Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






КАНАДА В 1945—2000 гг





11 июня 1945 г. в Канаде прошли всеобщие выборы, победу на которых вновь одержала Либеральная партия выдвинувшая обновленную программу действий. Макензи Кинг остался премьер-мини­стром (1935—1948 гг.). Будучи опытным политиком, он уже на за­ключительном этапе войны увидел изменения в настроениях широких слоев населения. Лозунгом либералов стала идея строительства в Канаде нового социального порядка. В идеологическом арсенале либералов Макензи Кинг считал особенно плодотворной теорию «государства всеобщего благоденствия». На пропаганду этой тео­рии, ее популяризацию были направлены усилия лидеров партии.

Сравнительно небольшие людские потери Канады, ее впечатляющие экономические успехи и устойчивая тенденция к росту тем­пов хозяйственного развития были отнесены либералами на свой счет. В связи с явным ослаблением ведущих европейских стран, экономика которых понесла существенный урон, Канада на время оказалась на третьем-четвертом местах в мире по валовому про­дукту и доходам на душу населения.

Сложившийся в годы войны опыт широкого государственного регулирования и организации аппарата его осуществления был дополнительно обогащен идеями кейнсианства, воспринятого в пос­левоенные годы также руководством США, Великобритании и мно­гих других стран. На этой основе предполагалось решить проблемы реконверсии, удержать высокие темпы экономического развития и не допустить кризисных явлений, а также обеспечить политичес­кую стабильность и гарантировать устойчивость позиций Либе­ральной партии.

Макензи Кинг высоко оценил степень роста в годы войны национального самосознания канадцев, когда они в значительной мере ощутили себя еди­ным народом, борющимся за достижение одной высокой цели. Ветераны, воз­вращавшиеся после боев, не считали себя «солдатами Британии», они герои­чески воевали под командованием канадских военачальников, действуя в рам­ках единой союзнической стратегии.

В предвыборных речах либералы нередко использовали лозунг о введе­нии канадского флага. Премьер-министр, подписавший в годы войны доку­менты по созданию антигитлеровской коалиции, обеспечивший Канаде постоянное, пусть и не очень значительное место в «атлантическом треуголь­нике», а также принявший участие в Конференции Объединенных Наций (25 апреля — 26 июня 1945 г.), где обсуждались вопросы послевоенного устрой­ства мира, встречал неизменную патриотическую поддержку у своего народа и обеспечивал своей партии политический капитал, необходимый на выборах.



Лозунги либералов нашли отклик в рядах третьей массовой партии Кана­ды — Федерации кооперативного содружества, за которую на выборах прого­лосовало почти 16 % избирателей. Социальная программа Либеральной партии не противоречила лозунгам и ряда других политических партий и обществен­ных организаций. Это открывало перспективы широкого политического со­трудничества.

6 августа 1945 г. начала работу Федерально-провинциальная конференция по проблемам реконструкции. Масштабы государ­ственного регулирования, возросшие в годы войны, не могли быть снижены в короткое время. Выполнение либералами предвыборных обещаний зависело от централизации ресурсов и передачи про­винциями части своих конституционных прав федеральному пра­вительству. Вопрос о возможности ревизии Канадой конституции 1867 г. без согласия Великобритании приобретал в этой связи осо­бую актуальность. Федерально-провинциальные отношения в стра­не вновь обострились. Как в Английской, так и во Французской Канаде имелись влиятельные противники усиления центральной власти. Франко-канадские националисты опасались за незыбле­мость Квебекских привилегий и гарантий провинциальных прав. Консервативные англо-канадские силы не были заинтересованы в расширении социальных и регулирующих функций государства. Решением Федерально-провинциальной конференции полномочия государства в сфере регулирования, контроля и централизации на­логовых поступлений в обмен на государственные субсидии про­винциям продлевались на три послевоенных года под наблюдени­ем специального координационного комитета.

Одновременно проводились переговоры провинций и федерального пра­вительства Макензи Кинга о патриации конституции (превращении ее в за­кон канадского парламента). В качестве символа нового положения Канады в Содружестве после войны обсуждался проект учреждения нового канадс­кого флага. Эти проблемы остались предметом дискуссий. Решения не были приняты. В качестве своеобразной компенсации в 1947 г. вступил в силу за­кон о канадском гражданстве. Кроме того, Верховный суд Канады приобрел функции высшей апелляционной инстанции, которые прежде исполнял Юри­дический комитет Тайного совета в Лондоне.

Макензи Кинг остался верен традиционным предпочтениям, которые либералы оказывали во внешней политике континенталь­ным связям по сравнению с «имперскими» в рамках Британского Содружества Наций. В условиях начавшейся «холодной войны» канадское руководство сделало ставку не столько на экономичес­кие, сколько на военно-политические связи с могущественным юж­ным соседом. Огденсбергское соглашение с США 1940 г. получило после войны своего рода продолжение. Канада поддержала англо-­американские планы по созданию антисоветского блока держав. 15 февраля 1946 г. в Оттаве разразился «шпионский скандал». Из страны был выслан советский дипломат.



В рамках все той же концепции, «атлантизма» Макензи Кинг со­действовал отправке 15 февраля 1946 г. военной экспедиции в арк­тические районы Канады. Там впоследствии были размещены базы американской авиации и радарные установки. США включили Ка­наду в свою систему континентальной обороны. В феврале 1947 г. была возобновлена деятельность Постоянного объединенного ко­митета обороны. Количество американских войск в Канаде возрос­ло. Были согласованы основные принципы взаимоотношений США и Канады в военной сфере, военные планы и военно-технические стан­дарты вооружений.

Военное сотрудничество и торговля с Великобританией не­которое время также оставались существенным элементом канадс-К0й внешней политики. Англичане получили кредит в 1 млрд 250 млн долл. Продолжались поставки сырья и продовольствия странам Содружества. В период войны зависимость канадской эко­номики от связей с Великобританией значительно ослабла. Про­мышленные товары и технологии, в которых нуждалась страна, могли быть представлены Соединенными Штатами Америки. Тор­говля с Великобританией постепенно превращалась во второсте­пенный фактор. Экономические позиции лидера Содружества за­метно пошатнулись. Англия превращалась в младшего партнера США. Англо-канадские отношения стали во многом строиться на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Вместе с тем явная проамериканская направленность политики Макензи Кинга в условиях роста после войны национализма и на­копления внутри страны социального недовольства, связанного с расширением тотального государственного идеологического кон­троля, введением дополнительной цензуры и политических репрес­сий, осуществлением антирабочих мероприятий и повышением налогов для погашения военного государственного долга, вызыва­ла критические оценки в широких слоях населения.

В августе 1948 г. на съезде либеральной партии произошла сме­на лидеров. Престарелый Кинг ушел в отставку. Новым главой партии и кабинета стал бывший министр иностранных дел адвокат из Квебека Луи Сен-Лоран (1948—1957 гг.). При нем основные по­ложения программы либералов стали осуществляться не столь от­крыто. Были предприняты шаги по корректировке курса и ослаб­лению общественного недовольства.

Расширение масштабов американского импорта принимало ка­тастрофический для внешнеторгового баланса Канады характер. В 1947 г. Канада имела в торговле с Соединенными Штатами Аме­рики дефицит в 1 млрд долл., приведший к утечке американских Долларов и золота. Новый премьер-министр санкционировал про­ведение мероприятий, получивших название «плана Эббота».

Министр финансов Канады Дуглас Эббот объявил целью плана выравни­вание торгового баланса с США, уменьшение зависимости Канады от поста­вок американских товаров. Был ограничен американский импорт и введены меры поощрения вывоза сырьевых продуктов через южную границу. Тесные связи с США являлись, с точки зрения нового кабинета либералов, залогом устойчивых темпов экономического роста, снижения безработицы и осуществ­ления широких социальных программ. Канада была вовлечена в некоторые внешнеэкономические программы США, в том числе — в осуществление плана Маршалла. С юга в Канаду поступало 70 % импорта. Американский рынок
в 1957 г. поглощал 59,3 % всего канадского экспорта. При этом сырьевая специ­ализация Канады становилась практически необратимой. Стране все сложнее становилось вывозить на мировой рынок готовую продукцию. Конкуренция американских товаров объективно подрывала национальную промышленность.

Спады производства в 1948-1949 и 1953—1954 гг. тем не менее
были преодолены в короткое время. Этому способствовало откры­тие нефтяных месторождений в Альберте и Саскачеване, куда сра­зу устремился американский капитал. 3 1957 г. американские не­фтяные монополии контролировали 70 % мощностей нефтегазовой отрасли Канады.

Традиционные узы Канады и Великобритании продолжали ослабевать. Надолго США в 1957 г. приходилось 76 %, Великобритании — |только 16,7 % от 17,5 млрд долл. всех иностранных инвестиций в Канаде. В 1949 г. после референдума к Канаде был присоединен
Ньюфаундленд, ставший десятой провинцией страны. Великобри­тания теряла последние владения в Северной Америке. В 1952 г. впер­вые уроженец Канады В. Мэсси стал генерал-губернатором.

Усиление зависимости канадской экономики от США широко не обсуждалось. В апреле 1949 г. Канада вступила в блок НАТО. Она превратилась в поставщика урана для атомной промышленно­сти США. После открытия залежей железной руды на полуострове Лабрадор Канада увеличила ее поставки США. Привлечение Ка­нады к участию в американской интервенции на Корейском полуострове увеличило расходы на оборону В 1952 г. было создано министерство оборонной продукции, взявшее под контроль развитие судостроения, электронной и авиационной промышленности.

В 1948 г. был принят Закон о трудовых отношениях, который утвердил меры государственного регулирования, сложившиеся в годы войны. Это способствовало временному снижению забасто­вочного движения. Начавшаяся «холодная война», маккартизм и гонения на левые силы в США, антикоммунизм и ксенофобия, связанные с массовым притоком в Каналу иммигрантов в 1945 — 1950 гг., способствовали внесению в парламент Билля Н-8. Он пре­дусматривал ужесточение наказания за критику правительства. Билль был снят с рассмотрения в 1957 г. благодаря общественному движению и действиям Лиги за демократические права. В 1956 г. ведущие профсоюзные центры Канады в ответ на реакционную по­литику правительства объединились в Канадский рабочий конгресс.

В 1951 г. после назначения генерал-губернатором канадца В. Мэсси был опубликован доклад Королевской комиссии по вопросам развития литерату­ры, искусства и науки. В нем были поставлены проблемы сохранения и раз­вития национальной культуры в условиях внедрения в Канаде массовой куль­туры США. Но рекомендованные в докладе мер» не были проведены в жизнь, поскольку внимание правительства и канадской общественности было от­влечено на корейскую войну.

Ко всеобщим выборам 1957 г. консерваторы готовились особенно тщательно. С 1948 г. лидером образования Прогрессивно-консервативной партии Канады (избравшей это название в 1942 г.) был Джордж Дрю, представлявший крайне реакционные круги англо­язычной провинции Онтарио. В конце 1956 г. вместо заболевшего лидера консерваторы избрали энергичного адвоката из степных провинций Джона Дифенбейкера. «Старая гвардия» Прогрессив­но-консервативной партии придерживалась традиционных право-консервативных ценностей «частного предпринимательства» и ин­дивидуальной свободы. Однако Дж. Дифенбейкер прибег к попу­листским лозунгам. Его пыл и ораторское искусство привлекли избирателей. Дж. Дифенбейкер победил и возглавил правительство (1957—1963 гг.). Премьер-министр провел ряд популярных реше­ний. Было поднято жалованье государственным служащим, прове­дено жилищное кредитование, субсидированы закупочные цены в животноводстве, учреждена Королевская комиссия по энергети­ке, повышены пенсии ветеранам, начато субсидирование ферме­ров, снижение налогов с малоимущих и организованы зимние об­щественные работы для снижения сезонной безработицы.

Дж. Дифенбейкер предложил на новых выборах 1958 г. концеп­цию «Одна Канада» и идею «Канада Севера». В условиях экономи­ческого кризиса его предвыборные обещания представлялись ди­намичными и многообещающими. Дж. Дифенбейкер сделал ставку на освоение северных территорий Канады, находящихся в ведении федеральных властей. Разведка и разработка богатых минеральных ресурсов в слабо освоенных районах, как предполагалось, могла стать стимулом общего подъема экономики. Начато было строи­тельство «дорог к ресурсам», для чего были ассигнованы крупные суммы и привлечены участники «зимних общественных работ». Единым наскоком сложную проблему освоения Севера разрешить не удалось. Для превращения этого региона в заметный фактор эко­номической жизни требовалось время и огромные материальные ресурсы. В начале 60-х гг. Дж. Дифенбейкер постепенно отказался от «северных планов».

Важным лозунгом, отражавшим антиамериканские чувства в канадском обществе, стало характерное для консервативной пар­тии со дня ее основания требование восстановления связей с Вели­кобританией и Содружеством на основе расширения демократии. На заседание парламента в 1957 г. впервые в истории была приглашена английская королева Елизавета П. Лидер консерваторов призывал восстановить традиционный внешнеторговый баланс и уве- 1 личить британский импорт в Канаду. Однако ввиду сложившегося подчинения канадской экономики потребностям американского рынка запоздалая попытка консерваторов не могла изменить сло­жившегося положения. Англо-канадские противоречия по поводу вступления в Общий рынок и расширения экономических связей Великобритании в Европе, а также поддержка Дж. Дифенбейкером антирасистских выступлений в ЮАР и выхода этой страны из Со­дружества не способствовали популярности идеи о восстановлении старых связей с бывшей метрополией.

Еще одна задача правительства консерваторов, связанная с иде­ей «канализации» экономики и ограничения зависимости от иност­ранного капитала осуществлялась с переменным успехом. Были приняты меры по расширению канадского представительства в де­ятельности иностранных компаний, повышен до 15 % налог на их прибыль, востребованы ежегодные отчеты о деятельности иностран­цев в Канаде. Канадские предприятия получали субсидии и экспорт­ные льготы. Специальные меры были предприняты для сохранения независимости национальной финансовой системы. Пропагандист­ские акции противодействия «культурному континентализму» США правительство консерваторов провело в области развития канадской культуры, средств массовой информации, спорта.

10 августа 1960 г. канадским парламентом был принят Билль о правах. Этот акт также носил более демонстративный, чем реаль­но конституционный характер. Билль о правах остался законом ка­надского парламента. Он распространялся лишь на сферу компе­тенции федеральной законодательной власти.

Противоречивый характер носила внешняя политика консерваторов.
На словах заявляя о готовности снизить зависимость Канады от США,
Дж. Дифенбейкер в 1958 г. фактически одобрил соглашения о создании командования ПВО Северной Америки ( НОРАД ) и американских баз в Канаде, поддержал курс на продолжение «холодной войны». Вместе с тем Канада при консерваторах отказалась разместить на своей территории ракеты с ядер­ными боеголовками, сохранила торговые отношения с режимами Ф. Кастро
на Кубе, выступила за признание КНР.

За годы правления консерваторов уровень жизни населения стал снижаться. Растущая безработица превратилась в постоянный компонент экономической жизни. Начался глубокий структурный кризис хозяйственного комплекса страны в условиях на­учно-технической революции. Популярность консервативного кабинета резко снизилась.

Либеральная партия также не смогла выработать эффективной |
программы в новых условиях. С 1962 по 1968 г. Канада переживала кризис парламентаризма. Ни одна из традиционных партий двух­партийной системы не могла сформировать правительство без опо-Ъ1 на «третьи» партии, прочная коалиция с которыми в канадских условиях была невозможна. Требовалось постоянное согласование интересов. Партийно-политическая система становилась неустой­чивой и уязвимой, подверженной давлению со стороны провинци­альных властей. Важным элементом партийной системы в Канаде была образованная летом 1961 г. Новая демократическая партия (НДП ). Организационно она была сходна с лейбористской парти­ей Великобритании. НДП выдвинула социал-демократическую про­грамму и вошла в Социалистический интернационал.

«Двухсполовинная партийная система» в Канаде 60-х гг. созда­вала особое положение «третьих» партий, которые, не являясь мас­совыми организациями, тем не менее могли манипулировать судь­бой правительств, выступая в качестве баланса сил. Малые партии опирались на массовые общественные движения — женское, сту­денческое, пацифистское, «новое левое», движение против войны во Вьетнаме, а также этнические движения аборигенов.

Новое правительство Дж. Дифенбейкера, созданное, по итогам выборов 1962 г., уже весной 1963 г. пережило кризис связи с вопро­сом о размещении в Канаде американского ядерного оружия. Спа­сая партию от раскола, Дж. Дифенбейкер отступил и проиграл вы­боры 8 апреля 1963 г.

Власть перешла к лидеру либералов Лестеру Пирсону (1963— 1968 гг.). Часто этот период характеризуют как время паралича вла­сти, поскольку, располагая меньшинством в палате общин, либера­лы избегали каких-либо политических инициатив, «спуская на тор­мозах» возникавшие проблемы и оттягивая принятие решений .созданием огромного количества комиссий по самым незначитель­ным поводам, ссылаясь затем на ожидание их рекомендаций. Сре­ди немногих мероприятий кабинета Л. Пирсона выделяют созда­ние Королевской комиссии по двуязычию и двум культурам, а так­же принятие в 1966 г. закона о медицинском обслуживании. 15 февраля 1965 г. в преддверии столетнего юбилея федерации был также утвержден новый канадский флаг.

Бездеятельность правительства привела к активизации рабочих выступле­ний за сохранение уровня оплаты и улучшение условий труда. Летом 1965 г. состоялась всеобщая стачка железнодорожников. Правительство, верное сво­ей тактике, создало комиссию для обсуждения реформы трудового законо­дательства.

Либеральный кабинет Л. Пирсона уделил некоторое внимание прогнози­рованию экономического развития, определению его перспективных направ­лений и освоению природных ресурсов. Продолжалось формирование агро­промышленных комплексов, сопровождавшееся механизацией и электрификацией сельского хозяйства. Это привело к сокращению занятости и пополне­нию рынка труда, спросом на котором стали пользоваться новые профессии инженерно-технических работников, управленцев и специалистов сферы об­служивания.

Правительство либералов избрало континентализм главным направлением внешней политики. В 1963—1968 гг. американский импорт в Канаду возрос с 67,8 % до 73,2 %, а канадский экспорт в США составил 67,3 %. Доля США в иностранных инвестициях Канады приблизилась к 80 % . В 1965 г. был заключен Автопакт с США по созданию единой системы производства машин и запас­ных частей к ним. В знак укрепления двусторонних связей Л. Пир­сон согласился на размещение в 1964 г. американского ядерного оружия в Канаде.

Отказ либералов от идеи «канализации» экономики вызывал недовольство части представителей канадских деловых кругов. Выразителем их интересов стал Уолтер Гордон. С его участием ка­надская банковская система была защищена от попыток внедрения в нее американских финансистов.

Подъем патриотических чувств вызвало празднование в 1967 г. 100-летия образования канадской федерации и проведение Всемир­ной выставки «ЭКСПО-67». По окончании торжеств 70-летний Л. Пирсон ушел в отставку. Его преемником стал Пьер Эллиот Трюдо.

П. Трюдо пошел на досрочные выборы в июне 1968 г. Канада и выиграл их. Он был поставлен перед сложной задачей вывода страны из экономической депрессии и восстановления социально-политической стабильности. Новый премьер-министр — профессор из Монреаля — был франко-канад­цем, что само по себе могло благоприятствовать успеху его усилий по снижению накала национально-демократического движения в Квебеке и других провинциях. Свою политическую деятельность новый лидер начал с постановки очень сложной проблемы нацио­нального единства, тревожившей канадское общество на протяже­нии всей его истории.

В 1969 г., с подачи П. Трюдо, был принят закон о двух офици­альных языках в Канаде. Следствием такого решения было расши­рение представительства франкоканадцев в федеральных службах, ведение документации на двух языках и предписание чиновникам изучать французский язык. В 1969 г. было создано министерство регионального экономического развития. Основная доля средств, переданных министерству, была направлена в Квебек.

Мероприятия правительства исходили из принципа «одна стра­на — одна нация». Решение национальной проблемы в соответствии таким подходом предполагало региональное развитие, улучшение социальной инфраструктуры, признание культурного и языкового своеобразия Французской Канады. При этом право на самоопреде­ление франко-канадской нации категорически отрицалось.

Правительству не удалось справиться с сепаратистскими настроениями Квебеке. В октябре 1970 г. там разразился скандал, связанный с введением федеральных войск и режима мер военного времени 1914 г., продлившегося полгода. Столь решительные действия правительство П. Трюдо предприняло в целях устрашения после того, как экстремисты Фронта освобождения Квебе­ка провели ряд террористических актов, направленных против видных провин­циальных чиновников и английского дипломата. После октябрьского кризиса 1970 г. национальные противоречия обострились по всей стране, а в Квебеке набрало силу сепаратистское движение, создавшее поддержку националисти­ческой Квебекской партии. Интерес П. Трюдо к проблеме национального един­ства после столь очевидного провала его национальной политики быстро угас.

Решительных действий, способных обеспечить социальную под­держку либералам, требовали экономические проблемы. Рост ин­фляции и безработицы, бюджетный дефицит и падение темпов хо­зяйственного развития стали центром внимания правительства П. Трюдо. Будучи выходцем из академических кругов, премьер-ми­нистр образовал при кабинете ряд научно-исследовательских групп, привлек на государственную службу молодые кадры, произведя ротации университетских кадров и госаппарата. Кабинет министров был разделен на внутренний и внешний. Для эффективного управ­ления страной министерства были по британскому образцу разде­лены на старшие (министерства короны) и младшие (государствен­ные). Последние выполняли экспертно-аналитические срункции.

Трюдо провел ряд популярных мер в социальной политике: ввел страхование по безработице, самоуправление в программах общественных работ. Были снижены налоги на малообеспеченных граждан, повышены размеры пенсий и пособий. Вместе с тем кри­зисные явления в экономике преодолеть не удалось. Правительство не провело мероприятия, способные напрямую стимулировать эко­номику, переживавшую период депрессии. В довершение неприят­ностей, доставленных либералам экономическим спадом, админи­страция Р. Никсона в 1971 г. ввела протекционистские меры против канадского импорта. Эта односторонняя акция обострила канадско-американские отношения, резко усилив внешнеторговый Дисбаланс и ударив по состоянию отраслей национальной промыш­ленности, ориентированных на вывоз готовой продукции.

Второе правительство П. Трюдо (1972—1974 гг.) смог создать после неудачи либералов на выборах 1972 г. только в союзе с Но­вой демократической партией. Либералы вынуждены были прове­сти ряд реформистских мероприятий. Основной тактикой коалиционного кабинета стало оперативное реагирование в экономичес­кой и социальной сферах. Увеличение занятости, поддержка поку­пательной способности населения и поощрение национального биз­неса были заявлены в числе приоритетных задач.

Оборотной стороной проведения государством широких соци­альных программ стал быстрый рост федеральных расходов и эмис­сии, уменьшение золотовалютных резервов страны. В поисках до­полнительных финансовых средств в ноябре 1973 г. кабинет П. Трюдо провел закон о контроле над иностранным капиталом в Канаде. Было создано федеральное агентство (ФИРА) с широки­ми прерогативами. Закон создал предпосылки канадизации отрас­лей хозяйства с низкой долей участия национального капитала. Целям пополнения бюджета была подчинена реформа распределе­ния доходов от экспорта нефти и газа между провинциями и цент­ром. Федеральные власти повысили свою долю в 4 раза.

На выборах 1974 г. либералы вернули себе большинство мест в парламенте и необходимость союза с социал-демократами отпа­ла. Вскоре после выборов в Канаде проявился мировой экономи­ческий кризис 1974—1975 гг. Неокейнсианские методы регулиро­вания оказались непригодны в условиях одновременного роста безработицы и инфляции (стагфляции).

Третий кабинет П. Трюдо (1974—1979 гг.) снизил общий темп правительственной политики. Был выделен год на так называе­мые «упражнения с приоритетами» — проработку и осмысление сложившейся ситуации, теоретическое обоснование дальнейших шагов правительства. Это отвлекло правительство либералов от оперативного ситуационного реагирования. Ответные шаги госу­дарства на кризисные явления были осуществлены с опозданием. Решено было сохранить государственное регулирование экономи­ческих процессов.

В 1975 г. был введен контроль над ценами и доходами, отмененный только в 1978 г. Создали специальное Антиинфляционное управление, осуществляв­шее контроль над ростом заработной платы. Ответом правительству стало проведение в 1976 г. Дня национального протеста, когда в забастовках по всей стране приняли участие свыше 1 млн человек. Накал забастовочного движе­ния был беспрецедентным.

В 1976 г. крупнейший профсоюзный центр — Канадский рабочий конг­ресс и правительство Альберты потребовали отменить контрольные меры как незаконные. Разбирательство в Верховном суде закончилось в пользу прави­тельства. Дискуссия привлекла внимание широкой публики. Потенциально неограниченные полномочия чрезвычайных контрольных органов вызывали опасения общественности. Кроме того, кабинет П. Трюдо в знак протеста по­кинули правые деятели партии, поддержавшие озабоченность деловых кру­гов в «излишнем» ограничении частной инициативы государством.

Внешнеполитическая программа кабинета П. Трюдо заключалась поддержке «третьей альтернативы» — пересмотре приоритетов во внешних связях Канады, создании «противовесов» неограниченно­му влиянию США через активизацию связей со странами Европы, Латинской Америки и Японией. П. Трюдо поощрял экономичес­кий национализм. Либералы впервые выступили с программой ча­стичного ограничения влияния в Канаде американского капитала и с критикой политической зависимости от США.

Американо-канадские отношения осложнились ввиду появления проблемы «кислотных дождей», идущих из США, принятия зако­на о предотвращении загрязнения прилегающих арктических мо­рей американскими танкерами, а также введением 200-мильной исключительной рыболовной зоны в Канаде. Протесты американ­ских нефтяных монополий вызвало стремление П. Трюдо проводить новую энергетическую политику и «канадизацию» экономики.

Продемонстрировать «независимость» Канады должны были показательные акции правительства. П. Трюдо добился вывода из Канады ядерного оружия США и отказался от ядерного вооруже­ния канадских войск в Европе. Канада начала сотрудничество с ЕЭС. На три года были заморожены военные расходы. Канада под­писала Заключительный акт совещания в Хельсинки. В 1970 г. были установлены дипломатические отношения с социалистическим Китаем. В 1976 г. Канада и Япония определили основы сотрудни­чества в специальном соглашении. Канада не вступила в Организа­цию американских государств, стремясь сохранить свободу дей­ствий. В 1976 г. Канада была принята в состав «семерки» ведущих стран мира.

Вместе с тем поставки канадской военной продукции в США продолжались в период вьетнамской войны. Канада поддержала режим А. Пиночета в Чили. Несмотря на расширение канадско-советских культурных, научных связей и визит в 1971 г. П. Трюдо в Москву, отношения двух стран зависели от идеологического про­тивостояния «холодной войны», тон в котором задавали США.

Правительству П. Трюдо не удалось ослабить взаимосвязи США и Канады ввиду того, что канадская экономика оказалась в значи­тельной степени интегрирована в хозяйственный комплекс США. Выход из экономического кризиса 1974—1975 гг. стал возможным Для Канады только совместно с США. П. Трюдо не удалось отыскать Действенных рецептов самостоятельного выхода экономики Канады из депрессии. К 1979 г. дефицит бюджета достиг 10 млрд долл.

Проиграв выборы 1979 г. Прогрессивно-консервативной партии и ее лидеру Джозефу Кларку (1979—1980 гг.), П. Трюдо сумел вновь создать коалицию с социал-демократами, вызвать правительственный кризис и сформировать свое четвертое правительство (1980^ 1984 гг.) после победы на внеочередных выборах.

Этому правительству удалось провести Национальную энерге­тическую программу (НЭП), позволившую добиться самообеспе­ченности Канады нефтью, снизить к 1984 г. инфляцию, провести программу сотрудничества правительства, рабочих и предприни­мателей («трипартизм»), провести мероприятия по подъему кон­курентоспособности канадской промышленности и ее перестрой­ки в связи с требованиями технологической революции, а также активизировать мелкий бизнес и жилищное кредитование.

Наиболее грандиозной акцией четвертого кабинета П. Трюдо было прове­дение конституционной реформы. Она назрела в канадском обществе давно. На пороге нового энергетического кризиса, когда рецепты государственного регулирования уже не могли остановить рост инфляции, государственного долга и безработицы, в стране активизировался регионализм и сепаратизм. Правительству П. Трюдо необходимо было укрепить центральную федераль­ную власть, чтобы сохранить единство Канады, ее независимость, обеспечить социальную и экономическую безопасность страны.

В декабре 1981 г. по согласованию с 9 провинциями (кроме Кве­бека) палата общин приняла правительственные предложения по конституционной реформе. В 1982 г. британский парламент при­нял последний закон, относящийся к Канаде. Законодательные полномочия Великобритании в Канаде были прекращены. Закон получил название Акта о Канаде 1982 г. 17 апреля 1982 г. канад­ский парламент принял Акт о конституции 1982 г. Новая консти­туция переименовала и включила в себя прежнюю конституцию 1867 г., дополнения к ней, принятые в британском парламенте до 1975 г., новый раздел об основных правах и свободах, а также пра­вила внесения поправок в конституцию.

Право Квебека на самоопределение в конституции представле­но не было. Его статус сводился к обще провинциальному с призна­нием культурно-языковой специфики. Конституция не содержала также гарантий прав национальных меньшинств из числа корен­ных жителей Канады — эскимосов, индейцев и метисов. В тексте новой конституции отсутствовали некоторые фундаментальные пра­ва и гарантии свобод. Вместе с тем принятие конституции было за­метным шагом на пути Канады к национальной самостоятельности. Этим же целям была подчинена внешняя политика четвертого кабинета П. Трюдо. Канада все в большей степени брала на себя роль буфера между США и СССР, Францией и третьим миром. Концепция «третьей альтернативы» предусматривала в целях сни­жения односторонней зависимости от США установление двусто­ронних связей Канады со странами в различных регионах мира, в том числе с СССР.

Канада сохранила свой безъядерный статус и выдвинула ряд ини­циатив по сохранению мира и ядерному разоружению. Вместе с тем Канада продолжала оставаться членом НАТО, увеличивала воен­ные расходы ( особенно на НИОКР ).

В июне 1984 г. П. Трюдо объявил об уходе с постов главы Либе­ральной партии и премьер-министра страны. Его преемником стал представитель умеренного крыла партии Джон Н. Тернер. На вы­борах 1984 г. он не смог удержать верх над лидером Прогрессивно-консервативной партии и либералы вынуждены были уйти в оппо­зицию.

В сентябре 1984 г. после победы консерваторов на выборах правительство возглавил преуспевающий адвокат и предприниматель из Монреаля 45-летний Брайан Малруни (1984—1993 гг). Он в полной мере воспользовал­ся подъемом «консервативной волны» в ведущих западных странах и получил поддержку правящих кругов США и Великобритании. Подготовка центристской платформы позволила Б. Малруни объ­единить разрозненные силы партии и выработать затем программу действий. Новый премьер-министр был выходцем из Квебека, что порождало в неспокойной провинции известные ожидания.

В правительство Б. Малруни вошли 40 министров. Резкое уве­личение количества членов кабинета произошло за счет расшире­ния представительства западных провинций, поддержавших кон­серваторов на выборах.

Программа консерваторов предусматривала расширение льгот для бизнеса, пересмотр деятельности ФИРА и ослабление контро­ля над активностью иностранных фирм, сокращение сферы госу­дарственного регулирования и ревизию национальной энергетичес­кой программы. Б. Малруни представлял новые силы в партии, ис­поведуя умеренный социально ориентированный консерватизм. Лидер консерваторов был приверженцем идеи сочетания индиви­дуализма и «разумного» использования власти государства. Про­грессивно-консервативная партия Канады смогла извлечь полез­ные уроки из своей богатой истории. Длительные периоды отстра­нения ее от власти были, как правило, следствием догматизма и неумения приспособиться к изменениям обстановки.

«Эра Трюдо» в 70-е гг. характеризовалась проведением на пра­вительственном уровне неокейнсианской, неолиберальной полити­ки. В 80-е гг. стало очевидным, что сфера применения этатистских Рецептов Ограничена. Они не всегда могли указать выход из кризи­са. Из стимулятора они превращались в тормоз развития экономи­ки и решения социальных проблем.

Смена экономических приоритетов происходила в Канаде под давлением кри­тических оценок в отношении неконтролируемой инфляции, бюрократизации и коррупции, поощрения иждивенческих настроений граждан и снижения коммерческой инициативы. Возникла потребность в обновлении экономических концепций. Уже в последние годы «эры Трюдо» либералы обратились к монетаризму и постепенному демонтажу государственной собственности. Вместо социал-реформистского консенсуса ведущих партий 50—70-х гг. стало возможным складывание неоконсервативного консенсуса 80-х гг. Полити­ческий «поворот вправо» носил прогрессивный характер, поскольку отражал складывание в обществе новых экономических потребностей.

Б. Малруни предложил лозунги умеренного правительства, стабильного общества, опоры на средний класс и защиты прав че­ловека. Это был компромиссный вариант. Неоконсервативный со­циальный реформизм не всегда находил отклик у партийных фун­кционеров. Но демонтировать систему государственной помощи, сложившуюся структуру государственного регулирования провин­циальных и национальных отношений в условиях послевоенной Канады было уже невозможно. Роль государства была велика.

Канада имела значительную государственную собственность: до 90 % земельных площадей, 70 % лесных массивов, а также несколь­ко сотен предприятий, главным образом на транспорте и в сфере энергетики. Государство обладало правом контроля в сфере произ­водства военно-технической продукции, оставляло за собой право воздействия на функционирование средств связи и средств массо­вой информации. Государственные программы позволяли привлечь частные инвестиции и превратить Канаду в «космическую держа­ву». Государственные соглашения обеспечивали львиную долю сбы­та продукции канадских фермеров на внешних рынках, от чего за­висело благосостояние степных провинций. Канада в 80-е гг. дава­ла 4 % мирового сельскохозяйственного производства и 20 % мирового экспорта пшеницы.

Альтернативность политической программы консерваторов обес­печивалась сохранением в их партийных документах рыночных экономических принципов, идеи свободной конкуренции и стиму­лирования частного предпринимательства. Среди консерваторов особенно влиятельным являлось крыло правых традиционалис­тов, поддерживавших политическую репутацию партии. Б. Мал­руни опирался на их поддержку при формировании своего каби­нета министров.

Правительство Б. Малруни стремилось к поиску некой средней программной составляющей. Отдавая дань необходимости социаль­ного реформизма, поддержки средних и малообеспеченных слоев населения, особенно сильно пострадавших в годы кризиса 1981— 1982 гг., руководство консерваторов под давлением влиятельных сил в партии вынуждено было широко включать рыночные механиз-МЬ1. Компромиссным вариантом, избранным единомышленниками Б. Малруни, было установление прямой и жесткой зависимости масш­таба социальных программ правительства от роста экономики и объема валового национального продукта. Подобная установка объясняла курс на приоритетное развитие частного предпринима­тельства.

Принцип опоры на средний класс, «социального выравнивания» общества, появившийся в программах консерваторов в начале 60-х гг., призван был расширить социальную базу Прогрессивно-консерва­тивной партии, изменить представление о ней как об элитарной организации, которой чужды интересы рядовых канадцев.

Главным капиталом консерваторов должен был стать реальный экономический подъем, на волне которого многие острые соци­альные проблемы могли получить разрешение. Оживление после кризиса действительно наступило. По таким показателям, как ве­личина ВНП и объем промышленного производства, Канада устой­чиво оставалась в семерке главных экономически развитых стран мира. На долю страны пришлось 3 % мирового промышленного производства. Канада вышла на второе место в мире после США по объемам продукции добывающей промышленности и первичной обработки сырья. По выработке электроэнергии на душу населе­ния Канада уступала в мире лишь Норвегии.

Однако правительству консерваторов не удалось в полной мере воспользоваться результатами экономического роста. Безработица в результате быстрой структурной перестройки экономики, появле­ния новых высокотехнологичных и высокомеханизированных отрас­лей, «выплескивания» на рынок труда тысяч работников старых, сворачивавших производство отраслей, продолжала быстрыми тем­пами увеличиваться. Инфляция, хронический дефицит федераль­ного бюджета, нарастание государственного долга и выплат по нему, а также падение обменного курса канадского доллара, подталкива­ли правительство Б. Малруни к проведению непопулярных мер.

Было начато сокращение государственных расходов и проведе­на приватизация госсобственности. Резко сократились траты на социальные нужды и были отменены субсидии на поддержку ма­лого бизнеса.

Правительство консерваторов стало искать возможности стиму­лировать экономический рост в увеличении экспорта канадских товаров. В отличие от либералов, которые в «эру Трюдо» выбрали «экономический национализм» и «третью альтернативу», попытав­шись ограничить всевластие американского капитала и снизить экспортную зависимость страны от США расширением канадо-ев Смена экономических приоритетов происходила в Канаде под давлением кри­тических оценок в отношении неконтролируемой инфляции, бюрократизации и коррупции, поощрения иждивенческих настроений граждан и снижения коммер­ческой инициативы. Возникла потребность в обнювлении экономических кон­цепций. Уже в последние годы «эры Тркщо» либералы обратились к монетаризму и постепенному демонтажу государственной собственности. Вместо социал-реформистского консенсуса ведущих партий 50—70-х гг. ста­ло возможным складывание неоконсервативногш консенсуса 80-х гг. Полити­ческий «поворот вправо» носил прогрессивный характер, поскольку отражал складывание в обществе новых экономических потребностей.

Б. Малруни предложил лозунги умеренного правительства, стабильного общества, опоры на средний класс и защиты прав че­ловека. Это был компромиссный вариант. Неконсервативный со­циальный реформизм не всегда находил отклик у партийных фун­кционеров. Но демонтировать систему государственной помощи, сложившуюся структуру государственного регулирования провин­циальных и национальных отношений в условиях послевоенной Канады было уже невозможно. Роль государства была велика.

Канада имела значительную государственную собственность: до 90 % земельных площадей, 70 % лесных массивов, а также несколь­ко сотен предприятий, главным образом на транспорте и в сфере энергетики. Государство обладало правом контроля в сфере произ­водства военно-технической продукции, оставляло за собой право воздействия на функционирование средств связи и средств массо­вой информации. Государственные программы позволяли привлечь частные инвестиции и превратить Канаду в «космическую держа­ву». Государственные соглашения обеспечивали львиную долю сбы­та продукции канадских фермеров на внешних рынках, от чего за­висело благосостояние степных провинций. Канада в 80-е гг. дава­ла 4 % мирового сельскохозяйственного производства и 20 % мирового экспорта пшеницы.

Альтернативность политической программы консерваторов обес­печивалась сохранением в их партийных документах рыночных экономических принципов, идеи свободной конкуренции и стиму­лирования частного предпринимательства. Среди консерваторов особенно влиятельным являлось крыло правых традиционалис­тов, поддерживавших политическую репутацию партии. Б. Мал­руни опирался на их поддержку при формировании своего каби­нета министров.

Правительство Б. Малруни стремилось к поиску некой средней программной составляющей. Отдавая дань необходимости социаль­ного реформизма, поддержки средних и малообеспеченных слоев населения, особенно сильно пострадавших: в годы кризиса 1981— 1982 гг., руководство консерваторов под давлением влиятельных сил в партии вынуждено было широко включать рыночные механизмах Компромиссным вариантом, избранным единомышленниками Б. Малруни, было установление прямой и жесткой зависимости масш­таба социальных программ правительства от роста экономики и объема валового национального продукта. Подобная установка объясняла курс на приоритетное развитие частного предпринима­тельства.

Принцип опоры на средний класс, «социального выравнивания» общества, появившийся в программах консерваторов в начале 60-х гг., призван был расширить социальную базу Прогрессивно-консерва­тивной партии, изменить представление о ней как об элитарной организации, которой чужды интересы рядовых канадцев.

Главным капиталом консерваторов должен был стать реальный экономический подъем, на волне которого многие острые соци­альные проблемы могли получить разрешение. Оживление после кризиса действительно наступило. По таким показателям, как ве­личина ВНП и объем промышленного производства, Канада устой­чиво оставалась в семерке главных экономически развитых стран мира. На долю страны пришлось 3 % мирового промышленного производства. Канада вышла на второе место в мире после США по объемам продукции добывающей промышленности и первичной обработки сырья. По выработке электроэнергии на душу населе­ния Канада уступала в мире лишь Норвегии.

Однако правительству консерваторов не удалось в полной мере воспользоваться результатами экономического роста. Безработица в результате быстрой структурной перестройки экономики, появле­ния новых высокотехнологичных и высокомеханизированных отрас­лей, «выплескивания» на рынок труда тысяч работников старых, сворачивавших производство отраслей, продолжала быстрыми тем­пами увеличиваться. Инфляция, хронический дефицит федераль­ного бюджета, нарастание государственного долга и выплат по нему, а также падение обменного курса канадского доллара, подталкива­ли правительство Б. Малруни к проведению непопулярных мер.

Было начато сокращение государственных расходов и проведе­на приватизация госсобственности. Резко сократились траты на социальные нужды и были отменены субсидии на поддержку ма­лого бизнеса.

Правительство консерваторов стало искать возможности стиму­лировать экономический рост в увеличении экспорта канадских товаров. В отличие от либералов, которые в «эру Трюдо» выбрали «экономический национализм» и «третью альтернативу», попытав­шись ограничить всевластие американского капитала и снизить экспортную зависимость страны от США расширением канадо-европейских связей, консерваторы уповали на американский рынок как источник пополнения финансовых поступлений.

Б. Малруни начал переговоры с США об установлении режима «свободной торговли» между двумя странами. Соглашение об этом (ФТА) вступило в силу в 1989 г. Ответными уступками канадских консерваторов стало снижение контроля над иностранными инве­стициями, а также расширение военно-политического сотрудниче­ства с США и странами НАТО.

Поощрение правительством консерваторов экспорта сырьевых ресурсов в США привело к дальнейшему углублению федерально-провинциальных противоречий в Канаде. Опорой правительства являлись центральные промышленно развитые провинции. Запад­ные, в основном ресурсные провинции, имевшие традиционно тес­ные связи с США, оказались заинтересованы в дальнейшем разви­тии этих связей более, чем своих отношений с центром. Укрепление канадско-американских связей по линии Север — Юг происходило в ущерб внутри канадским «широтным» связям. Это стимулирова­ло центробежные тенденции в канадской федерации. Сепаратизм стал особенно заметным в провинциях Альберта и Квебек. В массо­вом сознании укрепилось регионалистское мироощущение. Жите­ли провинций считали себя в первую очередь квебекцами, альбертцами, ньюфаундлендцами, а уж потом канадцами. Проникновение американского капитала, американизация различных сторон канад­ской жизни провоцировали национализм, который в условиях Кана­ды принимал формы провинциального сепаратизма.

В 1985 г, в Квебеке к власти пришло националистическое правительство Р. Бурасса. Это стало закономерным следствием развития национально-де­мократического движения за право на самоопределение франко-канадской нации. «Тихая революция» Ж. Лесанжа в Квебеке в 60-е гг. усилила регули­рующую роль государства, призванного оградить франко-канадцев от попы­ток насильственной ассимиляции, усилившихся с проникновением в Квебек американского капитала. Образование же Квебекской партии (КП) придало сепаратистскому движению политический характер. Р. Бурасс выступал за про­ведение в Квебеке референдума по вопросу о самоопределении.

Канада — сравнительно молодая страна, в ней еще не закончен сложный процесс сплочения единой нации. На протяжении всего послевоенного периода сохранялась устойчивая динамика роста
многонациональной иммиграции, составлявшей в 70-е гг. треть об­щего прироста населения страны. 16 % всех канадцев родились за пределами страны. В провинциях Онтарио и Британская Колум­
бия этот показатель достигает 23 %. [

Правительство консерваторов понимало, что укрепление фе­дерализма и позиций центрального правительства возможно при создании импульса к подъему чувства национальной гордости, развитию национального самосознания и национального самоуваже­ния. Были предприняты некоторые шаги в этом направлении. Пос­ле 20-летних переговоров, в 1992 г. на северо-западных землях было создано новое образование — Территория Нунавут, передан­ное после референдумов 1982 и 1992 гг. под управление инуитов (эскимосов). Был также принят ряд дополнений к Закону об ин­дейцах (1951 г.).

Нараставший ком противоречий и проблем консерваторы не в состоянии были разрешить на основе своей экономической про­граммы. На выборах 1993 г. к власти вернулась Либеральная партия во главе с Ж. Кретьеном (1993—1999гг.). Государственный долг Ка­нады к этому времени все больше стал влиять на кредитно-финансовый климат в стране, сдерживать рост деловой активности, под­рывать доверие населения к федеральному правительству.

Основные усилия кабинет Ж. Кретьена направил на ликвида­цию в 1994—1996 гг. бюджетного дефицита. Были сокращены рас­ходы на развитие экономики и социальной сферы, проведена про­дажа в частные руки ряда крупных государственных корпораций, начата коммерциализация деятельности государственных предпри­ятий и ведомств. Объем выплаты пособий и пенсий сократили на 3,5 млрд долл. Были уменьшены федеральные трансферты провин­циям на нужды здравоохранения и образования.

Вместе с ростом экономики снижение федеральных расходов позволило полностью ликвидировать бюджетный дефицит к сен­тябрю 1997 г. Постепенно возобновились многие социальные про­граммы и увеличились ассигнования на эти нужды. С 1997 г. либе­ральное правительство стало шире финансировать социальные проекты, что нашло отражение в экономической программе прави­тельства, принятой в 1998 г. Канада стала первой и единственной страной «семерки», ликвидировавшей дефицит федерального бюд­жета. В 1995 г. был образован внебюджетный резервный фонд, сред­ства которого направляются на погашение федерального долга.

Социально-экономическая программа правительства Ж. Кре­тьена включала две крупные инициативы, на которые было ассиг­новано 80 % федеральных расходов. Первая носила название «Стратегия равных возможностей». Она предусматривала содей­ствие развитию высшего образования и научных исследований. Увеличены стипендии, льготы на образовательные инновации, оказана поддержка малообеспеченным слоям населения для по­лучения образования.

Вторая инициатива называлась «Создание безопасного обще­ства». В соответствии с ней были увеличены денежные трансфер­ты провинциям на социальные программы. Целью правительства было объявлено создание общенациональной системы поддержки ма­лообеспеченных семей с детьми, поощрения рождаемости, предос­тавления налоговых льгот родителям. Ассигнованы средства на под­держку культуры и спорта, а также на специальные программы для аборигенного населения (индейцев и эскимосов).

Либеральное правительство планомерно снижало налоги. Целевые налоговые льготы затронули 85 % населения. В начале 90-х гг. в Канаде сохранялся высокий уровень безработицы и снижались реальные доходы населения. Это положение стало заметно изме­няться к 1997 г. с ростом деловой активности, повышением произ­водительности труда и внедрением новых технологий.

При правительстве Ж. Кретьена завершалась в основном струк­турная перестройка экономики. Из-за ослабления спроса и паде­ния цен на многие сырьевые товары на мировых рынках «ресурс­ные» отрасли сократили объемы производства. Уменьшилось производство в сельскохозяйственной, лесотехнической, рыбной от­раслях. Инвестиции были направлены в наукоемкое производство, такое, как электронная и электротехническая промышленность, со­здание средств связи и программного обеспечения, в телекоммуни­кации, биотехнологии, фармацевтику. Произошел подъем в авто­мобилестроении, химической промышленности, производстве стройматериалов. Расширилась сфера услуг.

Канада имеет экономику «открытого типа». Глобализация мирового хо­зяйства способствовала подъему на качественно новую ступень интеграции ее экономики в региональный хозяйственный комплекс Северной Америки, особенно после включения ее в 1994 г. в зону свободной торговли Мексики (соглашение НАФТА). Свободный доступ на богатейший американ­ский рынок потребовал от Канады минимизации мер борьбы с иностранной конкуренцией на собственном внутреннем рынке. Зависимость экономики Канады от внешней торговли приобретает все более беспрецедентный харак­тер. 40 % ВВП Канады идет на экспорт, их них 80 % — в США.

Оборот канадско-американской торговли самый большой в мире и составляет более 1 млрд долл. в день. Экономическая интеграция с США является источником процветания Канады, но создает про­блему ее независимости и устойчивости экономики в случае потен­циально вероятных односторонних протекционистских решений американского руководства. Из стран «семерки» только Канада импортирует свыше 50 % используемых технологий. Отмечается также усиление «мяг­кой власти» США — продвижение информации и знаний. 80 % всех продаваемых в Канаде журналов и 93 % демонстрируемых филь­мов имеют американское происхождение.

Оппозиционная Прогрессивно-консервативная партия главным пунктом критики деятельности кабинета Ж. Кретьена сделала указание на недооценку им национальных интересов Канады.

Однако деятельность либералов трудно не признать успешной. По масштабам экономического потенциала Канада замыкает «се­мерку» наиболее развитых стран мира, хотя по численности насе­ления (31 млн человек в 1998 г.) уступает США в 10 раз. Конкурен­тоспособность экономики Канады (четвертое место в мире в 1997 г.) создает благоприятный деловой климат. Страна имеет бездефицит­ный бюджет и самый благоприятный режим для иностранных ин­вестиций. По размеру военного бюджета Канада занимала при ли­бералах одно из последних мест в НАТО. Проведен референдум в Квебеке и созданы предпосылки для решения национального воп­роса и сплочения канадского народа. По совокупности показате­лей качества жизни Канада признана одной из лучших стран мира. Ж. Кретьен заявил, что Канада с честью выдержала испытание ис­торией, оправдав смелое пророчество премьер-министра У. Лорье, сделанное в начале столетия о том, что XX век будет принадлежать Канаде.

Используя благоприятную политическую ситуацию, Ж. Креть­ен объявил в ноябре 2000 г. досрочные парламентские выборы. Они принесли новый триумф правящей Либеральной партии. В третий раз подряд она сумела завоевать абсолютное большинство в парла­менте, увеличив свое представительство в Палате общин со 155 до 171 депутатов (из 301). Соперником Либеральной партии на выбо­рах являлся «Канадский альянс», сформированный летом 1999 г. на основе Реформистской партии. Альянс поддержали консервато­ры из Онтарио, и совместно с реформистами они избрали нового харизматического лидера Стокуэлла Дэя. Однако завоевать в крат­чайшие сроки симпатии избирателей Альянсу не удалось. Он по­лучил лишь 67 мест. В ходе тех же выборов Кретьен впервые дал понять, что спустя два-три года готов уйти в отставку. В роли его преемника рассматривается молодой политик, бывший премьер-министр провинции Ньюфаундленд Брайан Тобин. Еще одним кан­дидатом на пост лидера либеральной партии является министр финансов Пол Марин.

 






Date: 2016-02-19; view: 1583; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию