Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Движение декабристов





1. После войны 1812г. впервые в России возникло организован­ное общественное движение, основой идеологии которого был провозглашен приоритет личности человека, его свобод над всем остальным. Это было новым для России, где всегда глав­ными являлись интересы государства.

2. Распространение либеральных идей началось в России еще со времен Екатерины Великой, которая вела переписку с Воль­тером, Руссо, Дидро. Но после французской революции на­чались гонения на либералов. Вторая волна либеральных идей пришла в Россию после заграничного похода русской армии. Тысячи молодых офицеров стали убежденными противни­ками самодержавия и крепостничества. Либеральные идеи «Негласного комитета» и реформы Сперанского подготови­ли почву для проникновения этих идей в среду передового дворянства.

3. Первые тайные общества появились после окончания загра­ничного похода русской армии. Молодые офицеры приоб­щились во Франции к масонским организациям, которые ставили задачу мирного объединения человечества в рели­гиозно-братский союз. В России в 20-х годах XIX в. было 220 масонских лож, в них состояло 3 тысячи дворян, интел­лигентов.

4. Первым тайным обществом стал «Союз спасения» (1816— 1818), который возглавил полковника. Н. Муравьев. Члена­ми общества были молодые гвардейские офицеры С. П. Тру­бецкой, Н. М. Муравьев, М. С. Лунин, И. Д. Якушкин, всего около 30 человек. Позднее в него вступил П. И. Пестель. Глав­ной целью общества было уничтожение крепостного права и установление конституционной монархии путем военного пе­реворота. Слабость организации и разногласия между члена­ми общества привели к его самороспуску.

5. В 1818 г. в Москве на базе «Союза спасения» была создана новая организация «Союз благоденствия», насчитывавшая уже 200 че­ловек. Во главе Союза были «Коренная управа» (30 учредителей) и Дума (6 человек). Организация имела свой устав с обширной программой действий, получивший название «Зеленая книга» (по цвету переплета). Ее участники хотели сначала через печать и литературно-просветительские общества воздействовать на обще­ственное мнение, создать определенную общественную атмос­феру, а затем произвести безболезненный государственный пере­ворот и перейти к революционным преобразованиям: уничтожению крепостного права, введению конституционного правления. Но внутри Союза были серьезные программные и так­тические разногласия: одни выступали за введение в России рес­публиканской формы правления, другие — за конституционную монархию. В 1821 г. радикальные члены Союза, выступавшие за революцию, добились его роспуска.

6. В 1821 г. возникли два новых общества — Южное в армей­ских частях на Украине и Северное в Петербурге. Руково­дителем Южного общества был полковник П. И. Пестель, его членами — братья А. А. и Н. А. Крюковы, В. П. Ива­шёв, С. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и др.; руководителем Северного общества был Н. М. Муравьев, членами — М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболен­ский, И. И. Пущин. Программа Южного общества назы­валась «Русская Правда», а Северного — «Конституция».

7. П. И. Пестель составил первый в истории России проект рес­публиканского устройства страны, по которому:

> Россия провозглашалась республикой с однопалатным пар­ламентом — Народным вече, высшим органом законода­тельной власти, в составе 500 человек, избиралось на 5 лет;

> исполнительная власть принадлежала Державной думе из 5 человек, также избиралась на 5 лет;

> контроль за соблюдением конституции должен был осуще­ствлять Верховный собор из 120 человек, члены которого

избирались пожизненно из наиболее заслуженных и ува­жаемых граждан;

> ликвидировались сословия, провозглашались гражданские свободы, сокращались налоги и срок солдатской службы;

> отменялось крепостное право, к крестьянам переходила половина земельного фонда страны. Весь земельный фонд государства рассматривался как общественное достояние и делился на две части. Одна половина оставалась в частном владении помещиков и любых других лиц, а из другой кре­стьяне получали свои наделы.

Некоторые положения «Русской Правды» были нереалистич­ны. Например, ликвидация сословий привела бы к наруше­нию социальной структуры, к хаосу и развалу общества. Пес­тель не учитывал также и то, что резкая смена политического и общественного строя в России привела бы к серьезным по­трясениям. Страна и народ не были готовы к перестройке по проекту П. И. Пестеля.

8. Согласно «Конституции» Н. М. Муравьева предполагались следующие преобразования:


> Россия должна стать конституционной монархией;

> федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей;

> высший законодательный орган — двухпалатное Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных представителей. Избирательное право имело ограничения. Вводился высокий имущественный ценз;

> император должен стать «верховным чиновником» страны, ему передается исполнительная власть;

> крепостное право отменялось, но крестьяне получали лишь надел в 2 десятины земли;

> высший судебный орган — Верховное судилище, а в держа­ве — державное судилище и т. п.

«Конституция» Муравьева была более умеренным докумен­том, чем «Русская Правда», и в своей основе более реалистич­ным. Но в 1825 г. к руководству в Северном обществе пришли

Е. П. Оболенский, К. Ф. Рылеев, настроенные радикально, а П. Г. Каховский вообще был готов совершить убийство царя.

9. Несмотря на тайный характер организаций, власти распола­гали большой информацией об их деятельности. В 1822 г. были запрещены все тайные общества и масонские ложи, началось преследование их членов. Осенью 1825 г. Алек­сандр I приказал арестовать ряд участников движения.

10. Руководители Северного и Южного обществ договорились об объединении и совместном вооруженном выступлении ле­том 1826 года, но выступить пришлось раньше. В ноябре 1825 г. внезапно умер Александр I, власть должна была пе­рейти к его брату Константину. Но Константин еще в 1822 г. отрекся от престола в пользу младшего брата Николая (все это держалось в тайне). Вся страна стала присягать Констан­тину, который в это время находился в Варшаве. Между бра­тьями началась переписка, которая длилась 3 недели. Дина­стический кризис затянулся. В конце концов присяга новому императору была назначена на 14 декабря 1825 года.

11. Это междуцарствие решили использовать члены Северного общества. Восстание должно было начаться в Петербурге 14 декабря 1825 г., в день присяги новому императору Нико­лаю I, для того чтобы сорвать ее. И почти одновременно оно должно было быть поддержано выступлением на Украине. «Диктатором» (руководителем) восстания был назначен Сер­гей Трубецкой. Члены Северного общества должны были вывести полки к Сенату. Готовился Манифест о низложении правительства и отмене крепостного права. Не исключалось и убийство Николая I. Но все получилось иначе.

12. На Сенатскую площадь декабристы смогли вывести 3 тысячи солдат и матросов. Но Сенат и Госсовет приняли присягу еще до подхода декабристов. На площадь не явился Трубец­кой. Восставшие солдаты не подозревали об истинных це­лях выступления. Им было сказано, что Николай I хочет завладеть престолом в обход Константина.

13. Верные Николаю I войска окружили восставших на Сенат­ской площади. Николай I послал на переговоры с декабри­стами митрополита. Каховский смертельно ранил генерала М. А. Милорадовича, который пытался убедить солдат в том, что их обманывают. В 5-м часу вечера Николай I приказал стрелять по восставшим войскам. Число жертв с обеих сторон составило 200—300 человек, много было раненых. В тот же вечер начались аресты участников вы­ступления. Через две недели на Украине восстал Черни­говский полк, восстание возглавили С. И. Муравьев-Апо­стол и М. П. Бестужев-Рюмин. 3 января 1826 г. восстание было подавлено.


14. По делу декабристов к следствию, а затем суду было привле­чено 579 человек. Признано виновными — 289. 5 июля 1826 г. суд приговорил К. Ф. Рылеева, П. И. Пестеля, С. И. Муравь­ева-Апостола, М. П. Бестужева-Рюмина, П. Г. Каховско­го к смертной казни «четвертованием», которая была за­менена повешением. 121 декабриста сослали на каторгу или поселение в Сибирь, разжалованных в рядовые от­правили в действующую армию на Кавказ.

15.Декабристы бросили вызов самодержавию, они требовали гражданских прав и свобод. Выступление декабристов не было военной революцией или восстанием — это был акт гражданского неповиновения. Казнив 5 декабристов, Ни­колай I в моральном отношении проиграл, русское дворян­ство не простило ему жестокости.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Почему именно после Отечественной войны 1812 года был поставлен вопрос о конституции и об отмене крепостного права в России?

2. В чем причины провала проектов Новосильцева-Вяземского? Как они связаны с личностью Александра I?

3. Чем можно объяснить активное участие дворян в борь­бе за освобождение крестьян и введение конституции?

4. Какой из проектов декабристов был наиболее реален для того времени? Почему?

5. Каковы основные причины поражения декабристов на Сенатской площади?


Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855)

 

ПЛАН ОТВЕТА:

А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова.

Б. Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма.

В. Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина.

Г. Итоги внутренней политики Николая I.

 

А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова

1. Николай I был третьим сыном Павла I. Со старшими бра­тьями у него не сложились близкие отношения. Воспита­тель Николая I готовил его к военной карьере, особенно он увлекался военно-инженерным делом, прусскими военны­ми уставами.

2. Николай I отвергал идеи либерализма, конституцию, с пре­небрежением относился к духовной стороне жизни. Это был милитарист, суровый и неприхотливый в быту. В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность и по­корность. Понимал неизбежность реформ, но не решался отменить крепостное право, укреплял самодержавие, опи­раясь на армию и чинов­ничество, жестоко преследо­вал любую крамолу в России и за рубежом, за что получил прозвище «жандарм Евро­пы».

3. После подавления восста­ния декабристов было со­здано III Отделение, которому поручались все поли­тические дела и контроль за умонастроениями. Началь­ником III Отделения и ше­фом корпуса жандармов стал барон А. X. Бенкендорф, личный друг Николая I. Прежде всего стали выяв­ляться и преследоваться любые оппозиционные кружки. Под жесткий цензурный кон­троль была поставлена печать. Цензоры должны были зап­рещать статьи и книги, в которых порицался монархичес­кий строй, критиковалась церковь.


4. В 30-е годы министр народного образования литератор С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официаль­ной народности» в виде триединой формулы: православие, самодержавие, народность. Уваров противопоставил дворянскую революционность и верность народа самодер­жавию и православию. Он утверждал, что оппозиционные идеи приносятся с Запада, а исконно русскими чертами являются пассивность, набожность, вера в царя: «Царь правит народом, как отец, а народ не отделяет отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». Многие русские общественные деятели поддержали эту теорию. Против выступил публицист друг А. С. Пушкина П. Я. Ча­адаев. В 1836 году он опубликовал в московском журнале «Телескоп» первое письмо из цикла своих «Философичес­ких писем», в котором излагались основные положения всего цикла. Чаадаев едко критиковал всю предшествую­щую историю России, крайне пессимистически оценивал ее настоящее и будущее. Он заявлял, что все беды России от ее отлученности от «всемирного воспитания человечес­кого рода», что национальное самодовольство и духовный застой препятствуют исполнению предначертанной ей свыше исторической миссии. За эту публикацию журнал был закрыт. По высочайшему повелению П. Я. Чаадаева объявили «сумасшедшим», за ним был установлен меди­ко-полицейский надзор. А теория «официальной народ­ности» на многие десятилетия стала главной идеологией самодержавия.

 







Date: 2016-02-19; view: 494; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию