Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарная работа на уроках чтения





Слово — важнейшая единица языка, носитель значений. Сло­вами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и от­влеченные понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое ре­чевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстро­енных в определенной последовательности. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного и выразительного оформления мысли.

Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления:

—обогащение словаря;

—уточнение словаря;

—активизация словаря;

—устранение нелитературных слов.

Обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неиз­вестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, кото­рые уже имелись в их словарном запасе.

Уточнение словаря - это развитие гибкости словаря, сфера, включающая в себя:

– наполнение содержанием тех слов, которые усвоены уча­щимися не вполне точно, путем включения их в контекст, сопос­тавления близких по значению слов и противопоставления анто­нимов, сравнения значений и т.п.;

– усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

—усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

—усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысло­вых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Активизация словаря это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребенка в словарь актив­ный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он по­нимает, но не употребляет в собственной речевой практике). Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ.

Устранение нелитературных слов — это перевод из активно­го словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления работы над словом постоянно вза­имодействуют. Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте.

В уроке чтения не выделяется специального этапа для словар­ной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий.

На этапе подготовки к первичному восприятию текста работа­ют лишь с теми немногими словами, незнание которых помешает сознательному восприятию произведения (устаревшая лексика, тер­мины). При этом слова, которые необходимо объяснить до чтения, учитель включает в свой рассказ или беседу. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Сло­во объясняется сразу по прочтении предложения.

Наблюдения над поэтическими выражениями, яркими эпите­тами, словами, раскрывающими авторский замысел и идейное со­держание, проводятся при повторном чтении на этапе анализа про­изведения.

Существуют следующие приемы объяснения и уточнения значе­ния непонятных слов:

1) показ предмета, явления или действия в естественных ус­ловиях;

2) показ картины, рисунка, чучела, макета;

3) замена слова описательным оборотом;

4) подбор синонимов;

5) подбор антонимов;

6) рассказ учителя о предмете или явлении;

7) полное логическое определение понятия;

8) экскурсия с целью наблюдения явления;

9) подведение частного понятия под общее;

10)расчленение общего понятия на частные;

11)объяснение слова через его состав;

12)включение слова в контекст.

В целях активизации словаря школьников учитель планирует такие задания, которые побуждают детей к использованию необ­ходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопро­сы, ответы на которые не могут быть сформулированы без упот­ребления новых слов. Но наиболее эффективной формой активиза­ции словаря является пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают слова и выражения, которые обязательно следует исполь­зовать для передачи идеи произведения.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Для более сознательного и глубокого понимания содержа­ния произведения практикуется составление плана. План помо­гает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школь­ники учатся делить текст на законченные в смысловом отноше­нии части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Работа, подготавливающая детей к составлению плана, про­водится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид — установление соответствия заголовков содержанию маленьких тек­стов. Хорошо, если дети могут дать свой заголовок тексту. При этом учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит.

Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, — выборочное чтение под руководством учителя. Дети чи­тают те части текста, которые являются ответом на поставлен­ный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рас­сказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части.

Обучение умению составлять план строится с учетом постепен­ного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.

В младших классах работа над планом рассказа или сказки про­ходит на основе эмоционального восприятия содержания и сам план часто имеет образное (картинное) выражение. В качестве начально­го упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рас­сказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картин­ный план. Картинный план дети могут составлять сами на основе творческого воображения. Обсуждение вопроса о количестве кар­тин уже есть деление произведения на части, т.е. анализ; представ­ление содержания каждой картинки и ее озаглавливание — синтез. Можно использовать иллюстрации, имеющиеся в книге. При этом учащиеся рассматривают иллюстрацию и находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают ее.

Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом. В I классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поискам ответа.

Date: 2016-02-19; view: 946; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию