Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Август – сентябрь. Пока еще тепло и можно заниматься с детьми на участке, целесообразно познакомить их с народными песенками
Пока еще тепло и можно заниматься с детьми на участке, целесообразно познакомить их с народными песенками, под текст которых хорошо играть в спокойные и подвижные игры. Например, можно поиграть в такую игру: воспитатель читает потешку «Еду-еду к бабе, к деду…», а дети сначала скачут «по ровненькой дорожке на одной ножке», а потом на двух ногах передвигаются «по рытвинам, по кочкам» к веранде, где и завершают путешествие («В ямку! Бух!»). Когда дети набегаются, педагог приглашает к себе всех желающих и, читая потешку, угощает их кашей. Один получает кашу в блюдечке, другой – в тарелочке, третий – в ложечке, четвертому достаются «поскребышки», а пятому – ничего не достается. («Сорока, сорока…», русская народная песенка). Затем игра повторяется, «сорока» угощает других сорочат. Или, собрав желающих малышей, педагог читает им русскую народную песенку «Пальчик-мальчик…». При этом он перебирает пальчики то у одного, то у другого ребенка. В игре по мотивам стихотворения П. Воронько «Хитрый ежик» ведущая роль – у ребенка. Он шьет пиджачок из иголок, собирает в саду груши, нанизывает их на колючки, возвращается к ежатам и раздает им подарки: «Тебе грушу, тебе сливу, тебе яблоко, а тебе грибок» (импровизация). Убирая игрушки, воспитатель может попросить детей помочь ему: «Коли нет ему подмоги, муравей протянет ноги» («Помогите», чеш. песенка, пер. С. Маршака). Дети образуют цепочку и, изображая муравьев, помогают убирать игрушки. (Цепочку возглавляет педагог.) Игры с использованием русских народных песен «Заинька, попляши…», «Жили у бабуси….» исполняются на музыкальных занятиях, а потом дети играют в них в свободное время (на участке, в группе). Песенку «Ночь пришла» следует порекомендовать родителям читать ребенку перед сном. В содержание занятий вошла лишь небольшая часть произведений из программного перечня. С остальными произведениями детей знакомят вне занятий. В августе – сентябре (на участке, в помещении) целесообразно познакомить детей со следующими программными произведениями: – сказками: «Три жадных медвежонка» (венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева), «Упрямые козы» (узбек., обр. Ш. Сагдуллы), Д. Биссет. «Лягушка в зеркале» (англ., пер. Н. Шерешевской), Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книжки «Приключения Мишки Ушастика», пер. с польск. В. Приходько), Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); – рассказами: М. Зощенко. «Умная птичка», К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки». С некоторыми поэтическими произведениями (4–5), которые в программе рекомендованы для чтения детям в сентябре – ноябре, малышей целесообразнее познакомить в зимние месяцы на занятиях (перед занятиями), в частности, по звуковой культуре речи, так как эти тексты содержат достаточное количество слов, содержащих отрабатываемые звуки. В теплые дни перед выходом на прогулку вниманию детей можно предложить сюжетные картины. Приведем пример. Рассматривание картины «Играем с песком» [2] «Я познакомлю вас с детьми, которые мне очень нравятся, – говорит воспитатель. – Девочку зовут Леночка, а мальчика – Сережа». «Где они?» – спрашивают малыши. «Играют. Я даже знаю, где и во что они играют. Хотите с ними познакомиться?» Педагог ставит на мольберт картину и рассказывает: «В красном платье – Леночка, а рядом – Сергей. Догадались, где они играют? (В песочнице [3] .) Посмотрите, как много у них игрушек. Есть… (флажки в ведерке, формочки, совочки, лопатка, машина, курочки). Сергей везет… (песок). А кому Сережа везет песок? (Леночке везет.) Зачем Леночке песок? Что она строит? (Строит домик курочкам. И беленькой курочке. И рябенькой курочке. И петушку.) А почему у Лены не рассыпается песок? (Его полили водой. Он мокрый (влажный).) А зачем детям формочки?» (Будут делать куличики (пирожки) и угощать детей.) В заключение воспитатель может предложить детям послушать рассказ про Лену и Сережу (сопровождается показом): «Хорошо играть в песочнице. У Лены и Сережи флажки, формочки, машина. А еще курочки и петушок. Это им, курочкам, дети делают домик из песка. Леночка строит, а Сережа возит ей песок. Сделают дети заборчик для курочек и будут печь пирожки. Много напекут. И вас угостят. Скажут: „Угощайтесь, угощайтесь! Вкусные пирожки!