Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Гипотеза о связях
Рис. 2 Из рисунка видно, что, вопреки распространенным представлениям, ни одно событие не может однозначно привести к какому-то психическому состоянию. Выбор состояния человек совершает осознанно или бессознательно, обучившись этому в ходе ранней социализации в семье. В семьях одни реакции на события поощряются, другие — наоборот — не одобряются. Маленький ребенок, столкнувшись с чем-то неизвестным и неожиданным для себя, прежде чем эмоционально отреагировать, внимательно смотрит на маму — какая у нее реакция? Если мать испугана или расстроена — он плачет, если она радуется — он улыбается тоже. Одно и то же событие у разных людей вызывает разные эмоции. Например, оскорбление у одного вызовет гнев, а у другого — испуг, у третьего — обиду, вплоть до готовности заплакать, а у кого-то, может быть, и радость («наконец ты дал мне повод, и я на тебе отыграюсь!»), еще у кого-то — чувство превосходства над обидчиком и самодовольство. Причем каждый из них считает свою реакцию «естественной», нормальной и единственно возможной. Если пациент неудовлетворен своими реакциями в определенных ситуациях, то часто само осознание того, что он может сделать другой выбор, выступает как освобождающий фактор. Если мы когда-то чему-то научились, то значит и сейчас можем научиться чему-то новому. Ведь для взрослого нормально быть в состоянии сознательно менять бессознательные решения, принятые им в детстве. Так же неверно, что из состояния однозначно вытекают поступки. И здесь человек опять делает осознанный или бессознательный выбор. Помочь сделать этот выбор всегда осознанным — входит в задачу психолога. Ведь внешние обстоятельства нашей жизни есть результат совершенных ранее выборов, а будущее будет результатом выбора, который мы делаем сегодня. Обыденное и сциентистекое сознание приписывает детерминизм ряду «событие — состояние — поступок», хотя на самом деле здесь действуют законы выбора. Реальный же детерминизм действует в связке «поступок — событие». А как же законы подкрепления? — могут возразить нам. Да, они действуют, но при условии отсутствия рефлексии как ситуации, так и самого себя. После возникновения у психолога гипотезы о связях наступает этап содержательной работы с пациентом по поводу его запроса и глубинной проблемы, скрываемой за ним. Надо отметить, что глубинная проблема чаще всего пациентом не осознается в силу действия механизмов психологической защиты. В сознании представлен только сам запрос или жалоба. Поэтому задачей работы психолога является расширение осознания пациента так, чтобы и сама проблема и скрывающие ее от осознания защитные механизмы и ее решение стали осознанной основой для действенных способов самоизменения. Динамика этого процесса показана на рис. 3. Так, в приведенном выше примере с пациенткой, страдавшей ожирением, в качестве запроса выступало стремление похудеть и выработать силу воли, а глубинной проблемой было отсутствие навыков положительного самомотивирования и одновременно — попытка применить к себе, взрослой, формы манипуляций и побуждений к действию, включающих в себя чувство вины, стыда и своей неполноценности. Именно эти способы побуждения к поступкам она усвоила в родительской семье. Внутренний девиз такого поведения таков: «Человек начинает что- то делать, только если осознает, насколько он плох и виноват». Особо следует остановиться на понятии терапевтического соглашения. Это договор между психологом и пациентом, включающий в себя как соглашение о том, что можно будет считать результатом успешно завершенной работы, так и договоренность о нормах взаимодействия между ними. Эти нормы включают в себя приход пациента на сеанс ровно в срок, своевременное предупреждение об отмене сеанса, продолжительности сеанса, размер оплаты. Психолог также должен сообщить о полной конфиденциальности всего происходящего на сеансе, и что он не будет разглашать третьим лицам полученные от пациента сведения. Предполагается, что пациент будет выполнять данные ему рекомендации, в противном случае психолог не несет ответственности за результат взаимодействия. Если какие-либо данные психологом рекомендации оказались трудно -выполнимыми для пациента или возникли какие-либо обстоятельства, мешающие их выполнению, то на следующем сеансе это является предметом отдельной беседы. 5-2332 Рис. 3 Заключение терапевтического соглашения преследует также цель снять нереалистичные ожидания со стороны пациента, вроде надежды на то, что «психолог станет другом на всю жизнь», даст ему ту любовь и поддержку, которую он не имеет в реальности и т.п. Любые межличностные отношения, включая дружеские и деловые, между психологом и пациентом, в принципе, не исключены, но только после завершения процесса психологической помощи. Это подразумевает также, что психолог со своей стороны не поддерживает с пациентом никаких отношений, помимо определенных профессиональной ситуацией и не оказывает иных форм помощи (материальной, социальной и т.п.). Работа в русле проблемно-ориентированной психологической помощи подразумевает добровольность участия со стороны пациента. Из этого вытекает, что психолог не должен предлагать и тем более навязывать свою помощь людям, не испытывающим в этом потребности. Ответственный подход психолога к своей работе предполагает отказ от фантазии о своем всемогуществе и осознание границ собственной компетентности, что предполагает возможность направления пациента к другим специалистам. Date: 2016-02-19; view: 379; Нарушение авторских прав |