Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественно-политическая мысль





В 16 в. в России зарождается общественно-политическая мысль; ее появление было вызвано бурными событиями государственной жизни. Начало формирования централизованного государства требовало соответствующей идеологической базы. Монах Филофей сформулировал тезис о Москве как о “третьем Риме”: Древний Рим и Константинополь пали, и Москва является столицей мирового православия, а русский монарх его главой; тем самым обосновывалось мировое значение власти московских правителей, выдвигалась идея исключительности, “богоизбранности” Московской державы. В творчестве Ивана Пересветова последовательно проводилась мысль о необходимости установления абсолютизма, сильной царской власти: “Государство без грозы, что конь без узды!”. Царь должен опираться на служилых людей, и беспощадно расправляться с противниками царской власти. Среди главных пороков, могущих привести к падению державы, Пересветов называл засилье вельмож, “ленивых богатинов”, их неправый суд, равнодушие к интересам государства, их бесконечные распри, нежелание воевать. В дальнейшем мысль о неограниченной монаршей власти дискутировалась в переписке опального князя Курбского и Ивана Грозного, который сформулировал принцип русского абсолютизма: “Жаловать своих подданных Мы вольны, а и казнить вольны же!”. Курбский отстаивал принципы дворянской вольности. Вопросы экономической жизни и государственного устройства рассматривал мыслитель вт. пол. 17 в. Юрий Крижанич, хорват по национальности. В сочинении “Думы политична” он выступил с широкой программой преобразований, включавшей развитие торговли и промышленности, реформу государственного управления и законодательства. В области международных отношений Крижанич вынашивал идею объединения славянских народов во главе с Россией. Он же сделал попытку дать характеристику русской нации в целом, определить достоинства и пороки, исследовать русский менталитет. Как констатировал Крижанич, «…в науках не сведущи, всякими вещами бедны и почти совсем нищи…». При этом «… из всех народов именно мы от природы особенно разгульны и расточительны… отягощены некоторыми общенародными пороками, особенно ленью, расточительностью, а что хуже всего – весь народ пьянствует от мала до велика…». «Мы довольствуемся убогими вещами и скромной жизнью…мы – жители бедной земли; они (иностранцы) – уроженцы богатых, роскошных стран – приносят к нам всякие товары, служащие для роскоши и наслаждений, и прельщают нас этими приманками, как охотники зверей», – сокрушается Крижанич. «…Мы расточительны и кутилы и не ведём счёта приходу и расходу, а раскидываем свои деньги даром…природным недостатком народа нашего является любовь к пирам и тщеславное гостеприимство и вследствие этого расточительность и обнищание. А за этим неизбежно следует жестокость по отношению к подданным. Ибо не счесть в нашем народе людей, которые вменяют себе за честь то, что они много пируют и без причин расточают своё имущество, а когда у них не останется необходимых средств, нещадно притесняют и прижимают бедных подданных, своих соотечественников. А по отношению к неблагодарным, задиристым чужеземцам и их бесполезным утробам они щедры и расточительны…» Но на этом Крижанич не заканчивает перечисление наших недостатков. «Беда наша горькая в том, - пишет он, - что иные народы… привлекают нас на свою сторону, впутывают нас в свои распри и сеют между нами рознь. А мы по своей глупости позволяем себя обманывать, и воюем за других, и считаем своими чужие войны, а друг друга ненавидим, враждуем насмерть, и брат идёт на брата без всякой надобности и причины … Чужеземцам мы во всём верим, сохраняем с ними дружбу и союз, а самих себя и своего рода стыдимся и отрекаемся от него». Главный же недостаток славян – «Не умеют наши люди ни в чем держаться меры и идти средним путем, а всегда плутаются в крайностях и погибелях». Грандиозная реформаторская деятельность начала 18 века способствовала активизации российских талантов, пробуждению мысли. Ярчайшим представителем этого периода был Иван Тихонович Посошков: он овладел многими ремеслами, занимался изобретательством, рационализаторством, владел винокуренным заводом и текстильной мануфактурой. Он был автором многих трудов, наибольшее любопытство представляет знаменитая “Книга о скудости и богатстве”, в которой он предложил ряд важнейших реформ: введение совещательного представительского органа, ведение протекционистской экономической политики, поземельное налогообложение, практические меры по борьбе с коррупцией и бюрократизмом, упорядочение функционирования судебного аппарата и т.д.

Литература и искусство.

Среди жанров русской литературы, берущих свое начало в Киевской Руси, ведущую роль продолжало сохранять летописание, наибольшее значение имело московское летописание, последовательно проводившее идеи общерусского единства. В середине 15 в. в Москве был создан первый «Хронограф» – краткая всемирная история с включениями в нее сведений из русской истории. Ведущей темой в устном народном творчестве стала тема борьбы с монголо-татарами. В конце 14 – начале 15 вв. создается целый цикл летописных повестей и «сказаний» о Куликовской битве, в том числе, «Сказание о Мамаевом побоище» и великолепный памятник русской литературы – поэма «Задонщина», автор которой, Софоний Рязанец, построил ее по схеме «Слова о полку Игореве», широко использовав его художественные образы и приемы. Продолжала развиваться агиографическая литература: мастером этого жанра был Епифаний Премудрый, создавший жития Сергия Радонежского и Стефана Пермского. В результате паломничества русских людей за рубеж возник литературный жанр «хожений», описывающих путешествия в Царьград и Палестину. Среди них выделяется выдающийся литературный памятник 15 в. «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина о путешествии в Индию. Светским произведением был знаменитый “Домострой”, написанный или отредактированный попом Сильвестром, соратником Ивана Грозного. “Домострой” четко определял обязанности человека по отношению к церкви и царю, последовательно проводил мысль о безропотном повиновении царской власти. Важной часть Домостроя” является раздел “О мирском строении, как жить с женами, детьми о домочадцами”. Как царь является безраздельным владыкой своих подданных, так и муж – господин своей семьи и несет за нее ответственность перед богом и государем. Первейшая обязанность главы семьи – воспитание сыновей верными слугами государю, а самый верный метод воспитания – палка: «Любя же сына своего, учащай ему раны, да последи о нем возвеселишся…». Домострой был не только сводом правил поведения зажиточного человека 16 века, но и первой энциклопедией домашнего хозяйства. В 17 в. появляется мемуарная литература, ярким примером которой есть автобиографическая повесть “Житие протопопа Аввакума”. Аввакум. Виднейший и талантливейший деятель русского раскола, рассказывает о своей полной гонений жизни простым, живым языком народной речи, дает яркие картины борьбы раскольников и “никониан”, реалистичное изображение перипетий собственной судьбы, описания сибирской природы, меткие и язвительные характеристики враждебных Аввакуму лиц и явлений. Новым в литературе стало появление стихосложения. Выходец из белорусских земель Симеон Полоцкий, будучи воспитателем царских детей. переложил на стихи (вирши) псалтырь, служивший долгое время пособием для обучения детей грамоте, а также сочинил немало помпезных, тяжеловесных, со многими аллегориями стихов, славящих царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. Впоследствии вирши стали непременным элементом празднеств, торжеств.

Литературой и русским языком стали заниматься на профессиональной, научной основе. Первым профессором отечественной элоквенции (языкознания) стал Василий Тредиаковский, автор многих стихов и поэмы “Телемахида”. В 18 веке ведущим литературным направлением стал классицизм в сочетании с просветительскими идеями. Для этого стиля были характерны призывы к служению Родине, воспевание ее побед и героического прошлого, что определило распространение таких литературных форм, как ода и трагедия. Многочисленные оды написал М.В. Ломоносов; он же разработал основные принципы отечественного стихосложения. Выдающимся поэтом был Гавриил Романович Державин; его стихи отличались глубиной, смелостью мысли и образов, яркостью языка, звучностью стиха. Появились сатирически-обличительные произведения, остро критиковавшие отдельные стороны жизни и общества того времени: среди авторов, творивших в этом жанре, А. Кантемир, В. Капнист, А. Сумароков, И. Крылов. В конце 18 века возникает новое литературное направление – сентиментализм, сосредотачивавший внимание на изображении чувств и переживаний, внутреннего мира человека. В этом стиле творили А. Радищев, Н. Карамзин. Порой сентиментализм проявлялся в слезливости, мистицизме, упадничестве. В 17 в. в России впервые появилась рукописная газета, которую писали переводчики Посольского приказа только для царя и ближайшего окружения: там содержались сведения о главных событиях в Европе и международные новости. Информация черпалась в основном из газеты “Амстердамский курант”, поэтому русская газета назвалась “Куранты”. С 1702 г. выходила первая русская газета “Ведомости”. К середине 18 века в России выходило несколько журналов: “Трутень” (издатель Н.И Новиков), “Северная пчела” (издатель А.И. Сумароков).

Архитектура конца 15-16 вв. отразила возрастание международной роли Русского государства. Архитектура должна была утверждать мощь государства и нерушимость веры. На первых порах приходилось привлекать к грандиозным работам в столице иностранных мастеров, так как отечественные не имели опыта создания величественных построек (он был утрачен во время упадка периода монгольского ига). Строителем современного, красного (в отличие от более древнего, белокаменного) Кремля являются итальянские мастера Пьетро Солари, Марк Фрязин (итальянец). Итальянский мастер Аристотель Фиорованти по образцу Успенского Собора во Владимире создал Успенский собор в Кремле, бывший в то время самым крупным сооружением Московского государства. Солари выстроил Грановитую палату – самое крупное светское строение 15 в., получившее свое название от “граней” внешнего декора фасада; в ней проходили торжественные приемы иностранных послов. С созданием единого государства стал формироваться общерусский архитектурный стиль. Не только храмы, но и жилые здания стали воздвигаться из кирпича. Самым распространенным типом был традиционный православный храм: куб, увенчанный пятиглавием. В отличие от византийских крестово-купольных храмов с середины 50-х гг. 16 в. стали строить церкви с шатровым завершением, причем не только в деревянной народной, но и в каменной официальной архитектуре. Шедевром древнерусского зодчества 16 в. стал Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного (так называется один из приделов). Не слишком большой по размерам, девятиглавый собор, увенчанный большим шатром, вокруг которого теснились яркие, своеобразные по форме купола приделов, связанные между собой галереей, выглядел чрезвычайно красочно и нарядно; пестрота и индивидуальность форм собора придавали ему сказочный вид. Его архитекторами были Барма и Постник. В 17 в. на смену монументальным храмам приходят сравнительно небольшие посадские церкви, отличающиеся игрой красок и объемов, нарядные, покрытые бесчисленными узорами, преимущественно шатрового типа, украшенные резьбой, изразцами (расписной плиткой). Из фигурного кирпича делались разнообразные детали стен, куполов, колоколен, широко применялся резной белый камень для отделки (“белокаменное узорочье”), а сами стены красились в яркий красный цвет. Под влиянием связей с западом в русском зодчестве распространился стиль московского (нарышкинского) барокко с идеей строго пропорциональной композиции здания, с пышной декоративной отделкой, развивающей традиции узорочья, с многоярусными колокольнями. В традиционном русском стиле в Кремле были построены Теремной и Потешный дворцы.

Развивалось деревянное зодчество, широко распространенное на севере страны. Удивительным образцом этого искусства стал дворец Алексея Михайловича в его подмосковном селе Коломенское, построенный в 1667-1678 гг.; он состоял из многих разнохарактерных по форме и объемам построек, связанных между собой переходами и галереями и насчитывал 270 комнат с 3000 оконцами: издали он походил на целый городок с башенками, чешуйчатыми крышами, “гульбищами” (галереями и террасами), “кокошниками”, крылечками с витыми колонками. Резные украшения дворца были выполнены белорусскими мастерами. По преданию, дворец был срублен без единого гвоздя, современники называли его восьмым чудом света. Представление о возможностях деревянного зодчества дает сохранившаяся до наших дней церковь в Кижах под Архангельском. В 18 веке архитектура развивалась особенно бурно. В градостроительстве был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, начало которой положило строительство Петербурга. В столицах и губернских городах стали возводить здания для правительственных учреждений. Господствующим стилем в первой половине 18 века стало барокко: создавались огромные архитектурные ансамбли, в которых дворцовая постройка, садово-парковое искусство, скульптура образовывали единый комплекс. Архитектура барокко отличалась торжественностью, необычайной пышностью декора (особенность русского барокко), обилием лепнины и скульптуры как части декора, обилием позолоты, бронзы и мрамора, “изломанностью” фасада, отсутствием четко выраженного архитектурного центра здания. В этом стиле творили Леблон, Трезини, Ухтомский, Растрелли. Во второй половине 18 века на смену барокко пришел классицизм, более полно, чем стиль Возрождения, возродивший приемы, форму и планировку античной архитектуры. Для комплексов этого стиля характерны яркость в сочетании с ясностью, простотой, сочетанием монументальности, изящности и гармоничности составных частей ансамбля. Зданиям свойственен строгий прямой фасад, состоявший из главного корпуса, и симметрично расположенные, более скромные по оформлению крылья, или флигеля. Архитектурным центром здания являлся величественный портик с колоннами, фронтоном и скульптурным фризом, над которым возвышался купол или ротонда. Архитектурным центром интерьера являлся колонный зал, часто завершавшийся куполом, украшенным росписью или лепниной (дом Пашкова, Павловский дворец, Таврический дворец, Александровский дворец). Выдающимися архитекторами, творившими в этом стиле, были Баженов, Старов, Казаков, Кваренги, Камерон.

В 14-15 вв. своего наивысшего расцвета достигла церковная живопись; это проявилось прежде всего. в творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан Грек соединил в своем творчестве лучшие традиции византийского изобразительного искусства с достижениями русских живописных школ, его творчеству свойственны экспрессия, душевное напряжение, драматизм, погружение в мудрую философскую созерцательность. Творчество Андрея Рублева – высшая точка в развитии древнерусского искусства; в созданных им художественных образах он стремился соединить глубоко индивидуальные черты с обобщенным идеалом нравственного совершенства, чистоты и просветленности (самые известные работы – “Троица”, “Спас”). Живопись 17 в. еще в рамках религиозного содержания стала проявлять интерес к человеческой личности, к повседневной жизни. На фресках и иконах храмов Ярославля, Костромы и других городов библейские сюжеты – лишь повод для изображения жизненных сцен: изображение пахоты, жнецов на фоне русских пейзажей и в русских одеяниях (художник Г. Никитин). На стенах Предтеченского храма живописец даже рискнул изобразить обнаженное женское тело библейской Вирсавии. Появляется и портретная живопись, так называемое “парсунное” (от слова “персона” – личность, лик) письмо. Для него еще были свойственны каноничность, шаблонность, обобщенность образов, характерные для иконописи. Однако изображались и индивидуальные черты: известны портреты (“парсуны”) полководца Скопина-Шуйского, Лжедмитрия и проч. Главное место в живописи 18 века занимал портрет. Следуя традициям Возрождения, русские художники стремились передать не только внешний облик человека, но и его чувства, характер, внутренний мир. Блестящим художником-портретистом был Д.Г. Левицкий создавший портреты, И.Н. Никитин (портреты Головкина, Петра І на смертном одре), выходцы из крепостных И.П. Аргунов и Ф.С. Рокотов (портреты Струйской, Новосильцевой, Суровцевой), ученик Левицкого В.Л. Боровиковский (портреты Куракина, Лопухиной, Безбородко). Поскольку портрет должен был подчеркивать в первую очередь степень знатности, богатства, высокое служебное положение, художники тщательно выписывали мундир, ордена, парики, перстни, детали интерьера и т.д. Появилась жанровая, и прежде всего, историческая живопись: создавались циклы картин (например, посвященные победам русского флота). Создавались грандиозные плафоны – полотна с аллегорическими и мифологическими сюжетами, занимавшие всю площадь потолков дворцовых залов. Не имевшая традиции в предшествующие века, значительный рывок совершает скульптура: ее развитие было связано с архитектурой, т. к. скульптурные произведения являлись неотъемлемой частью садово-парковых и дворцовых ансамблей. Возникает монументальная скульптура, основанная на приемах классицизма: “Медный всадник” Фальконе, изображающий Петра 1 в виде римского консула, памятник Суворову, изображенному в виде бога войны Марса и статуя Самсона (своеобразный памятник победы в Северной войне), выполненные М.И. Козловским. В портретной скульптуре проявил себя Ф.И Шубин (бюсты канцлера Безбородко, императора Павла)

Date: 2016-02-19; view: 246; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию