Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Челябинский монтажный колледжСтр 1 из 42Следующая ⇒ Челябинский монтажный колледж УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине: «Экология и рациональное природопользование» для всех технических и экономических специальностей Челябинск
СОГЛАСОВАНО
Заведующий отделением ЭиИ
__________________ И.С.Жиденко
Автор: – преподаватель Д.В. Ульрих
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 6 Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОЛОГИЮ………………………………………… 7 1.1. История экологии………………………………………………………. 7 в их решении………………………………………………………………… 8 1.3.Структура экологии…………………………………………………….. 11 1.4.Уровни организации жизни……………………………………………. 12 1.5.Значение экологии……………………………………………………… 15 Глава 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ………………………………………………………………... …… 17 2.1.Международная биологическая программа (МБП)……………………. 17 2.2.Программа "Человек и биосфера" (МАБ)……………………………... 19 2.3.Международные организации, работающие в рамках программы " Человек и биосфера"……………………………………………………… 20 Тесты для самоконтроля к блоку 1…………………………………….. 22 Блок 2. ОРГАНИЗМ И СРЕДА………………………………………………… 24 Глава 3. СРЕДА И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ……………………….. 24 3.1.Основные определения………………………………………………… 25 3.2."Закон" минимума Либиха…………………………………………….. 26 3.3."Закон" толерантности Шелфорда…………………………………….. 28 3.4. Компенсация факторов и экотипы……………………………………. 31 3.5. Обобщённая концепция лимитирующих факторов…………………. 33 4.1. Диапазон активности организмов в зависимости от температурных условий………………………………………………………………………. 35 4.2.Периодичность температурного фактора……………………………… 38 4.3.Зональность распределения организмов……………………………… 38 Глава 5. СВЕТ КАК АБИОТИЧЕСКИЙ ФАКТОР………………………… 41 5.1. Солнечный свет и его составляющие……………………………………41 5.2.Экологические характеристики света…………………………………. 43 5.3.Экологическое значение разных участков солнечного спектра ………44 Глава б. ВОДА КАК АБИОТИЧЕСКИЙ ФАКТОР………………………… 46 6.1.Общая характеристика гидросферы……………………………………. 46 6.2.Потеря воды и пополнение её запасов организмами…………………. 46 6.3.Регуляция водного режима организмами………………………………. 47 6.4.Классификация организмов в зависимости от их потребности в Воде……………………………………………………….................................48 Глава 7. АТМОСФЕРА КАК АБИОТИЧЕСКИЙ ФАКТОР…………………. 51 7.1.Общая характеристика атмосферы……………………………………. 51 7.2.Состав воздуха и его значение в жизни организмов………………….. 52 7.3.Радиоактивность и ионизация в атмосфере…………………………… 55 7.4.Свойства воздушной среды…………………………………………….. 56 Глава 8. ПОЧВЕННЫЙ ПОКРОВ ЗЕМЛИ КАК АБИОТИЧЕСКИЙ ФАКТОР……………………………………………………………………. ………59 8.1.Почвенный покров Земли……………………………………………….. 59 8.2.Физические свойства почвы и их экологическое значение…………… 60 8.3.Химические свойства почвы и их экологическое значение………….. 61 8.4.Фито индикация…………………………………………………………. 62 8.5.Почва как среда для жизни животных организмов……………………. 63 Тесты для самоконтроля к блоку 2……………………………………………… 64 Блок 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНИЗМАМИ……………… 68 Глава 9. ФОРМЫ БИОТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ…………………………. 68 9.1.Типы взаимодействия между двумя видами…………………………… 68 9.2.Конкуренция……………………………………………………………. 69 9.3.Хищничество……………………………………………………………. 71 9.4.Паразитизм………………………………………………………………. 71 9.5.Другие виды взаимоотношений между организмами…………………. 72 Глава 10. ЭНЕРГИЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ………………… 74 10.1 Термодинамические законы в экосистеме……………………………. 74 10.2.Энергетические характеристики среды....................................................75 10.3.Пищевые цепи, пищевые сети и трофические уровни……………….. 76 10.4.Трофическая структура и экологические пирамиды…………………. 78 10.5.Продуктивность экосистемы………………………………………….. 80 10.6.Примеры продуктивности экосистем…………………………………....82 Глава 11.. УЧЕНИЕ О БИОСФЕРЕ…………………………………………….85 11.1.Научная деятельность В.И. Вернадского, приведшая к возникновению теории о биосфере …………………………………………85 11.2.Характеристика биосферы по Вернадскому………………………….. 86 11.3.Геологический круговорот веществ. Единство малого и большого круговоротов веществ…………………………………………………………89 Тесты для самоконтроля к блоку 3………………………………………..... 94 Блок 4. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ……………..96 Глава 12. ЭКОЛОГИЯ МЕГАПОЛИСА…………………………………...........96 12.1.Статистика городского населения………………………………………96 12.2.Стадии урбанизации………………...........................................................97 12.3.Рост конурбаций или мегаполисов…………...........................................99 12.4.Возникновение пригородов……………………………………………100 12.5.Кризис городов………………………………………………………….101 Глава 13. АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БИОСФЕРУ…………103 13.1.Основные экологические проблемы современности…………………103 13.2.Природные ресурсы……………………………………………………105 13.3.Основы экологического права…………………………………………107 13.4.Экозащитная техника и технологий…………………………………108 13.5.Экологическое управление……………………………………………109 13.6.Профессиональная ответственность…………………………………109 Ответы к тестам для самоконтроля……………………………………112 Библиографический список…………………………………………113 ВВЕДЕНИЕ Курс "Экология" является одним из обязательных в теоретической подготовке квалифицированных инженеров по специальности "Городское строительство и хозяйство", "Основы дорожного движения", "Автомобили и автомобильное хозяйство", «Энергоснабжение промышленных предприятий". Знания, полученные в этом курсе, позволят сформировать целостное и правильное понимание функционирования биосферы. Цель этого курса - дать всестороннее и системное изложение основ экологии. Для этого будут рассмотрены основные понятия и законы экологии (блок 1), взаимоотношения организмов со средой их обитания (блок 2), закономерности отношений между организмами (блок 3), а также уделено внимание глобальным экологическим проблемам (блок 4). Учебное пособие состоит из четырех блоков, в каждом из них изложены теоретические вопросы и приведены примеры, наглядно иллюстрирующие законы функционирования экосистем. В результате изучения дисциплины студент должен знать закономерности функционирования экосистем, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы, основы экономики природопользования, понимать профессиональную ответственность. Для этого в конце каждой главы даны вопросы для самоконтроля, а после первых трех блоков - тесты для самоконтроля. В конце учебника приведены ответы на тесты, чтобы учащийся мог себя проверить. Изучение теоретической части пособия, и выполнение всех заданий позволит сформировать целостное представление об экологии, её основных принципах и законах, а также выработать правильное отношение к окружающей нас природе.
|