Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
США после Второй мировой войныСтр 1 из 2Следующая ⇒ По сравнению с другими странами США во Второй мировой войне понесли незначительные людские и материальные потери: 300 тыс. человек были убиты и пропали без вести. Более того, война стала фактором, способствовавшим заметному росту американской экономики. Так, за годы войны производственные мощности США увеличились в два раза, а экспорт — в пять раз. Они вышли из войны самой могущественной экономической и военно-политической державой мира. В 1948 г. доля США в производстве капиталистического мира составляла 54,6 %, а золотой запас -53,3 % мирового. К концу войны Америка располагала самой многочисленной и мощной армией во всем капиталистическом мире вплоть до 1949 г. она пользовалась монополией на атомное оружие. Поэтому неудивительно, что США объявили себя защитниками интересов «свободного мира», к которому были причислены все капиталистические страны. В послевоенный период в экономической и социальной сферах продолжались реформы, начатые в рамках программы «нового курса» президентом Ф.Д. Рузвельтом. В 1944—1946 гг. была принята целая серия законов, призванных облегчить положение военнослужащих, подлежащих демобилизации после завершения военных действий, а также неимущих слоев населения. К этим законам, в частности, относился так называемый «солдатский билль», предусматривающий существенные льготы участникам войны; закон о занятости, имевший своей целью сокращение безработицы; акты о повышении пенсий и пособий. Не случайно Г. Трумэн, ставший президентом США после смерти Ф.Д. Рузвельта в апреле 1945 г., назвал свою политику «справедливым курсом». Вместе с тем, в отличие от большинства европейских стран где послевоенная ситуация характеризовалась поворотом в настроениях широких масс населения влево, в США имело место наступление правых и консервативных сил. Это, в частности, выразилось в попытках пересмотреть социальные законы, принятые в 30-е гг. Наиболее ярким проявлением тех из-33 нений, которые произошли в позициях американских законодалей явилось принятие в 1947 г. антирабочего по своей сути закон Тафта—Хартли (названного так по фамилиям его инициаторов конгрессе США), главная цель которого состояла в том, чтобы ограничить и контролировать деятельность профсоюзов. Закон, в частности, запрещал забастовки государственных служащих и все забастовки, имеющие политическую направленность, бойкоты, пикеты. Правительство получило право приостанавливать забастовки и стачки на 80 дней. Эта линия на ужесточение контроля над рабочим движением была продолжена принятием в 1959 г. закона Лэндрема - Гриффина, который предусматривал усиление контроля министерства труда над внутренними делами профсоюзов, в частности над их финансами и механизмами выбора высшего профсоюзного руководства. Тем самым ужесточалась система государственного регулирования трудовых отношений. Одним из заметных проявлений поворота вправо явилось нагнетание в общественном мнении антисоветских и антикоммунистических настроений. В 1947 г. начались так называемые «проверки лояльности» государственных служащих, которые по сути дела вылились в кампанию чистки государственного аппарата от инакомыслящих и неблагонадежных, к которым относили всех, кого подозревали в симпатиях к коммунизму и СССР. В январе 1949 г. по инициативе правых кругов был затеян судебный процесс против руководства малочисленной Коммунистической партии США, обвиненного в нелояльности и чуть ли не в шпионаже в пользу Советского Союза. В результате процесса, длившегося девять месяцев, одиннадцать членов национального комитета компартии были приговорены к штрафам и различным срокам тюремного заключения. Но в наиболее законченных и крайних формах правоконсервативный поворот проявился в 1950—1953 гг. в маккартизме. Так была названа широкомасштабная антикоммунистическая и антисоветская кампания, развязанная в стране правыми кругами во главе с сенатором Дж. Маккарти. Эта кампания, которая совершенно справедливо была названа «охотой на ведьм», строилась на нагне - эшелоны власти. Период правления президента-реформатора Ф.Д. Рузвельта был н «двадцатью годами предательства». Шельмовались государственные чиновники высокого ранга, представители творческой интеллигенции, видные ученые и общественные деятели. Против некоторых из них были затеяны судебные процессы. Маккарти выискивал «коммунистов» в государственном департаменте, Пентагоне и даже выступил с публичным осуждением администрации Эйзенхауэра за то, что она оказывает экономическую помощь Англии которая сохраняла торгово-экономические отношения с Китаем. Были так приняты законы против так называемых подрывных элементов и иммиграв6 тов. В частности, в 1954 г. конгресс США принял закон о контроле над коммунистами, который предписывал ежегодную регистрацию в министерстве юстиции членов коммунистической партии как «иностранных агентов». Однако правящие круги во все более растущей степени убеждались в ущербности для престижа страны деятельности зарвавшегося сенатора и его сторонников, которые в своих обвинениях в заговоре против США стали переходить все мыслимые пределы. В 1954 г. сенат США вынужден был привлечь Маккарти к ответственности за оскорбление высшего законодательного органа страны и за незаконное расходование государственных средств, отпущенных «на борьбу с коммунизмом». 