Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О форме рун





 

Форма рун характеризуется тем, что она, в об­щем, избегает горизонтальных и изогнутых линий, как и прямых углов, напротив, предпочитаются вертикальные и остроугольные черты. Вообще, исследования объясняют угловатые формы рун спосо­бом изготовления рунических знаков путем выре­зания на дереве.

Теперь, конечно, большая часть дошедших до нас рунических свидетельств состоит из металли­ческих, каменных, костяных, янтарных предметов и в редких случаях изделий из обожженной глины; из «Речей Сигрдривы» Эдды мы узнаем о проца­рапывании рун на стекле, в других сочинениях — о нацарапывании на роге и китовом усе. Число же сохранившихся до нашего времени деревянных предметов с нанесенными на них рунами весьма незначительно. Но это могло бы найти достаточно убедительное объяснение в недолговечности дре­весины. Дело в том, что только при особо благо­приятных условиях хранения древесины в жирной почве, как, например, искусственные жилища-хол­мы на фризско-саксонском побережье или в боло­тах, как в Шлезвиге и на датских островах, дере­вянные предметы могли сохраниться.

К находкам, сделанным в голландской Фрислан­дии, принадлежит игрушечный деревянный меч из Арума, на котором имеются англо-фризские руны.

Меч сделан из тисовой древесины, другие дере­вянные части — из дуба и ясеня. Но использовался ли в качестве писчего материала бук, как предпо­лагали до недавнего времени на основании слов «Buch» (книга) и «Buchstabe» (буква), в последнее время стало сомнительно.

Оказалось, что буковая древесина мало подходит для резьбы и процарапывания, а слово «Buchstabe» вошло в употребление только после введения мо­нашеского шрифта и относится к латинским пись­менным знакам. Это заключение можно сделать на основании того, что в древневерхненемецком, древ­неанглийском и древнескандинавском языках от­дельные письменные знаки называются «Runstab» или кратко «Stab».

Словами, обозначающими какую-либо деятель­ность, связанную с руническим письмом, переводится слово writan = «reißen» (чертить), «schneiden» (резать), «ritzen» (царапать) в Германии, Англии и Скандинавии. В Англии оно живо еще и сегодня как to write — писать, в Германии — еще только в таких существительных, как «Grundriss» (план, чер­теж), «Reisszeug» (готовальня) и т. д.

Другие специальные глаголы — это «hauen» (ру­бить), т. е. «einhauen» (вырубать, насекать), «einmeifieln» (высекать) (только в Скандинавии с X в.), «scheren» (срезать) (только в Скандинавии, в Германии со­хранившееся еще в «bescheren» (остригать)), «merken» (замечать), т. е. снабжать маркой, и «wirken» (толь­ко в Скандинавии).

Древний термин «färben» (красить), который так­же переводится как «рисовать», мог первоначально относиться к рисованию рун на камне для резчика, или к заполнению насечки окрашенной массой, как на средневековом календаре, или указывать на магическое действие. Он вымер вместе с общегер­манским футарком.

«Reißen» (чертить) и «scheren» (срезать) относят­ся к «резанию» и поэтому к деревянной основе. Де­рево самых различных пород было в изобилии в распоряжении германцев. Верно также то, что сак­сы, переселившиеся в V в. в Англию, наряду с други­ми терминами, касавшимися рунического письма, взяли с собой слово «writ-seax» (Reißmesser — резец, долото). Черчение стало нарезанием канавок, при котором из основы вынимались клинышки и полу­чившееся углубление промазывали смесью воска и свинцового сурика или охры, так что вырезанные знаки очень отчетливо выделялись. Еще в Средние века на большом количестве рунических камней, как, например, на камнях из Ардре (о. Готланд), высеченные руны были заполнены красной краской, так что они ярко выделяются на тусклом фоне.

Датский историк Саксон Грамматик еще в 1200 г. знал о древнем обычае посылать «вырезанные в де­реве» буквы в качестве почтового сообщения.

В распоряжении германцев для письма наряду с древесиной была древесная кора. Уже упоминав­шийся выше Венанций Фортунат в дистихе писал:

 

“Тебе давно ни один торговец не предлагал бумагу?

Над тем, в чем тебе отказывает время, не властна и любовь.

Так пусть же ствол бука, готовый помочь, распоясает себя!

И твои слова на коре порадуют мою душу.”

 

Из этих стихов следует, что епископу-сочини­телю бросилось в глаза использование коры бука в качестве писчего материала. Вероятно, он сделал свое наблюдение у франков. Спустя тысячу лет после него шведский архиепископ Олаф Стуре, кото­рый называл себя историком Олафом Магнусом, наблюдал употребление древесной коры для пись­менных целей среди крестьян. Кроме коры бука для передачи сообщений, во всяком случае, упот­реблялась также кора березы. Изготавливали же находчивые фронтовики во время мировой вой­ны 1914—1918 гг. открытки полевой почты из коры березы.


Однако, в то время как немецкие солдаты писа­ли чернилами или карандашом, а сочинявший сти­хи на латыни Венанций думал о письме с помощью тростниковой трубочки, о чем в его приводившем­ся уже выше двустишии позволяет заключить сло­во «malen» (рисовать, писать красками), германцы могли работать по коре с помощью резца. Когда они процарапывали руны на серебристой стороне коры с помощью двух параллельных разрезов, то могли снимать верхний слой коры. Тогда светлые буквы выделялись на сером фоне.

При таком действии можно обоснованно гово­рить о процарапывании (Ritzen), т. к. это слово в новом верхненемецком языке означает лишь лег­кое разрывание поверхности. При насечках же на дереве должно быть приложено определенное уси­лие. В этом отношении подходит обычное выраже­ние «вырезать руны», объективно не подходящее для надписей, которые насекаются на дереве, ре­жутся на глине или выдалбливаются на камне. Его применение объясняется тем, что оно как фонетическая форма «руна» заимствовано из скандинав­ского словоупотребления, потому что с десятого столетия в Скандинавии стали преобладать специ­альные глаголы rísta и rista (резать, вырезать) для нанесения рун на любой материал.

Однако были также случаи, где руны лишь слег­ка нацарапаны на дереве. Это наглядно демонстри­рует руническая надпись на узкой кромке деревян­ной рейки в церквушке Ванг из Вальдреса в Норве­гии, которая стоит в Брюкенберге в исполинских горах. Тонкие надрезы отнюдь не облегчают чте­ние. Надпись гласит: Æindridhiskarmja: fingr:sonr:Olafsilla. Истолкование может быть следующим: «[Эти врата] вырезал Айндриди, Тонкий палец (т. е. ловкий на руку), сын Олафа Скупого». Эту надпись следует привести здесь в ка­честве примера норвежских процарапанных рун, относящихся к эпохе вскоре после 1200 г.

Если руны действительно изначально были пись­менами, вырезанными на дереве, то становится по­нятным вывод почти всех специалистов о том, что остроугольную форму рун убедительнейшим обра­зом следует объяснять чисто техническими причи­нами: приспосабливанием к материалу и учетом направления волокон древесины. Но уже в 1898 г. появились возражения против этого на том осно­вании, что германцы, по свидетельству Венанция, использовали полированные (выровненные) дощеч­ки или поленца, на которых и вырезали руны. В та­ком случае нанесение круглых и горизонтальных линий совершенно не вызывало затруднений, как явствует из сохранившихся до нашего времени чу­десных скандинавских резных работ. Поэтому и в ранний период изучения рун подчеркивали, что на­стоятельно рекомендуется не решать вопрос одно­сторонне и с чисто технической точки зрения, а учитывать также надлежащим образом германское чувство стиля, которое предпочитало закруглять уг­ловатые и сводить к прямоугольным остроугольные формы.

Поучительно с этой точки зрения рассмотреть рунические формы футорка. Все его буквы, за од­ним исключением, имеют вертикальную осевую ли­нию, так называемый ствол. К ней справа или слева, как ветви, присоединяются боковые, дополнитель­ные линии. У руны f имеются как прямые, так и изогнутые боковые штрихи, у руны th пузатая боко­вая черта сильно преобладает над угловатой, руна r почти всегда имеет закругленную боковую линию, у знака k прямой и восходящий штрихи встречают­ся в равной мере, а у знака b значительно преобла­дает закругленная пузатая боковая линия. Наконец, руна R на датском руническом камне имеет почти исключительно изогнутые боковые штрихи.


Особого рассмотрения требует руна m. В длин­ном футарке она имела две вертикальные черты, которые были связаны между собой скрещивающи­мися косыми штрихами. На датских камнях деся­того столетия знак т появляется только с одним вертикальным стволом, который вверху проходит через круг или ромб (), однако эта форма не смогла возобладать. В середине XI в. побеждает знак, который имеет форму полукруга или полу­ромба, открытого сверху: . При этом сущест­венно, что круглые или прямые линии появляются как будто по собственному усмотрению данного резчика по камню.

Знак u имеет формы и , у англичан также ; итак, боковая черта имеет угловатую или наклон­ную форму. Но уже на камне из Кюльвера появля­ется боковой штрих ниже вершины основной чер­ты, отчего последняя выделяется сильнее. И в анг­лийских памятниках также нередко попадается эта форма. Особенно она бросается в глаза на камне из Рек (Швеция), где встречаются одновременно обе формы.

Тенденция присоединять отличительную чер­точку ниже вершины главной затронула также зна­ки l и r, хотя и в меньшей степени, чем U.

Далее, она изменила старое на (с фонети­ческим значением открытого О). Развившиеся в дальнейшем из этого формы уже упоминались выше. В некоторых скандинавских памятниках появляет­ся знак с тремя дополнительными штрихами: , эта форма руны считалась, возможно, особенно на­дежной защитой.

Древнеанглийское D имеет косые штрихи, кото­рые не связывают больше верхние и нижние концы обоих вертикальных штрихов, а присоединяются глубже и заканчиваются выше: . Эта форма встре­чается уже на фибуле из Фрайлауберсхайма.

Общегерманская руна h в южногерманской об­ласти имеет два наклонных поперечных штриха, на севере же — только один. Позже там появился знак только с одним стволом и с двумя перекрещиваю­щимися боковыми штрихами:

Древнее R , начиная с восьмого столетия, вы­тесняется формой . После фонетического совпа­дения R и r этот знак стал употребляться для обо­значения ü (примерно с 1050 г. и сначала только в Норвегии). В результате этого пунктированная ру­на и оказалась ненужной.

Знак ng (Кюльвер) или (Вадстена) получил в древней Англии форму , в которой линии раз­двинуты на нормальной высоте. В Скандинавии эта руна уже в VI в. свелась к одной вертикальной ли­нии, которая имела наверху ромб.


Древняя руна s появляется со слегка изогну­той линией вместо традиционной угловатой; она встречается также с четырехколенным штрихом вместо трехколенного. Позже в Скандинавии она пре­вращается в (см. стр. 34). Древняя руна о, Odals- знак, имеет чаще всего угловатую форму, однако встречаются варианты и с изогнутыми как петля линиями.

Знак z фибулы из Шарнэ с двумя боковыми штрихами, направленными кверху, и двумя — книзу, мог бы продемонстрировать древний вариант, в ко­тором упрощенные формы выделяют осевую черту.

Иногда встречаются значительно отклоняющие­ся от обычного формы, например, для t и для d на острие копья из Ковеля или для у на скрамасаксе из Темзы. В этих случаях следует условно принимать во внимание материал (насечка сереб­ряной проволокой по железу).








Date: 2015-04-23; view: 509; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию