Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Форма обучения – очная
Методические рекомендации для СРСП
По дисциплине: «Латинский язык и основы терминологии»
Код дисциплины: LYaOT 1222
Объем учебных часов (кредитов) 90 (2)
в том числе СРСП: 30
Курс: 1
Семестр: 2
Обсужден
на заседании кафедры
от «25» август 2015г.
протокол № 1
Зав. кафедрой_______
2015г.
Кредит
СРСП № 1
| Тема:
| Фонетика. Дифтонги. Диграфы.
| Цель:
| Освоить графику дифтонга, диграфа. Изучить особенности их произношения.
| Задачи обучения:
| Научить безошибочно читать дифтонги, диграфы. Автоматизировать знание правил произношения дифтонгов, диграфов.
| Формы проведение:
| Чтение текстов.
| Задания по теме:
| - Знать графику и произношение дифтонгов;
- Знать графику произных диграфов;
- Читать в упражнениях дифтонги, диграфы;
- Проводить анализ произношение в данный ситуации;
- Лексический минимум.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.-316с.
| Контроль
| - Как произносится дифтонг «ае». Примеры.
- Как произносится дифтонг «ое». Примеры.
- Как произносятся дифтонги «аu», «eu»? Примеры.
- Как произносится диграф «сһ». Прмеры. Диграф «рһ», «th», «rh», прмеры?
|
СРСП №2
| Тема:
| Повелительное наклонение глаголов множественного числа.
| Цель:
| Научить применять повелительное наклонение множественного числа в рецептуре. Научить читать переводить и писать стандартные рецептурные формулировки с глаголом «fieri» в повелительном наклонении множественного числа.
| Задачи обучения:
| Научить образовывать повелительное наклонение множественного числа глаголов.
| Формы проведение:
| Работа в малых группах.
| Задания по теме:
| - Определение основы глаголов
- Повелительное наклонение множественного числа глаголов 1,4 спряжений
- Повелительное наклонение множественного числа глаголов 2-го спряжения
- Особенности образования повелительного наклонения множественного числа глаголов 3-го спряжения
- Употребление неправильного глагола «fieri» в повелительном наклонении множественного числа в рецептуре.
- Лексический минимум
- Выполнение письменных упражнений
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.-316с.
| Контроль
| - Что выражает повелительное наклонение глаголов?
- Как определяется основа глаголов 4-х спряжений?
- Назовите принцип образования повелительного наклонения множественного числа глаголов 3-го спряжения?
- Особенности образования повелительного наклонения множественного числа глаголов 3-го спряжения?
- Как выражается множественность имен существительных в повелительном наклонении множественного числа глаголов
- Как записывается глагол «fieri» во множественном числе в рецептуре?
- Выполнение упражнений
| СРСП № 3
| Тема:
| «Сослагательное наклонение глаголов в рецептуре»
| Цель:
| Научить образовывать сослагательное наклонение глаголов в «Passivum»
| Задачи обучения:
| Научить исползовать страдательный залог сослагательного наклонения глаголов в рецептуре
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнений.
| Задания по теме:
| 1. Понятие сослогательных наклонение глаголов;
2. Определение основы глаголов;
3. Оканчание сослогательного наклонения глаголов единственного числа в «Passivum»;
4. Изменение оканчания основы глаголов 1 спряжения в сослогательном наклонении;
5. Оканчание сослогательного наклонения в «Passivum» глаголов 2,3,4 спряжений;
6. Оканчание сослогательного наклонения во множественном числе;
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.-316с.
| Контроль
| - Что такое сослогательное наклонения?
- Основы глаголов 1 спряжения?
- Какова основа глаголов 2 спряжения?
- Какова основа глаголов 3-го спряжения?
- Какова основа глаголов 4-го спряжения?
- Назовите оканчание глаголов страдательного залога сослагательного наклонения в единственном числе?
- Назовите оканчание сослогательного наклонения во можественном числе?
- Поставьте глаголы «signare, docere, solvere, finire» в сослогательное наклонение единственного и множественного числа.
| СРСП № 4
| Тема:
| Родовые и падежные окончания единственного числа существительных среднего рода 2 склонения
| Цель:
| Знать характеристику родовых окончаний существительных 2-го склонений среднего рода. Умение составлять словарную форму существительных 2 склонения среднего рода. Знание падежных окончаний единственного числа 2-го склонения среднего рода.
| Задачи обучения:
| Научить определять существительные 2-го склонения среднего рода по родовым окончаниям. Знать особенности окончаний среднего рода. Автоматизировать падежные окончания едеинственного числа существительных 2-го склорнения среднего рода.
| Формы проведение:
| Работа с раздаточными материалами.
| Задания по теме:
| - Знание родовых окончаний существительных среднего рода 2 склонения?
- Определение словарной формы существительных среднего рода 2 склонения?
- Падежные окончания единственного числа
- Лексический минимум
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.-316с.
| Контроль
| - Назовите родовые окончания существительных среднего рода?
- Как определяется основа слов среднего рода 2 склонения?
- Какова словарная форма существительных 2-го склонения среднего рода?
- Какова особенность падежных окончаний существительных среднего рода 2 склонения?
- Назовите падежные оканчания существительных среднего рода 2 склонения.
- Просклоняйте существительное «oleum» в единственном числе.
- Выполнение упражнений на латинском и русском языках.
| СРСП № 5
| Тема:
| Наречия и предлоги в рецепте. Твердые лекарственные формы.
| Цель:
| Знать наречия и предлоги, используемые в рецепте. Знать место расположения наречий в рецепте. Автоматизировать знание твердых лекарственных форм.
| Задачи обучения:
| Научить грамотно оформлять и выписывать рецепты.
| Формы проведение:
| Составление рецептов.
| Задания по теме:
| - Знание наречий и предлогов, используемых в рецепте;
- Твердые лекарственные формы;
- Выписывание рецептов.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.-316с.
| Контроль
| - Назовите наречия используемые в рецепте?
- Место наречия «cito, citissime, statim»?
- Назовите место в рецепте наречий: «апа, quantum satis»?
- Дайте примеры с предлогами «ad,ex,in,cum,per»?
- Назовите твердые лекарственные формы?
- В каком падеже записываается в рецепте лекарственая форма «tabuletta»?
- Имеет ли словарную форму твердая лекарственная форма «dragee»?
- Выписывание рецептов.
| СРСП № 6
| Тема:
| Словарная форма прилагательных 1 группы с примерами
| Цель:
| Усвоение темы. Знать словарную форму прилагательных 1 группы.
| Задачи обучения:
| Знать отличие словарной формы прилагательных 1 группы от словарной формы других частей речи. Научить выбирать необходимое прилагательное к данному существительному.
| Формы проведение:
| Работа у доски.
| Задания по теме:
| - Словарная форма прилагательных 1 группы;
- Место прилагательных 1 группы в конструкции латинского выражения;
- Определение нужного прилагательного по его словарной форме;
- Лексический минимум;
- Выполнение упражнений;
- Выписывание рецептов.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.-316с.
| Контроль
| - Какова словарная форма прилагательных 1 гурппы?
- Назовите окончание прилагательных мужского рода?
- Назовите окончание прилагательных 1 группы женского рода?
- Назовите окончание прилашательных 1 группы среднего рода?
- Прилагательное какого рода стоит на первом месте в словарной форме?
- Как записываются в словарной форме прилагательныен женского и среднего родов?
- Словарный диктант?
| СРСП № 7
| Тема:
| Химическая номенклатура. Кислоты с низшим содержанием кислорода
| Цель:
| Сформировать у студентов знание названий кислот с низшей степенью окисьления. Употребление в рецепте химической номенклатуры кислот с низким содержанием кислорода.
| Задачи обучения:
| Научить принципам формирования кислот с низшей степнью окисления. Научить безошибочно писать в рецептах названия кислот с низким содержанием кислорода.
| Формы проведение:
| Выполнение упражнений и рецептов.
| Задания по теме:
| - Имя прилагательное – как выражение степни окисления;
- Кислоты с низшим содержанием кислорода с русским суффиксом;
- Кислоты с низшей степнью окисления с латинским суффиксом;
- Лексический минимум;
- Выписывание рецептов.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.-316с.
| Контроль
| 1. Как по -латински обозначается слово «кислота»?
2. Какая часть речи используется в определений кислот?
3. Какой частью слова выражается степень окисления?
4. Назовите русский суффикс в кислотах низшего окисления?
5. Назовите латинский суффикс в кислотах низшего окисления?
6. Переведите на латинский язык: «азотистая кислота»?
7. Переведите на латинский язык: «сернистая кислота»?
8. Переведите на латинский язык: «Мышьяковистая кислота»?
| СРСП № 8
| Тема:
| Химическая номенклатура. Оксиды
| Цель:
| Научить состовлять названия оксидов на латинском языке.
| Задачи обучения:
| Научить выписывать рецепты на оксиды.
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выписывание рецептов.
| Задания по теме:
| - Компоненты названия оксидов
- Род существительного «оксид» в латинском языке.
- Место слова «оксид» в латинском языке в названии оксидов
- Место химического элемента (мотивирующей основы) в названии оксидов.
- Падеж химического элемента в названии оксидов.
- Оканчание химического соединения «оксид» в рецепте.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.-316с.
| Контроль:
| 1. Из каких частей речи состоит название оксидов?
2. Что стоит на 1-м месте в названни оксидов и в каком падеже?
3. Что стоит на 2-м месте в конструкции названия оксидов и в каком падеже?
4. Какого рода в латинском языке слово «оксид»?
5. Переведите на латинский «оксид цинка»?
6. Переведите на латинский «оксид ртути»?
7. Переведите на латинский «оксид кальция»?
8. Выпишите рецепты на данные химические соединения.
| СРСП №9
| Тема:
| Родовые окончания существительных 3 –го склонения мужского рода с примерами. Лексический минимум
| Цель:
| Усвоение темы. Научить определять существительные женского и среднего родов по их родовым окончаниям.
| Задачи обучения:
| Автоматизировать знания родовых окончаний существительных женского и среднего родов. Знать таблицу изменений родовых окнчаний в Genitivus singularis.
| Формы проведение:
| Составление схемы
| Задания по теме:
| - Родовые окончания существительных женского рода 3-го склонения.
- Таблица изменений родовых окончаний существительныз женского рода 3-го склонения в Genitivus singularis
- Определение основы слов по таблице
- Роль основы слов мужского рода 3-го склонения в грамматических категориях.
- Лексический минимум
- Выписыание рецептов
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.-316с.
| Контроль
| - Назовите родовые окончания существительных женского рода 3-го склонения?
- Как изменяются родовые окончания существительных женского рода в Genitivus singularis?
- Напишите родовое окончание и словарную форму существительного «жидкость»?
- Напишите родовое окончание и словарную форму существительных «человек, легкое»?
- Напишите родовое окончание и словарную форму существительного «кора»?
- Напишите родовое окончание и словарную форму существительного «стебель»?
- Словарный диктант.
| СРСП №10
| Тема:
| Родовые окончания существительных женского и среднего родов 3 –го склонения с примерами. Лексический минимум
| Цель:
| Усвоение темы. Научить определять существительные женского и среднего родов по их родовым окончаниям.
| Задачи обучения:
| Автоматизировать знания родовых окончаний существительных женского и среднего родов. Знать таблицу изменений родовых окнчаний в Genitivus singularis.
| Формы проведение:
| Составление схемы
| Задания по теме:
| 1. Родовые окончания существительных женского рода 3-го склонения;
2. Таблица изменений родовых окончаний существительныз женского рода 3-го склонения в Genitivus singularis;
3. Определение основы слов по таблице;
4. Родовые окончания существительных среднего рода 3-го склонения;
5. Таблица изменнений родовых окончаний существительных среднего рода 3-го склдонения;
6. Определение основы слов по таблице;
7. Лексический минимум;
8. Выписыание рецептов.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| 1. Назовите родовые окончания существительных женского рода 3-го склонения?
2. Как изменяются родовые окончания существительных женского рода в Genitivus singularis?
3. Напишите родовое окончание и словарную форму существительного «раствор»?
4. Напишите родовое окончание и словарную форму существительного «корень»?
5. Назовите родовые окнчания существительных среднего рода 3-го склонения?
6. Как изменяются родовые окончания существительных среднего рода 3-го склонения в Genitivus singularis?
7. Напишите родовое окончания и словарную форму существительного «голова»?
8. Напишите родовое окончание и слованрную форму существительного «тело»?
9. Напишите родовое окончание и словарную форму существительного «семя»?
10. Словарный диктант.
| СРСП № 11
| Тема:
| Согласование прилагательных 1 группы существительными женского рода 3 –го склонения
| Цель:
| Научить строить и переводить анатомические и фармокологические термины с прилагательными 1 группы в согласовании с существительными женского рода 3-го склонение.
| Задачи обучения:
| Научить правильно согласовывать прилагательные 1 группы с существительными женского рода 3-го склонения
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнений. Выписывание рецептов.
| Задания по теме:
| 1. Конструкция вопросов согласованного определения;
2. Определение основного слова, его места и надежных оканчаний;
3. Определение места прилагательных 1группы;
4. Падежные оканчания прилагательных 1 группы для существительных женского рода;
5. Согласование прилагательных 1-ой группы с существительными женского рода, оканчивающимся на «do,go»;
6. Согласование прилагательных 1-ой группы с существительными женского рода, оканчивающимся на «lo»;
7. Согласование прилагательных 1-ой группы с существительными женского рода, оканчивающимся на «ex, ux».
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| 1. Какова конструкция вопросов согласовонного определения?
2. Какое место занимает прилагательное 1-ой группы в конструкции согласовонного термина?
3. Какие оканчания имеют прилагательные 1-ой группы при склонении с существительными женского рода?
4. Имеют ли одинаковые оканчания прилагательные 1-ой группы с существительными 3-го женского рода?
5. Просклоняйте по падежам: «густая слизь»?
6. Просклоняйте по падежам: «концентрированный раствор йода»?
7. Просклоняйте по падежам: «горький корень солодки»?
| СРСП № 12
| Тема:
| Согласование прилагательных 1-ой группы с существительными 3-го склонения
среднего рода
| Цель:
| Научить сторить и переводить анатомические и фармокологические термины с прилагательными 1-ой группы в согласовании с существительными среднего рода 3-го склонения.
| Задачи обучения:
| Научить правильно согласовывать прилагательные 1-ой группы с существительными среднего рода 3-го склонения.
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнении. Выписывание рецептов.
| Задания по теме:
| - Конструкция вопросов согласовонного определения;
- Определение основного слова, его места и падежнвх оканчаний;
- Падежные оканчания прилагательных 1-ой группы для существительных среднего рода;
- Согласование прилагательных 1-ой группы с существительными среднего рода 3-го склонения, оканчивающимися на «en»;
- Согласование прилагательных 1-ой группы с существительными среднего рода 3-го склонения, оканчивающимися на «ut»;
- Согласование прилагательных 1-ой группы с существительными среднего рода 3-го склонения, оканчивающимися на «ma».
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| - Какое место занимает прилагательное 1-ой группы в конструкции согласованного определения?
- Какие падежные оканчания имеют прилагательные 1-ой группы для существительных среднего рода?
- Просклоняйте по падежам: «горькое семя льна».
- Просклоняйте по падежам: «круглая голова человека».
- Просклоняйте по падежам: «длинное корневище боярышника».
| СРСП № 13
| Тема:
| Имена существительные 4-го склонения
| Цель:
| Сформировать у студентов знание основных признаков существительных 4-го склонения: изучить падежные оканчания падежные оканчания существительных 4-го склонения.
| Задачи обучения:
| Научить самостоятельно изучать тему. Научить выбирать главное из темы. Правильное исползование падежей 4-го склонения существительныхв фармокологических конструкциях.
| Формы проведение:
| Работа у доски
| Задания по теме:
| - Мужской род 4-го склонения;
- Средней род 4-го склонения;
- Падежные оканчания существительных мужского рода 4-го склонения;
- Падежные оканчания существительных среднего рода 4-го склонения;
- Выписывание рецептов на содержание 4-го склонения;
- Лексический минимум.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| - Существительные каких родов относятся к 4-му склонению?
- Какое окончание имеют существительные мужского рода 4-го склонения в Nominativus singularis?
- Какое оокнчание имеют существительные среднего рода 4-го склонения в Nominativus singularis?
- По какому признаку определяется 4-ое склонение существительных?
- Перечислите падежные окончания существительных мужского рода 4-го склонения?
- Перечислите падежные окончания существительных среднего рода 4-го склонения?
- Просклоняйте по падежам существительное «spiritus».
- Просклоняйте по падежам существительное «сочни».
| СРСП № 14
| Тема:
| Согласование прилагательных 1-ой группы с существительными 4-го склонения
| Цель:
| Научить строить и переводить анатомические и фармокологические термины с прилагательными 1-ой группы в согласовании с сущесвительными 4-го склонения.
| Задачи обучения:
| Научить праивльно согласовывать прилагательные 1группы с существительными 4-го склонения.
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнений. Выписывание рецептов.
| Задания по теме:
| 1. Определение склонения и рода существительного в термине;
2. Место и падежные оканчания существительного в термине;
3. Определение места прилагательных 1-ой группы, их падежные оканчания к данному существительному;
4. Согласование прилагательных 1-ой группыс существительными мужского рода 4-го склонения;
5. Согласование прилагательных 1-ой группыс существительными среднего рода 4-го склонения.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| 1. Назовите падежные оканчания существительных 4-го склонения мужского рода?
2. Каковы падежные оканчания прилагательных 1-ой группы для мужского рода?
3. Назовите падежные оканчания существительных 4-го склонения среднего рода?
4. Каковы падежные оканчания прилагательных 1-ой группы для среднего рода?
5. Просклоняйте по падежам: «разбавленный спирт».
6. Просклоняйте по падежам: «правый отросток».
7. Просклоняйте по падежам: «левое колено».
|
СРСП № 15
| Рубежный контроль:
| Тесстирование
|
Кредит
СРСП № 1
| Тема:
| Прилагательные 2-ой группы трех оканчаний
| Цель:
| Сформировать у студентов знание прилагательных 2-ой группы их отличие от прилагательных 1-ой группы.
| Задачи обучения:
| Научить грамотно строить анатомические и фармокологические термины с прилагательными 2-ой группы.
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнений. Выписывание рецептов.
| Задания по теме:
| 1. Тип склонения прилагательных 2-ой группы;
2. Оканчание прилагательных мужского рода 2-го склонения;
3. Оканчание прилагательных женского рода 2-ой группы;
4. Оканчание прилагательных среднего рода 2-ой группы;
5. Словарная форма прилагательных 2-ой группы.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| 1. К какому типу склонений относятся прилагательные 2-ой группы?
2. Назовите общей признак прилагательных 2-ой группы всех родов?
3. Как записывается мужской род прилагательных 2-ой группы в словарный форме?
4. Каковы оканчания женского рода прилагательных 2-ой группы?
5. Каковы оканчания среднего рода прилагательных 2-ой группы?
6. Какое оканчание имеют в Genitivus singularis прилагательные 2-ой группы всех родов?
|
СРСП №2
| Тема:
| Прилагательные одного окончания 2ой группы
| Цель:
| Научить распознавать прилагательные одного окончания 2ой группы
| Задачи обучения:
| Сформировать умение правильного употребления прилагательных одного окончания 2ой группы в медицинской терминологии.
| Формы проведение:
| Работа у доски
| Задания по теме:
| - Понятие о прилагательных одного окончания 2ой группы;
- Словарная форма прилагательных одного окончания 2ой группы;
- Умение определять основу прилагательных одного окончания 2ой группы;
- Знание роли основы прилагательного одного окончания в падежном склонении;
- Выполнение упражнений.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| - Что такое прилагательное одного окончания?
- Какова словарная форма прилагательных одного окончания 2ой группы?
- Как записывается Geniticus singularis в словарной форме, по типу 1, 2 или 3 склонения?
- По какому падежу определяется основа слова?
- Какова роль основы прилагательных одного окончания в падежном склонении?
|
СРСП №3
| Тема:
| Согласование прилагательных одного окончания 2ой группы с существительными.
| Цель:
| Освоить принципы согласования прилагательных одного окончания 2ой группы с существительными.
| Задачи обучения:
| Научить грамотному согласованию прилагательных одного окончания 2ой группы с существительными, правильному применению их в медицинской терминологии.
| Формы проведение:
| Работа с раздаточными материалами.
| Задания по теме:
| - Нахождение нужного прилагательного в данной фразе;
- Знать падежные окончания прилагательных мужского, женского, среднего родов;
- Знать падежные окончания существительных;
- Знать место прилагательного конструкции термина;
- Определение основы прилагательных одного окончания 2ой группы;
- Использование основы прилагательных при падежном склонении;
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| - На каком месте в конструкции согласованного определения стоит прилагательное?
- Перечислите падежные окончания прилагательных мужского, женского, среднего родов.
- Просклоняйте по падежам «musculus biceps».
- Имеют ли одинаковое окончание падежей существительного и прилагательного одного окончания 2ой группы?
- Просклоняйте по падежам термин «простой сустав».
- Просклоняйте по падежам термин «свежее молоко».
|
СРСП №4
| Тема:
| Частотные отрезки – антибиотики
| Цель:
| Сформировать знание антибиотиков в наименованиях лекарственных препаратов по их частотным отрезкам.
| Задачи обучения:
| Научить выделять в составе лекарственных средств частотные отрезки по их мотивационной характеристике. Научить грамотному написанию латинской транскрипции в рецепте названия антибиотиков.
| Формы проведение:
| Выполнение упражнений. Выписывание рецептов.
| Задания по теме:
| - Понятие о частотных отрезках;
- Антибиотики, продуцируемые дрожжевыми грибками;
- Антибиотики, продуцируемые красными лучистыми грибками;
- Антибиотики – тетрациклины (цикловые, усиленные);
- Антимикробные сульфаниламиды;
- Выписывание рецептов.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| Выделите мотивационные частотные отрезки, дайте их значение в лекарственных препаратах?
- «Penicillinum»
- «Bicillinum»
- «Tetraciclinum»
- «Erythromycinum»
- «Chlortetracyclinum»
- «Sulfalenum», «Sulfapyridazinum»
- Каково рода существительных все лекарственные средства?
|
СРСП №5
| Тема:
| Частотные отрезки анатомического характера
| Цель:
| Научить распозновать значение лекарственного средства посредством частотных отрезков.
| Задачи обучения:
| Научить самостоятельно состовлять название лекарственного препарата посредством частотных отрезков.
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнений. Выписывание рецептов.
| Задания по теме:
| 1. Роль частотных отрезков в названии лекарственных средств;
2. Род названия лекарственных препаратов;
3. Значение частотного отрезка «руч»;
4. Значение частотного отрезка «alg, aesthe»;
5. Значение частотного отрезка «lor, card»;
6. Значение частотного отрезка «chole»;
7. Значение частотного отрезка «ur».
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| 1. К какой части речи относятся названия лекарственных препаратов?
2. Какого рода названия лекарств?
3. Напишите в латинской транскрипции выделите частотные отрезки и определите значение лекарственного препарата.
а) «Антипирин»
b) «Анестезин»
с) «Корвалол»
d) «Сульфапиридазин»
е) «Холалол»
f) «Метиурацил»
4. Какова роль частотных отрезков в словообразовании?
|
СРСП №6
| Тема:
| Суффиксально-префиксальный способ словообразования.
| Цель:
| Знать суффиксально-префиксальный способ словообразования медицинских терминов.
| Задачи обучения:
| Научить определять значение слова по его составляющим частям. Научить составлять новый медицинский термин посредством суффиксально-префиксального способа.
| Формы проведение:
| Работа в малых группах.
| Задания по теме:
| - Понятие об аффиксах;
- Понятие об префиксах;
- Место префикса в составе слова;
- Место окончания слова;
- Конструкция медицинского термина посредством суффиксально-префиксального способа.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| - Что такое префикс?
- Какая часть слова является основой?
- Что такое аффиксы?
- Переведите термин «intercostalk».
- Переведите на латинский язык «межпозвоночный».
- Определите в термине «interscapularis»:
а) основу слова
в) аффиксы
с) окончание
|
СРСП №7
| Тема:
| Способ словообразования путем сложения основ
| Цель:
| Научить членить производное слово на состовляющие компоненты.
| Задачи обучения:
| Научить выводить значение, слова из составляющих его частей.
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнений.
| Задания по теме:
| 1. Понятие о словообразовании сложением основ.
2. Раздел медицины, использующий способ словообразования сложением основ.
3. Случаи применения интерфикса
4. Случаи отсутсвия интерфикса.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| 1. Что означает словообразование сложением основ?
2. Какой раздел медицины использует этот способ словообразования?
3. Графика какого языка применяется в словообразовании сложении основ?
4. Напишите в латинсокй транскрипций, выделите основы слов, объясните значение слова:
а) наука, изучающая заболевания уха, горла, носа;
в) специалист по заболеваниям желудочно-кишечного тракта;
с) удаление желчного пузыря.
|
СРСП №8
| Тема:
| Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела.
| Цель:
| Углубить знания греко-латинских дублетов, необходимых в словообразовании.
| Задачи обучения:
| Знать греко-латинские дублеты, обозначающие части тела
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнений.
| Задания по теме:
| - Понятие греко-латинских дублетов;
- Роль греко-латинских дублетов в словообразовании;
- Наиболее употребляемые греко-латинские дублеты, обозначающие части тела:
а) caput, itis, n – cephal
b) manus, us, f – cheiro, chiro
c) pes, pedis, m – podo
d) thorax, acis, m – stetho
e) digitus, i, m - dactyl
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| - Что такое греко-латинские дублеты?
- Какова роль греко-латинских дублетов в словообразовании?
- Найдите правильное соотношение греко-латинских дублетов:
а) caput, itis, n – cephal – рука
b) manus, us, f – chiro – грудная клетка
c) pes, pedis, m – podo – палец
d) thorax, acis, m – stetho – нога
e) digitus, i, m - dactyl – голова
- Сопоставьте латинские и греческие дублеты по написанию.
- В каком разделе медицины используются латинские дублеты?
- В каком разделе медицины используются греческие дублеты?
|
СРСП №9
| Тема:
| Греко-латинские дублеты анатомического характера
| Цель:
| Усвоить греко-латинские дублеты анатомического характера.
| Задачи обучения:
| Научить дифференцированному применению греко-латинских дублетов в замисимости от анатомической подсистемы медицинской терминологии.
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнений.
| Задания по теме:
| Значение греко-латинских дублетов:
а) caput, itis, n – cephal
b) cor, cordis, n-card
c) ventriculus, I, m-gastr
d) pulmo,onis,m-pneum
e) uterus,I,m-metr
f) ren,renis,m-nephr
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| Определите греко-латинские дублеты:
- Ухо:……………………..
- Нос:……………………..
- Глаз: ……………………
- Рот:……………………..
- Зуб:……………………..
- Железа:………………..
- Пузырь:…………………
|
СРСП №10
| Тема:
| Словообразующие суффиксы «osis», «oma» в названиях болезней.
| Цель:
| Знать смысловое значение суффиксов «osis», «oma» при составлении названий болезней.
| Задачи обучения:
| Научить самостоятельно составлять название болезней посредством суффиксов «osis», «oma».
| Формы проведение:
| Работа у доски. Выполнение упражнений на латинском и русском языках.
| Задания по теме:
| - Значение суффикса «osis»;
- Значение суффикса «oma»;
- Использование греческого дублета в названиях болезней;
- Место суффиксов в латинском названии болезней;
- Место суффиксов «osis», «oma» при переводе на русский язык.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| - Что означает суффикс «osis»?
- Что означает суффикс «oma»?
- Переведите «nephrosis».
- Переведите «neurosis».
- Переведите «encephaloma».
- Переведите «myoma
- Переведите, сделайте анализ состава «endometriosis
|
СРСП №11
| Тема:
| Терминоэлемент «algia» в клинической терминологии
| Цель:
| Знать смысловое значение терминоэлемента «algia».
| Задачи обучения:
| Научить составлять медицинскую формулировку с терминоэлементом «algia».
| Формы проведение:
| Выполнение упражнений на латинском языке.
| Задания по теме:
| - Понятие терминоэлемента «algia».
- Частотный отрезок, образовавший терминоэлемент «algia».
- Нахождение смыслового греко-латинского дублета.
- Определение места ТЭ «algia» в строке клинического термина.
- Отсутствие соединительного интерфикса при составлении клинического термина.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| Переведите клинического термина:
- Cephalalgia;
- Gastralgia;
- Cardialgia;
- Odontalgia;
- Neuralgia.
|
СРСП №12
| Тема:
| Терминоэлемент «pathia»
| Цель:
| Знать смысловое значение терминоэлемента «pathia».
| Задачи обучения:
| Научить составлять клиническое выражение с терминоэлементом «pathia». Правильно переводить его на русский язык.
| Формы проведение:
| Выполнение упражнений на латинском и русском языках.
| Задания по теме:
| - Значение терминоэлемента «pathia».
- Слово, образовавший терминоэлемент «pathia».
- Нахождение нужного смыслового греко-латинского дублета.
- Определение места ТЭ «pathia» в строке клинического термина.
- Знание применения или отсутствия интерфикса.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| Переведите, проведите анализ составных частей клинического термина:
- Apathia
- Sympathia
- Nephropathia
- Arthropathia
- Cardiopathia
- Angiopathia
- Необходим ли интерфикс в составлении клинического термина?
|
СРСП №13
| Тема:
| Терминоэлемент «ectasia», «stenosis»
| Цель:
| Знать смысловое значение терминоэлементов «ectasia», «stenosis».
| Задачи обучения:
| Научить составлять клиническое выражение с терминоэлементами «ectasia», «stenosis». Знать правильный их перевод.
| Формы проведение:
| Выполнение упражнений на латинском и русском языках.
| Задания по теме:
| - Значение терминоэлемента «ectasia»;
- Значение терминоэлемента «stenosis»;
- Нахождение нужного смыслового греко-латинского дублета;
- Определение места ТЭ «ectasia» или «stenosis»;
- Знание применения или отсутствия интерфикса.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме.
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| Выделите известные терминоэлементы, объясните их значение, напишите в русской транскрипции:
- Cardiectasia
- Phlebectasia
- Cholecystectasia
- Laryngostenosis
- Bronchostenosis.
|
СРСП №14
| Тема:
| Терминоэлементы «phobia, plegia,philia»
| Цель:
| Усвоить значение терминоэлементов «phobia, plegia,philia»
| Задачи обучения:
| Научить использовать терминоэлементы «phobia, plegia,philia» в клинической терминологии по их значению
| Формы проведение:
| Работа у доски, с раздаточным материалом
| Задания по теме:
| 1. Значенеи ТЭ «phobia»
2. Значение ТЭ «plegia»
3. Значение ТЭ «philia»
4. Место данных ТЭ в составе слова
5. Использование интерфикса в словообразовании данных.
| Раздаточный материал:
| Карточки по теме, латино-русский словарь
| Литература:
| Ю.И. Городкова «Латинский язык». Ростов-на-Дону, «Феникс» 2011г.
| Контроль
| 1. Какое место занимают в составе слова ТЭ «phobia, plegia,philia».
2. Какой интерфикс используется в слове и почему.
Переведите:
1. Светобоязнь
2. Страх высоты
3. Склонность к образованию трамбов
4. Склонность к кровотечению
5. Паралич одной конечности
6. Паралич половины тела
7. Паралич общий (всего тела)
|
СРСП № 15
| Рубежный контроль
| Тесстирование
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛА (ФАКУЛЬТЕТ) ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА «СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА»
Образовательная программа – (5В 110100 «Сестринское дело»)
|