2 декабря того же года сенат подавляющим большинством голосов осудил сенатора, после чего тот довольно быстро сошел с политической арены. Поворот в позициях правящих кругов вправо особенно отчетливо проявился в сфере внешней политики. Уже к концу войны во все возрастающей степени обнаруживались противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. С окончанием войны эти противоречия стали очевидны всем. Их дальнейшее обострение привело сначала к фактическому развалу коалиции, а затем к началу «холодной войны». Инициатива в этом вопрос принадлежала Соединенным Штатам. «Холодная война» и порожденные ею внешнеполитические доктрины, такие, как политика «с позиции силы», «балансирование грани войны», «тотальное противоборство» и др., привели к возрастанию международной напряженности и усилению угрозы новой мировой войны. В рамках политики «холодной войны» администрация Трумэна предприняла целую серию внешнеполитических шагов и инициатив. В их числе — доктрина Трумэна и план Маршалла. Имея своей главной целью «сдерживание коммунизма» или проще говоря, противодействие СССР, доктрина Трумэна предусматривала оказание помощи Греции и Турции для недопущения там левых сил и усиления влияния Советского Союза. План Дж. Маршала (названный так по имени его автора — государственного секретаря) представлял собой широкомасштабную программу оказания странам-союзницам США финансовой и экономической помощи для восстановления их экономики, разрушенной во время войны. За четыре года действия этой программы (1948-1952) США израсходовали 12,5 млрд долл., что составляло астрономическую сумму. Американцы кровно были заинтересованы в стабилизации обстановки в Европе, совершенно правильно полагая, что в случае непринятия срочных мер по восстановлению разрушенной экономики европейские страны не застрахованы от социальных и иных катаклизмов. В 1949 г. по инициативе США был создан военно-политический союз индустриально развитых стран Запада — Организация Североатлантического договора (НАТО). Первоначально блок включал 12 государств, затем его членами стали еще три государства, с вступлением в 1982 г. Испании число его членов возросло до 16. В 1950 г. американцы вмешались в гражданскую войну в Корее на стороне южнокорейского марионеточного режима Ли Сын Мана. В 1951 г., навязав Японии договор о «взаимной безопасности», руководство США добилось сохранения на японской земле значительных контингентов американских войск. В 1952 г. на президентских выборах победу одержала пребывавшая с 1932 г. в оппозиции республиканская партия в главе с популярным генералом Д. Эйзенхауэром, который во время Второй мировой войны командовал американскими войсками в Европе и возглавлял операцию по высадке союзнических войск на северное поережье Франции. После окончания войны Эйзенхауэр занял пост председателя комитета начальников штабов вооруженных сил А, а в июне 1947 г. стал президентом Колумбийского университета. 1951 г. генерал возглавил наземные, морские и военно-воздушные силы западных держав-членов НАТО в Европе. К 1952 г. он был известным и уважаемым в стране человеком. Победе Эйзенхауэра помимо всего прочего, способствовало и то, что он обещал покончить со ставшей весьма непопулярной среди широких слоев корейской войной. Эта война стоила американскому народу многих жертв Как подчеркивал сам Эйзенхауэр в своих мемуарах, это была самая кровопролитная война в истории США, за исключением гражданской и двух мировых войн. Америка потеряла в Корее убитыми, ранеными около 398 тыс. человек и еще 29 тыс. человек — ее союзники (за исключением Южной Кореи). Поэтому Эйзенхауэр направил свои усилия на После прихода в Белый дом Эйзенхауэр не торопился с выполнением других предвыборных обещаний, особенно по внутриполитическим вопросам. При этом следует учесть, что в предвыборной программе республиканцев немаловажное место занимали пункты о ревизии нового курса, сокращении регулирующей роли государства, восстановлении принципов свободной конкуренции и свободного рынка и др. Однако, будучи реалистом в политике, Эйзенхауэр быстро понял, что американский капитализм давно превратился в корпоративный и что роль государства в экономике и социальной сфере можно только увеличивать, но никак нельзя сокращать. Поэтому во внутренней политике, особенно в социальной сфере, его администрация продолжала политику своих предшественников-демократов с некоторыми поправками. Дж. Кеннеди. Важным этапом в послевоенной истории США стала победа на президентских выборах 1960 г. кандидата от демократической партии 43-летнего сенатора от штата Массачусетс Дж. Кеннеди. Продолжая традиции Вильсона и Ф.Рузвельта, Кеннеди выдвинул реформистскую программу, получившую название «новых рубежей». По своим ориентациям и политическому мировоззрению он был весьма близок Ф. Рузвельту и отличался реалистическим взглядом на положение вещей как внутри страны, так и на международной арене. Будучи выходцем из весьма состоятельной семьи, а также высокообразованным представителем интеллектуальной и политической элиты, Кеннеди хорошо осознавал необходимость постоянного совершенствования политики государства для улучшения положения широких слоев населения и тем самым обеспечения их приверженности идеалам рыночной экономики и политической демократии. Для Кеннеди был характерен также неординарный подход к решению проблем внешней политики. При нем был создан так называемый «Корпус мира» — организация добровольцев, изъявивших желание работать в отсталых странах в области экономики, образования, здравоохранения и т.д. Немаловажное значение придавалось широко разрекламированной программе, рассчитанной на десять лет, под названием «Союз ради прогресса», в задачу которой входило оказание помощи странам Латинской Америки в деле экономического и социального развития. Обе эти программы имели своей главной целью дальнейшее усиление влияния США на международной арене. В то же время именно в период правления Кеннеди разразился кубинский ракетный кризис 1962 г., вызванный размещением советских ракет на территории Кубы, которая после происшедшей там в 1959 г. революции, вышла из сферы влияния Соединенных Штатов. Кризис приобрел настолько большую остроту, что впервые в Послевоенный период поставил мир на грань термоядерной войны Однако Дж. Кеннеди и тогдашний советский руководитель Н С Хрущев сумели найти приемлемый для обеих сторон выход из трудного и опасного для судеб мира положения. В 1963 г. администрация Кеннеди подписала Московский договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе. Показательно, что в том же году Кеннеди признал, что в ядерный век война между двумя сверхдержавами бессмысленна поскольку в ней не может быть победителей. 22 ноября 1963 г. во время предвыборной поездки по стране в городе Даллас (штат Техас) Дж. Кеннеди был убит. Трагическое событие буквально потрясло современников как в самой Америке, так и во всем мире Но это убийство, названное преступлением века, до сих пор остается нераскрытым и возможно навсегда останется одной из тайн американской истории. Президентом США стал вице-президент Л. Джонсон, который и одержал убедительную победу на очередных президентских выборах 1964 г. Продолжая курс Кеннеди, Джонсон провозгласил программу «Великого общества», в рамках которой был разработан и осуществлен целый комплекс реформ. Так, в 1963,1965 и 1968 гг. были приняты новые законы о гражданских правах, призванные положить конец наиболее очевидным формам дискриминации негров в области образования и найма на работу. В рамках «Великого общества» осуществлялась также программа борьбы с бедностью. Была существенно расширена социальная помощь неимущим слоям населения. Однако в условиях все более расширяющейся войны во Вьетнаме администрация Джонсона вынуждена была сократить или свернуть некоторые наиболее дорогостоящие социальные программы. Эта война, начавшаяся в 1964 г., с 1965 г. приобретала все больший размах. Несмотря на беспрецедентную мощь и участие более чем полумиллионной армии, американцам не удалось одержать победу над вьетнамским народом. Более того, они вынуждены были признать свое унизительное поражение. 60-е гг. XX в. ознаменовались в США массовыми движениями протеста. С этой точки зрения немаловажное значение имело объединение еще в 1955 г. В 1960 г. с началом кампании «ненасильственных действий» негритянское движение вступило в новую фазу. Одной из важных мишеней этого движения стала расовая сегрегация, т.е. практика раздельного обучения негров и белых недопущения негров в публичные места, предназначенные только для белых и т д В качестве инструментов борьбы за свои права негры развернули массовые марши и походы, сидячие демонстрации, посещали кафе, рестораны и другие публичные места для белых. Именно эти выступления заставили руководителей страны принять ряд законов о гражданских правах негров. В середине 60-х гг. в негритянском движении выделились группировки, которые выступили с лозунгами насильственной борьбы за свои права. Это, в частности, проявилось в уличных массовых столкновениях, вспыхнувших в 1965 г. в Лос-Анджелесе. О размахе этих столкновений свидетельствует тот факт, что на усмирение их участников было послано 10 тыс. национальных гвардейцев полицейских. Возникла организация «Черные пантеры», провозгласившая своей целью «вооруженную расовую войну для свержения капиталистической системы». Однако расистские круги Америки тоже не сидели сложа руки. 4 апреля 1968 г. от пули подосланного ими убийцы погиб Мартин Лютер Кинг. Его похороны, в которых участвовали 150 тыс. человек, превратились в политическую демонстрацию протеста против произвола в отношении чернокожего населения. В тот период массовый характер приняло студенческое движение, начало которому было положено выступлениями молодежи и студентов в г. Беркли в 1964 г. Главное место в программах этого движения занимали лозунги борьбы против социальной несправедливости, бедности, расовой дискриминации, идеалов чистогана и наживы, войны во Вьетнаме и др. Возникли различные студенческие организации, которые ставили своей задачей координацию деятельности и выступлений студентов различных регионов и университетских центров страны. Среди них наиболее заметную роль сыграло объединение «Студенты за демократическое общество». Составной частью этого движения стали так называемые новые левые. Они получили это название по причине того, что выступали с левыми лозунгами изменения существующей в США общественно-политической системы на началах социальной справедливости и равенства, ликвидации расовой дискриминации, уважения прав национальных, конфессиональных и иных меньшинств, усовершенствования системы образования и др. Но в отличие от традиционных левых, которые, Руководствуясь идеями марксизма, в качестве главной движущей силы преобразований рассматривали рабочий класс, они видели такую силу в интеллигенции и студенчестве. Широкие масштабы приняло движение против войны во Вьетнаме. По всей стране развернулись марши и демонстрации, кампании уклонения от призыва в армию и сожжения призывных карточек. Наиболее ярким проявлением этого движения стала продолжавшаяся в течение нескольких суток осада военного ведомства США Пентагона в 1967 г., в которой участвовало до 300 тыс человек. Об успехе этого движения свидетельствует тот факт, что в 1968 г Джонсон вынужден был объявить о согласии США вести мирные переговоры с руководством Демократической Республики Вьетнам. К тому же Джонсон заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на пост президента на президентских выборах 1968 г. О накале страстей в стране говорит и такой факт - Приход к власти Никсона можно назвать началом республиканского цикла в политической истории Америки. Обоснованность этого тезиса подтверждается тем, что за исключением четырехлетнего пребывания у власти Дж. Картера (1976—1980), представлявшего демократическую партию, в течение пяти сроков из шести, приходящихся на 1968—1992 гг., высокий пост в Белом доме занимали президенты-республиканцы. Никсон получил довольно трудное наследие. С конца 60-х — начала 70-х гг. наметились все более усугубляющиеся неурядицы в социально-экономической жизни США. Возрастающую остроту приобретала инфляция, которая за два года (1972-1974) возросла на 24 %. С конца 1973 г. весь индустриально развитый мир, в том числе и США, охватил энергетический кризис, разразившийся в результате нефтяного эмбарго нефтедобывающих стран, протестовавших против поддержки Западом Израиля в арабо-израильской войне в октябре 1979 г. Нехватка нефти привела к резкому ее подорожанию, что стало одной из важнейших причин начала самого острого после 30-х гг. экономического кризиса Наибольшей остроты и глубины этот кризис в США достиг к середине 1975 г., когда объем промышленной продукции сократился на 12,7 % по сравнен с предкризисным уровнем. Упало производство автомобилей, стали, электр энергии, резко возросло число безработных, достигнув 8,5 млн человек. Внутренняя политика республиканской администрации была направлена главным образом на преодоление экономического кризиса. В условиях постоянно ухудшавшихся показателей у в августе 1971 г. Никсон провозгласил «новую экономическую политику», предусматривающую прежде всего замораживание цен и заработной платы, сокращение ряда социальных программ, например по борьбе с бедностью, поддержке системы образования и др. Под лозунгом «Закон и порядок» были также ужесточены меры против участников антивоенного и студенческого движений. Своего пика эти меры достигли 4 мая 1970 г., когда против студентов Кентского университета было применено оружие, в результате чего от полицейских пуль погибли четверо студентов. Заслугой администрации Никсона можно считать то, что в 1973 г. она прекратила войну во Вьетнаме. С уходом американских войск из Южного Вьетнама, несмотря на продолжающуюся американскую поддержку деньгами и оружием, сайгонский режим вскоре пал, в 1975—1976 гг. произошло окончательное объединение Вьетнама в единое государство. Это означало окончательное поражение американской агрессии в Юго-Восточной Азии. При президенте Никсоне произошли немаловажные позитивные изменения в советско-американских отношениях, внесшие важный вклад в разрядку международной напряженности. Так, в 1970 г. вступил в силу подписанный еще в 1968 г. Договор о нераспространении ядерного оружия. Особо важное значение имел визит Никсона в 1972 г. в Москву и подписание между СССР и США десяти соглашений. Центральное место среди них занимали «Основы взаимоотношений» между двумя странами, Договор о противоракетной обороне (ПРО) и Временное соглашение о замораживании наступательного стратегического оружия. В дополнение к ним в 1973 г. были подписаны соглашения о предотвращении ядерной войны и о дальнейшем сокращении противоракетной обороны. Все эти и последующие договоренности способствовали значительному ослаблению напряженности как в советско-американских отношениях, так и в мире в целом. Показателем этих позитивных изменений явился, в частности, советско-американский космический эксперимент 15—25 июля 1975 г., в ходе которого была осуществлена стыковка в космосе кораблей двух стран — «Союза» и «Аполлона». Президентство Никсона было омрачено скандалом, разразившимся сразу после президентских выборов 1972 г., на которых выдвинутый на второй срок кандидат республиканской партии снова одержал — на этот раз уже убедительную победу. В ходе расследования нарушений законности, обнаружившихся во время предвыборной кампании, выявились факты проникновения коррупции в высшие эшелоны власти и злоупотребления властью высокими должностными лицами. В частности, было установлено, что во время избирательной компании представители республиканцев предприняли попытку взлома и похищения документов в штаб-квартире демократической партии, располагавшейся в отеле «Уотергейт»». Разразилось так называемое «Уотергейтское дело», получившее огласку. В результате скандальных разоблачений Никсон под угрозой предъявления импичмента, т.е. судебного разбирательства и принудительного отстранения от президентского поста, вынужден был добровольно подать в отставку. Это стало первым в американской истории случаем досрочного отстранения президента страны от должности. Новым президентом, согласно конституции США, стал вице-президент Дж. Форд. В 1976 г. Соединенные Штаты широко отмечали 200-летие со дня провозглашения независимости. 70-х гг. В том же году состоялись очередные президентские выборы, на которых победу одержал кандидат от демократической партии Дж. Картер. Его предвыборная программа, в которой центральное место занимали обещания покончить с коррупцией, сократить военные расходы, улучшить системы здравоохранения и образования, сократить безработицу, предпринять меры для морального очищения американского избирателя, возымели свое действие на избирателей. В глазах большинства избирателей республиканская партия и ее кандидат Дж. Форд ассоциировались с недавними разоблачениями коррупции в высших эшелонах власти и особенно уотергейтским скандалом. Команда же Картера сумела подать его в средствах массовой информации как морально незапятнанного деятеля, не причастного к скандалам и коррупции в вашингтонских коридорах власти, способного лучше реализовать интересы и чаяния простых американцев. Картеру удалось выдвинуть также привлекательные для избирателей лозунги продолжения и расширения разрядки международной напряженности, борьбы в защиту прав и свобод человека во всех странах независимо от господствующих там социальных и политических порядков и т. п. В актив администрации Картера следует отнести подписание в ходе встречи руководителей СССР и США нового советско-американского договора об ограничении стратегических вооружений. Хотя сенат США и не ратифицировал этот договор, обе стороны по взаимному согласию соблюдали его основные положения. Неоднозначно было воспринято в мире так называемое Кэмп-Дэвидское (по названию загородной резиденции американских президентов) сепаратное соглашение, заключенное при посредничестве США между Израилем и Египтом (сентябрь 1978 г.), которое, по сути дела, вывело Египет из единого блока арабских стран, боровшихся против Израиля. Картер вынужден был также идти на подписание с Панамой соглашения о возврате этой стране в 2000 г. Панамского канала, правда, обставив его целым рядом выгодных для Вашингтона условий. Но, в целом, Картеру не удалось выполнить многого из своих предвыборных обещаний. Особенно неутешительными итоги его правления оказались во внешнеполитической сфере. Один из самых сильных ударов по политике и престижу Соединенных Штатов нанесла Иранская революция в 1979 г. Захват иранскими студентами американских дипломатов в Тегеране в качестве заложников, бесславный провал попыток их силового освобождения продемонстрировали всему миру бессилие американской администрации разрешать внешнеполитические узлы, завязывающиеся в нестандартных случаях. В условиях наметившегося к тому времени консервативного поворота в общественном мнении страны администрация Картера предприняла ряд мер, которые положили конец разрядке международной напряженности. К их числу относится решение о размещении в Западной Европе, начиная с 1983 г., ракет среднего радиуса действия, принятое руководством НАТО на Брюссельской встрече в декабре 1979 г. по настоянию Вашингтона. Началось резкое ухудшение советско-американских отношений и произошел фактический откат к «холодной войне». Со всех сторон на Картера обрушились во многом справедливые обвинения в слабости, некомпетентности, неспособности справиться со сколько-нибудь сложными внутренними и внешнеполитическими проблемами. На очередных президентских выборах в 1980 г. Картер потерпел сокрушительное поражение от кандидата республиканской партии, бывшего популярного киноактера и бывшего губернатора штата Калифорния Р. Рейгана. Победа Рейгана, выступавшего под лозунгами свертывания роли государства в экономической и социальной сферах, стимулирования частной инициативы, резкого сокращения государственных ассигнований на программы социальной помощи нуждающимся слоям населения, ограничения деятельности профсоюзов, а также ужесточения политики в отношении Советского Союза, свидетельствовала об окончательном повороте вправо как в умонастроениях большинства населения, так и политической стратегии правящих кругов страны. Во внутриполитической сфере правый, или консервативный, поворот показал разочарование американцев в некоторых устаревших механизмах и приемах системы государственного регулирования, которая неуклонно расширялась в течение более чем пяти десятилетий и требовала чрезмерных и не всегда оправданных расходов. В их глазах особую актуальность приобрело обещание Рейгана решать все более усугубляющиеся проблемы инфляции и безработицы путем «снятия государства с шеи народа» и укрощения государственной бюрократии. Социально-экономическая программа Рейгана стала известна под названием «рейганомики». Администрация Рейгана провозгласила в качестве своих основных целей обуздание инфляции которая к началу 80-х гг. стала настоящим бичом американской экономики, повышение научно-технического потенциала США, структурную перестройку экономики, усиление конкурентных позиций США на мировых рынках. Для реализации этих целей были предложены: ограничение вмешательства государства в экономику и всемерное стимулирование рыночных начал; сокращение темпов инфляции; стимулирование инвестиций; увеличение сбережений населения для последующего их инвестирования в экономику; ограничение расходов федерального правительства, прежде всего за счет уменьшения социальных расходов, т.е. на пособия по безработице и инвалидам, на медицинскую помощь и др.; уменьшение дефицита федерального бюджета. Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог, ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему победу вторично на президентских выборах 1984 г. Во внешнеполитической сфере для большинства американских избирателей, напуганных пропагандой о надвигающейся советской угрозе, особую привлекательность приобрел лозунг Рейгана о необходимости закрыть так называемое «окно уязвимости» Америки, которое якобы образовалось в результате ракетно-ядерного отставания США от СССР. Объявив Советский Союз «империей зла», Рейган провозгласил своей целью измотать его и ослабить экономически, навязав ему безудержную гонку вооружений. С приходом к власти Рейгана произошло дальнейшее обострение советско-американских отношений, гонка вооружений поднялась на новый, более высокий уровень. Военные расходы возросли со 134 млрд долл. в 1979/80 финансовом году до 291 млрд долл. к концу президентства Рейгана. При нем была развернута дорогостоящая исследовательская программа «Стратегическая оборонная инициатива», получившая название «звездные войны». Она предусматривала создание широкомасштабной системы противоракетной обороны (ПРО) с элементами космического базирования. На ее реализацию были выделены миллиарды долларов. Однако, как выяснилось позже, многие компоненты этой программы не были рассчитаны и разработаны в должной мере и, по сути дела, оказались невыполнимыми. Второй срок пребывания Рейгана ознаменовался очередным поворотом внешнеполитической стратегии правящих кругов США в сторону реализма и улучшения отношений с Советским Союзом. Этому в значительной степени способствовал целый комплекс факторов, среди которых важнейшим стал приход к власти в СССР В 1985 г. новое руководство во главе с М.С. Горбачевым, провозгласило курс на улучшение отношений с США, основанный на «новом мышлении». Немаловажное значение имело также осознание самими правящими кругами США бесперспективности стратегии наращивания гонки вооружений и гибельности установок на одержание победы в ядерной войне. Этапным событием на пути ослабления напряженности в советско-американских отношениях стала встреча в верхах руководителей СССР и США в Рейкьявике в октябре 1986 г. Несмотря на существенные противоречия между двумя сторонами почти по всем жизненно важным вопросам, было достигнуто согласие по вопросам как стратегических вооружений, так и ракет средней дальности. Хотя это согласие и не удалось воплотить в обязывающие договоренности, встреча в Рейкьявике создала качественно новую ситуацию, подняв борьбу за сокращение вооружений на новую высоту. Заметной вехой на пути улучшения советско-американских отношений стал визит Горбачева в декабре 1987 г. в США. В ходе визита руководители двух стран подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), предусматривающий демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в странах Западной Европы и в западных районах СССР. Позитивные сдвиги в политике администрации Р.Рейгана послужили для республиканской партии тем багажом, который позволил без труда одержать очередную победу на президентских выборах 1988 г. Популярность действующего президента была высока, и лишь конституционные нормы не позволяли ему баллотироваться в третий раз. 41-м президентом страны стал впервые в послевоенной Америке избранный прямо с вице-президентской должности Дж. Буш старший. Он был последним президентом США — участником Второй мировой войны. За свою долгую политическую карьеру Дж. Буш приобрел немалый опыт. Он был американским представителем в ООН, послом в Китае и директором ЦРУ. Пребывание Буша в Белом доме в качестве вице-президента, а затем и главы государства, совпало с грандиозными событиями На фоне постепенного нарастания экономических трудностей внутри страны, а также усиления бюджетного дефицита внешнеполитические перспективы, открывшиеся перед новой республиканской администрацией, были многообещающи. Дж. Буш в качестве президента страны сделал ставку на свой обширный политический опыт и заявил о намерении всемерно укреплять оборону США и реализовывать возможности, неожиданно открывшиеся для его страны на мировой арене. Во внутренней политике начало президентства Дж. Буша совпало с кризисом в сфере государственного кредитования. Попытки администрации опереться при ликвидации ряда сберегательных учреждений на принятый в 1989 г. закон о реформе финансовых институтов оказались безуспешными и привели к резкому росту бюджетных расходов в связи с необходимостью страхования федеральных депозитов. Начавшийся в 1991 г. экономический спад в дальнейшем сказался на росте бюджетного дефицита и вынудил президента отказаться от предвыборных обещаний следовать консервативной финансовой программе Рейгана. Администрация Дж. Буша-старшего вскоре перешла к повышению налогов, а также сокращению ассигнований на социальные нужды и частичному снижению военных расходов. Была кардинально пересмотрена налоговая политика, снят ряд ограничений налогов с лиц, имеющих высокие доходы. Одновременно разрабатывалась программа поддержки малых предприятий и обеспечения свободы торговли с использованием имевшихся в распоряжении администрации налоговых инструментов, прежде всего такой формы государственного регулирования, как гибкая система налоговых льгот. Реализовать эту программу президенту не удалось. Поставленный в трудное положение невозможностью введения новых статей государственных расходов, он начал масштабную кампанию по стимулированию и расширению благотворительности. По этой же причине издержки финансирования ряда насущных природоохранительных мероприятий его администрация вынуждена была отнести на счет частных промышленных фирм и корпораций, загрязнявших окружающую среду. Гораздо более успешной была внешняя политика республиканцев. Поддержку и одобрение в США получила деятельность администрации Буша на Американском континенте. В декабре 1989 г..| войска Соединенных Штатов были введены в Панаму с целью свержения режима генерала М.А. Норьеги и восстановления власти избранного правительства. Развивалось экономическое сотрудничество стран Западного полушария. С 1990 г. вступила в практическую фазу «общеамериканская инициатива» — система мер, благоприятствовавших расширению торговли и инвестирования в экономику американских государств путем взаимозачета долгов и отмены таможенных сборов странами-участницами соглашений. Успешно прошли переговоры между США, Канадой, Мексикой о заключении Североатлантического соглашения о свободной торговле (НАФТА). Дж. Буш проводил политику дальнейшего ослабления международной напряженности и консолидации последствий «холодной войны». Его первая встреча с лидером СССР М. Горбачевым прошла в декабре 1989 г. Почти полностью была принята предложенная американской стороной программа развития советско-американских отношений из 21-го пункта. В ходе целой серии последующих встреч с руководителями СССР, а после его распада — с руководителями России, было урегулировано в пользу США большинство спорных вопросов, омрачавших отношения между странами. Американская сторона предложила помощь для полного вхождения СССР в мировую экономику. Одновременно проводились переговоры о выводе части американских и советских войск из Западной Европы, контроле над вооружениями и роли СБСЕ (1975 г.) в создании новой системы европейской безопасности. При активном участии американской администрации решался вопрос об объединении Восточной и Западной Германии. Многосторонние переговоры привели в подписанию в Москве 12 сентября 1990 г. договора, по которому СССР согласился на создание единой Германии как полноправного члена НАТО. Были заключены также договоры 1990—1991 гг. о вооруженных силах в Европе, а также о крупномасштабном сокращении обычных и стратегических наступательных вооружений. В начале 90-х гг. администрация Дж. Буша провозгласила задачу установления «нового мирового порядка». Правительство США организовало в 1990 г. коалицию западных стран против Ирака, напавшего на Кувейт, и сумело одержать над ним сравнительно легкую победу. Вместе с тем после «холодной войны» распался внутриполитический консенсус по внешнеполитическим вопросам, на котором базировалась международно-политическая стратегия _США в период противостояния двух мировых систем. Американская общественность критически отнеслась к отказу администрации Дж. Буша применить торговые санкции к Китаю в связи с нарушением в этой стране прав человека при разгоне мирных шествий летом 1989 г. После окончания войны в Персидском заливе в Соединенных Штатах начался глубокий экономический спад, остановить который удалось лишь отчасти к началу 1992 г. На президентских выборах, состоявшихся в 1992 г., хозяином Белого дома стал умело использовавший трудности республиканской администрации представитель демократической партии Уильям Джефферсон Клинтон. Одним из важных факторов его победы являлось то, что ему удалось осуществить довольно серьезные реформы в демократической партии, существенно изменившие ее облик в глазах избирателей. Отказавшись от идеологизированных принципов «рейганомики», Клинтон предпочел отойти и от традиционных лозунгов своей партии. Б. Клинтон перехватил у республиканцев ряд популярных лозунгов, включая обязательство сбалансировать федеральный бюджет. Сделав крен в сторону центристского курса, демократы в целом остались верны традициям Рузвельта—Кеннеди, заложивших основы системы государственного вмешательства в социальную и экономическую жизнь страны. Клинтон провозгласил новую «экономическую философию» на основе неокейнсианского подхода. Социальная функция государства при этом полностью сохранялась, однако она должна была быть реализована путем бездефицитного финансирования. В то же время Клинтон и его сторонники выступили с обещаниями стимулировать личную инициативу граждан, создать благоприятные условия для реализации рыночных принципов, осуществить реформу систем здравоохранения, социальной помощи и т. д. Одним из важных лозунгов Клинтона стали призывы обеспечить процветание американской экономики и достижение внутренней стабильности для обеспечения лидирующих позиций США на мировой арене. Ключевая роль в выполнении этой задачи отводилась государству, которое дополняло рынок, определяло правила свободной конкуренции. Экономическая стратегия администрации Клинтона была нацелена на сокращение дефицита бюджета, инвестирование в людей, расширение доступа к зарубежным рынкам. Администрации Клинтона удалось сначала стабилизировать экономику, а затем обеспечить ее устойчивый рост, что привело к значительному увеличению рабочих мест, беспрецедентному сокращению инфляции, росту покупательной способности населения и т.д. Эти и ряд других факторов обеспечили президенту победу и на выборах 1996 г. Второй срок пребывания у власти Клинтона ознаменовался серией скандалов, которые чуть не привели его к импичменту, или отстранению от власти в порядке судебного преследования. На протяжении двух президентских сроков Б. Клинтон существенно ограничил военные расходы, а также взял курс на проведение реформы затрат на социальное обеспечение, повысив эффективность ряда социальных программ и положив предел их росту. За время пребывания у власти демократов в США было создано 20 млн новых рабочих мест. С 1998 г. Соединенные Штаты достигли положительного бюджетного сальдо — профицита. Впервые за несколько десятилетий доходы федерального правительства начали превышать расходы. В послании о положении страны 27 января 2000 г. Б. Клинтон предложил использовать профицит для погашения в ближайшие полтора десятилетия национального долга. Важным экономическим достижением администрации стало почти двукратное снижение темпов инфляции, позволившее сохранить высокий жизненный уровень американцев. Ликвидация дефицита бюджета стала возможна в результате сокращения военных расходов. Ассигнования на военные цели в 1998 г. составили 16 % федерального бюджета. В результате социальные расходы правительства превысили военные в три раза. Важное место в правительственных программах уделено поддержке образования как важной функции, обеспечивающей высокий квалификационный уровень рабочей силы в условиях экономики, переживающей непрерывную технологическую революцию. Федеральный бюджет взял на себя при Клинтоне более трети всех расходов на науку, в том числе свыше половины — на фундаментальные исследования. Внешнеполитическая стратегия администрации Клинтона базировалась на необходимости для США сохранить роль «мирового лидера», опираясь на экономический потенциал, модернизацию эффективной военной машины, прочные позиции в культурно-информационной сфере через телевидение, кино, Интернет. С 1993 г. вступило в силу соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). В 1994 г. по инициативе американского президента было принято решение о создании «Зоны свободной торговли Америк» (ТАФТА). США активно участвуют в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сообществе. Разрабатываются планы создания нового «Евроатлантического рынка». Вместе с тем, военная сила остается одним из главных инструментов американской внешней политики. В начале 90-х гг. президент отказался от стратегической оборонной инициативы (СОИ), сделав упор на программу развития противоракетной обороны (ПРО). Испытания в 1998 г, ядерного оружия Индией и Пакистаном, ракет средней дальности Ираном и Северной Кореей заставили президента пересмотреть отношение к ПРО. В 1999 г. Клинтон объявил об увеличении военных расходов и начале нового этапа военного строительства, в ходе которого предполагается провести закупку нового поколения вооружений. Вместе с тем внешнеполитическая деятельность Клинтона вызывала нарекания. Критике подвергались его подходы к отношениям с Россией, ООН, ближневосточными государствами, а также то, что вооруженные силы США принимали участие в вооруженных конфликтах за рубежом, прежде всего в Югославии. По оценке экспертов МВФ, к концу столетия появились признаки «перегрева» американской экономики и угрозы экономического кризиса. Выборы 2000 г. в США приобрели драматический характер. Очевидные экономические успехи, достигнутые страной в годы правления демократов, давали им основания рассчитывать на успех своего кандидата, вице-президента Альберта Гора. Республиканцы также были исполнены решимости взять реванш. Они использовали все возможности для привлечения на свою сторону избирателей под лозунгами защиты традиционных ценностей общества. В своей предвыборной кампании республиканцы учли опыт Б. Клинтона, выступив с позиций, вполне близких позициям демократов, перехватив отдельные их лозунги и сделав ставку на центристский подход. Экономическое процветание, беспрецедентное по длительности, отразилось на настроениях избирателей. В результате традиционные для предвыборных дебатов экономические проблемы в 2000 г. отошли на задний план, а вперед выдвинулись вопросы образования, здравоохранения и социального обеспечения, а также обсуждение тем, связанных с религией, семейными и нравственными ценностями общества, где позиции республиканцев нашли поддержку значительной части населения. Результаты выборов носили беспрецедентный характер. Несмотря на то что за А. Гора проголосовало на 542 тыс. больше избирателей, в коллегии выборщиков с незначительным перевесом оказались представлены сторонники республиканцев. Подобная ситуация стала возможна в связи с особенностями избирательной системы США. Гора поддержали только 20 штатов, федеральный округ Колумбия. Буш же победил в 30 штатах. В то же время города с населением более полумиллиона человек проголосовали за Гора в соотношении 1:3, тогда как в малых городах 60 % получил Буш. Демократов поддержали небольшие по площади густонаселенные мегаполисы побережий, а- республиканцы нашли поддержку в обширной внутренней провинции страны. Решающее значение для исхода выборов имело то, что республиканцы не позволили проводить пересчет бюллетеней в штате Флорида, исход выборов в котором вызвал наибольшее количество претензий со стороны демократов. В итоге решением Верховного суда США, 43-м президентом США был объявлен Дж. Буш-младший.
|