Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение устному пересказу





Пересказ устное изложение содержания текста. Это вид учеб­ной работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, посто­янно помня об учебной цели этого вида работы.

Главные требования к пересказу следующие:

—в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не за­ученный образец;

—при пересказе ребенок должен использовать лексику, обо­роты речи и некоторые синтаксические конструкции образца;

—в пересказе должен сохраняться стиль образца;

—должны быть соблюдены последовательность событий, причин­но-следственные связи, переданы все основные факты и описания;

—в пересказе должны отражаться чувства ребенка через вы­разительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как про­читан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произве­дение при первичном его восприятии учащимися.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы:

—предупреждение учащихся о том, что текст будет переска­зываться;

—проведение анализа содержания, различных языковых уп­ражнений;

—отработка выразительного чтения;

—расчленение рассказа на части и составление плана текста;

—пересказ фрагментов;

—предварительный (черновой) пересказ, разбор его недо­статков.

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение ху­дожественного текста и служит средством обогащения языка школь­ников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стиля­ми и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сю жет, но затем в пересказы нужно включать также элементы опи­сания и рассуждения.

Обучать пересказу следует специально. Наблюдения показыва­ют, что пересказ удается лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение чита­ется школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием.

Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в сти­хах, а также другие стихотворные произведения.

Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь ос­новного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Сте­пень сжатия может быть различной:

—исключение подробностей, деталей;

—обобщение конкретных, единичных явлений;

—сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокра­щать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исход­ном тексте лишь существенное; использовать необходимые языко­вые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилисти­ческие особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержа­ние какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное со­держание 2—3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:

Подробный пересказ пересказ текста в одной фразе   Краткий пересказ План Главная мысль всего текста в одной фразе  

Возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложе­нии) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был развер­нут каждый пункт плана, так как это может привести к механи­ческой работе, будет сковывать творчество учащихся.

Краткий пересказ — необходимая ступень развития речи. Од­нако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухо­сти языка, отучит детей от художественных деталей.

Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Выборка может про­изводиться из разных частей текста, например предлагается пере­сказать все, что относится к характеристике определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные пере­сказы начинают проводить во II классе. Они служат основой под­готовки к сочинениям типа характеристики литературных героев. Выборочный пересказ может быть:

—по вопросу или заданию,

—по иллюстрации.

С названными видами выборочного пересказа справляются все учащиеся, включая и первоклассников. Но значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа мыслей по одной из его тематических линий. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии.

Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не зат­рудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алго­ритмом, имеющим форму памятки для учащихся.

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объе­динить (ставлю порядковые номера).

4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз пе­речитываю отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персо­наж: (это событие).

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополне­ниями в тексте:

—изменение лица рассказчика,

—пересказ от лица одного из персонажей,

—инсценирование рассказа,

—словесное рисование,

—продолжение сюжета,

—развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки,

—перестройка сюжета.

Пересказ с изменением лица рассказчикаеще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит грам­матический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к не­обходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пе­ресказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен вой­ти вроль героя произведения, понять его возраст, характер, взгля­нуть на события его глазами.

Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными:

—сообщение о своем жизненном опыте,

—придумывание продолжения действия,

—сообщение фактов, взятых из других источников. Такая работа развивает воображение школьников, повышает

интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизо­дичны, чтобы проводились систематически.

Date: 2016-02-19; view: 930; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию