Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обучение устному пересказу
Пересказ — устное изложение содержания текста. Это вид учебной работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы. Главные требования к пересказу следующие: —в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец; —при пересказе ребенок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции образца; —в пересказе должен сохраняться стиль образца; —должны быть соблюдены последовательность событий, причинно-следственные связи, переданы все основные факты и описания; —в пересказе должны отражаться чувства ребенка через выразительность его речи. Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произведение при первичном его восприятии учащимися. В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приемы: —предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться; —проведение анализа содержания, различных языковых упражнений; —отработка выразительного чтения; —расчленение рассказа на части и составление плана текста; —пересказ фрагментов; —предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков. Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста. Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сю жет, но затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения. Обучать пересказу следует специально. Наблюдения показывают, что пересказ удается лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким-то новым заданием. Следует заметить, что не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения. Краткий пересказ (сжатый) предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной: —исключение подробностей, деталей; —обобщение конкретных, единичных явлений; —сочетание исключения деталей и обобщения. Сжатие формирует у детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается. Элементы краткого пересказа вводятся уже в I классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2—3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения. Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:
Возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу. Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был развернут каждый пункт плана, так как это может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся. Краткий пересказ — необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей. Выборочный пересказ предполагает передачу какой-то одной из частных тем (микротемы) излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например предлагается пересказать все, что относится к характеристике определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные пересказы начинают проводить во II классе. Они служат основой подготовки к сочинениям типа характеристики литературных героев. Выборочный пересказ может быть: —по вопросу или заданию, —по иллюстрации. С названными видами выборочного пересказа справляются все учащиеся, включая и первоклассников. Но значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа мыслей по одной из его тематических линий. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся. 1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию). 2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке. 3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера). 4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные отрывки. 5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж: (это событие). 6. Составляю рассказ (вслух или мысленно). 7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное. 8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом. Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в тексте: —изменение лица рассказчика, —пересказ от лица одного из персонажей, —инсценирование рассказа, —словесное рисование, —продолжение сюжета, —развитие какого-либо эпизода, пейзажной зарисовки, —перестройка сюжета. Пересказ с изменением лица рассказчикаеще не может быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит грамматический характер. Однако замена 1-го лица 3-м приводит к необходимости некоторых изменений в тексте. Значительно выше творческий уровень работы учащихся в пересказах от лица одного из персонажей, когда ученик должен войти вроль героя произведения, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами. Творческие дополнения могут быть самыми разнообразными: —сообщение о своем жизненном опыте, —придумывание продолжения действия, —сообщение фактов, взятых из других источников. Такая работа развивает воображение школьников, повышает интерес к тексту и его пересказу, стимулируют самостоятельную речь. Творческие пересказы применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились систематически. Date: 2016-02-19; view: 1078; Нарушение авторских прав |