“» Примечание. Вечером дети могут рассказать о том, как они на прогулке играли в песочнице. Рассматривание картины «В песочнице» [4] Воспитатель рассказывает о том, что все дети любят играть с песком, что песок можно насыпать в ведерки, делать из него куличики, горки и т. д. «Хотите я покажу вам детей, которые с удовольствием играют в песочнице?» – продолжает разговор педагог, демонстрируя картинку. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями. «Видите, какая большая песочница. Какие широкие у нее бортики, – говорит педагог. – Песочница… (большая), бортики у нее… (широкие). А сколько песка в песочнице? (Много. Целая гора.) Какого цвета песок? (Желтого.) Целая гора песка, а на вершине горы стоит… (полосатая машина). Чья это машина, как вы думаете? (Ответы детей.) Я тоже думаю, что это машина черноволосого мальчика с синим совком в руке. Черноволосый мальчик разговаривает… (с мальчиком, который играет с зеленой машиной). Интересно, о чем они договариваются? (Воспитатель выслушивает ответы детей. Соглашается, что мальчики собираются прорыть в горе туннель.) А что делает в песочнице девочка в красном платьице? Она не только куличики делает. Она украсила уголок песочницы… (маленькими цветными игрушками – красными и синими). Нравится детям играть в песочнице? Они довольны? Вы это видите? (Да, дети улыбаются.)» Можно закончить занятие следующим рассказом: «Хорошо играть в песочнице, интересно. Песочница очень большая, с широкими бортами, с чистым желтым песком. Песка в песочнице много, целая гора. Мальчики с машинами расположились по разные стороны песочной горы. Они договариваются прорыть туннель, чтобы ездить друг к другу в гости. Хорошенькая девчушка в красном платьице украсила уголок песочницы игрушками и печет куличики. Приглашает и вас угоститься куличами». Собираясь покормить птиц на участке, педагог может предложить детям рассмотреть картину «Заботимся о птицах» [5]. Рассматривание картины «Заботимся о птицах» «Перед вами новая картина, – говорит педагог. – Она называется „Заботимся о птицах“. Правильно называется картина? И кто же заботится о птицах?» Педагог предлагает обратить внимание на мальчика: «Странно он как-то стоит. Зачем-то руку ладошкой вверх держит. (На ладошке семечки. На маленьком деревце птичка сидит, на семечки смотрит. Мальчик надеется, что птичка будет клевать его зернышки.) Мама стоит около птичьей кормушки. Она уже высыпала корм в кормушку. Она тоже смотрит на птичку: вдруг птичка решится и схватит зернышко с ладошки сына. Вот будет замечательно! Девочка в красном пальтишке наблюдает за кормушкой. Там на бортике сидит еще одна птичка, ждет, пока мама уйдет и можно будет… (полакомиться зернышками). А что делает ворона? Птицы не очень-то маму с детьми боятся. А это значит, что они часто приходят покормить птиц. Созрела рябина, пожелтели листья на деревьях, дети в шапочках и теплой обуви. Это значит, что наступила (осень)».
Сентябрь Занятие 1. Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Черного «Приставалка» Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам с помощью рассказа воспитателя (игры); помочь малышам поверить в то, что каждый из них – замечательный ребенок, и взрослые их любят. Первый вариант Ход занятия Этот вариант занятия подходит для группы, в которой много новых детей или большинство малышей в возрасте до 3 лет 6 месяцев. Воспитатель расставляет стулья полукругом и начинает занятие: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?
Педагог выводит в центр малыша. Петенька (Васенька и т. д.) хороший, Петенька пригожий.
Воспитатель рассказывает о ребенке, подчеркивая его достоинства, например: «Петя действительно пригожий. Черноволосый, с красивыми темными глазами. Хороший ребенок, умный, уже до шести считает, не сбивается. Ведь правда? Тогда посчитай. И животных из кубиков он очень быстро складывает. И с девочками дружит, не обижает их. И уже давным-давно по пустякам не плачет. А как он по утрам с мамой нежно прощается! Приятно посмотреть!» Педагог вновь проговаривает рифмованные строчки и выводит другого ребенка: «Катенька пригожая. Симпатичная, светловолосая (про девочек со светлыми волосами говорят – блондинки), с ярким румянцем на щеках. Катюшка – замечательная девочка. Ни с кем не ссорится. В куклы играет – загляденье! Ее дочки накормлены. Она им песенки поет, ласковые слова говорит. Катюшка много стихотворений знает. Прочитай стихотворение „Уронили мишку на пол…“, оно мне очень-очень нравится». Педагог интересуется у детей, про кого еще они хотят услышать рассказ. Обязательно рассказывает про новичка, обращает внимание дошкольников на то, как важно дружить сейчас с этим ребенком, чтобы он быстрее привык и понял, какие замечательные дети в группе. Воспитатель обещает, что каждый день будет обязательно рассказывать о ком-то из детей. Подобные рассказы дети должны слышать в течение всего года. Особое внимание целесообразно уделять «проблемным» детям (нервным, драчунам, плаксам и т. п.), каждый раз подчеркивая, как успешно они справляются со своими проблемами, как взрослеют. Если воспитатель замечает, что дети начинают уставать от рассказов о хороших и пригожих сверстниках, он предлагает им послушать стихотворение С. Черного «Приставалка». – Отчего у мамочки На щеках две ямочки? – Отчего у кошки Вместо ручек ножки? – Отчего шоколадки Не растут на кроватке? – Отчего у няни Волосы в сметане? – Отчего у птичек Нет рукавичек? – Отчего лягушки Спят без подушки?.. – Оттого, что у моего сыночка Рот без замочка.
Педагог интересуется, кого называют «приставалкой». Выслушивает ответы детей и предлагает убедиться в правильности предположений. Примечание. В последующие дни, особенно в часы, когда дети одеваются на прогулку и у некоторых из них отмечается повышенная потребность в общении (в ущерб основному бытовому процессу), уместно прочитать стихотворение «Приставалка». Второй вариант Ход занятия Этот вариант занятия больше подходит для групп, где большинство детей старше 3 лет 6 месяцев. Усадив детей и поблагодарив их за умение слышать просьбу педагога и оперативно переключаться с игр на занятие, воспитатель сообщает, что будет рассказывать о том, какие они умные, добрые, веселые. Например: «Я расскажу вам об одном замечательном мальчике. Сегодня он одет в синие шортики и серенькую футболку. А на футболке нарисован серьезный гном, который построил себе красивый домик. Про кого, как вы думаете, я собираюсь рассказывать? Я и многие дети называют этого мальчика ласково: Сашенька, Сашок, Сашуля. Итак, шортики у Сашеньки… синие, а футболка… серенькая, на футболке… гном около своего домика. У Саши светлые волосы и веселые темные глаза. Саша наш помощник, он и дежурит замечательно, и с малышами ладит, не обижает их. Правда, носовой платок частенько дома забывает, но обещал исправиться. Я ему верю. Саша любит рисовать и лепить, и поет хорошо. Спой, Сашенька, свою любимую песню, а мы тебе подпоем. Еще я расскажу вам о девочке, которая сегодня одета в красивое клетчатое платьице с кружевными оборочками. И зовут ее… (дети называют имя девочки). Оленька недавно пришла к нам, еще не совсем освоилась. Она очень милый забавный человек. Вчера Оля забыла спрятать туфельки в шкаф, и они потерялись, оказались под банкеткой. Мы Оленьку утешали и слезы ей вытирали, вот так… Потом туфельки нашли, помогли надеть. Оля замечательно козу рогатую изображает, нас пугает. Хотите посмотреть, как она это делает? А не испугаетесь? (Девочка изображает козу.) Теперь я расскажу вам про мальчика с большими темными глазами. Это замечательный мальчик, но он не любит, не умеет спокойно сидеть на стуле. Сразу начинает вертеться. Вот только что вертелся, а сейчас притих. Должно быть, боится, как бы стул на него не рассердился и на пол его не уронил. Но зато наш Васенька (он узнал самого себя) быстрее всех бегает. А Заинька – Длинное Ушко по большому секрету рассказал мне, что сегодня утром Вася хотел отобрать у Юры машину, уже руки протянул, но потом спрятал за спину. Не стал обижать приятеля. Вот какой молодец. Силу воли воспитывает у себя. Взрослым становится. Я его за это поцелую». И так далее. Завершая занятие, можно прочитать детям стихотворение С. Черного «Приставалка» или английскую песенку «Храбрецы» (перевод С. Маршака). При чтении песенки следует узнать у детей, кто такие портные, соотнести рост взрослого мужчины и размер улитки, от которой в страхе сбежали 25 портных. Занятие 2. Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель. Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской). Ход занятия Воспитатель читает сказку так, чтобы дети переживали за простодушного петушка и радовались благополучному окончанию его приключений. Затем интересуется, волновались ли дети за петушка, которого лиса все время обманывала. «И я за него очень-очень волновалась. Ведь лиса могла съесть петушка по дороге. И тогда это была бы страшная сказка. И, наверное, она бы нам не понравилась, не так ли?» – завершает занятие педагог. Примечание. В подходящий момент (в группе, на участке, на музыкальном занятии) воспитатель приглашает желающих детей поиграть в сказку, помогая исполнителям ролей лисы, петушка и музыканта-кота спеть песенки и проговорить несложный текст (в сокращении). В о с п и т а т е л ь (негромко рассказывает). Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто подметет (петушок изображает соответствующие действия), песенки поет. П е т у ш о к. Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку. Л и с а. Петушок, петушок, Золотой гребешок. Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.
Петушок делает вид, что не слышит лису (ребенок зажимает уши). Л и с а. Выгляни в окошко — Дам тебе горошку.
П е т у ш о к («выглядывает», лиса его «уносит» (тащит за руку)). Несет меня леса за темные леса. Котик-братик, помоги. Лиса «уносит» петушка в свой дом. К о т (надевает шляпу, сапоги (воображаемая ситуация), подходит к домику лисы. Играет на гуслях [6] и поет.) Стрень, брень, гусельки, Золотые струнушки. Дома ли лиса? Выходи, лиса!
Л и с а (печет блины). Иди, Петя, погляди, кто меня зовет, да скорей возвращайся! Петушок выходит, видит кота, они обнимаются и убегают. Занятие 3. Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» Цель. Упражнять детей в правильном и отчетливом произношении звуков (изолированных, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова. Ход занятия Воспитатель рассаживает детей, объединяя малышей с нечеткой речью, чтобы именно им чаще предлагать задания на произношение отдельных звуков и звукосочетаний (уа, ау). Педагог рассказывает детям сказку о Веселом Язычке: «Жил на свете Веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик этот – рот. Домик открывается и закрывается. Вот так! (Показывает.) Язычок то выбегает из домика (показывает), то прячется. Опять выбегает и вновь прячется». Педагог предлагает детям выпустить Язычок из домика и спрятать его (3–4 раза). Затем продолжает: «А еще Язычок любит петь разные песни. Особенно нравится ему песня маленькой Аленушки (показывает детям куклу в ползунках). „А-а-а-а“, – поет Язычок Аленушке. И малышка широко открывает рот, вот так, и тоже начинает петь: „А-а-а“. Это она радуется, что с ней разговаривают. Как поет Аленушка?» Воспитатель предлагает спеть песенку Аленушки 3–4 детям поочередно. «А сейчас, – говорит педагог, – мы будем петь песенку и тянуть длинную-длинную ниточку. Вот так…» Вытягивая руки вперед на уровне груди и плотно смыкая пальцы обеих рук (как будто держит нитку), педагог произносит: „А-а-а-а“ (2–3 сек). Упражнение повторяется 3–4 раза. Воспитатель следит за тем, чтобы, «вытягивая ниточку», дети не опускали голову. «Пока мы „ниточки вытягивали“, – продолжает занятие педагог, – Аленка устала, ведь она еще маленькая, и заплакала: „Уа-уа-уа“. Как плачут маленькие дети? (Хоровые и индивидуальные повторения.) Давайте утешим, успокоим малышку: „Не плачь, Аленушка! Не плачь, маленькая!“ (Хоровые и индивидуальные повторения. Следует подсказать детям, что эти фразы нужно произносить тихо и ласково.) И споем ей колыбельную: „Баю-баю-баю, доченьку качаю, баю-баю-баю“. (Дети поют вместе с педагогом.) Аленушка уснула. Долго будет спать. А мы с вами можем поиграть. Мы пойдем в лес по грибы, по ягоды. Но в лесу можно заблудиться, потеряться, поэтому я буду звать вас: „Дети, ау-у-у, Оля, ау-у-у-у…“» (Малыши откликаются на зов.) Затем воспитатель зовет детей к себе, сообщает им, что занятие закончено, но желающие могут поиграть с ним в мяч. Дети образуют круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Надо поймать мяч и ответить на вопрос. Мяч уроните, ход пропустите. На вопрос не ответите, тоже ход пропустите. Игра непростая. Называется „Не ошибись“». Педагог называет предметы например: «Яблоко, слива, лимон?..», а ребенок, поймав мяч, называет обобщающее слово: «Фрукты» и т. п. В игру целесообразно играть на прогулке с подгруппой детей (3–5 человек). Примечание. Вне занятия для закрепления звука а в словах воспитатель приглашает детей «печь оладушки»: Ладушки, ладушки, Испечем оладушки.
Дети угощают оладьями педагога и друг друга. Сообщают о том, с чем лучше есть оладушки: со сметаной, с маслом, медом, вареньем, рыбой, икрой. Детей, оказавшихся рядом, педагог спрашивает: Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! Что ели? Кашку! Что пили? Бражку! Русская народная песенка
Занятие 4. Звуковая культура речи: звук у Цель. Упражнять детей в четкой артикуляции звука (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию). Ход занятия Воспитатель напоминает о том, как Язычок любит выглядывать из своего домика и прятаться: «Покажите, как он это делает? Выглянул и спрятался… Опять выглянул и спрятался… Сильно высунулся… и спрятался. Однажды Язычок услышал, как гудит паровоз (электричка): „У-у-у“. Как гудит паровоз? Язычку эта песня очень понравилась. И решил он ее выучить. Сначала Язычок запел негромко: „У-у-у“. Как он запел? Потом запел громче… Чтобы и у вас получилась песня паровоза, надо вытянуть губы трубочкой (показывает) и протяжно произнести:,У-у-у“». (Хоровое и несколько индивидуальных повторений.) Далее дети все вместе и индивидуально (3–4 ребенка) поют «длинную» песенку (2–3 сек на одном выдохе). «Вы, должно быть, видели настоящий паровоз, который тянет вагоны с пассажирами или состав с грузами, – продолжает воспитатель. – Такой паровоз гудит громко и протяжно. Примерно так: „У-у-у-у-у“. Как гудит паровоз? А игрушечный заводной паровозик гудит тише, голосок у него тоненький: „У-у-у-у“. Я сейчас попрошу кого-нибудь из вас погудеть, а вы определите, настоящий паровоз едет или игрушечный. Начнем с Андрюши… Послушаем Олю…» (5–6 ответов) Воспитатель показывает игрушечную утку (утенка). Объясняет, что если утку позвать: „Утя-утя-утя“, то она откликнется на зов и подойдет поближе. Тогда придется покормить птицу хлебушком. Позовите утку? (5–6 ответов) Затем педагог читает детям чувашскую песенку «Разговоры» (пер. Л. Яхнина). Кукушка кукует: – Ку-ку! Ку-ку! Голубь воркует: – Гу-гу! Гу-гу! Петух зорюет: – Ку-ка-ре-ку! Филин кричит В ночи: – Угу! А рыба молчит — Ни гу-гу.
Перед повторным чтением песенки воспитатель выясняет у детей: – Кукушка кукует, а голубь?.. (Воркует.) – Петух зорюет. Когда он поет: днем, ночью, на утренней зорьке? (Заря – зорька – зорюет.) Педагог читает песенку еще раз и предлагает детям проговаривать звукоподражательные слова. Примечание. На данном занятии или позже, упражняя детей в выразительном чтении диалогов, воспитатель знакомит их со стихотворением «Бычок» В. Берестова. Маленький бычок, Желтенький бочек, Ножками ступает, Головой мотает. – Где же стадо? Му-у! Скучно одному-у!
Date: 2016-02-19; view: 692; Нарушение авторских прав |