Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мнемозина – богиня экзаменов
Ну и напоследок о том, что все‑таки придется зазубрить. Все, что можно было не заучивать, мы уже усвоили другими способами. Остались даты, имена, цифры, слова‑исключения. Конечно, было бы правильно, чтобы зубрежка вообще не требовалась. То, что не запоминается естественным образом, и не нужно помнить, на то есть справочники, словари и поисковики в Интернете. Кстати, все чаще на экзаменах разрешается всем этим пользоваться, хотя прогресс здесь идет медленнее, чем надо бы. Но иногда ничего не поделаешь – зубрить приходится: не будешь же смотреть в словаре каждое слово‑исключение или каждую физическую постоянную. Для облегчения этой не очень приятной работы издавна существуют особые приемы, их называют мнемоническими. Суть их в том, что механическое запоминание с помощью какой‑то уловки превращается в осмысленное. Некоторые такие «запоминалки» всем известны: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Что я знаю о кругах». Рассмотрим основные мнемонические приемы. Очень распространенный способ – привязать последовательность чисел или слов, которую нужно запомнить, к какому‑то известному ряду и вспоминать каждый элемент опосредованно. Именно этот способ используется во фразах про охотника (первая буква каждого слова совпадает с первой буквой следующего цвета спектра) и про круги (число букв в каждом слове соответствует очередной цифре в числовом выражении числа p). Привязка к ряду особенно удобна, когда нужно запомнить что‑то именно в определенной последовательности. За основу такого ряда могут быть взяты не только слова, но и цифры, например, от одного до десяти, или хорошо известный порядок расположения предметов, например, мебель в вашей комнате или дома по дороге в школу. Опосредованное запоминание особенно удобно, когда речь идет об исторических датах. Можно выучить несколько опорных самых важных дат, а все остальные отсчитывать от них: через год после, за пять лет до. Это не только легче запоминается, но и помогает представить себе целостную картину событий. Хорошо использовать сопоставление дат: например, год начала войны совпадает с годом рождения известного поэта или в то десятилетие, когда в одной стране бесчинствовал тиран, в другой был расцвет наук и искусства. Для поиска сопоставлений можно обратиться к книгам, таким как «Хроника человечества», а можно составить таблицу сопоставления дат самому, это еще интереснее.
В стихотворных «запоминалках» используется свойство нашей памяти лучше хранить более структурированный текст. Сами ритм и рифма «подсказывают» нужные слова. Например, запомнить последовательность цифр 9124820 легко, если представить ее в виде рифмовки: «Девятьсот двенадцать // сорок восемь двадцать». Удачные рифмовки вроде «Кое‑либо‑что‑нибудь – черточку не забудь!» передаются из поколения в поколение школьников. Хороший способ запомнить что‑либо – привлечь воображение. Если вам никак не даются, например, разряды сочинительных союзов, представьте себе три дома: в одном жильцы‑коллективисты все время ломают стены, чтобы соединиться, в другом индивидуалисты ставят перегородки, чтобы разделиться, а в третьем все просто вредные и постоянно замышляют что‑то против соседей. Представьте себе ярко, как все это выглядит, какое выражение лиц у жильцов каждого дома, как происходит работа, – и вы уже не забудете, что союзы бывают соединительными, разделительными и противительными, уже никогда. Этот способ очень хорош для работы со словами‑исключениями: сочините с ними историю или представьте себе картину, в которой, например, ростовщик Ростислав из Ростова заботливо поливает росток. Если росток будет не простым, а зеленым от долларов, которые на нем распускаются вместо листьев, профессию Ростислава вы уже не забудете. Использование зрительного образа вообще очень эффективно, ведь у большинства людей лучше всего развита зрительная память. Включите то, что нужно запомнить, в рисунок, или напишите яркими цветами, или составьте из цифр узор – если вы принадлежите к большинству, для воспроизводства информации вам нужно будет только взглянуть на «внутренний экран» своей зрительной памяти. Лучше запоминаете со слуха? Тоже есть выход: попросите кого‑то прочитать вам записи вслух, с выражением, или запишите свое чтение на диктофон и прослушивайте, например, в транспорте. По иностранным языкам и гуманитарным предметам сейчас есть множество прекрасных аудиокурсов, только важно учесть, что на прослушивание текста нужно в несколько раз больше времени, чем на его чтение глазами про себя, поэтому слушать аудиокурсы нужно начинать заблаговременно.
Пробил час…
Преподаватель: – Ваша фамилия? Студент: – Иванов (улыбается). – Чему вы улыбаетесь? – спрашивает профессор. – Доволен, что хорошо ответил на первый вопрос.
Наконец наступает тот самый день, когда вам предстоит показать все, на что вы способны. Вы эффективно позанимались, справились с паникой, чувствуете только волнение и нетерпение – скорей бы! Это и есть самое правильное состояние духа в день экзамена, а если оно не вполне удается, попытайтесь представить себя туго закрученной пружиной или стрелой на до предела натянутой тетиве. Весь ваш труд, все ваши знания сейчас спрессованы внутри вас, остается только высвободить их в нужный момент. Для каждого вида экзамена существует свой оптимальный психологический настрой, об этом мы сейчас и поговорим. Сначала коснемся устного экзамена. Хоть он и становится все более редким явлением в школе, но в вузах это все еще обычная форма, да и других ситуаций, напоминающих устный экзамен, в жизни множество – взять хоть собеседование при приеме на работу. Поэтому сдавать устные экзамены обязательно надо уметь.
Как видится обычному ученику ситуация экзамена? Стол – это баррикада. По одну сторону от нее – могущественный, грозный экзаменатор, который оценивает меня. По другую – я сам, жалкий и слабый, моя цель – задобрить или обмануть противника. Этот образ написан у вас на лице, вы буквально внушаете его экзаменатору, и он, даже если сам по себе человек добрый, невольно включается в игру под названием «неравная битва». Начать нужно с замены этого образа другим. Вы пришли на экзамен по предмету, в котором много интересного. Ваш вопрос – это прежде всего интересная проблема. Перед вами человек, который посвятил свою жизнь этому предмету, и именно с ним лучше всего такие проблемы обсуждать. Вот и обсуждайте! Перейдите от образа «экзаменатор со своим вопросом против меня» к образу «мы с экзаменатором вместе исследуем вопрос». Не думайте о своей оценке, думайте о теме разговора. Беседуйте как младший коллега со старшим, выскажите свое мнение, поделитесь впечатлением, улыбнитесь, можно даже задать вопрос самому экзаменатору, только, конечно, не о том, что входит в область обязательных знаний, а о чем‑нибудь «этаком». Важно не изображать такую позицию, а искренне на нее встать. Попробуйте только раз – и вы убедитесь, как волшебно изменился экзамен. Во время ответа вы чувствовали не ужас, а вдохновение, экзаменатор не сидел с каменным лицом, а оживленно беседовал с вами, а когда он сказал: «Достаточно, очень хорошо», вы испытали даже сожаление, что все так быстро кончилось. Если предмет, который вы сдаете, – ваш любимый, то скорее всего вы именно так и будете себя вести на экзамене. А если нет – полюбите его, хотя бы на эти сорок минут. Поверьте, в каждом предмете и в каждом вопросе есть чему удивиться и чем увлечься. Подобный настрой поможет справиться и с вечным ужасом экзаменующихся – дополнительными вопросами. Если готового ответа у вас нет, сначала попытайтесь просто подумать. Помните: кто‑то когда‑то на этот вопрос уже ответил, значит, в принципе и вы можете. Думайте вслух, рассуждайте. Экзаменаторы любят, когда учащиеся думают (они этим не избалованы). Если в целом вы в предмете ориентируетесь, ваши размышления могут привести к верному ответу или хотя бы куда‑то поблизости от него. Совсем‑совсем не знаете ответа? Спокойствие! Вспомните о своей психологической установке: вопрос интригует настолько, что истина для вас важнее оценки. Просто признайтесь в своем неведении не с виноватым и обреченным видом, а с искренним интересом: я не знаю, но ужасно хочу узнать, скажите, как же правильно? Даже если экзаменатор не будет в большом восторге от самого вашего ответа, он будет благодарен за то, что, общаясь с вами, чувствовал себя не чудовищем, избивающим младенцев, а интересным собеседником, а значит, и оценку вам будет ставить в хорошем настроении. Еще несколько важных моментов, касающихся устного экзамена. Есть две наиболее частые ошибки во время подготовки к ответу. Одна из них – писать ответ полностью, дословно. Во‑первых, вы просто не успеете, на это не предусмотрено времени, во‑вторых, человек, читающий ответ по бумажке, всегда выглядит жалко и теряется при любом вопросе. Противоположная ошибка – записывать на листке только тезисы ответа, забывая про примеры, даты, формулы. Казалось бы, неужели не сможешь с ходу привести примеры глаголов разных спряжений? А во время ответа из‑за волнения вдруг вылетают из головы все слова родного языка, и хоть плачь! Поэтому лучше всего во время подготовки к ответу как можно полнее воспроизвести собственную «правильную» шпаргалку, которую вы составляли дома: там и план ответа, и все важные факты. Особая проблема – правильно выбрать степень подробности ответа. Если ограничиться непосредственным ответом на вопрос, может создаться впечатление куцего, бедного ответа. Поэтому желательно дать контекст проблемы, сказать о ее месте в соответствующей области знаний. Но не стоит, подобно Чебурашке, начинать очень издалека: экзаменатор просто решит, что самого вопроса вы не знаете и морочите ему голову. Пока готовитесь к ответу, постарайтесь определить «золотую середину», которая делает ответ подробным, но по существу. Вообще на устном экзамене важно не терять голову, быстро и гибко принимать решения. Знаете один вопрос хорошо, другой плохо? Начните с первого и постарайтесь блеснуть, возможно, второй ответ экзаменатор просто не дослушает. Попался абсолютно неведомый билет? Попросите разрешения взять другой, но потом уже не сидите в расстроенных чувствах, а сконцентрируйтесь и ответьте хорошо.
Тесты
На лице экзаменатора отчетливо читался немой вопрос, а также три варианта ответа.
Теперь поговорим о типе экзамена, который с каждым годом приобретает все большую популярность и который после введения ЕГЭ стало невозможно избежать – о тесте. Важно привести себя в хорошую форму: предельная собранность, ясная голова, все переживания побоку, никаких мыслей о результате – только о вопросах и ответах. Образы пружины или стрелы, о которых мы уже говорили, будут очень кстати. Особенность любого теста – строго ограниченное время выполнения. У каждого человека свой темп работы: одному цейтнот только придает сил и азарта, другой теряется и плохо соображает. Но есть и общие для всех правила. Сначала нужно выполнить те задания, которые решаются «с ходу». Если задумались, заколебались – пропустите, идите дальше. Когда дошли до конца теста – возвращайтесь к нерешенным заданиям. Разделите оставшееся время на их число, у вас получится максимальное количество минут, которое вы можете себе позволить размышлять над каждым вопросом. Если ответа не появилось – оставьте его и двигайтесь дальше. Эта тактика позволит вам потерять очки только за то, чего вы действительно не знаете, а не за то, до чего просто не успели добраться.
Максимально используйте ответы, которые во многих тестах предлагаются на выбор. Часто можно просто догадаться, какой из них правильный. Не хватает времени тщательно просчитать, продумать? Прикиньте, исходя из общей логики, какой из ответов больше похож на правду. Кстати, умение прикидывать – очень полезное, оно дает свободу обращения с материалом, так что в нем стоит попрактиковаться заранее. Попробуйте во время стадии погружения выполнять тесты за время, которого заведомо недостаточно, так, чтобы можно было только примерно прикидывать и угадывать, отбрасывая явно неправдоподобные ответы. Если догадка есть, но вы не уверены – все равно отметьте этот вариант, это лучше, чем ничего. Часто вопросы формулируют «от противного», то есть нужно найти тот ответ, который НЕ соответствует описанному условию, многие на этом ловятся от волнения. Не пытайтесь сэкономить время на чтении вопроса, убедитесь, что вы поняли его точно, и только потом отвечайте. Ну и, конечно, хорошо уясните себе правила заполнения бланка, переспросите преподавателя, если не уверены. Обиднее всего не сдать тест из‑за того, что не туда поставил крестик! После экзамена, как устного, так и тестового, вы можете апеллировать к комиссии, в этом вам помогут родители или педагоги. Внимательно проанализируйте ошибки, за которые вам снизили оценку, и, если уверены, что правы, смело аргументируйте, ссылайтесь на литературу, справочники, мнения специалистов. Уверенная аргументированная апелляция нередко бывает успешной.
Date: 2016-02-19; view: 591; Нарушение авторских прав |