Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие культуры Казахстана в XIV-первой половине XV веков





В регионах с оседлым и полуоседлым хозяйством строились и постоянные жилища. Так, например, кочевые и полуоседлые жители пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака и других крупных городов строили постоянные зимовки и кенты, занимаясь одновременно и оседлым скотоводством и земледелием. Они жили в домах, построенных из дерева, глины и камня. В зимние месяцы они поселялись в них, а в другие времена года по традиции жили в юртах.

Так, зимой мужчины носили теплые тымаки - головные уборы из мерлушки и шкур зверей, летом - калпаки из тонкой белой кошмы.

Пролегание Великого Шелкового пути через территорию Казахстана давало возможность местному населению, жившему вдоль этого пути, обменивать свою продукцию на металлические деньги или различные товары Запада и Востока.

В. Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его «айран». Он отмечал, что кыпчаки большинство блюд готовят из мяса. Вместе с тем блюда готовились также из муки, проса, ячменя и пшеницы.

Наиболее распространенным жанром устной литературы были сказки. Среди них «Куламерген — Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем» и другие волшебно-героического и назидательного содержания.

Эпическая поэма о Кобланды-батыре повествует о совместной борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей и калмыков, в ней также рассказывается о реальных исторических лицах времени Золотой Орды Алшагыре, Казане, Карамане, Айбаке.

В XIII-XV веках наряду с устным народным творчеством появились образцы устной поэзии, созданные известными в народе авторами. Среди них Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-Кайгы, имена которых стали легендарными.

В XIV—XV веках наряду с устной литературой стала развиваться и письменная. Большинство из ее произведений было написано на кыпчакском языке. Среди них безымянные «Кодекс Куманикус» и «Огузнаме». В этот период уже были известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Ширин» кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека и другие литературные произведения.

«Кодекс Куманикус» использовался как словарь кыпчакского языка и предназначался для европейцев, знавших латинский язык и приехавших в Золотую Орду с разными целями. Поэмы «Хосров и Ширин» и «Жусуп-Злиха» - произведения о беспредельной любви, они пронизаны мечтой о справедливом обществе. В них также содержатся наставления и советы правителям заботиться о народе и призывают их установить жесткий контроль за своими приближенными, чтобы они за свои злоупотребления несли наказание.

Широко популярной среди народа была и инструментальная музыка. В народе сохранились инструментальные произведения, передающие настроение человека - кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр» и др. Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан» («Хромой кулан»), «Ел айырылган» («Разъединение народа»), «Сагыныш» («Тоска») и другие были созданы еще в эпоху Золотой Орды.







Date: 2016-02-19; view: 564; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию