Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рекомендации по выполнению письменных работ по криминологии
Учебным планом подготовки студентов предусмотрено написание письменных работ по криминологии, целями и задачами которых являются систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по специальности, применение этих знаний в решении конкретных задач, развитие навыков самостоятельной творческой работы и овладение методами современных научныхисследований при решении конкретных проблем и вопросов. Выбор темы — первый и весьма ответственный этап работы над курсовым и дипломным проектом. От правильного выбора темы зависит успех всего исследования. Она должна быть актуальной, т. е. посвящена рассмотрению важных в теоретическом и практическом плане вопросов. Курсовые и дипломные работы по криминологии должны соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки. Междисциплинарность криминологии как социолого-правовой науки определяет широкий диапазон тематики криминологических работ, которые, отвечая общим требованиям актуальности, соответствия перспективам развития науки, практической направленности, должны характеризоваться и тесной связью с анализом процессов общественно-политической жизни, хозяйственно-экономической деятельности и т. п. Так, курсовые и дипломные работы, посвященные изучению организованной, экономической преступности и других преступных проявлений, порожденных особенностями социального развития российского общества на современном этапе, требуют анализа социально-экономических, политических, идеологических, организационно-управленческих и других противоречий, которые детерминируют данные виды преступных проявлений. Помимо криминологической литературы, такие исследования предполагают изучение статистических данных, содержащихся в различных статистических сборниках, например в сборнике «Преступность и правонарушения», который содержит данные о преступности и судимости за пять лет, издается ежегодно МВД России совместно с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Межгосударственным статистическим комитетом СНГ в ежегодном сборнике ГИАЦ МВД «Состояние преступности в России», содержащем данные за истекший год; сборнике «Преступность и правопорядок в России: статистический аспект», изданном Госкомстатом России (М., 2003) или в Интернете на официальном сайге МВД России (www.mvdinform.ru), а также научно-исследовательских работ по вопросам политики, экономики, демографии, образования, социальной культуры и т. п. В качестве информационного источника могут использоваться материалы СМИ. Собранные за достаточно значительный промежуток времени они позволяют вскрыть закономерности социальных процессов, лежащих в основе целого ряда преступлений. Рассмотрение личности преступника, особенно в ее социально-психологическом аспекте, сопряжено с изучением проблем социальной психологии, генетики, психиатрии, физиологии, антропологии. Студенты, занимающиеся этой проблематикой, помимо исследования собственно криминологических источников обязаны ознакомиться с работами, посвященными основным направлениям указанных отраслей знаний. Это поможет им разобраться в достаточно сложных дискуссионных вопросах социально-биологической природы личности преступника, ее структуры и механизма поведения. Дипломные и курсовые работы, посвященные истории развития криминологии, требуют обращения к антропологическим, статистическим, социально-экономическим, социологическим, социально-правовым исследованиям ученых XIX в., которые легли в основу криминологии как самостоятельной науки, а также к трудам отечественных ученых, внесших существенный вклад в развитие криминологической теории. Таким образом, написание курсовых и дипломных работ по любой из широкого круга криминологических проблем требует надлежащего информационного обеспечения. Соответствующую литературу студенты могут найти в каталогах библиотек. Обратившись в лабораторию правовой информации и кибернетики юридического факультета, можно найти необходимые источники по справочным правовым системам «Гарант», «КонсультантПлюс», «Кодекс» или через Интернет. Следует учитывать, что перечень курсовых и дипломных работ по криминологии, разрабатываемый кафедрой, является примерным. Наряду с указанными в нем темами научный руководитель может предложить студенту актуальные направления исследования, которые не получили отражения в перечне, но представляют значительный интерес. Студент имеет возможность самостоятельно выбрать тему курсовой и дипломной работы с учетом собственных научных интересов и после одобрения этой темы научным руководителем приступать к ее разработке. Не рекомендуется выбирать для исследования слишком широкие темы. Когда студент пытается в своей работе рассмотреть весь комплекс вопросов, включенных в такие сложные многоаспектные темы, как, например, «Личность преступника» или «Причины и условия преступности», это приводит к поверхностному изложению материала, что существенно снижает качество работы. Обычно студентам предлагаются для рассмотрения отдельные аспекты указанных тем. При выборе курсовой работы следует учитывать и перспективу дальнейшего написания по данной теме дипломной работы, в котором будет использован теоретический и практический материал, собранный в процессе работы над курсовым проектом. Специфической чертой курсовых и дипломных работ по криминологии является то, что они обычно пишутся на основе эмпирического материала. Проведение самостоятельного криминологического исследования, основанного на эмпирическом материале, требует от студента умения правильно разработать его программу и план. Эта стадия работы следует сразу после выбора темы и составления плана курсового и дипломного проекта. Программа включает определение целей и задач исследования, формулирования гипотез, подлежащих проверке (например, о причинах различий уровня правонарушений в сопоставляемых регионах, о влиянии на преступность различных факторов), определение круга исходных понятий и теоретических положений, предполагаемого объема исследования, принципов отбора объектов и методов исследования, а также направления практического использования его результатов. На основе программы составляется организационно-технический план, определяющий отдельные этапы работы и конкретные сроки их выполнения. Поскольку составление программы и плана исследования является важной стадией, от которой зависит результативность работы, студенту, прежде чем приступить непосредственно к сбору информации, рекомендуется согласовать все вопросы программы и плана исследования со своим научным руководителем. Тесный контакт с научным руководителем необходим на протяжении всей работы, но отсутствие его на указанном этапе может привести к ошибкам, существенно затрудняющим достижение целей и задач исследования, а порой делающим его невыполнимым. Студенты, работы которых посвящены рассмотрению криминологических проблем, требующих сбора эмпирического материала, должны хорошо знать методики криминологических исследований и уметь пользоваться ими. При сборе материалов для курсовой и дипломной работы студентами наиболее часто применяются два метода исследования: анализ уголовных дел и других документов следственной, судебной и прокурорской практики по утвержденному руководителем работы или проблемной группы вопроснику (справке-анкете); анкетный опрос осужденных, лиц, состоящих на учете в различных подразделениях по делам несовершеннолетних, милиции, муниципалитетов, а также различных групп населения. Эти методы, являясь эффективными способами получения криминологической информации, наиболее доступны для студентов, поскольку дают возможность в сравнительно короткий срок с минимальными затратами охватить вполне репрезентативную группу лиц, а также характеризуются относительной доступностью статистической обработки заполненных анкет. Метод анализа уголовных дел и других официальных документов, при использовании которого интересующие студента сведения заносятся в специальные справки-анкеты, применяется для сбора информации о профилактической работе, а также для получения данных о криминологических характеристиках преступления и преступника, обстоятельств, способствующих совершению преступления. Используя указанные методы сбора криминологической информации, студенты должны владеть техникой составления анкет, так как от продуманности вопросов, их численности и последовательности постановки во многом зависит успех исследования. Навыки по разработке анкет и их применению студенты получают на семинарских занятиях по криминологии. Помимо этого при подготовке к такого рода работе рекомендуется ознакомление студентов со специальной литературой, посвященной методике криминологических и социологических исследований. Многие требования, предъявляемые к анкетам, относятся к вопросникам для проведения формализованных интервью, бесед, в процессе которых реципиенты (опрашиваемые) отвечают на заранее сформулированные вопросы. Этот метод сбора эмпирического материала используется при подготовке курсовых и дипломных работ реже, чем анкетный, поскольку предполагает наличие у исследователя специальных психологических навыков для установления контакта с опрашиваемыми. Специальные знания нужны и для применения психологических методик исследования, которые в комплексе с социологическими позволяют получить более глубокое представление о внутреннем мире исследуемого. Однако сложность использования этих методик ограничивает их применение при написании курсовых и дипломных работ. Студент должен уметь проанализировать собранный материал, сопоставив полученную информацию там, где это возможно, с опубликованными статистическими данными и с результатами обследования контрольной группы, которую обычно составляют лица с социально позитивным поведением. Подобное сопоставление позволяет проверить достоверность полученного материала, а в случае обнаружения расхождений с официальными источниками студенту следует попытаться найти им объяснение. Качественно сделанный анализ эмпирического материала позволяет вскрыть причины и условия исследуемого явления и разработать рекомендации по совершенствованию его профилактики. Неотъемлемой частью каждого курсового и дипломного сочинения по криминологии является план работы, который систематизирует материал, позволяет последовательно рассмотреть основные проблемы исследования, обеспечивает взаимосвязь всех частей работы. Он должен состоять из введения, основной части и заключения. Введение служит для обоснования выбора темы, ее актуальности и практической значимости, оценки состояния разработки проблемы в литературе, определения задач и целей исследования. Основная часть работы состоит обычно из двух-трех глав в зависимости от поставленных проблем. Полученные в результате проведенного исследования эмпирические данные могут быть использованы при изложении теоретических положений либо даны в заключительной главе. Для курсовых и дипломных работ, посвященных криминологическому анализу видов и групп преступлений, рекомендуется включение специального раздела, в котором формулируются предложения по повышению эффективности деятельности системы профилактики правонарушений, что подчеркивает практическую направленность работы. Заключение подводит итог работы и должно содержать основные выводы и предложения, которые делает студент, анализируя поставленные вопросы. В конце работы приводится список использованной литературы, включающий только те источники, на которые имеются ссылки в работе. Таким образом, своеобразие написания курсовых и дипломных работ по криминологии включает наличие самостоятельно собранного эмпирического материала, методическую и прежде всего статистическую оснащенность исследования, практическую ориентацию на внедрение рекомендаций по повышению, эффективности профилактической деятельности. Date: 2016-02-19; view: 570; Нарушение авторских прав |