Структура содержания Интернет-тренажера по дисциплине «Биология» построена на основе преемственности между содержанием этой дисциплины в государственных образовательных стандартах (ГОС) высшего профессионального образования и тестовыми материалами, используемыми в рамках Интернет-тренажеров. Она раскрывает содержание дисциплины, представляя тематическое наполнение отдельных ее разделов (дидактических единиц), и перечень учебных элементов. Выделенные разделы дисциплины (дидактические единицы), их тематическое раскрытие зафиксированы в структуре и положены в основу содержания тестовых заданий банка дисциплины, используемого для работы в рамках системы «Интернет-тренажеры в сфере образования».
Содержание Интернет-тренажера по дисциплине
| Перечень учебных элементов
Студент должен:
|
Код элемента содержания
| Наименование элемента содержания (тема)
|
- Сущность жизни, свойства и уровни организации живого
|
2-01-01
| Биология как наука о живой материи
| знать: историю становления биологии как науки и ее место в системе естественнонаучных дисциплин
|
2-01-02
| Методология и перспективные направления биологических исследований
| знать: классические и современные методы исследований; фундаментальные и прикладные направления в современной биологии: биотехнология, генная инженерия; роль биологических достижений в развитии сельского хозяйства, медицины и др.
|
2-01-03
| Свойства, признаки и уровни организации живой материи
| знать: структуру живой материи и принципы организации живых существ; структурно-функциональные признаки живого
|
2-01-04
| Раскрытие представлений о сущности жизни, фундаментальные концепции
| знать: критерии, отличающие живые системы от объектов неживой природы; концепции и перспективы развития биологических наук
|
- Эволюция органического мира
|
2-02-01
| Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции
| знать: основные положения эволюционного учения, его развитие; движущие силы и факторы эволюции; доказательства эволюции
|
2-02-02
| Механизмы эволюционного процесса
| знать: направления эволюционного процесса; результаты эволюции; микро- и макроэволюционный процесс
|
2-02-03
| Возникновение и развитие жизни на Земле
| знать: основные этапы эволюции органического мира; важнейшие ароморфозы в эволюции растительного и животного мира
|
2-02-04
| Возникновение и развитие человека – антропогенез
| знать: происхождение человека; движущие силы и факторы антропогенеза; основные черты древнейшего, древнего и современного человека; генетическое единство человеческих рас
|
- Живые системы: клетка, организм
|
2-03-01
| Химические компоненты живого
| знать: химический состав живого вещества; функционирующую роль основных неорганических и органических веществ
|
2-03-02
| Клеточные структуры и их функции
| знать: становление и основные положения клеточной теории; строение и функции клеточных органелл; отличия растительной клетки от животной
|
2-03-03
| Обмен веществ и энергии в клетке
| знать: фотосинтез (световая и темновая стадии); дыхание (анаэробное и аэробное); особенности метаболизма у растений и животных; роль ферментов в обмене веществ
|
2-03-04
| Воспроизведение живых систем
| знать: половое и бесполое воспроизведение организмов; особенности митоза и мейоза и их биологическое значение; стадии онтогенеза у многоклеточных, эмбриональное и постэмбриональное развитие представителей разных царств живой природы
|
- Биологическое разнообразие организмов
|
2-04-01
| Биологическое разнообразие живых организмов: генетическое, таксономическое, экосистемное
| знать: виды биологического разнообразия; принципы систематики; отличия естественных и искусственных систем; классификацию организмов
|
2-04-02
| Разнообразие растений
| знать: признаки отделов, классов и семейств растений: особенности строения и жизнедеятельности растений; тенденции усложнения строения растений; роль растений в природе и хозяйственной деятельности человека
|
2-04-03
| Разнообразие грибов и лишайников
| знать: особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников; тенденции усложнения строения грибов, лишайников; роль грибов и лишайников в природе и хозяйственной деятельности человека
|
2-04-04
| Разнообразие беспозвоночных животных
| знать: классификацию царства животных; общую характеристику типов, классов и отрядов беспозвоночных животных; особенности их строения и жизнедеятельности; роль беспозвоночных животных в природе и хозяйственной деятельности человека; феномен паразитизма
|
2-04-05
| Разнообразие позвоночных животных
| знать: общую характеристику типов, классов и отрядов позвоночных животных; особенности их строения и жизнедеятельности; роль позвоночных животных в природе и хозяйственной деятельности человека
|
2-04-06
| Разнообразие вирусов и бактерий
| знать: строение и жизнедеятельность бактерий и вирусов; отличие бактерий и вирусов от эукариотических представителей живой природы; распространение бактерий и вирусов; роль в природе и промышленности, медицине, сельском хозяйстве; болезнетворные бактерии и вирусы и борьба с ними
|
- Наследственность и изменчивость организмов
|
2-05-01
| Закономерности явлений наследственности
| знать: законы наследования и их цитологические основы; хромосомную теорию наследственности; роль генотипа и условий среды в формировании фенотипа
|
2-05-02
| Закономерности явлений изменчивости
| знать: норму реакции; модификационную, мутационную, комбинативную изменчивость, ее причины; значение мутаций для эволюции и селекции
|
2-05-03
| Генетика человека и ее значение для медицины
| знать: методы исследования в генетике человека и их отличия от классических методов генетики; наследственные болезни человека, их предупреждение и лечение
|
2-05-04
| Принципы селекции и ее значение
| знать: учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений; особенности методов селекции растений и животных; понятие о гетерозисе и полиплоидии, их общебиологическое и хозяйственное значение
|
- Физиология, экология и здоровье человека
|
2-06-01
| Свойства и функции тканей человека
| знать: особенности строения и жизнедеятельности клеток, а также тканей человеческого организма
|
2-06-02
| Структурно-функциональная характеристика систем органов
| знать: особенности функционирования строения органов и систем органов человека с выполняемыми ими функциями
|
2-06-03
| Гомеостаз и механизмы его сохранения
| знать: функциональные основы постоянства внутренней среды организма человека и механизмы его поддержания
|
2-06-04
| Влияние окружающей среды на здоровье человека
| знать: пространственно-временное положение человека в системе живой природы; условия жизни человека, разнообразные факторы, влияющие на его организм и механизмы действия этих факторов
|
- Экосистема, биосфера и человек
|
2-07-01
| Классификация экосистем и их функционирование
| знать: разнообразие экосистем, их классификацию и структуру; функциональную роль консументов, продуцентов и редуцентов; динамику экосистем; законы передачи вещества и энергии в экосистеме; устойчивость экосистем
|
2-07-02
| Учение о биосфере
| знать: учение В. И. Вернадского о биосфере; этапы эволюции, состав и структуру биосферы; роль живого вещества в биосфере; понятие о ноосфере
|
2-07-03
| Круговорот веществ в биосфере
| знать: виды круговоротов веществ; движущие силы и значение круговоротов; биогеохимические функции разных групп организмов
|
2-07-04
| Глобальные экологические проблемы
| знать: глобальные экологические проблемы – парниковый эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, сокращение биоразнообразия, демографический взрыв, энергетический кризис, продовольственная проблема, проблема ядерной войны, их причины и пути решения
|
- Экология и охрана природы, рациональное природопользование
|
2-08-01
| Факториальная экология
| знать: среды жизни; экологические факторы (биотические, абиотические, антропогенные); понятие адаптации; виды адаптации организмов к изменениям экологических факторов
|
2-08-02
| Антропогенное воздействие на окружающую среду
| знать: основные источники, формы и последствия загрязнения окружающей среды; виды отходов и их классификацию; антропогенный круговорот как источник загрязнения окружающей среды; мониторинг окружающей среды
|
2-08-03
| Рациональное природопользование
| знать: понятие и классификацию природных ресурсов; экологические принципы их рационального использования
|
2-08-04
| Стратегия охраны природы
| знать: основные направления охраны окружающей природной среды; особо охраняемые природные территории, их формы, цели, задачи, статус; стратегию устойчивого развития
|
- Биолого-экологический практикум
|
2-09-01
| Ботанический практикум
| уметь: пользоваться полевым и лабораторным оборудованием, измерительными приборами; собирать растительный материал и обрабатывать его; определять виды растений; монтировать растительные образцы в гербарий; оформлять флористическую тетрадь; вести фенологические наблюдения; ставить опыты с растениями; выращивать растения и ухаживать за ними
|
2-09-02
| Зоологический практикум
| уметь: пользоваться полевым и лабораторным оборудованием, измерительными приборами; собирать животный материал и обрабатывать его; определять виды животных; вести наблюдения за животными; выращивать животных и ухаживать за ними
|
2-09-03
| Первая помощь при несчастных случаях
| уметь: основные причины и типы травматизма; основные приемы оказания первой медицинской помощи
|
2-09-04
| Экологический практикум
| уметь: владеть методами анализа атмосферного воздуха, почвы, воды; проводить полевые и лабораторные опыты; наблюдения в природных, антропогенно-нарушенных экосистемах; устанавливать взаимосвязи между живыми объектами и условиями среды; составлять пищевые цепи и решать экологические задачи
|