Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






США после Второй мировой войны





По сравнению с другими странами США во Второй мировой войне понесли незначительные людские и материальные потери: 300 тыс. человек были убиты и пропали без вести. Более того, война стала фактором, способствовавшим заметному росту аме­риканской экономики. Так, за годы войны производственные мощ­ности США увеличились в два раза, а экспорт — в пять раз. Они вышли из войны самой могущественной экономической и военно-политической державой мира. В 1948 г. доля США в производстве капиталистического мира составляла 54,6 %, а золотой запас -53,3 % мирового. К концу войны Америка располагала самой мно­гочисленной и мощной армией во всем капиталистическом мире вплоть до 1949 г. она пользовалась монополией на атомное ору­жие. Поэтому неудивительно, что США объявили себя защитника­ми интересов «свободного мира», к которому были причислены все капиталистические страны.

В послевоенный период в экономической и социальной сферах продолжались реформы, начатые в рамках программы «нового кур­са» президентом Ф.Д. Рузвельтом. В 1944—1946 гг. была принята целая серия законов, призванных облегчить положение военнослу­жащих, подлежащих демобилизации после завершения военных действий, а также неимущих слоев населения. К этим законам, в частности, относился так называемый «солдатский билль», пре­дусматривающий существенные льготы участникам войны; закон о занятости, имевший своей целью сокращение безработицы; акты о повышении пенсий и пособий. Не случайно Г. Трумэн, ставший президентом США после смерти Ф.Д. Рузвельта в апреле 1945 г., назвал свою политику «справедливым курсом».

Вместе с тем, в отличие от большинства европейских стран где послевоенная ситуация характеризовалась поворотом в настроениях широких масс населения влево, в США имело место наступление правых и консервативных сил. Это, в частности, выразилось в попытках пересмотреть социальные законы, принятые в 30-е гг. Наиболее ярким проявлением тех из-33 нений, которые произошли в позициях американских законодалей явилось принятие в 1947 г. антирабочего по своей сути закон Тафта—Хартли (названного так по фамилиям его инициаторов конгрессе США), главная цель которого состояла в том, чтобы ограничить и контролировать деятельность профсоюзов. Закон, в частности, запрещал забастовки государственных служащих и все забастовки, имеющие политическую направленность, бойкоты, пи­кеты. Правительство получило право приостанавливать забастов­ки и стачки на 80 дней.

Эта линия на ужесточение контроля над рабочим движением была продолжена принятием в 1959 г. закона Лэндрема - Гриффина, который предусматривал усиление контроля министерства тру­да над внутренними делами профсоюзов, в частности над их финан­сами и механизмами выбора высшего профсоюзного руководства. Тем самым ужесточалась система государственного регулирования трудовых отношений.

Одним из заметных проявлений поворота вправо явилось на­гнетание в общественном мнении антисоветских и антикоммуни­стических настроений. В 1947 г. начались так называемые «про­верки лояльности» государственных служащих, которые по сути дела вылились в кампанию чистки государственного аппарата от инакомыслящих и неблагонадежных, к которым относили всех, кого подозревали в симпатиях к коммунизму и СССР. В январе 1949 г. по инициативе правых кругов был затеян судебный про­цесс против руководства малочисленной Коммунистической партии США, обвиненного в нелояльности и чуть ли не в шпио­наже в пользу Советского Союза. В результате процесса, дливше­гося девять месяцев, одиннадцать членов национального комите­та компартии были приговорены к штрафам и различным срокам тюремного заключения.

Но в наиболее законченных и крайних формах правоконсервативный поворот проявился в 1950—1953 гг. в маккартизме. Так была названа широкомасштабная антикоммунистическая и антисовет­ская кампания, развязанная в стране правыми кругами во главе с сенатором Дж. Маккарти. Эта кампания, которая совершенно справедливо была названа «охотой на ведьм», строилась на нагне - эшелоны власти.

Период правления президента-реформатора Ф.Д. Рузвельта был н «двадцатью годами предательства». Шельмовались государственные чиновники высокого ранга, представители творческой интеллигенции, видные ученые и общественные деятели. Против некоторых из них были затеяны судебные процессы. Маккарти выискивал «коммунистов» в государственном департаменте, Пентагоне и даже выступил с публичным осуждением администрации Эйзенхауэра за то, что она оказывает экономическую помощь Англии которая сохраняла торгово-экономические отношения с Китаем. Были так приняты законы против так называемых подрывных элементов и иммиграв6 тов. В частности, в 1954 г. конгресс США принял закон о контроле над коммунистами, который предписывал ежегодную регистрацию в министерстве юстиции членов коммунистической партии как «иностранных агентов».

Однако правящие круги во все более растущей степени убеж­дались в ущербности для престижа страны деятельности зарвав­шегося сенатора и его сторонников, которые в своих обвинениях в заговоре против США стали переходить все мыслимые пределы. В 1954 г. сенат США вынужден был привлечь Маккарти к ответ­ственности за оскорбление высшего законодательного органа стра­ны и за незаконное расходование государственных средств, отпу­щенных «на борьбу с коммунизмом». 2 декабря того же года сенат подавляющим большинством голосов осудил сенатора, после чего тот довольно быстро сошел с политической арены.

Поворот в позициях правящих кругов вправо особенно отчетливо проявился в сфере внешней политики. Уже к концу войны во все возрастающей степени обнаруживались противоречия между союзниками по антигитлеровской коалиции. С окон­чанием войны эти противоречия стали очевидны всем. Их даль­нейшее обострение привело сначала к фактическому развалу коали­ции, а затем к началу «холодной войны». Инициатива в этом вопрос принадлежала Соединенным Штатам.

«Холодная война» и порожденные ею внешнеполитические доктрины, такие, как политика «с позиции силы», «балансирование грани войны», «тотальное противоборство» и др., привели к возрастанию международной напряженности и усилению угрозы новой мировой войны. В рамках политики «холодной войны» администрация Трумэна предприняла целую серию внешнеполитических шагов и инициатив. В их числе — доктрина Трумэна и план Маршалла. Имея своей главной целью «сдерживание коммунизма» или проще говоря, противодействие СССР, доктрина Трумэна предусматривала оказание помощи Греции и Турции для недопущения там левых сил и усиления влияния Советского Союза.

План Дж. Маршала (названный так по имени его автора — государственного секретаря) представлял собой широкомасштабную программу оказания странам-союзницам США финансовой и экономической помощи для восстановления их экономики, разрушенной во время войны. За четыре года действия этой программы (1948-1952) США израсходовали 12,5 млрд долл., что составляло астрономическую сумму. Американцы кровно были заинтересованы в стабилизации обстановки в Европе, совершенно правильно полагая, что в случае непринятия срочных мер по восстановлению разрушенной экономики европейские страны не застрахованы от социальных и иных катаклизмов.

В 1949 г. по инициативе США был создан военно-политический союз индустриально развитых стран Запада — Организация Севе­роатлантического договора (НАТО). Первоначально блок включал 12 государств, затем его членами стали еще три государства, с вступлением в 1982 г. Испании число его членов возросло до 16. В 1950 г. американцы вмешались в гражданскую войну в Корее на стороне южнокорейского марионеточного режима Ли Сын Мана. В 1951 г., навязав Японии договор о «взаимной безопасности», ру­ководство США добилось сохранения на японской земле значитель­ных контингентов американских войск.

В 1952 г. на президентских выборах победу одержала пребывавшая с 1932 г. в оппозиции республиканская партия в главе с популярным генералом Д. Эйзенхауэром, который во время Второй мировой войны командовал американскими войсками в Европе и возглавлял операцию по высадке союзнических войск на северное поережье Франции. После окончания войны Эйзенхауэр занял пост председателя комитета начальников штабов вооруженных сил А, а в июне 1947 г. стал президентом Колумбийского университета. 1951 г. генерал возглавил наземные, морские и военно-воздушные силы западных держав-членов НАТО в Европе. К 1952 г. он был известным и уважаемым в стране человеком.

Победе Эйзенхауэра помимо всего прочего, способствовало и то, что он обещал покончить со ставшей весьма непопулярной среди широких слоев корейской войной. Эта война стоила американскому народу многих жертв Как подчеркивал сам Эйзенхауэр в своих мемуарах, это была самая кровопролитная война в истории США, за исключением гражданской и двух мировых войн. Америка потеряла в Корее убитыми, ранеными около 398 тыс. человек и еще 29 тыс. человек — ее союзники (за исключением Южной Кореи). Поэтому Эйзенхауэр направил свои усилия на
прекращение корейской войны. В целом внешнеполитический курс республиканской администрации характеризовался дальнейшим наращиванием политики «с позиции силы» в отношении Советского Союза. Однако Эйзенхауэр был среди тех деятелей Соединенных Штатов, которые понимали, что Америка не всемогуща и ей не все дозволено Это стало особенно очевидно после запуска в Советском Союзе в 1957 г. первого в мире искусственного спутника Земли. Это означало, что СССР получил средства доставки ядерного оружия до жизненных центров самой Америки. Стало очевидно, что отныне она окончательно перестала быть неуязвимой для прямых ударов противника. Поэтому Эйзенхауэр понимал необходимость сотрудничества с Советским Союзом, считал важным развитие советско-американских контактов в области науки, искусства и культур Заслугой Эйзенхауэра следует считать и то, что он нередко сдерживал особенно ретивых представителей военно-промышленного комплекса, которые выступали за дальнейшее наращивание воору­жений. Он был убежден в том, что если им дать бесконтрольную власть, то США превратятся в «гарнизонное государство».

После прихода в Белый дом Эйзенхауэр не торопился с выпол­нением других предвыборных обещаний, особенно по внутриполи­тическим вопросам. При этом следует учесть, что в предвыборной программе республиканцев немаловажное место занимали пункты о ревизии нового курса, сокращении регулирующей роли государ­ства, восстановлении принципов свободной конкуренции и свобод­ного рынка и др. Однако, будучи реалистом в политике, Эйзенхауэр быстро понял, что американский капитализм давно превратился в корпоративный и что роль государства в экономике и социальной сфере можно только увеличивать, но никак нельзя сокращать. По­этому во внутренней политике, особенно в социальной сфере, его администрация продолжала политику своих предшественников-демократов с некоторыми поправками.

Дж. Кеннеди. Важным этапом в послевоенной истории США стала победа на президентских выборах 1960 г. кандидата от демократической партии 43-летнего се­натора от штата Массачусетс Дж. Кеннеди. Продолжая традиции Вильсона и Ф.Рузвельта, Кеннеди выдвинул реформистскую программу, получившую название «новых рубежей». По своим ориентациям и политическому мировоззрению он был весьма близок Ф. Рузвельту и отличался реалистическим взглядом на положение вещей как внутри страны, так и на международной арене.

Будучи выходцем из весьма состоятельной семьи, а также высокообразованным представителем интеллектуальной и политической элиты, Кеннеди хорошо осознавал необходимость постоянного совершенствования политики государства для улучшения положения широких слоев населения и тем самым обеспечения их приверженности идеалам рыночной экономики и политической демократии.
Правительство Кеннеди приняло и реализовало целую серию мер по стабилизации экономики и расширению программ по социальной помощи В частности, оно запретило повышение цен в отдельных отраслях; например сталелитейной и электротехнической были разработаны программы помощи бедствующим регионам прежде всего угледобывающим, переквалификации и переобучения рабочих новым профессиям, ликвидации неграмотности среди взрослых. Важнейшим достижением администрации Кеннеди явилось то, что в развитие принятых еще при республиканцах (1957 и 1960 гг.) решениях и законах, запрещавших расовую дискрими­нацию в школах и на выборах должностных лиц, она внесла в кон­гресс законопроект, направленный против дискриминации предста­вителей цветного населения в общественных местах и при найме на работу.

Для Кеннеди был характерен также неординарный подход к ре­шению проблем внешней политики. При нем был создан так назы­ваемый «Корпус мира» — организация добровольцев, изъявивших желание работать в отсталых странах в области экономики, обра­зования, здравоохранения и т.д. Немаловажное значение придава­лось широко разрекламированной программе, рассчитанной на де­сять лет, под названием «Союз ради прогресса», в задачу которой входило оказание помощи странам Латинской Америки в деле эко­номического и социального развития. Обе эти программы имели своей главной целью дальнейшее усиление влияния США на меж­дународной арене.

В то же время именно в период правления Кеннеди разразился кубинский ракетный кризис 1962 г., вызванный размещением со­ветских ракет на территории Кубы, которая после происшедшей там в 1959 г. революции, вышла из сферы влияния Соединенных Штатов. Кризис приобрел настолько большую остроту, что впервые в Послевоенный период поставил мир на грань термоядерной войны Однако Дж. Кеннеди и тогдашний советский руководитель Н С Хрущев сумели найти приемлемый для обеих сторон выход из трудного и опасного для судеб мира положения.

В 1963 г. администрация Кеннеди подписала Московский договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, под водой и в космосе. Показательно, что в том же году Кеннеди признал, что в ядерный век война между двумя сверхдержавами бессмысленна поскольку в ней не может быть победителей. 22 ноября 1963 г. во время предвыборной поездки по стране в городе Даллас (штат Техас) Дж. Кеннеди был убит. Трагическое событие буквально потрясло современников как в самой Америке, так и во всем мире Но это убийство, названное преступлением века, до сих пор остается нераскрытым и возможно навсегда останется одной из тайн американской истории. Президентом США стал вице-президент Л. Джонсон, который и одержал убедительную победу на очередных президентских выборах 1964 г.

Продолжая курс Кеннеди, Джонсон провозгласил программу «Великого общества», в рамках которой был разработан и осущест­влен целый комплекс реформ. Так, в 1963,1965 и 1968 гг. были при­няты новые законы о гражданских правах, призванные положить конец наиболее очевидным формам дискриминации негров в обла­сти образования и найма на работу. В рамках «Великого общества» осуществлялась также программа борьбы с бедностью. Была суще­ственно расширена социальная помощь неимущим слоям населения. Однако в условиях все более расширяющейся войны во Вьетнаме администрация Джонсона вынуждена была сократить или свернуть некоторые наиболее дорогостоящие социальные программы.

Эта война, начавшаяся в 1964 г., с 1965 г. приобретала все боль­ший размах. Несмотря на беспрецедентную мощь и участие более чем полумиллионной армии, американцам не удалось одержать победу над вьетнамским народом. Более того, они вынуждены были признать свое унизительное поражение.

60-е гг. XX в. ознаменовались в США массовыми движениями протеста. С этой точки зрения немаловажное значение имело объединение еще в 1955 г.
двух крупнейших профсоюзов страны — Американ­ской федерации труда (АФТ) и Конгресса производственных профсоюзов (КПП) — в единую общенациональную организацию, на­считывающую в своих рядах 15—16 млн членов. Заметным явлени­ем стала волна негритянского движения, вызванная сохранением дискриминации цветного населения в различных сферах обще­ственной и политической жизни (жилищной, образования, найма
на работу и т.д.). Большую популярность в ходе этих выступлений
получил молодой негритянский священник Мартин Лютер Кинг.

В 1960 г. с началом кампании «ненасильственных действий» негритянское движение вступило в новую фазу. Одной из важных мишеней этого движения стала расовая сегрегация, т.е. практика раздельного обучения негров и белых недопущения негров в публичные места, предназначенные только для белых и т д В качестве инструментов борьбы за свои права негры развернули массовые марши и походы, сидячие демонстрации, посещали кафе, рестораны и другие публичные места для белых. Именно эти выступления заставили руководителей страны принять ряд законов о гражданских правах негров. В середине 60-х гг. в негритянском движении выделились груп­пировки, которые выступили с лозунгами насильственной борьбы за свои права. Это, в частности, проявилось в уличных массовых столкновениях, вспыхнувших в 1965 г. в Лос-Анджелесе. О размахе этих столкновений свидетельствует тот факт, что на усмирение их участников было послано 10 тыс. национальных гвардейцев полицейских. Возникла организация «Черные пантеры», провозгласившая своей целью «вооруженную расовую войну для сверже­ния капиталистической системы». Однако расистские круги Америки тоже не сидели сложа руки. 4 апреля 1968 г. от пули подо­сланного ими убийцы погиб Мартин Лютер Кинг. Его похороны, в которых участвовали 150 тыс. человек, превратились в полити­ческую демонстрацию протеста против произвола в отношении чер­нокожего населения.

В тот период массовый характер приняло студенческое движе­ние, начало которому было положено выступлениями молодежи и студентов в г. Беркли в 1964 г. Главное место в программах этого движения занимали лозунги борьбы против социальной несправед­ливости, бедности, расовой дискриминации, идеалов чистогана и наживы, войны во Вьетнаме и др. Возникли различные студен­ческие организации, которые ставили своей задачей координацию деятельности и выступлений студентов различных регионов и уни­верситетских центров страны.

Среди них наиболее заметную роль сыграло объединение «Студенты за демократическое общество». Составной частью это­го движения стали так называемые новые левые. Они получили это название по причине того, что выступали с левыми лозунгами изменения существующей в США общественно-политической си­стемы на началах социальной справедливости и равенства, ликви­дации расовой дискриминации, уважения прав национальных, кон­фессиональных и иных меньшинств, усовершенствования системы образования и др. Но в отличие от традиционных левых, которые, Руководствуясь идеями марксизма, в качестве главной движущей силы преобразований рассматривали рабочий класс, они видели такую силу в интеллигенции и студенчестве.

Широкие масштабы приняло движение против войны во Вьетнаме. По всей стране развернулись марши и демонстрации, кампании уклонения от призыва в армию и сожжения призывных карточек. Наиболее ярким проявлением этого движения стала продолжавшаяся в течение нескольких суток осада военного ведомства США Пентагона в 1967 г., в которой участвовало до 300 тыс человек. Об успехе этого движения свидетельствует тот факт, что в 1968 г Джонсон вынужден был объявить о согласии США вести мирные переговоры с руководством Демократической Республики Вьетнам. К тому же Джонсон заявил, что не будет выставлять свою кандидатуру на пост президента на президентских выборах 1968 г. О накале страстей в стране говорит и такой факт -
в августе 1968 г. во время предвыборного выступления вслед за Кингом был убит младший брат Дж. Кеннеди — известный в стране политический деятель, претендовавший на пост президента, Р. Кеннеди. В результате на президентских выборах кандидатом на президента от демократической партии был выдвинут Г. Хэмфри Груз вьетнамской войны и накопившихся социальных проблем л демократов оказался слишком тяжел, и с минимальным перевесом на выборах победу одержал кандидат от республиканской партии Р. Никсон.

Приход к власти Никсона можно назвать началом республиканского цикла в политической истории Америки. Обоснованность этого тезиса подтверждается тем, что за исключением четырехлетнего пребывания у власти Дж. Картера (1976—1980), представлявшего демократическую партию, в тече­ние пяти сроков из шести, приходящихся на 1968—1992 гг., высо­кий пост в Белом доме занимали президенты-республиканцы.

Никсон получил довольно трудное наследие. С конца 60-х — начала 70-х гг. наметились все более усугубляющиеся неурядицы в социально-экономической жизни США. Возрастающую остроту приобретала инфляция, которая за два года (1972-1974) возросла на 24 %. С конца 1973 г. весь индустриально разви­тый мир, в том числе и США, охватил энергетический кризис, разразившийся в результате нефтяного эмбарго нефтедобывающих стран, протестовавших про­тив поддержки Западом Израиля в арабо-израильской войне в октябре 1979 г. Нехватка нефти привела к резкому ее подорожанию, что стало одной из важ­нейших причин начала самого острого после 30-х гг. экономического кризиса Наибольшей остроты и глубины этот кризис в США достиг к середине 1975 г., когда объем промышленной продукции сократился на 12,7 % по сравнен с предкризисным уровнем. Упало производство автомобилей, стали, электр энергии, резко возросло число безработных, достигнув 8,5 млн человек.

Внутренняя политика республиканской администрации была направлена главным образом на преодоление экономического кризиса. В условиях постоянно ухудшавшихся показателей у в августе 1971 г. Никсон провозгласил «новую экономическую политику», предусматривающую прежде всего замораживание цен и заработной платы, сокращение ряда социальных программ, например по борьбе с бедностью, поддержке системы образования и др. Под лозунгом «Закон и порядок» были также ужесточены меры против участников антивоенного и студенческого движений. Своего пика эти меры достигли 4 мая 1970 г., когда против студентов Кентского университета было применено оружие, в результате чего от полицейских пуль погибли четверо студентов.

Заслугой администрации Никсона можно считать то, что в 1973 г. она прекратила войну во Вьетнаме. С уходом американских войск из Южного Вьетнама, несмотря на продолжающуюся американскую поддержку деньгами и оружием, сайгонский режим вскоре пал, в 1975—1976 гг. произошло окончательное объединение Вьетнама в единое государство. Это означало окончательное поражение американской агрессии в Юго-Восточной Азии.

При президенте Никсоне произошли немаловажные позитивные изменения в советско-американских отношениях, внесшие важный вклад в разрядку международной напряженности. Так, в 1970 г. всту­пил в силу подписанный еще в 1968 г. Договор о нераспростране­нии ядерного оружия. Особо важное значение имел визит Никсона в 1972 г. в Москву и подписание между СССР и США десяти со­глашений. Центральное место среди них занимали «Основы взаи­моотношений» между двумя странами, Договор о противоракетной обороне (ПРО) и Временное соглашение о замораживании насту­пательного стратегического оружия. В дополнение к ним в 1973 г. были подписаны соглашения о предотвращении ядерной войны и о дальнейшем сокращении противоракетной обороны.

Все эти и последующие договоренности способствовали значи­тельному ослаблению напряженности как в советско-американских отношениях, так и в мире в целом. Показателем этих позитивных изменений явился, в частности, советско-американский космичес­кий эксперимент 15—25 июля 1975 г., в ходе которого была осуще­ствлена стыковка в космосе кораблей двух стран — «Союза» и «Аполлона».

Президентство Никсона было омрачено скандалом, разразившимся сразу после президентских выборов 1972 г., на которых выдвинутый на второй срок кандидат республиканской партии снова одержал — на этот раз уже убедительную победу. В ходе расследования нарушений законности, обнаружившихся во время предвыборной кампании, выявились факты проникновения коррупции в высшие эшелоны власти и злоупотребления властью высокими должностными лицами. В частности, было установлено, что во время избирательной компании представители республиканцев предприняли попытку взлома и похищения документов в штаб-квартире демократической партии, располагавшейся в отеле «Уотергейт»».

Разразилось так называемое «Уотергейтское дело», получившее огласку. В результате скандальных разоблачений Никсон под угрозой предъявления импичмента, т.е. судебного разбиратель­ства и принудительного отстранения от президентского поста, вы­нужден был добровольно подать в отставку. Это стало первым в американской истории случаем досрочного отстранения прези­дента страны от должности. Новым президентом, согласно консти­туции США, стал вице-президент Дж. Форд.

В 1976 г. Соединенные Штаты широко отмечали 200-летие со дня провозглашения независимости. 70-х гг. В том же году состоялись очередные президентские выборы, на которых победу одержал кандидат от демократической партии Дж. Картер. Его предвыборная програм­ма, в которой центральное место занимали обещания покончить с коррупцией, сократить военные расходы, улучшить системы здра­воохранения и образования, сократить безработицу, предпринять меры для морального очищения американского избирателя, возы­мели свое действие на избирателей.

В глазах большинства избирателей республиканская партия и ее кандидат Дж. Форд ассоциировались с недавними разоблаче­ниями коррупции в высших эшелонах власти и особенно уотергейт­ским скандалом. Команда же Картера сумела подать его в средствах массовой информации как морально незапятнанного деятеля, не причастного к скандалам и коррупции в вашингтонских коридорах власти, способного лучше реализовать интересы и чаяния простых американцев. Картеру удалось выдвинуть также привлекательные для избирателей лозунги продолжения и расширения разрядки международной напряженности, борьбы в защиту прав и свобод человека во всех странах независимо от господствующих там соци­альных и политических порядков и т. п.

В актив администрации Картера следует отнести подписание в ходе встречи руководителей СССР и США нового советско-аме­риканского договора об ограничении стратегических вооружений. Хотя сенат США и не ратифицировал этот договор, обе стороны по взаимному согласию соблюдали его основные положения. Неодно­значно было воспринято в мире так называемое Кэмп-Дэвидское (по названию загородной резиденции американских президентов) сепаратное соглашение, заключенное при посредничестве США между Израилем и Египтом (сентябрь 1978 г.), которое, по сути дела, вывело Египет из единого блока арабских стран, боровшихся про­тив Израиля. Картер вынужден был также идти на подписание с Панамой соглашения о возврате этой стране в 2000 г. Панамского канала, правда, обставив его целым рядом выгодных для Вашингто­на условий.

Но, в целом, Картеру не удалось выполнить многого из своих предвыборных обещаний. Особенно неутешительными итоги его прав­ления оказались во внешнеполитической сфере. Один из самых силь­ных ударов по политике и престижу Соединенных Штатов нанесла Иранская революция в 1979 г. Захват иранскими студентами амери­канских дипломатов в Тегеране в качестве заложников, бесславный провал попыток их силового освобождения продемонстрировали всему миру бессилие американской администрации разрешать внеш­неполитические узлы, завязывающиеся в нестандартных случаях.

В условиях наметившегося к тому времени консервативного поворота в общественном мнении страны администрация Картера предприняла ряд мер, которые положили конец разрядке между­народной напряженности. К их числу относится решение о разме­щении в Западной Европе, начиная с 1983 г., ракет среднего радиуса действия, принятое руководством НАТО на Брюссельской встрече в декабре 1979 г. по настоянию Вашингтона. Началось резкое ухуд­шение советско-американских отношений и произошел фактичес­кий откат к «холодной войне».

Со всех сторон на Картера обрушились во многом справедли­вые обвинения в слабости, некомпетентности, неспособности спра­виться со сколько-нибудь сложными внутренними и внешнеполи­тическими проблемами. На очередных президентских выборах в 1980 г. Картер потерпел сокрушительное поражение от кандидата республиканской партии, бывшего популярного киноактера и быв­шего губернатора штата Калифорния Р. Рейгана.

Победа Рейгана, выступавшего под лозунгами свертывания роли государства в экономической и социальной сферах, стимулирования частной инициати­вы, резкого сокращения государственных ассигнований на программы социальной помощи нуждающимся слоям населения, ограничения деятельности профсоюзов, а также ужесточения политики в отноше­нии Советского Союза, свидетельствовала об окончательном поворо­те вправо как в умонастроениях большинства населения, так и поли­тической стратегии правящих кругов страны. Во внутриполитической сфере правый, или консервативный, поворот показал разочарование американцев в некоторых устаревших механизмах и приемах систе­мы государственного регулирования, которая неуклонно расширя­лась в течение более чем пяти десятилетий и требовала чрезмерных и не всегда оправданных расходов. В их глазах особую актуальность приобрело обещание Рейгана решать все более усугубляющиеся про­блемы инфляции и безработицы путем «снятия государства с шеи народа» и укрощения государственной бюрократии.

Социально-экономическая программа Рейгана стала известна под названием «рейганомики». Администрация Рейгана провоз­гласила в качестве своих основных целей обуздание инфляции которая к началу 80-х гг. стала настоящим бичом американской эко­номики, повышение научно-технического потенциала США, струк­турную перестройку экономики, усиление конкурентных позиций США на мировых рынках. Для реализации этих целей были пред­ложены: ограничение вмешательства государства в экономику и всемерное стимулирование рыночных начал; сокращение темпов инфляции; стимулирование инвестиций; увеличение сбережений населения для последующего их инвестирования в экономику; ограничение расходов федерального правительства, прежде всего за счет уменьшения социальных расходов, т.е. на пособия по безра­ботице и инвалидам, на медицинскую помощь и др.; уменьшение дефицита федерального бюджета.

Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить по­доходный налог, ускорить темпы подъема экономики, обуздать за­бастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспе­чили ему победу вторично на президентских выборах 1984 г.

Во внешнеполитической сфере для большинства американских избирателей, напуганных пропагандой о надвигающейся советской угрозе, особую привлекательность приобрел лозунг Рейгана о не­обходимости закрыть так называемое «окно уязвимости» Амери­ки, которое якобы образовалось в результате ракетно-ядерного от­ставания США от СССР. Объявив Советский Союз «империей зла», Рейган провозгласил своей целью измотать его и ослабить эконо­мически, навязав ему безудержную гонку вооружений.

С приходом к власти Рейгана произошло дальнейшее обострение совет­ско-американских отношений, гонка вооружений поднялась на новый, более высокий уровень. Военные расходы возросли со 134 млрд долл. в 1979/80 финансовом году до 291 млрд долл. к концу президентства Рейгана. При нем была развернута дорогостоящая исследовательская программа «Стратегичес­кая оборонная инициатива», получившая название «звездные войны». Она предусматривала создание широкомасштабной системы противоракетной обо­роны (ПРО) с элементами космического базирования. На ее реализацию были выделены миллиарды долларов. Однако, как выяснилось позже, многие ком­поненты этой программы не были рассчитаны и разработаны в должной мере и, по сути дела, оказались невыполнимыми.

Второй срок пребывания Рейгана ознаменовался очередным поворотом внешнеполитической стратегии правящих кругов США в сторону реализма и улучшения отношений с Советским Союзом. Этому в значительной степени способствовал целый комплекс фак­торов, среди которых важнейшим стал приход к власти в СССР

В 1985 г. новое руководство во главе с М.С. Горбачевым, провозгласило курс на улучшение отношений с США, основанный на «но­вом мышлении». Немаловажное значение имело также осознание самими правящими кругами США бесперспективности стратегии наращивания гонки вооружений и гибельности установок на одержание победы в ядерной войне.

Этапным событием на пути ослабления напряженности в советс­ко-американских отношениях стала встреча в верхах руководителей СССР и США в Рейкьявике в октябре 1986 г. Несмотря на суще­ственные противоречия между двумя сторонами почти по всем жиз­ненно важным вопросам, было достигнуто согласие по вопросам как стратегических вооружений, так и ракет средней дальности. Хотя это согласие и не удалось воплотить в обязывающие договоренности, встреча в Рейкьявике создала качественно новую ситуацию, подняв борьбу за сокращение вооружений на новую высоту.

Заметной вехой на пути улучшения советско-американских от­ношений стал визит Горбачева в декабре 1987 г. в США. В ходе ви­зита руководители двух стран подписали Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), предусматривающий демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в странах За­падной Европы и в западных районах СССР.

Позитивные сдвиги в политике администрации Р.Рейгана послужили для республиканской партии тем багажом, который позволил без труда одержать очередную побе­ду на президентских выборах 1988 г. Популярность действующего президента была высока, и лишь конституционные нормы не позво­ляли ему баллотироваться в третий раз. 41-м президентом страны стал впервые в послевоенной Америке избранный прямо с вице-президен­тской должности Дж. Буш старший. Он был последним президентом США — участником Второй мировой войны. За свою долгую поли­тическую карьеру Дж. Буш приобрел немалый опыт. Он был амери­канским представителем в ООН, послом в Китае и директором ЦРУ. Пребывание Буша в Белом доме в качестве вице-президента, а затем и главы государства, совпало с грандиозными событиями
на мировой арене, оказавшими огромное влияние на политический курс правящих кругов Соединенных Штатов. Речь идет об оконча­нии «холодной войны», снижении угрозы ядерного конфликта, рас­паде Советского Союза и социалистического содружества, воссо­единении Германии, начале прямых переговоров Израиля с араб­скими странами, изменениях на геополитической карте современного мира. Уход с политической арены самого могущественного военно-политического соперника в лице Советского Союза посеял в умах американских лидеров иллюзии относительно возможности превра­щения США в единственного и общепризнанного мирового лидера и построения однополярного мирового порядка во главе с США.

На фоне постепенного нарастания экономических трудностей внутри стра­ны, а также усиления бюджетного дефицита внешнеполитические перспек­тивы, открывшиеся перед новой республиканской администрацией, были многообещающи. Дж. Буш в качестве президента страны сделал ставку на свой обширный политический опыт и заявил о намерении всемерно укреп­лять оборону США и реализовывать возможности, неожиданно открывшие­ся для его страны на мировой арене.

Во внутренней политике начало президентства Дж. Буша совпа­ло с кризисом в сфере государственного кредитования. Попытки администрации опереться при ликвидации ряда сберегательных учреждений на принятый в 1989 г. закон о реформе финансовых институтов оказались безуспешными и привели к резкому росту бюджетных расходов в связи с необходимостью страхования феде­ральных депозитов. Начавшийся в 1991 г. экономический спад в дальнейшем сказался на росте бюджетного дефицита и вынудил президента отказаться от предвыборных обещаний следовать кон­сервативной финансовой программе Рейгана. Администрация Дж. Буша-старшего вскоре перешла к повышению налогов, а также сокращению ассигнований на социальные нужды и частичному сни­жению военных расходов. Была кардинально пересмотрена налого­вая политика, снят ряд ограничений налогов с лиц, имеющих высо­кие доходы. Одновременно разрабатывалась программа поддержки малых предприятий и обеспечения свободы торговли с использова­нием имевшихся в распоряжении администрации налоговых инст­рументов, прежде всего такой формы государственного регулиро­вания, как гибкая система налоговых льгот. Реализовать эту про­грамму президенту не удалось. Поставленный в трудное положение невозможностью введения новых статей государственных расходов, он начал масштабную кампанию по стимулированию и расширению благотворительности. По этой же причине издержки финансиро­вания ряда насущных природоохранительных мероприятий его ад­министрация вынуждена была отнести на счет частных промыш­ленных фирм и корпораций, загрязнявших окружающую среду.

Гораздо более успешной была внешняя политика республикан­цев. Поддержку и одобрение в США получила деятельность адми­нистрации Буша на Американском континенте. В декабре 1989 г..| войска Соединенных Штатов были введены в Панаму с целью свержения режима генерала М.А. Норьеги и восстановления власти из­бранного правительства. Развивалось экономическое сотрудничество стран Западного полушария. С 1990 г. вступила в практическую фазу «общеамериканская инициатива» — система мер, благоприятствовавших расширению торговли и инвестирования в экономику американских государств путем взаимозачета долгов и отмены таможенных сборов странами-участницами соглашений. Успешно прошли переговоры между США, Канадой, Мексикой о заключении Североатлантического соглашения о свободной торговле (НАФТА).

Дж. Буш проводил политику дальнейшего ослабления между­народной напряженности и консолидации последствий «холодной войны». Его первая встреча с лидером СССР М. Горбачевым про­шла в декабре 1989 г. Почти полностью была принята предложен­ная американской стороной программа развития советско-амери­канских отношений из 21-го пункта. В ходе целой серии последую­щих встреч с руководителями СССР, а после его распада — с руководителями России, было урегулировано в пользу США боль­шинство спорных вопросов, омрачавших отношения между стра­нами. Американская сторона предложила помощь для полного вхождения СССР в мировую экономику. Одновременно проводи­лись переговоры о выводе части американских и советских войск из Западной Европы, контроле над вооружениями и роли СБСЕ (1975 г.) в создании новой системы европейской безопасности.

При активном участии американской администрации решался вопрос об объединении Восточной и Западной Германии. Многосторонние переговоры привели в подписанию в Москве 12 сентября 1990 г. договора, по которому СССР согласился на создание единой Германии как полноправного члена НАТО. Были заключены также договоры 1990—1991 гг. о вооруженных силах в Европе, а также о крупномасштабном сокращении обычных и стратегичес­ких наступательных вооружений.

В начале 90-х гг. администрация Дж. Буша провозгласила зада­чу установления «нового мирового порядка». Правительство США организовало в 1990 г. коалицию западных стран против Ирака, напавшего на Кувейт, и сумело одержать над ним сравнительно лег­кую победу. Вместе с тем после «холодной войны» распался внут­риполитический консенсус по внешнеполитическим вопросам, на котором базировалась международно-политическая стратегия _США в период противостояния двух мировых систем. Американс­кая общественность критически отнеслась к отказу администрации Дж. Буша применить торговые санкции к Китаю в связи с наруше­нием в этой стране прав человека при разгоне мирных шествий ле­том 1989 г. После окончания войны в Персидском заливе в Соеди­ненных Штатах начался глубокий экономический спад, остановить который удалось лишь отчасти к началу 1992 г.

На президентских выборах, состоявшихся в 1992 г., хозяином Белого дома стал умело использовавший трудности республикан­ской администрации представитель демократической партии Уиль­ям Джефферсон Клинтон. Одним из важных факторов его победы являлось то, что ему удалось осуществить довольно серьезные ре­формы в демократической партии, существенно изменившие ее облик в глазах избирателей. Отказавшись от идеологизированных принципов «рейганомики», Клинтон предпочел отойти и от тради­ционных лозунгов своей партии. Б. Клинтон перехватил у респуб­ликанцев ряд популярных лозунгов, включая обязательство сбалан­сировать федеральный бюджет. Сделав крен в сторону центристс­кого курса, демократы в целом остались верны традициям Рузвельта—Кеннеди, заложивших основы системы государственно­го вмешательства в социальную и экономическую жизнь страны. Клинтон провозгласил новую «экономическую философию» на основе неокейнсианского подхода. Социальная функция государ­ства при этом полностью сохранялась, однако она должна была быть реализована путем бездефицитного финансирования. В то же вре­мя Клинтон и его сторонники выступили с обещаниями стимули­ровать личную инициативу граждан, создать благоприятные усло­вия для реализации рыночных принципов, осуществить реформу систем здравоохранения, социальной помощи и т. д.

Одним из важных лозунгов Клинтона стали призывы обеспе­чить процветание американской экономики и достижение внутрен­ней стабильности для обеспечения лидирующих позиций США на мировой арене. Ключевая роль в выполнении этой задачи отводи­лась государству, которое дополняло рынок, определяло правила свободной конкуренции. Экономическая стратегия администрации Клинтона была нацелена на сокращение дефицита бюджета, инве­стирование в людей, расширение доступа к зарубежным рынкам. Администрации Клинтона удалось сначала стабилизировать эко­номику, а затем обеспечить ее устойчивый рост, что привело к зна­чительному увеличению рабочих мест, беспрецедентному сокраще­нию инфляции, росту покупательной способности населения и т.д. Эти и ряд других факторов обеспечили президенту победу и на выборах 1996 г. Второй срок пребывания у власти Клинтона ознаме­новался серией скандалов, которые чуть не привели его к импичмен­ту, или отстранению от власти в порядке судебного преследования. На протяжении двух президентских сроков Б. Клинтон суще­ственно ограничил военные расходы, а также взял курс на проведе­ние реформы затрат на социальное обеспечение, повысив эффек­тивность ряда социальных программ и положив предел их росту. За время пребывания у власти демократов в США было создано 20 млн новых рабочих мест. С 1998 г. Соединенные Штаты достиг­ли положительного бюджетного сальдо — профицита. Впервые за несколько десятилетий доходы федерального правительства нача­ли превышать расходы. В послании о положении страны 27 января 2000 г. Б. Клинтон предложил использовать профицит для погаше­ния в ближайшие полтора десятилетия национального долга.

Важным экономическим достижением администрации стало почти двукратное снижение темпов инфляции, позволившее сохра­нить высокий жизненный уровень американцев. Ликвидация де­фицита бюджета стала возможна в результате сокращения военных расходов. Ассигнования на военные цели в 1998 г. составили 16 % федерального бюджета. В результате социальные расходы прави­тельства превысили военные в три раза. Важное место в правитель­ственных программах уделено поддержке образования как важной функции, обеспечивающей высокий квалификационный уровень рабочей силы в условиях экономики, переживающей непрерывную технологическую революцию. Федеральный бюджет взял на себя при Клинтоне более трети всех расходов на науку, в том числе свы­ше половины — на фундаментальные исследования.

Внешнеполитическая стратегия администрации Клинтона бази­ровалась на необходимости для США сохранить роль «мирового лидера», опираясь на экономический потенциал, модернизацию эф­фективной военной машины, прочные позиции в культурно-инфор­мационной сфере через телевидение, кино, Интернет. С 1993 г. всту­пило в силу соглашение о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). В 1994 г. по инициативе американ­ского президента было принято решение о создании «Зоны свобод­ной торговли Америк» (ТАФТА). США активно участвуют в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сообществе. Разрабатываются планы создания нового «Евроатлантического рынка».

Вместе с тем, военная сила остается одним из главных инструментов аме­риканской внешней политики. В начале 90-х гг. президент отказался от стра­тегической оборонной инициативы (СОИ), сделав упор на программу разви­тия противоракетной обороны (ПРО). Испытания в 1998 г, ядерного оружия Индией и Пакистаном, ракет средней дальности Ираном и Северной Кореей заставили президента пересмотреть отношение к ПРО. В 1999 г. Клинтон объ­явил об увеличении военных расходов и начале нового этапа военного строи­тельства, в ходе которого предполагается провести закупку нового поколе­ния вооружений.

Вместе с тем внешнеполитическая деятельность Клинтона вы­зывала нарекания. Критике подвергались его подходы к отноше­ниям с Россией, ООН, ближневосточными государствами, а также то, что вооруженные силы США принимали участие в вооружен­ных конфликтах за рубежом, прежде всего в Югославии. По оцен­ке экспертов МВФ, к концу столетия появились признаки «перегре­ва» американской экономики и угрозы экономического кризиса.

Выборы 2000 г. в США приобрели драматический характер. Очевидные экономические успехи, достигнутые страной в годы правления демократов, давали им основания рассчитывать на успех своего кандидата, вице-президента Альберта Гора. Республиканцы также были исполнены решимости взять реванш. Они использовали все возможности для привлечения на свою сторону избирателей под лозунгами защиты традиционных ценностей общества. В своей предвыборной кампании республиканцы учли опыт Б. Клинтона, выступив с позиций, вполне близких позициям демократов, перехватив отдельные их лозунги и сделав ставку на центристский под­ход. Экономическое процветание, беспрецедентное по длительнос­ти, отразилось на настроениях избирателей. В результате традиционные для предвыборных дебатов экономичес­кие проблемы в 2000 г. отошли на задний план, а вперед выдвину­лись вопросы образования, здравоохранения и социального обеспе­чения, а также обсуждение тем, связанных с религией, семейными и нравственными ценностями общества, где позиции республикан­цев нашли поддержку значительной части населения.

Результаты выборов носили беспрецедентный характер. Несмот­ря на то что за А. Гора проголосовало на 542 тыс. больше избирате­лей, в коллегии выборщиков с незначительным перевесом оказались представлены сторонники республиканцев. Подобная ситуация ста­ла возможна в связи с особенностями избирательной системы США. Гора поддержали только 20 штатов, федеральный округ Колумбия. Буш же победил в 30 штатах. В то же время города с населением более полумиллиона человек проголосовали за Гора в соотношении 1:3, тогда как в малых городах 60 % получил Буш. Демократов под­держали небольшие по площади густонаселенные мегаполисы по­бережий, а- республиканцы нашли поддержку в обширной внут­ренней провинции страны. Решающее значение для исхода выбо­ров имело то, что республиканцы не позволили проводить пересчет бюллетеней в штате Флорида, исход выборов в котором вызвал наи­большее количество претензий со стороны демократов. В итоге ре­шением Верховного суда США, 43-м президентом США был объяв­лен Дж. Буш-младший.

Date: 2016-02-19; view: 4042; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию