Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 5. Средства лечения ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
После этого риши Видьяджняна молвил такие слова: О великий риши, слушай! У болезни есть противники — четыре лечения — это: питание, образ жизни, лекарства и процедуры. Конина, ослятина, мясо сурка, сушеное мясо, великое мясо42, растительное масло, прошлогоднее масло, тростник, чеснок, лук, молоко, мальва, алтеи, чан из муки, тростниковый чан и костный чан — это питание для больных ветром, Шо43и дар44 из коровьего и козьего молока, свежее мясо, дичь, козлятина, сушеное мясо, дробленый ячмень, теплый суп из просвирника и одуванчика, холодная вода и кипяток охлажденный считаются пищей для больных желчью. Баранина, мясо дикого яка, мясо хищных зверей, рыба, мед, старое зерно из сухих мест, теплая пища, шо и дар из молока яка, крепкий чан и вода кипяченая — вот пища, которую принимают больные слизью. При болезнях ветра надо быть в тепле, общаться с друзьями, приятными для души; при болезнях желчи — сидеть спокойно в прохладе; при болезнях слизи больше двигаться, держаться в тепле. Больным ветром нужны сладкое, кислое, «маслянистое», «тяжелое», «мягкое», больных желчью лечат сладкое, горькое, терпкое, «прохладное», «жидкое», «тупящее»; а больных слизью — жгучее, кислое, терпкое, «острое», «жесткое», «легкое». Сочетая эти вкусы и свойства, лечат успокаивающими и очищающими средствами. Успокаивающие средства. Против ветра две (лекарственные формы) — супы и масляные лекарства; против болезней желчи — отвары и порошки; против болезней слизи — пилюли и зольные лекарства. Супы: из костей, из «четырех питательных», из головы. Масляные лекарства: из мускатного ореха, чеснока, «трех плодов.», «пяти корней», «великое лекарство». Отвары: девясила высокого, софоры и сверции. Порошки: камфоры, сандала, шафрана и бамбуковой манны. Пилюли: борца ядовитого и разных солей. Зольные лекарства: порошки гранатника, рододендрона, понгамии, жженых солей и кальцита. Очищающие средства. При болезнях ветра — это клизма «жам-рци, при болезнях желчи — слабительные, при болезнях слизи — рвотные. «Жам-рци бывает смягчающе-увлажняющая, смягчающе-послабляющая и увлажняющие- послабляющая; слабительные: общие, особые, сильные и мягкие; рвотных два: сильные и слабые. Процедуры: массаж, монгольское прижигание, потение, кровопускание, водные, компрессы, прижигания — перечислены от простых к сложным. Итого средств лечения девяносто восемь. Если использовать их, прилагая старание, можно быстро вырваться из болота болезней. Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений. Тантра основ. Глава пятая. Средства лечения. Примечание: 42 «Великое мясо» — его заменителем может быть медвежатина.
ГЛАВА 6. ПРИМЕР, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ СТРОЕНИЕ «ЧЖУД-ШИ»
Затем риши Видьяджняна произнес такие слова: О великий риши, слушай! На трех корнях: строение (тела), узнавание (болезни), лечение — выросли девять стволов: норма, изменения45, осмотр, ощупывание, опрос, питание, образ жизни, лекарства, процедуры. На стволе нормы растут три ветви: болезни, силы тела, нечистоты; на стволе болезни девять ветвей: причины, условия, входные двери, места расположения болезней, пути передвижения, периоды движения, плоды, причины изменений и обобщение; у ствола осмотра — две (ветви) языка и мочи; у ствола пульса — три; у ствола опроса —три: причины болезни, характер болей, привычки; у ствола питания шесть ветвей о пище и питье; у ствола образа жизни — три; у ствола лекарств по три ветви вкуса и свойств — шесть ветвей и (плюс) шесть ветвей приготовления успокаивающих и три ветви очищающих средств; у процедур три ветви — итого ветвей сорок семь. На первой ветке двадцать пять листьев, на ветке болезней — шестьдесят три, осмотра — шесть, пульса — три, опроса —двадцать девять, (видов) пищи при болезни ветра — четырнадцать, болезнях желчи — двенадцать, слизи — девять, образа жизни — шесть, вкусов и действий лекарств — по девять, супов — три, масляных лекарств — пять, отваров и порошков — по четыре, пилюль — два, зольных лекарств — пять, методов лечения — девять, процедур — семь листьев. На корне первом — восемьдесят восемь листьев; на корне узнавания болезней — тридцать восемь; на корне средств и способов лечения — девяносто восемь. В целом распускаются двести двадцать четыре листа, два цветка — здоровье и долголетие, три плода — (преуспеяние) в дхарме, богатство и счастье. Эта сжатая, похожая на экстракт «Тантра основ», которая на примерах показывает суть «Чжуд-ши», является предметом изучения немногих мудрецов и совершенно недоступна для разума глупых. При желании узнать подробности смотрите в большие трактаты — так сказал риши Видьяджняна и погрузился в сердце Бхайшаджья-гуру. Экстракт амриты — восьмичленная тантра тайных устных наставлений. Тантра основ. Глава шестая. Пример, показывающий строение «Чжуд-ши». ЗАВЕРШИЛАСЬ «ТАНТРА ОСНОВ» ИЗ «ЭКСТРАКТА АМРИТЫ - ВОСЬМИЧЛЕННОЙ ТАНТРЫ ТАЙНЫХ УСТНЫХ НАСТАВЛЕНИЙ».
Примечание: 45 Понятие «норма» применительно к состоянию здоровья здесь выражено термином «не измененное» (тиб. rnam-par mi gyur), а болезнь — термином «измененное» (тиб. rnam-par gyur). 43 Шо — кисло-молочный продукт типа йогурта. 44 Дар — кисло-молочный продукт типа кефира.
|