Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и классификация функций государства





Сущность государства проявляется через осуществляемые им функции.

Эволюция понимания феномена «функция государства» напрямую связана с тенденциями становления и развития функционального подхода в обществознании. Сущность этого подхода заключается в «выделении элементов социального взаимодействия, подлежащих исследованию, и определении их места и значения в некоторой связи, качественная определенность которой делает необходимым ее системное рассмотрение».

Особое влияние на возникновение и эволюцию функционального метода познания в политико-правовых концепциях оказал научный подход, в соответствии с которым государство рассматривалось по аналогии с живым организмом. В соответствии с таким восприятием социальных явлений в системе общества и, следовательно, в его политической организации – государстве выискивались определенные сходные черты с биологическими органами. При этом функции государства, так же как и функции органической системы, в процессе своей реализации преследовали в достаточной степени похожие цели – самосохранение, поступательное развитие, разрешение спорных и преодоление кризисных ситуаций и т. д.

Таким образом, функциональный подход предполагает рассмотрение государства не просто как некой статической системы, а выдвигает требование его исследования в процессе различного рода целенаправленной деятельности, через которую выражается сущность самого государства как единого организма. При этом исследованию подлежит как деятельность отдельных элементов, составляющих государственное целое (армия, суды, органы управления и т. п.), так и целенаправленная деятельность всей социально-политической системы, сводящаяся к решению важнейших задач и достижению глобальных целей стоящих в данный исторический период перед обществом в целом.

Вместе с тем следует отметить, что в современных отечественных и зарубежных научных источниках встречаются различные варианты определения и характеристики функций государства. При этом с некоторой долей условности можно выделить два основных подхода.

Во-первых, функция государства определяется главным образом через его социальное предназначение, заключающееся в разрешении определенных задачи и достижении целей.

Во-вторых, понятие функции государства связывается в большей степени или прямо отождествляется с понятием его деятельности

Данные подходы представляют собой принципиально разные направления в теоретическом определении функций государства. Каждое из них имеет свои достоинства и недостатки.

На протяжении всей истории развития государства различные его функции возникали как определенная реакция общества на какую-либо потребность, как способ, метод ее удовлетворения. Поэтому уже в самом их возникновении заложена конкретная задача или группа задач.Но функции государства не являются только лишь идеальными или даже практическими задачами и целями. Представляется, что функция (в ее социальном понимании) определенным образом связана с осуществлением деятельности (с функционированием). В противном случае происходит отождествление функции с целевыми установками, задачами.

Исходя из этого в теоретическом государствоведении предпринимались попытки включения в понятие функции государства фактической, реально осуществляемой государственной деятельности.

Такой подход усматривается, например, в определении, согласно которому функции государства есть основные направления и стороны его деятельности.В данном определении наряду с таким аспектом как «способность (или возможность) к определенной деятельности, т. е. объективно необходимое направление деятельности», выделяется и такой аспект, как «активная реализация данных способностей, т. е. сторона практической деятельности государства».

Значительное внимание исследованию именно «деятельностного» аспекта в функциональном подходе было уделено А. П. Глебовым. По его мнению, в рассматриваемом определении «не проведено четкого различия между "направлением" и "стороной (совокупностью однородных видов)" государственной деятельности». С учетом отмеченных замечаний ученый предлагает определять исследуемое понятие как цели государства, реализующиеся в его деятельности.

Дело в том, что функция государства может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. Ни один из данных походов нельзя признать неправильным. Основная проблема состоит лишь в необходимости выработки единого общепринятого направления, которое, по всей видимости, в отечественной юридической науке в последние годы достаточно четко вырисовывается. Рассмотрим два обозначенных подхода.


В узком смысле под функциями государства понимаются исключительно основные, главные, объективно необходимые проявления реальной деятельности, без осуществления которой немыслимо существование государства как целостной системы. При таком рассмотрении функции как реально осуществляемой деятельности фактически не проводится разграничение таких понятий, как «функция государства» и «функционирование государства», т. е. деятельность самого государства и отдельных его органов по осуществлению соответствующих функций.

В широком смысле термин «функция» применяется также и к видам деятельности, предпосылками которой являются субъективные факторы, постановка задач, установка целей. В этом смысле функция государства определенным образом соотносится с государственным управлением, с осознанным воздействием на общество, и соответственно ее выполнение или невыполнение не всегда носит для государства жизненно важный характер. Для такого подхода характерно деление функций на:

а) основные, т. е. жизненно важные;

б) неосновные, т. е. деятельность по реализации которых, несмотря на субъективную заданность, может государством и не осуществляться.

Таким образом, и в рамках данного подхода осуществление функции (функционирование) естественным образом предполагает соответствующую деятельность. Только через деятельность могут осуществляться государственные цели. Но вместе с тем существующие у государства функции не всегда могут реализоваться, государство может и не функционировать в конкретном направлении, функциональная деятельность может не осуществляться. Тогда говорят «государство не выполняет своих функций». Это не всегда означает, что данных функций у государства нет как таковых. Утверждение о том, что при отсутствии деятельности отсутствует и функция, с позиции данного подхода было бы верным (по крайней мере, отчасти) лишь в отношении функций, носящих объективный характер, вытекающих непосредственно из признаков государства и соответственно без фактического осуществления которых государство перестает быть собственно государством (т. е. в отношении так называемых «основных» функций). К такого рода функциям, носящим объективный характер, относятся экономическая, политическая, законотворческая, правоохранительная и некоторые другие.

Вместе с тем, ведя речь о социальных функциях (в том числе о государственных), нельзя не учитывать и их волевой момент, так как они подразумевают наряду с объективными предпосылками (обусловленными природой общества), также и достижение субъективно установленных целей (например, в процессе осознанного государственного управления). Это такие функции, как развитие и поддержание культуры, образования, науки, информационных коммуникаций и т. д. По всей видимости, сюда можно отнести и экологическую функцию государства, фактическое осуществление которой в значительной степени зависит от субъективного фактора и которая в силу этого может не выполняться. При этом возложенные на государство указанные функции, несмотря на их фактическое невыполнение, часто закрепляются законодательно, в том числе и на конституционном уровне.

Все рассмотренные подходы к понятию «функция государства», несмотря на различия, имеют, в большинстве своем, и принципиально общее, что позволяет выделить некоторые характерные черты исследуемого явления, с которыми в основном соглашается большинство исследователей и которые в совокупности составляют некий инвариант понятия


1. Функции государства выражают и предметно конкретизируют социальную и политико-правовую сущность государства.

2. В функциях воплощается и раскрывается роль государства в качестве субъекта политико-правовой системы, реализуется разносторонняя практическая государственная деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства охватывают его деятельность в целом (в отличие от функций отдельных государственных и негосударственных органов). Общеобязательный характер функций государства закрепляется в понятии государственного суверенитета, исходящего из прерогативы государственной власти перед всеми остальными видами власти.

4. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. На их содержание и характер реализации оказывают существенное влияние особенности и закономерности исторического развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества.

Исходя из перечисленных признаков, представляется возможным сформулировать следующее определение: функции государства – это направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства на определенном этапе его исторического и социально-политического развития.







Date: 2016-02-19; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию