вам очень нравится делать, и 5 вещей, которые нравились в наименьшей степени. Затем проанализируйте, чего больше в вашей нынешней работе. Если больше негатива, стоит подумать о смене профессии, найдя вариант, который позволит делать больше того, что вам нравится и доставляет удовольствие.

Приведу пример из собственного опыта подбора персонала. Ко мне обратился молодой человек с минимальным опытом подработок в институте (по образованию – экономист), претендуя на вакансию в продажах. Когда я попросила его назвать, что ему наиболее и наименее нравилось в его учебе и практике, то получилось следующее: нравилось – писать рефераты, на практике – участвовать в мозговых штурмах, нравилось все креативное, не нравилось – адаптироваться к новому коллективу, не нравилось быть старостой (выбрали, потому что учился хорошо) и не нравилась работа с цифрами в больших объемах. Очевидно, что его «НРАВИТСЯ» не отвечает ни продажам (там все время идет общение с новыми людьми, постоянно приходится сталкиваться со стрессами), ни специальности по образованию. Я посоветовала ему подумать о работе в сфере маркетинга: она соответствует его предпочтениям и не содержит (или почти не содержит) того, что ему не нравится. Насколько я знаю, именно так он и поступил и впоследствии работал успешно.

• ВЫГОДЫ. У каждого из нас свой набор выгод, или важных для нас мотивов, значение которых зависит от характера, жизненной ситуации и других факторов. Выгоды могут быть материальными (деньги и соцпакет), нематериальными (престиж, признание, взаимоотношения) и витальными (связанными с физическим комфортом, здоровьем и безопасностью). Важно, чтобы выбранная вами работа или вид деятельности помогали реализовать наиболее значимые для вас выгоды. Например, человек с такими выгодами, как заработок, признание, хорошие взаимоотношения, станет хорошим продажником, но вряд ли будет мотивирован на должности бухгалтера, где, как правило, нет ни переменной части заработка, ни признания. А вот такие выгоды, как стабильность, повышение квалификации, хороший оклад, лучше соотносятся с профессией бухгалтера. Лучшими помощниками руководителей, как правило, становятся те, для кого важны ощущение собственной нужности и похвала. Если для вас важны деньги, нужно, выбирая профессию, ориентироваться на возможность хорошо зарабатывать. Наоборот, если этот фактор не является особенно значимым, то его можно проигнорировать.

• ЦЕННОСТИ. На нашу зону «ХОЧЕТ» могут оказывать значительное влияние те ценности и принципы, которых мы придерживаемся. Например, если вы искренне любите людей и ваша ценность – сохранение позитивных отношений, вам не стоит работать контролером. Если вы не приемлете обман, то не стоит идти в сферу продаж несколько сомнительного товара, равно как и в сферу рекламы. Если вы искренний враг вредных привычек, не стоит заниматься продвижением алкоголя или табака. Если вы уверены, что обслуживание – унизительная работа, то не стоит идти в сферу сервиса. Таким образом, выбирая область деятельности, профессию или конкретное место работы, проверьте выбор на так называемую экологичность, т. е. возможность не входить в процессе работы в противоречие с собственными ценностями. Если работа входит в противоречие с ценностями человека, это может привести не просто к потере эффективности, но и к более серьезным и печальным вещам – неврозам, появлению хронических заболеваний и т. п.

 

Продолжая тему мотивации, или анализ зоны «ХОЧЕТ», позволю себе обратить ваше внимание на модель весов.

 

Весы мотивации

 

Она важна при принятии решений о выборе профессии, работы, да и вообще при принятии любых жизненно важных решений. На одной чаше весов лежит выигрыш, или что я получу, а на другой – жертва, или что я отдам. Мне очень нравится метафора, найденная в одной из книг: канадская рысь зимой гонится за зайцем 100 метров, если не успевает его поймать, то прекращает погоню, а за косулей – 200. Почему? Добыча (выигрыш) больше, значит можно пойти на бо́льшую затрату сил (жертва). А вот еще момент – зимой за зайцем она бежит 100 метров, а летом – уже 150. Почему? Бежать легче, т. е. при том же выигрыше жертва меньше. Животные делают это на уровне инстинкта. А вот человеку, принимая важные решения, – а профессиональное самоопределение и выбор работы к таким весам, безусловно, относятся, – стоит делать это абсолютно осознанно, чтобы потом не пришлось жалеть о неоправданно принятых решениях. Причем важно понимать, что выигрыш и жертва – вещи сугубо индивидуальные. То, что для одного человека будет выигрышем, другой станет считать жертвой, и наоборот. Например, для меня работа с документами – жертва, но для многих это – выигрыш, обещающий спокойствие и стабильность. Для кого-то стресс – это адреналин и возможность проявить себя, а для другого – плохое самочувствие и подавленное состояние. Для одного публичное выступление – яркое позитивное событие, позволяющее получить признание, проявить себя, а для другого – дискомфорт и нервотрепка.

Мы рекомендуем вам составить свой список выигрышей и жертв, связанных с определенной профессией или местом работы, проанализировать удельный вес каждой чаши весов и только после этого принять решение. Если вы не сделаете это вовремя, в дальнейшем могут возникнуть такие неприятные вещи, как выгорание, разочарование в жизни и работе.

Последние годы часто говорят о кризисе 40–45-летних, когда вполне успешные люди вдруг совершают дауншифтинг (уход от бизнеса, работы) или, не имея такой возможности, получают букет болезней и депрессию. Причина в том, что они не использовали весы в нужное время и не ответили на вопрос, стоит ли ради карьеры или денег отказаться от личного времени, контакта с семьей, возможности заниматься хобби. К сожалению, иногда осознание приходит слишком поздно.

В моей практике работы рекрутером когда-то была кандидатка, мама тройняшек в возрасте примерно полутора лет. Она претендовала на должность в сфере продаж, у нее был прекрасный опыт и способности. Она полностью подходила для этой работы. Более того, и сама она хотела получить эту работу в престижной компании. Когда я описала ей условия, а они предполагали проводить 30 % времени в командировках, она сказала, что согласна. Но меня смущал тот факт, что у нее маленькие дети, и я попросила ее тщательно подумать и дать ответ через два дня, взвесив все «за» и «против». Через два дня она позвонила, отказалась от вакансии и долго благодарила, что я заставила ее задуматься. «Я так хотела получить эту работу, что только об этом и думала. Но когда представила себе, что буду чувствовать, по несколько дней не видя своих детей, я поняла, что для меня важнее».

Другой пример, к сожалению, печальный.

Кандидатка на должность старшего бухгалтера очень хотела получить эту работу. Ее предупредили о переработках, она дала согласие. Вышла на работу. Через пару недель начинается кошмар: каждые несколько минут после шести вечера ей звонит на мобильный муж и выговаривает, почему она еще не едет домой. Я уж не знаю, в чем именно было дело, но в итоге наша героиня вынуждена была уйти с работы. Так она лишилась и предыдущей, и новой работы.

Еще один пример.

Много лет назад, когда профессия главного бухгалтера со знанием английского языка и международных стандартов учета была одной из наиболее дефицитных, престижных и оплачиваемых, к нам пришла кандидатка, занимавшая именно эту должность в одной западной компании. На традиционный вопрос о причине смены места работы, она сказала, что причина в том, что ее продвинули по карьерной лестнице полгода назад и она больше не может. Что оказалось? Ее выигрышем всегда были аналитическая работа, работа с цифрами и все, связанное с бухгалтерией и финансами. И она была великолепным специалистом, лучшим в компании. На ее беду, главный бухгалтер, ее бывший начальник, сменил работу, и вакансия освободилась. Руководитель представительства предложил эту вакансию лучшему сотруднику. Статус, солидная прибавка к зарплате, да и похвалы руководства побудили нашу героиню принять предложение. Что она и сделала. Но не учла свой характер и предпочтения: взаимодействовать с людьми никогда ей, интроверту, не нравилось. В итоге – полгода мучений, «легче сделать самой, чем объяснить», и как следствие – перегрузки. Отсюда решение уйти. Поговорив с ней, я предложила ей работу внутреннего аудитора – по статусу и оплате примерно такую же, как на должности главбуха, но не предполагающую значимой для нее жертвы – необходимости работать с людьми.

Date: 2016-02-19; view: 513; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию