Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический строй и общественные отношения





Центром политического и культурного единения северо-восточных русских земель стала Москва. Этому немало способствовала огромная роль, принадлежавшая Московскому княжеству в избавлении от монголо-татарского ига. При Иване ІІІ и Василии Ивановиче начался процесс централизации и формирования русского абсолютизма Во главе державы стоял Князь (позже – царь; первым этот титул, происходивший от слова цезарь, принял Иван ІV Грозный) и Великий Государь Всея Руси. При нем существовал постоянно действующий совет знати – Боярская дума; ее члены назначались на основе местнических правил. Из совещательного, собиравшегося эпизодически с непостоянным составом княжеского совета («думы») Боярская дума московских государей превратилась в высший государственный орган, став де-факто постоянно действующим учреждением, хотя и не имела своего юридического статуса. Делопроизводства не велось, заседания не протоколировались. Законодательная деятельность думы выражалась в совместном с царем обсуждении и принятии новых законов, что закреплялось формулой («уложил с бояры», «поговоря с бояры», «царь указал а бояре приговорили»). В условиях отсутствия развитых государственных органов управления в центре и на местах Боярская дума неизбежно должна была соединять в своей деятельности функции совещательного органа с функциями законодательными и управленческими. Санкционирование думой новых законов облегчало их проведение на территории всей страны. Во главе с монархом дума обсуждала и решала важнейшие хозяйственные, административные, судебные, военные и внешнеполитические вопросы. Члены думы участвовали в текущем управлении в так называемых думских комиссиях (например, Боярская комиссия по управлению Москвой на время отъезда из нее царя). Состав думы был невелик – 5-10 человек и не отличался постоянством. В середине 16 в. их насчитывалось свыше 50. Назначение («сказывание»), или пожалование в думные и иные чины стало объектом местнических споров и борьбы между соперничающими группировками знати. Бояре рассматривали свое участие в думе как неоспоримое право – привилегию. В дальнейшем из ближайших советников монарха могли образовываться неофициальные “ближние думы” из наиболее доверенных лиц – официальный «частный совет государя», присутствие в котором зависело от близости к монарху, от связи их служебной «специализации» с характером рассматривавшихся в «ближней думе» вопросов. «Ближняя дума» была своеобразной думской комиссией для рассмотрения вопросов, которые царь считал необходимым перед внесением в думу обсудить в узком кругу бояр. В начальный период правления Ивана ІV образовался кружок единомышленников, так называемая Избранная рада – интеллигенция того времени: незнатный, но одаренный дворянин Алексей Адашев, поп Сильвестр, князь Алексей Курбский и многие другие. Не будучи официальным государственным учреждением, Избранная рада 13 лет фактически была русским правительством. С упрочением царской власти государи начинали тяготиться необходимостью считаться с мнением Боярской думы: формула “Царь повелел, а бояре приговорили” стала лишь формальностью.

Ко вт. пол. 16 в. складываются новые органы центрального управления – приказы, в которых сосредотачивалось все текущее правительственное делопроизводство и руководство деятельностью органов местного самоуправления. С разрастанием территории государства и умножением сфер государственной деятельности Великий Князь стал приказывать, то есть поручать, боярам какое-либо дело: так возникла “приказная” система. Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные, границы деятельности их нередко были противоречивыми: финансовая деятельность делилась между несколькими приказами, или приказы могли касаться какой-то отдельной отрасли (Аптекарский, Пушкарский, Стрелецкий), ведомства (Приказ Большого дворца), территории (Сибирский приказ, Казанский) и тп. Порой их количество доходило до пятидесяти. Приказы формировались как постоянно действующие учреждения во главе с одним или несколькими «судьями», со своим присутственным местом («Изба», «палата»), более или менее определенным штатом дьяков, подьячих, со своей канцелярией и архивом. Некоторые приказы создавались на основе временного приказа-поручения по управлению. Какой-либо планомерности в создании приказов, определении сфер их деятельности не было, часто они создавались в ходе проведения определенных реформ. Для приказов было характерно совмещение функционального принципа управления с территориально-административным, управленческих функций с судебными, переплетение компетенции ряда приказов. Сложились специфические формы и стиль приказной документации, для которых характерны казуистический стиль изложения с тяжелыми громоздкими фразами и многочисленными повторениями, с подробнейшими указаниями лиц, которым адресовались грамоты. Ставшее нарицательным взяточничество (взятие «посулов», «поминок» и «дач», которые не только вымогались, но и «вымучивались») московских приказных чинов ми связанная с ними пресловутая приказная волокита привели к гипертрофированной бюрократической централизации государственного управления и суда. Решение всех вопросов сосредотачивалось в центре, что создавало благоприятные условия для злоупотреблений. Приказная система просуществовала до Петра І, который заменил их Двенадцатью коллегиями (Иностранная. Военная, Адмиралтейство, Коммерц-, Мануфактур-, Берг-коллегии (ведали торговлей и промышленностью), Камер-, Штатс-, и Ревизион-коллегия (ведали расходами и доходами), Юстиц-коллегия, Вотчинная и Синод), делившимися на департаменты (отделы). Территориально Российское государство делилось на воеводства, уезды и волости. После реформы Петра І делилось на губернии, провинции, дистрикты, уезды и волости, позже – на губернии, уезды и волости. Деление было произведено с целью лучшего распределения на постой многочисленной регулярной армии.

С середины 16 в. политический строй начал принимать форму сословно-представительской монархии, что нашло свое выражение в созыве Земских соборов – совещательных сословных органов, представлявших дворянство и мещанство, “всякого чина людей”. Так, на Собор для составления кодекса законов велено было прибыть выборным людям от стольников, стряпчих, дворян московских и жильцов по два человека, от дворян и детей боярских больших городов по два, новгородцев с пятины по человеку, от гостей трех человек, от суконных сотен по два, от черных сотен, слобод и посадов по человеку…”. Привлечение к участию в решении важнейших государственных вопросов представителей дворянства и верхов городского торгово-ремесленнического сословия расширяло социально-политическую основу самодержавия. Земские соборы состояли из четырех курий: Боярской думы, представителей высшего духовенства (Освященный собор), служилого дворянства и торговых посадских людей. Соборные приговоры носили рекомендательный характер и были необязательны для правительства. Их созывали в случае необходимости принятия важных решений – по поводу войны, налогообложения и т.д. Земские соборы созывались до конца 17 века и свидетельствовали о формировании сословно-представительной монархии, поскольку власть царя еще нуждалась в поддержке сословий. Петр І, не мысля иного образа правления, кроме самодержавия, ввел Сенат – новый высший орган исполнительной и судебной власти, обладавший и значительными законодательными функциями; во главе его стол генерал-прокурор. Впоследствии действовали Верховный Тайный Совет, Кабинет Министров из трех человек, и прочие официальные и неофициальные. Екатерина ІІ под влиянием идей Монтескье попыталась осторожно ввести в России парламентаризм. С этой целью под предлогом выработки нового Уложения (Свода законов) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия, представлявшая все свободные слои населения. Однако доминирование дворян не позволило трансформироваться Комиссии в парламент, и она была распущена. К концу 18 века власть в России окончательно приобрела черты абсолютизма.

Личные и служебные отношения между феодалами регулировались сложными нормами местничества, опиравшимися вначале на принцип родового старшинства (родословной «версты»). Но со вт. пол. 16 в. принцип старшинства по родословию отступал перед принципом давности «службы государю» в разных чинах. Карьера на «государевой службе» ставилась выше «породы», родословной «версты». Система иерархии при дворе называлась “местничество” – порядок назначения на должности в соответствии со знатностью происхождения, которое определялось как близостью того или иного рода к Великому Государю, так и давностью службы, и не очень зависело от личных заслуг и талантов. Знатнейшие феодальные роды могли «захудать», если их члены длительное время не достигали по службе высоких чинов. В отношениях между собой феодалы тщательно соблюдали местническую версту (свое место в сословно-иерархической системе). Дух местничества пронизывал все стороны семейного и общественного быта служилого дворянства и знати. Дьякам Разрядного приказа, ведавшего служебными назначениями знати, приходилось производить сложнейшие расчеты для определения степени родства и старшинства, поднимать архивные записи о старых назначениях. Однако местнические столкновения сопровождали большинство назначений, в ходе которых спорящие стороны совершенно забывали о «вежестве» (вежливости). Местнические споры за места на придворной и служебной лестнице вспыхивали во время военных походов, в царском дворе на пиру, во время торжественно церемоний. Местничавшие феодалы не считались ни с угрозой царской опалы, ни с другими карами, столкновения между ними стали неотъемлемой чертой феодального быта. Порой цари должны были официально на время войны приказывать “быть без мест”, а окончательно местничество, как «Богом ненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее» было отменено последним Земским собором в 1682 г. В 1722 г. Петр І ввел так называемую “Табель о рангах” – систему служебной иерархии, в которой военные и гражданские чины распределялись на четырнадцать классов, причем чины давались в соответствии с заслугами. Каждый должен был начинать службу с первого чина, независимо от происхождения. Эта система позволяла талантливым людям сделать карьеру. Вместе с «Табелью» возникло новое понятие и термин «гражданская служба» (штатская, статская), в отличие от военной – ранее такого разделения не было. Крое того. должности разделались на административные (классные чины – собственно чиновники) и обслуживающие делопроизводство (канцеляристы, подканцеляристы, копиисты, соответствовашие бывшим подьячим и чиновниками не считавшиеся и рангов не имевшие).

Централизованное государство требовало единого законодательства. Чтобы централизовать и унифицировать судебно-административную деятельность, при Иване ІІІ в 1497 г. был первый Судебник – кодекс феодального права, положивший начало процессу закрепощения крестьян. Было составлено три обширных правовых кодекса – Судебники 1497, 1550 и 1589 гг, издано огромное количество актов, дополнявших статьи судебников. Наибольшее развитие получило уголовное и процессуальное право. По свнению с уголовным законодательством западноевропейских стран того времени русское уголовное право стремилось дифференцировать меры наказания, провести различие между проступком и квалифицированным преступлением («разбоем»), между человеком, впервые совершившим преступление, и «ведомым лихим человеком» (рецидивистом). Часто применялась такая форма разрешения судебной тяжбы, как «поле», - судебный поединок (форма «Божьего суда»): истец и ответчик сражались определенным оружием, и правым признавался победитель (могли участвовать вместо тяжущихся наемные бойцы). Суд был соединен с административным управлением: в пределах своей компетенции судебные функции осуществляли все должностные лица из местной или центральной администрации. Только в 18 в. судебные функции стали прерогативой квалифицированных судей. В 1649 г. было составлено Соборное Уложение – разработанный на Земском соборе свод законов Московского государства. Оригинал Уложения представляет собой свиток из 960 склеек общим весом около 6 кг и длиною 309 м.

Социальная структура Московского государства была довольно сложной: высший слой феодалов делился на бояр, князей, дворян московских, дворян провинциальных, детей боярских городовых и проч.; к 18 в. все они слились в единый класс дворян. Вообще все сословия делились на податные и неподатные (привилегированные и полупривилегированные): в 18 в. господствующим слоем были дворяне, к полупривилегированным относились духовенство (черное и белое), купцы (делились на гильдии), казаки, иностранные колонисты и разночинцы. К податным сословиям относились крестьяне государственные (однодворцы, экономические, приписные, черносошные, ясачные и ямщики), дворцовые и помещичьи, мещане и цеховые ремесленники. Характер и формы взаимоотношений между феодалами определились занимаемыми ими местами на ступенях сложной сословно-иерархической лестницы, их материальным состоянием и знатностью. С 16 в. становиться традиционным обращение к вышестоящему лицу по имени-отчеству (с «вичем»), титулование его «государем», «милостивцем», «благодетелем», тогда как себя униженно именовали «холопишками», «худыми» и «скудоумными», «Петруньками», «Иванцами». Такая уничижительная форма употреблялась даже между ближайшими родственниками. С «вичем» в отчестве именовались только представители высшей придворной служилой и родовитой знати и отдельные лица из верхушки приказной бюрократии. Остальные писались на «ов». В отличие от западноевропейского дворянства у русских феодалов не было в обычае разрешать свои споры дуэлями. Ссоры обычно ограничивались взаимными словесными оскорблениями, бранью, но если брань переходила в драку, то дрались жестоко, таскали друг друга за бороды, колотили посохами, стегали кнутами. Оскорбление бранным словом издревле считалось на Руси нанесением «бесчестья» и каралось высоким штрафом, взимавшимся в зависимости от сословного и общественного положения оскорбленного. Но брань была в большом ходу не только среди светских людей, о и среди духовенства, она проникла даже в официальные документы.

Date: 2016-02-19; view: 276; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию