Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема № 18. Казахстан в 1946 – 1964 годы





Цель и задачи: Дать характеристику общественно-политической жизни в послевоенный период, осуждения культа личности Сталина, раскрыть причины неравномерности социально-экономического развития республики в 1946-1964 гг.

 

План:

18.1.Экономическое развитие Казахстана в 1946-1964 годах. Освоение целинных земель.

18.2. Этнодемографическая ситуация в годы освоения целины.

18.3.Обществено-политическое развитие Казахстана в 1946-1964 годах.

18.4.Развитие культуры, образования, науки.

Цель и задачи: Дать характеристику общественно-политической жизни в послевоенный период, осуждения культа личности Сталина, раскрыть причины неравномерности социально-экономического развития республики в 1946-1964 гг.

Ключевые понятия: милитаризация, культ личность Сталина, освоение целины, тоталитарный режим, Советы народного хозяйства.

Литература:

1. История Казахстана. Очерк. Алматы, 1993.

2.О чем не говорили. Алма-Ата, 1990.

 

1. Период 1946-1964 годов можно условно разделить на более короткие этапы: 1946-1953 годы, которые называют послевоенными, 1954-1964 годы – попытки реформирования экономики.

1946-1953 годы отмечены ускоренными темпами восстановления народного хозяйства на западе СССР, чему была подчинена жизнь восточных регионов.

В развитии промышленности наблюдались некоторые положительные тенденции. Заданный в годы войны темп промышленного развития продолжал сохраняться.

Другие отрасли промышленности, связанные с обеспечением повседневной жизни людей, оставались в отсталом положении. Большинство предприятий легкой промышленности были созданы до или вскоре после Октябрьской революции. И здесь мы видим закрепление за Казахстаном роли сырьевого придатка. Производилось огромное количество кож, шерсти, выращивался хлопок, но в республике практически не производились обувь, ткани, одежда, хотя население за годы войны резко возросло за счет эвакуированных и депортированных.

В сельском хозяйстве ситуация была хуже, чем в промышленности. Урожай зерна в послевоенные годы оказался ниже урожаев 20-30-х годов, усугубили ситуацию засуха и неурожай 1946-1947 годов. Животноводство пребывало в плачевном положении, поголовье скота в 1951 году составляло 4.5 миллиона голов крупного рогатого скота, 1,5 миллиона голов лошадей и 127 тысяч голов верблюдов. Необходимо добавить к этому, что сельские труженики были фактически лишены прав .



Не намного лучше обстояло дело в городе. Низкий уровень зарплаты – 62 рубля, постоянные подписки на облигации Государственного займа частично покрывались бесплатным медицинским обслуживанием, ежегодным снижением цен на продукты и товары первой необходимости, но не давали возможности повысить качество жизни.

Таким образом, мы видим, что милитаризация экономики, движение СССР по пути постоянного соревнования с западными державами обеспечивались за счет сельского сектора экономики. Это привело к кризису в сельском хозяйстве в начале 50-х годов. Выход был найден в освоении целинных и залежных земель восточных регионов.

После смерти И.В.Сталина, недолгого правления Маленкова к власти пришел реформатор Н.С.Хрущев, одним из первых шагов которого стало перераспределение инвестиций в пользу сельского хозяйства, смягчение налогового режима.

В 1954-1955 годах в сельское хозяйство Казахстана было вложено 6 миллиардов 105 миллионов рублей. По всей территории распашки начали строиться совхозы с достаточно развитой инфраструктурой – школами, фельдшерскими и акушерскими пунктами, клубами с библиотекой, магазинами. В 1954 году было построено 90 совхозов. Между районными центрами была проложена телефонная связь, большинство совхозов радиофицировалось. Значительным был приток квалифицированных специалистов сельского хозяйства – агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей.

Но как у всякого крупного исторического явления, у освоения целинных и залежных земель были и отрицательные стороны. В первую очередь пострадала среда обитания казахстанцев. Уже в конце 50-х – начале 60-х годов появились первые признаки эрозии почв.

Сбор урожая ежегодно превращался во всесоюзную эпопею. Привлекалось огромное количество техники и специалистов, большим был расход горюче-смазочных материалов.

2. Это привело к резкому снижению удельного веса казахского населения в этнической структуре республики до 29,7 %. Но 30 % - это тот порог, за которым начинается размывание социо-культурных особенностей этноса – языка, традиций, обычаев. Возросла прежде всего численность русских на 210 %, тогда как численность казахов сократилась на 24,7%. Соотвественно доля казахов уменьшилась с 57,1 до 30,0%, в то время удельный вес русских вырос с 19,6% до 42,6%.

Не менее парадоксальным явлением остались в истории Казахстана попытки хозяйственно-экономических реформ конца 50 – начала 60-х годов. В 1957 году была предпринята попытка демократизации управления народным хозяйством, вылившаяся в разделение органов управления по территориальному принципу, получившими наименование совнархозов (советы народного хозяйства). Однако реально в жизни многочисленные отделы и управления тормозили работу.



Потенциально еще можно было вывести экономику всего СССР и Казахстана на интенсивный путь развития путем реформирования, но шансы 50-х – начала 60-х годов не были использованы.

3. Политическое развитие в рассматриваемый период отмечено продолжением линии на полное вытеснение инакомыслия, народы Советского Союза, победившие в Великой Отечественной войне, вынесшие все тяготы послевоенного периода, не дождались никаких послаблений со стороны тоталитарного режима.

Продолжались репрессии.

В 1947 году вышла в свет монография Ермухана Бекмахановича Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы ХХ века», до сегодняшнего дня не утерявшая своего научного значения. Она посвящена социально-политическому развитию Казахстана в названный период и восстанию Кенесары Касымова. На основании архивных документов, изучения огромного массива исторических источников, Е.Бекмаханов оценил восстание К.Касымова как национально-освободительное. Этого было достаточно, чтобы развернуть мощную травлю ученого в научных изданиях, а затем осудить его на 25 лет без права переписки. Только смерть И.Сталина спасла его от верной гибели в лагерях.

Гонениям подверглись первый президент Академии наук Казахской ССР Каныш Имантаевич Сатпаев, великий писатель Мухтар Омарханович Ауэзов, известнейший Ахмет Жубанов.

Хотелось бы заметить, что не прекратились репрессии против простых людей. В 1949 году в Казахстан прибыл последний эшелон с депортированными таджиками, обвиненными в пособничестве басмачам .

ХХ съезд КПСС, на котором публично был осужден культ личности Сталина, внушал надежды на демократизацию политической, общественной сферы, но этого не произошло. Даже материалы съезда остались засекречены для большинства населения. Некоторого расширения прав дождались профессиональные союзы, которые получили возможность технического инспектирования предприятий, условий труда в городе и на селе. Но последнее слово оставалось за коммунистической партией.

Таким образом, можно констатировать, что тоталитарный режим, созданный в конце 20-х годов, сохранил свои позиции даже после победы СССР в Великой Отечественной войне.

4. Основные тенденции в развитии культуры Казахстана послевоенных десятилетий состоят как в положительных, так и отрицательных явлениях.

Нельзя не отметить, что ускоренными темпами развивалось образование. Приток эвакуированных учителей в годы войны, открытие новых школ в послевоенный период привели к увеличению количества людей с неполным средним образованием, из числа которых формировался контингент профессионально-технических училищ, системы фабрично-заводского обучения.

Открылись в Казахстане новые вузы. В Алматы – Казахский государственный женский педагогический институт, в областных центрах - педагогические институты, политехнический институт в Караганде и т.д. Первый из названных стал кузницей подготовки педагогических кадров для села, в КазГосЖенПИ работали лучшие ученые и преподаватели страны.

1946-1964 годы в истории Казахстана стали временем закрепления тоталитарного режима, основными чертами которого были:

- жесткая централизация власти;

- административно-командные методы управления не только экономическими, но и социальными, политическими, культурными процессами;

- полное подчинение республики центру;

- формальность гарантированных Конституцией прав граждан;

- отставание в НТР.






Date: 2015-06-05; view: 471; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию