Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии. 1 Fr. De Belieferest. La cosmographie universelle de tout le monde





 

1 Fr. De Belieferest. La cosmographie universelle de tout le monde. Paris, 1575, T. II. P. 945.

 

2 Мы считаем своим долгом выразить огромнейшую благодарность своим предшественникам, особенно господину Р. Груссе, который охотно знакомил нас с тем, что было полезно для нашего исследования. Поэтому, если мы, упоминая те или иные события, не ссылались на кого‑нибудь из них, то само собой подразумевается, что Рерихт, Рей, Мас‑Латри или господин Груссе их уже основательно описали.

 

3 До наших дней сохранились реликварии, где хранили елей из Святой Земли (например, знаменитая чаша в Монзе), куски земли с кровью, даже (в Вильер‑Сен‑Сепулькр, на Уазе; XI в.) плитки с мощеного пола церкви Гроба Господня. Именно из Палестины начал свое шествие по Европе культ Св. Стефана после нахождения его тела священником Люсьеном и распространение во множестве его мощей, – Tohler et Molinier. Itinera Hierosolymitana, I, Geneve, 1885. – В храме Богородицы в Булони почитали реликвии, присланные Готфридом Бульонским и Балдуином I.

 

4 В 1055 г. папа Виктор II, столкнувшись с проблемой массового наплыва паломников, просил у властей Византийской империи освободить их от пошлин (Riant // А.О.L., I, P. 50).

 

5 На самом деле паломничество совершил его брат Гильом IV Тулузский (около 1092 г.). См.: L. Laranne. Des pelerinages en Terre Sainte avant les Croisades // Bibliotheque de l'Ecole des Chartes. 1845. P. 1, где упоминается о паломничестве в 1039 г. Тьерри III Голландского и графа Барселоны. Сведения о паломничестве графа Шалона содержатся в «Деяниях епископов Оксерра, ed. Duru // Bibliotheque historique de l'Yonne. L. Halphen. Le comte d'Anjou au XI siecle. P. 213 и далее».

 

6 H. Michelant et G. Raynaud. Itineraires a Jerusalem. Geneve, 1882. P. 89–200 et passim.

 

7 Foucher de Chartres. P. 778.

 

8 В церкви Сен‑Пьер ла Гранд в Яффе, которую в 1103 г. патриарх Эвремар отдал каноникам Гроба Господня (R.R. 40).

 

9 P. Deschamps. Defense du royaume de Jerusalem. P. 20.

 

10 Ch. Kohler. Un nouveau recit de l'invention des patriarches // Melanges pour servir a l'histoire de l'Orient Latin. T. I. Paris, 1906. P. 1; Riant // R.H.C., Hist. Occ. P. 302–316; Honigmann. Al‑Kahalil // Encycl. De l'Islam. T. II.

 

11 CH. De la Ronciere. Histoire de la Marine française. T. I. P. 244, 276 (Paris, 1909); L. Blancard. Documents inédits sur la commerce de Marseille au Moyen Age. (Marseille, 1885). T. I. P. 334. T. II. P. 321 (1248 г.: завещание некоего горожанина, Жиро де Карделлака, который отписал сумму, на которую неимущих крестоносцев перевозили бы в Святую Землю).

 

12 <R. R>, 321, 322 (1156 г.).

 

13 Michelet et Raynaud. Op. cit. P. 74: В Самарии существовал только один «монастырь (moustier), которым владели самаритяне (que Ii samaritain I ont), и только там они могли совершать богослужение (sacrefice) на Пасху, а более нигде не могли… Туда приходили самаритяне из Египта и Дамаска и со всей языческой земли…

 

14 Delaborde. P. 123–125.

 

15 Michelet et Raynaud, in fine.

 

16 «Пуленами» сначала называли детей, рожденных от брака между франками и местными жителями, но в конце концов этим прозвищем стали награждать всех «франков», родившихся в Святой Земле.

 

17 Например, булла № 40265 Иоанна XXII (ed. G. Mollat) посвящена основанию в 1328 г. гостеприимного дома Св. Стефана в Фамагусте «для нужд пилигримов, плывущих в Святую Землю». Теперь пилигримы пускались в путь, только если получали разрешение Св. Престола на паломничество.

 

18 Обычно Балдуина II называют Балдуином де Бургом. На самом же деле (в Ассизах его именуют «Балдуином дю Борком») его имя происходит от замка Бурк (Арденны, кантон Вузьер), располагавшегося в графстве Ретель.

 

19 Статья H. Glaesener в Revue d'Histoire Ecclеsiastique. T. XXXIX, 1943.

 

20 E. R. Labande. Etudes sur Baudouin de Sebourc, chanson de geste: légende poétique de Baudouin II du Bourg, roi de Jerusalem. P., 1940.

 

21 G.T. P. 517.

 

22 R.H.C., Historiens, IV, P. 258. В своей «Истории крестовых походов» Рене Груссе нарисовал великолепные портреты этих государей, к которым мы отсылаем читателя.

 

23 R. Grousset. Histoire des croisades. T. I, P. 1–4. Папы также рассматривали войну, которая велась в Испании, как крестовый поход, но когда Пасхалий II узнал о том, что испанские рыцари взяли крест, дабы отправиться в Сирию, то запретил им в письме от 14 октября 1100 г. продолжать эту затею.

 

24 La Monte. P. 138: 60 000 участников, из них 10 000 бойцов. См. W. Porges. The clergy, the poor and theNon‑Combattants in the First Crusade // Speculum, XXI.

 

25 В песнях о крестовом походе говорится, что «Корбаран» якобы сделался христианином после своего поражения: Готфрид же якобы женился на его сестре Флори.

 

26 С Готфридом семья графов Верденских и Булонских потеряла герцогство Нижней Лотарингии, которое сначала было пожаловано Генриху Лимбургскому, а в 1106 г. – Готфриду Бородатому, графу Лувенскому; на самом же деле, обширное герцогство распалось: древняя Лотарингия оказалась поделена на герцогства Лимбургское, Брабантское, графство Эно.

 

27 См. нашу статью: Note sur l'archidiocèse d'Apamüe // Syria, XXV, P. 103.

 

28 G.T. P. 329.

 

29 Гильом Тирский поведал о гонениях, которым подвергались христиане в Иерусалиме. Еще в 1063 г., когда потребовалось восстановить крепостные стены, ввиду угрозы нападения со стороны турок, фатимидские чиновники так сильно стали притеснять христиан, что Василевсу Константину Мономаху пришлось вмешаться по дипломатическим каналам и выслать денег, чтобы их поддержать (P. 392). – Об убийстве Иерусалимских евреев см. J. Darmesteter. L'Apocalypse persane de Daniel // Bibl. Ecole des hautes Etudes. T. 73. 1887, где описывается, какой резонанс произвела эта бойня.

 

30 Среди уцелевших в этом крестовом походе, где между прочими погибли сеньоры де Туси Итьер и Гуго, числились Гильом де Невер и граф Шалона Гуго де Донзи, который продал свойфьеф, чтобы отправиться в Святую Землю. Герцог Бургундии Эд I также погиб в 1101–1102 гг. на Востоке.

 

31 Foucher, ed. Hagenmeyer, P. 408 (1101) «pro eo quod militum eramus egentes, monente rege, quicumque potuit de armigero suo milite m fecit».

 

32 Ibid., P. 390, 428, 450, 510, 518…

 

33 Люди с Запада, мы превратились в жителей Востока. Вчерашний латинянин или француз стал в этой стране галилеянином или палестинцем. Житель Реймса или Шартра теперь обратился в сирийца или антиохийца. Мы позабыли свои родные земли, где родились: многие из нас их никогда не видели, а иные даже не слыхали о них. Здесь же один владеет домом и слугами с такой уверенностью, как будто это его наследственное право с незапамятных времен. Другой берет в жены не соотечественницу, а сирийку, армянку или даже крещенную сарацинку. Третий живет вместе с (местными) тестем, тещей или зятем. Один хозяин виноградника, другой – поля. Говорят же попеременно на разных языках. Каждый народ говорит не только на родном, а на ином, общем для всех, языке, и вера объединяет тех, кто раньше не знал друг друга. Ибо писано: лев и бык да будут есть из одного блюда. Иноземец стал местным жителем, переселенец – коренным обитателем. Изо дня в день наши близкие и родичи прибывают к нам, бросив все свое добро, ибо того, кто был беден там, Господь сделает богатым здесь; кто имел лишь несколько денье, тут владеет безантами без числа; кто не имел и деревни, здесь, по милости Всемогущего, получит город. Зачем же возвращаться на Запад тому, кто обрел на Востоке благополучие?

 

34 Guillaume de Malmesbury, ed. Stubbs, IV. P. 457 (аскалонцы посещали Монпелье).

 

35 R.R., 43. См. J. Richard. Comte de Tripoli. P. 9.

 

36 R.R., 36, 40. Roziere, № 36. P. 71 («Азиатское королевство», «королевство Иерусалима и Азии»). См.: Joseph Hansen. Das problem eines Kirchenstaates in Jerusalem. Luxembourg, 1928. P. 47, 84–85.

 

37 Крестоносцы, которые на Западе имели дело только с серебряными деньгами, познакомились с безантами (bisantios: византийская монета), с монетами из золота, имевшими хождение на Востоке. Первой им в руки попалась византийская hyperpere, равноценная 15 су. Так же называли и сарацинский безант или фатимидский динар; по его подобию крестоносцы чеканили монету на своих монетных дворах Тира (около 1124–1127 гг.) и Акры. В одном акте 1131 г. делается различие между «bysantios perperos» и «bysantios sarracenatos» (Regestra chartarum Italiae. Documenti del commercio veneziano… ed. Morozzo della Rocca et A. Lombardo. Rome, 1940. P. 65.). Один сарацинский безант, равный 9 денье «melgoriens», можно примерно приравнять к 12 золотым франкам. См. L. Blancard. Le besant d'or sarrazinas. Marseille, 1880.

 

38 Foucher, P. 450.

 

39 Альберт Ахенский рассказывает о злоключении, постигшем одного из самых популярных баронов, Арнульфа Оденардского, который заблудился во время охоты, был застигнут врасплох и убит аскалонцами (1102 г.). Со своей стороны, франки грабили окрестности этого города в урожайное время. (Alb. Aq. IX, 51).

 

40 В поэме Амбруаза «Шатель‑Арно» располагается между Аль‑Латруном (Торон де Шевалье) и Нубой (Бетноблем). Таким образом, речь идет о двух разных замках.

 

41 Foucher. P. 387, 548. Альберт Ахенский перечисляет многочисленные случаи пиратства (IX, 18, 23–24), которые унесли жизни многих паломников (300 кораблей и 140 000 пилигримов в 1102 г.).

 

42 G.T. P. 1050. Отождествление этой крепости с Аль‑Бокей'а, отброшенное Рейем (Rey. Sommaire du Supplement…), было окончательно закреплено г‑ном Дюссо (Dussaud. Topographie historique de la Syrie antique et medievale, P. 18.).

 

43 G.T., P. 594. Гормон был погребен в Сидоне, где сохранилась его эпитафия.

 

44 R.R. 344; см. infra. P. 81.

 

45 Foucher. P. 772.

 

46 P. Deschamps. Une grotte‑forteresse des Croisfts dans le Liban: la cave de Tyron // Melang es Syriens offerts a m. Dussaud. II. 874–882.

 

47 Ch. Clermont‑Ganneau. Deux chartes des Croises dans des archives arabes // Recueil d'archeologie orientale. VI. P. 1–30 и H. Lammens. La Syrie. II. Beyrouth, 1921. P. 8–18, 27. Churchill. Mount Lebanon. London, 1853. I. P. 236–239.

 

48 R. Fazy. Baudouin I et Petra // Journal Asiatique, 1936. P. 475.

 

49 R. Grousset, I. P. 215, 219, 243, 250–252, 264, 280, 282, 578; II, 852–858.

 

50 Id., I, P. 547–548. Усама, который дважды чуть не погиб там, рассказывает, что из‑за франков и бедуинов дорога из Аравийской Петры стала непроходимой (H. Derembourg. Autobiographie d'Ousama ibn Mounkidh, extr. De Revue de l'Orient Latin. II. P. 9, 25–28.).

 

51 J. Richard. Le comte de Tripoli. P. 13–17.

 

52 Foucher, P. 784.

 

53 См. J. Richard. Questions de topographie tripolitaine // Journal Asiatique, 1948. P. 54 n. 1. – В это время дамаскинцы совершили набег на Самарию и разграбили нижний город в Наблусе.

 

54 R. Grousset. Sur un passage obscur de Guillaume de Tyr // Melanges Syriens, II, 937–939: этот ортокидский клан, прозванный «Hiaroquin» ведет свое происхождение, согласно Р. Груссе, от Альб‑Ярук ибн Орток, будучи младшей ветвью этого дома.

 

55 R.R., 57, 59, 102, 112, 113, 134.

 

56 R.R., 276, 356: в качестве возмещения за издержки, затраченные канониками, церковь Св. Гроба приняла в дар в Аскалоне одно поместье, один дом и здание «Магомерии Верт» (= мечети).

 

57 В то же время регент королевства Балдуин Лилльский отправился завоевывать одну крепость в Галааде (G.T., 852).

 

58 См. J. L. La Monte. То what extent was the byzantine Empire the suzerain of the Latin crusaders states // Bysantion, VII, 1932, P. 253.

 

59 R.R. 322. Эту торговлю оружием, деревом, железом и смолой, постоянно запрещаемую (и наказуемую смертью по «Ассизе горожан»; см. Mas‑Latrie. Histoire de Chypre, II, P. 125) продолжали вести контрабандно (Livre des Deux‑Jardins, P. 178). Этот запрет, однако, был введен очень рано.

 

60 Помимо этой дани, можно отметить обмен подарками, который показывает существование куртуазных отношений между франкскими государями и «султанами Вавилона». В сокровищнице Сен‑Лод д'Анжер сохранился крест из слоновой кости, присланный в эту церковь Фульком Анжуйским: он получил ее к своему восшествию на престол от Каирского «султана» (халифа или его визиря). R.R. add. 139 а.

 

61 Конечно, западноевропейские крестоносцы приняли участие в кампании 1164 г., но прибыли ли они специально ради него?

 

62 Гильом Тирский включает в свое повествование описание ослепительной роскоши халифского дворца. См. R. Grousset, II, 482.

 

63 R.R., 449, 452, 466, 467 и Add. Пиза прислала десять галер на осаду Александрии, получила часть выкупа за город и добилась от египетского правительства многочисленных торговых привилегий (Annales Pisani в Muratori. Raccolta, VI, II, P. 45–47). – Пейен Хайфаский должен был получить в Вавилоне фьеф, равный фьефам ста рыцарей / (R.R. 465).

 

64 Победа франков при Айн Анджарр над Тураи‑шахом, братом Саладина.

 

65 R.R., 537.

 

66 После битвы при Монжизаре Балдуин IV осадил цитадель Задр и даже угрожал Факусу на египетской границе (Maqrizi. R.O.L. VIII, P. 527). См. J. Barthoux, G. Wiet. Description d'une fortresse de Saladin découvert au Sinai // Syria, 111, 44 и 145, (Задр, которую издатель Макризи искал возле Иерусалима, находится, скорее, к востоку от Суэца, неподалеку от древнего города Кулзум) – бросились ли франки преследовать султана? – При Монжизаре из 3000 христиан 1100 были убиты и 750 ранены; 30 000 мусульман были убиты, 1500 попали в плен (Delaville Le Roulx. Les Hospitaliers…, P. 596$ Joinville, ed. N de Wailly, P. 244.).

 

67 Livre des Deux‑Jardins, P. 210 (14 октября 1179 г.; Maqrizi, P. 541. Эйюбидские источники обвиняли Фатимидов в том, что они вяло вели священную войну; однако одна хроника (Н. Or., III, 468 sq.), повествуя о 1150–1159 гг., показывает, как их флот атакует франкские порты, а армия осаждает Валь‑Моиз, грабит Иерусалимскую область и нападает на Аскалон, Газу, Гибелин, Тафилу и Шери'а (Тель Шери'а из Guide bleu, carte P. 624).

 

68 Id., P. 178, 230. Около 1180 г. Балдуин IV предоставил охранный пропуск мусульманскому купцу в Тире, чтобы тот мог провести свой корабль с товаром в Египет и вернуть его обратно (R.R. Add.) По свидетельству Ибн‑Джубайра, торговые связи продолжались, несмотря на военное время (R. Grousset, II, 752).

 

69 После этого нападения Саладин приказал построить крепость в Суэце, чтобы перекрыть франкам доступ в Верхний Египет. (Maqrizi, в R.O.L., VIII, P. 539).

 

70 Он послал через посредничество двух великих магистров крупную «казну» в Палестину, либо для того, чтобы оплатить издержки своего крестового похода, либо для того, чтобы наилучшим образом распределить ее на нужды Святой Земли. – В конце 1185 г. патриарх Ираклий прибыл вручить королю Генриху ключи от Иерусалима, башни Давида, королевский стяг и т. д., и, кажется, предложил английскому королю, чтобы его сын Иоанн Безземельный принял даже регентство королевства – иначе говоря, корону – как потомок Фулька Анжуйского. Английский двор отказался в марте 1185 г. (Giraud de Camrien. Éd. Dimock, V, p. 360; Matth. Paris., Chron. Majora, II, p. 322–324).

 

71 G.T. P. 329, 337, 367. Stevenson, P. 36; La Monte. P. 4; H. Glaesener. Godefroy de Bouillon, etait‑t‑il «mediocre»? // Revue d'Hist. Ecclesiastique, XXXIX, 1943, P. 309–341. (Считали, что Раймунд отказался от короны из уважения к правам императора на Иерусалим – что нам кажется сомнительным.)

 

72 Triumphus sancti Lamberti de Castro Bullonio // Monumenta Germaniae Hist., Scriptores, XX, P. 498–499.

 

73 Годемар Кярпенель принадлежал к войску графа Тулузского (G.T. 337); без сомнения, он прибыл из Фореза, где другой «Galdemarus Carpinellus» упомянут в картулярии Конка (ed. Desjardins, 506).

 

74 Башня Давида была захвачена Раймундом Сен‑Жилльским, который потребовал ее себе в качестве резиденции в течение его пребывания на Святой Земле. Когда Готфрид заявил свои претензии на цитадель, башню доверили «в охрану» епископу Альбары, который тотчас же предоставил доступ в нее Готфриду. В 1114 г. русский игумен Даниил описал ее как необычайно укрепленное здание.

 

75 Гипотеза А. Глезенера (H. Glaesener. Op. Cit., P. 341.): Он заметил, что Балдуин II, принявший помазание в Иерусалиме в 1118 г., также был коронован в Вифлееме в 1119 г.

 

76 В 1231 г., сн: La Monte. P. 3.

 

77 Lois, I, P. 29.

 

78 Lois, I, P. 29.

 

79 Манассе был новым человеком в Сирии: он отправился в Святую Землю в 1140 г. (A. Le Mire. Opera diplom., I, 689).

 

80 R. Grousset, II, 613; Dodu, P. 124.

 

81 G.T. ed. P. Paris, P. 382. (Бальи уже назначали в то время, когда король не мог править: во время пребывания его в далеких походах и в 1123–1124 гг., в период пленения Балдуина II.)

 

82 Переводчик Гильома Тирского писал: «Я называю это королевство баронией, ибо оно очень маленькое» (P. 745) (70 лье в длину, от 2 до 22 лье в разных местах в ширину, согласно Эрнулю, P. 26).

 

83 «Королевство Иерусалимское лежало у истоков феодальной республики, возглавляемой выбранным королем» (Crandclaude, P. 150) – мадам Ла Монт только что посвятила свежий очерк «Ассизам» (La Monte. Three questions concerning the Assises of Jerusalem // Byzantina metabyzantina, I, 1946, P. 201–211).

 

84 La Monte, P. 5; Dodu, P. 32–61; Grandclaude, P. 9–22, 96 sq.

 

85 G.T., IX, 19 (ed. P. Paris, P. 324). См. совсем новую статью И. Правера: J. Prawer. The Assise de teneure (Economic history review, 1951).

 

86 G.T., XII, 13; Mansi. Sacrorum conciliorum nova et ampl. Collectio, XXI, P. 262.

 

87 В хартии Бетгибелина (R.R. 457), кутюма Иерусалима названа judiciis Hierosolymitanis – иерусалимскими судебными решениями.

 

88 Grandclaude, P. 44–50, 120.

 

89 Livre au roi, 16. «Балдуин де Борк», согласно «Ассизам горожан», № 239, был королем‑законодателем.

 

90 Dodu, P. 141–142 (согласно Гальберту Брюггскому).

 

91 Фульхерий Шартрский, цитированный у Додю, P. 265; Grousset, II, 441; Додю был сбит с толку сходством с институтами французской королевской власти в гораздо более позднюю эпоху (P. 261–268) и не делал различия между XII и XIII вв.

 

92 Livre au Roi, 1, 2, 3. В XIV, XV, XVI вв., как это показывают исследования г‑на Дюпон‑Феррье (Dupont‑Ferrier. Etudes sur les institutions financiers de la France), французская корона восстановит этот контроль над собой, уступив своим палатам (счетов, косвенных сборов, «парламенту») право пересматривать привилегии, пожалованные королем: вот откуда ведет свое происхождение право ремонстраций.

 

93 На латинском Востоке Ассиза, помимо своего специального значения в законодательной сфере, обозначала пребенду каноника как ренту с прибыли: см. «Ассиза королевского виночерпия (assisia pincernatus Regis)» Эда де Сен‑Амана в 1171 г. (R.R. 487) etc…

 

94 G.T. I., P. 531; R.R., 43, 59, 67, 487 (прибыль от поборов при входе в Ворота Давида), 1229. Право взимать налог с обмера (во Франции – «minage») стало предметом нашей статьи: «La greneterie de Bourgogne et les mesures a grains dans le duche de Bourgogne (Memoires de la Société pour l'histoire du droit… bourguignon, X, 1944–1945), где мы попытались раскрыть средневековое понятие мер. Определение в государственных (publiques) мерах количества продаваемого товара было принудительным. Иерусалимский мюид был довольно близок к римскому модию, который подвергся незначительному изменению на Востоке (болгарское modio – около 8 литров), тогда как во Франции он равняется многим гектолитрам. Латинян удивили маленькие границы мюида, «который необычайно мал в Святой Земле». (G.T. P. 817). Мюид зерна в Сирии в XIX в. весил 13 килограммов, то есть вмещал около 18 литров. Кажется, что он не был равен мюиду крестоносцев.

 

95 Семья виконтов Наблуса стала предметом исследования мадам Ла Монт: La Monte. The viscounts of Naplouse in the twelfth century // Syria, XIX, 1938. Возможно, что она состояла в родственных связях с семьей Мильи, владевшей землями в том же регионе. Виконты Наблуса владели замком Ла Фонтен Танкред, который изображен на печати одного из них (издано в кн.: Schlumberger. Sigillographie de l'Orient Latin), но чье местоположение осталось неизвестным. См. Clermont‑Canneau. Recueil, V, P. 74.

 

96 R.R., 359; Foucher, P. 389.

 

97 R.R., 496.

 

98 Rey, P. 222; R.R., 344. В Акре находился монетный двор, где чеканили «сарацинские безанты» (с арабской надписью) и дирхемы, как и в Тире. (Rey, P. 264). В Иерусалиме, как на всем Западе, чеканили денье.

 

99 Rey, P. 150–153. На одной улице в Акре, находившейся возле улицы Жестянщиков, занимались изготовлением «морского бисквита» (ruga de Biscotto или улица Бисквита, id, P. 469, в Монмюзаре, около Голубятни госпитальеров.

 

100 Rey, P. 262; R.R., 607. Dodu, P. 235–240.

 

101 Яффа была присоединена к королевскому домену при Фульке: поэтому он мог, следуя частному средневековому праву, пожаловать ее своему младшему сыну. Тот же Амори I вновь присоединил графство к королевству: его дочь Сибилла, которая, помимо прочего, была наследницей престола, получила Яффу для себя. Земля, присоединенная королем к его домену, могла быть им же и отдана, без ущерба для прав короны: таково было происхождение апанажа.

 

102 Ernoul, P. 29. Случалось, что королю было нечем платить свои долги: Livre au Roi, 8, 27.

 

103 R.R., 359; Dodu, P. 234–235; Autobiographie d'Ousama ibn Mounkidh, ed. Derembourg, Paris, 1895, P. 34; Ernoul, p. 288.

 

104 R.R., 269; Grousset, II, 480; G.T. Éd. Paris, PP. 400, 450 (в этом тексте представлена система, которая предвосхищала «elections» (финансово‑податные округа), созданные во Франции в XIV в.).

 

105 Dodu, P. 258, бездоказательно утверждает: «латинским государям удалось организовать систему налогообложения, которая могла бы дать многое, но так и осталась непродуктивной».

 

106 Великолепное исследование о главных чинах королевства принадлежит г‑же Ла Монт, стр. 114–122; их перечень, стр. 252–255; Livre au roi, 9–15 (коннетабль командует первым отрядом, движущимся за туркополами, которые выполняют функции разведчиков; маршал командует предпоследним отрядом, король или сенешаль – последним. Из захваченного быки, лошади, козы и бараны отходят маршалу); Grousset, II, 354. Каждому из этих главных, а также для более низких чинов полагается фьеф, представляющий собой форму вознаграждения (фьеф камергера, фьеф кравчего).

 

107 См. R. Röhricht. Amalrichl, Konig von Jerusalem // Mittheilungen des Osterreich. Instituts, 1891, XII, 433–493. Дата его вступления на престол, данная Гильомом Тирским (1162 г.), должна быть исправлена на 1163 г. (P. Pelliot. Comptes rendus Acad. Des Inscr., 1944, I, P. 76).

 

108 G.T. 883–890, 928, 936. Амори женился во второй раз в 1167 г. на Марии Комниной. Michel le Syrien (Doc. Arm.) I, 353.

 

109 Grousset, II, P. 570.

 

110 Grande laude, P. 151–152. Быть может, походы в Египет заставили короля уступить своим вассалам: регламентировала ли «Бильбейская Ассиза», принятая в 1168 г. в Бильбейсе, условия военной службы за пределами королевства? В «Книге короля» заявлено, что подобная служба не является принудительной (за исключением призыва «для пользы королевства и заботы о земле») и что король в таком случае должен платить жалованье своим баронам – но то, что мы узнаем из этого текста, позволяет всего лишь утверждать, что рыцари не были обязаны служить на осадах городов, а только в кавалерийских операциях (Chi prois, P. 721, Lois, I, 455, note с.).

 

111 Grousset, II, 441, 601–602.

 

112 R.R., 512, Lois, II, 453. – До 1163 г. Бланшгард входил в графство Яффаское, как на это указывает булла 1170 г. в пользу Сент‑Мари‑Латин (Р. Sinopoli. La badia regia di S. Maria Latina. Acireale, 1911, P. 107).

 

113 G.T., P. 1008–1009. «Анналы Святой Земли» возводят подозрения в убийстве на сеньоров Бейрут‑Бланшгард.

 

114 Cl. Cahen. La Syrie du Nord a l'epoque des Croisades. Paris, 1940, IV, 1; J. Richard. Le comte de Tripoli sous la dynastie toulousene. Paris, 1945. P. 30; G. Dodu, P. 73 и след.; La Monte, P. 180; Lois, I, 417. Случай с Эдессой, пожалованной Балдуином I и Балдуином II, которые ею владели до восшествия на престол, особый.

 

115 Chronique d'Ardres, ed. Menilglaise. Paris, 1885, P. 65; R. Grousset, II, 850. См. M. E. Nickerson. The seigneurie of Beirut (Bizantion, 1949, P. 141–185).

 

116 Doc. Arm., I, 354. R.R., 139 и прилож. 114, 393. Можно связать осаду Бельхакама королем в 1161 г. и вышеупомянутый мятеж: у мусульман или же у Жирара король хотел захватить замок (R.R., 344)? Жирар был побежден королем перед обнародованием «Ассизы» о верности. Повествование Ибн аль‑Атира (R.H.C., Or., I, P. 522–523) подтверждает союз между Нуреддином и Жираром (1161 г.) и последующее поражение их отрядов. О сеньорах Сидона см.: J. L. La Monte. The lords of Sidon in the twelth and thirteenth centuries // Byzantion, XVII, 1944–1945, P. 183–211».

 

117 Онфруа II держал половину Баниаса как фьеф от Готье Бейрутского в 1157 г. (R.R., 325). Жан д'Ибелен различает сеньории Баниаса и Ассебеб: ошибка ли это, или под последним названием нужно следует понимать Хасбейю, в верховьях Иордана?

 

118 R. Grousset, II, P. 838 sq. В 1109 г. (Alb. Aq., P. 668) король пообещал Танкреду вернуть ему Хайфу, Табарию (Тивериаду) и Назарет. Готье, сын кастеляна Сент‑Омера и брат Гуго де Фокемберга, женился на дочери Арнульфа Гинского, присланной своим отцом в Святую Землю (Chronique d'Ardres, P. 109). Когда он в 1150–1154 гг. состоял на жалованьи у короля, его задумали женить на княгине Антиохийской (Grousset, II, P. 159, 168, 173).

 

119 R.R., 606, 615, 653. Король, чей кастелян в 1181 г. находился в Тороне, уступил эту сеньорию Жослену III Эдесскому.

 

120 Rey. Sommairedu Supplement, P. 12. Грамота со свинцовой печатью, воспроизведенная у Шлюмбергера (Schlumberger. Sigillographie, P. 47) подписанная Раулем д'Ибеленом, несет на обратной стороне надпись «Castrum Iberini», которую, без всякого сомнения, нужно читать как «Gerini»: изображение замка, сильно отличающееся от вида замка Ибелен, напоминает замок Зерен, приведенный у Лорте (Lortet. La Syrie d'aujourd'hui. Paris, 1884. P. 478.) (Неизвестно, чтобы сеньором Ибелен был хоть бы один Рауль). – В 1168 г. Лион принадлежал князю Готье, до этого времени одновременно являвшимся сеньором Сафета (R.R., 447). – О Бейсане см.: La Monte, Norton Downs. The lords of Bethsan… (Med. et Hum., VI, 1950, P. 57–75).

 

121 Mas‑Latrie. Les comtede Jaffaet d'Ascalon // Archivio Veneto, XVIII, 1879, P. 370–417; J. L. La Monte. The lords of Le Puiset on the Crusades // Speculum, XVII, 1942, P. 100–118. Не получил ли «Шастель Бероард» свое название от имени некоего Бероарда, упомянутого в 1112 г. (R.R., 67)? Ибн Ибрак (Бенибрак, чьим владельцем в 1180 г. являлся Рауль), зависел от Рамлы. Шастель‑Арнуль, разрушенный в 1106 г., которым владел Гонфруа из Башни Давида, нужно искать в области Ашдод (Азот). V. Addenda.

 

122 Жан д'Ибелен называет городские советы в Иерихоне, Вифлееме и Гибелине подчиненными Хеврону.

 

123 Известная лишь по одному акту (R.R., 594; 1180), она принадлежала Эльвис, дочери сеньора Альфонса, супруге некоего Рено, наследнице Пьера де Castello (Кастильского?), которая совершает дарение для Мон‑Фавора. Нужно ли поместить эту «Palmerium alias Solinum» в Галилею (в Solem), где находилось аббатство Palmarea, или, скорее, в Сегор – Paumier Жака де Витри?

 

124 Du Cange. Familles d'Outre‑Mer. Éd. Rey. Paris, 1869; Rey. Sommaire du Supplement aux familles d'Outre‑Mer. Chartre, 1881; Deschamps. La defense du royaume de Jerusalem, passim. Lois, II, P. 452: Пейен Ле Бутейе, возможно, приходился дядей Филиппу де Мильи, который унаследовал Крак у своего кузена Мориса; не жена ли Филиппа принесла ему в приданое Хеврон?

 

125 В 1155 г. (R.R., 299) в одном тексте бароны короля (Онфруа Торонский, Жан Готман, Гуго Цезарейский) были отделены не только от горожан, но и от «людей короля» (Эд де Сент‑Аманд, Гильом де Барр, Эд де Толан, Гуго де Бейсан, Вивьен Хайфаский, Жослен Пезель, Жослен де Самосат, Гильом де Монжизар, Арнульф д'Исингем и Бартелеми де Суассон). Первые являлись быть может «terriers» и одновременно баронами, вторые же – простыми вассалами.

 

126 Grandclaude, P. 45. Граф Шандон де Бриай доказал, что право «печати» заключалось в возможности скреплять свои акты свинцом, а не простой печатью (Le droit de «coins» dans le royaume de Jerusalem // Syria, XXIII, 1942–3, P. 244).

 

127 Дарон, сначала доверенный королевскому кастеляну Ансо де Па, в 1171 г., был затем пожалован некоему Пьеру, отцу Фулька и Отто, которые ему наследовали, когда Дарон вновь стал христианским владением, несмотря на существование племянника Ансо‑Тибо. О рыцарях Монжизара см.: Clermont‑Ganneau. Recueil et Lois, I, P. 425.

 

128 Livre au Roi, 30–35. Старший сын наследовал фьеф, младшие же разделяли его с ним, принося брату оммаж: старший брат приводил их на службу королю; для дочерей то же самое правило было введено гораздо позднее (Livre au Roi, 34; Lois, II, 454), около 1171 г., когда дочери Генриха Буйвола де Мильи поделили меж собой фьеф Сен‑Жорж, принеся оммаж своей старшей сестре: такой выход предложил граф де Сансерр (прибывший в Святую Землю в 1171 г.).

 

129 Livre au Roi, 27, 40; R.R., 63, 332, 1302; G.T., 781, 790, 802.

 

130 G. Dodu, P. 170, 180.

 

131 Г. Додю (стр. 155), без сомнения, думал о Версале Людовика XIV, когда писал: «Короли, вовсе не пренебрегая этим средством воздействия на своих подданных, создали на Востоке двор по образцу французского!»

 

132 R. Grousset, II, Р. 511–521.

 

133 R. R, 87, 89, 92, 139, 147, 303, 377, 414, 418, 432, 583. В Сидоне сохранились сведения о коннетабле Жане де Ла Туре в 1253–1261 гг., маршалах Бодуэне в 1228 г. и Жане Арнеи в 1257–1261 гг.; в Цезарее в 1131 г. имелся свой коннетабль.

 

134 P. Deschamps. Op. cit, P. 45 – Гильом Тирский не располагал верной информацией об этом периоде – тогда уже закончил писать Фульхерий Шартрский – и мог спутать события.

 

135 Между регионами Мертвого моря и франкской Трансиорданией велась торговля, по Суэцкому пути (via Suez): торговали в основном квасцами (Maqrizi, P. 539).

 

136 R. Grousset. II. P. 27–32; La Monte. The Lords of Le Puiset.

 

137 J. Richard. Note sur l'archidiocese d'Apamee // Syria. Sur l'Eglise latine d'Orient, cf. Marino Sanudo p. 175–179; Jacques de Vitry, p. 1076–1085. W. Hotzelt. Kirchlichte Organisation… в Das Heilige Land., 24–27, 1940.

 

138 R. Devreesse. Les anciens eveches de Palestine // Memorial Lagrange, Paris, 1940. P. 307–331; Tobler et Molinier. Itinera Hierosolymitana, I, P. 301–304, 307–331.

 

139 Е. Hampel. Untersuchungen über das lateinische Patriarchat von Jerusalem (1099, 1118). Breslau, 1899; L. de Mas‑Latrie. Les patriarches latins de Jerusalem // R.O.L., P. 22.

 

140 Иоанн не исполнил ни одно из этих требований и потребовал свои привилегии, что привело к признанию Александра III законным папой (G.T., XVIII, 29).

 

141 Lois, I, P. 416; G.T., P. 715. Латиняне называли Босру «Bussereth». См. Addenda.

 

142 Lois, I, 415 («Архиепископ Бейсана (Bessan), которого называют Назарейским»); русский игумен Даниил говорил о Фаворе, что «он некогда был епископством, а ныне стал латинским монастырем»; R.R., 39, 69, 239.

 

143 R.R., 235. Кармильский монастырь подчинялся епархии Цезарии‑и‑Хайфы.

 

144 R.R., 439 и Наблусский собор, канон 1.

 

145 G.T., XI, 12. В 1153 г. после захвата города патриарх назначил епископом Аскалона некоего Абсалона, но епископ Вифлеемский добился отмены этого назначения. См: Riant. Eglise de Bethleeme‑Absalon // R.O.L., I, P. 140.

 

146 G.T., XX, 3. На самом деле Раббат входил в II Аравию, а Петра в Палестину. О епископстве Синайском (древнем епископстве Фарана), см: L. Cheikho. Les archeveques du Sanai // Melanges de la Faculté Orientale (Beyrouth), II, P. 408.

 

147 Roziere, 291.

 

148 Сохранился требник из церкви Гроба Господня (A. Kohler. Un rituel et un breviaire du Saint‑Sepulcre de Jerusalem, XII–XIII siecle // Melanges pour servir a l'histoire de l'Orient Latin, II, P. 286).

 

149 R.R., 40–75. Simon de Saint‑Quentin. Historia Tartarorum (ed. J. Richard), Rubruck, ed. Van den Wyngaert. Sinica Franciscana, I, P. 324. У церкви Гроба Господня еще перед крестовым походом были владения в Западной Европе, Венгрии, Руси и Византийской империи.

 

150 G.T., 376; R.R., 67 (Иосафатская церковь была разрушена сарацинами), 576; Clermont‑Ganneau. Les biens de l'abbaye du Templum Domini // Recueil, V, P. 70. Нельзя путать это аббатство, находившееся в современном Куббат аль‑Сакре, с Орденом тамплиеров.

 

151 R.R., 323.

 

152 R.R., 484, 495. Около 1172 г. аббатство Palmarea, чей второй по счету настоятель был человеком мало религиозным, пришлось вверить монахам клюнийского ордена, чтобы те его реформировали. Первым же аббатом был Эли, упомянутый в 1138 г. Само аббатство было основано Гормондом (Гормондом Тивериадским? Гормондом Бейсанским? Гормондом де Пикиньи?): Ducange‑Rey, P. 837.

 

153 Додю (р. 325) все же заявляет: «Несоразмерный рост церковного владения, с которого не требовали выполнения воинской повинности, стал одной из главных причин ослабления франкских колоний».

 

154 Dodu, P. 325–328; Mansi. Sacrorum conciliorum, XXI, P. 262, с. 4, 6, 8, 9. Assises des bourgeois, № 238.

 

155 Mansi, ibid.; С. 1–3; R.R., 36, 69, 279.

 

156 Dodu, P. 358.

 

157 G.T., P. 733, 1020; Ernoul, P. 59; Grousset, III, P. 127.

 

158 Lois, I, P. 417; R.R., 97, 1239, 1280, 1282. Эта сеньория, особенно известная с XIII в., была уступлена своим архиепископом Ордену госпитальеров в 1259 г. Поддерживал ли в 1212 г. король (который тогда владел Галилеей) епископа Назарета в его борьбе против претензий Мон‑Фавора, чтобы упрочить положение своего вассала в центре княжества? – Часто при аббатах состояли вооруженные свиты (например, охрана Мон‑Фаворского настоятеля – Infra, P. 129); согласно уставу Ордена цистерцианцев охрану разрешалось иметь только тем монастырям, которым угрожали сарацины).

 

159 Lois, I, 417; Grousset, II, 76 и III, 73; Foucher, P. 277 и 426; Delaborde, Josaphat, P. 49. В Иерусалиме один акт о дарении из «патриаршего квартала» подписали великие чины патриарха: сенешаль, маршал и кравчий (R.R., 528) в 1175 г., наряду с другими «патриаршими мирянами».

 

160 Registres d'Urbain IV, № 1925 (1264, 12 июля). Патриарх Иерусалимский просил кормить бедных евреев и мусульман, согласившихся креститься, во время их наставления.

 

161 А. С. Krey. William of Tyre // Speculum, XVI, 1941, P. 149–166. – Главы 19, XIV, XIX и XX в G.T., где события датированы по мусульманскому летосчислению, вероятно, входили в «Историю государей Востока». – Dodu, P. 318–322; Rey, P. 271. Гильом Тирский принадлежал к семье Иерусалимских горожан: в 1175 г. упоминается (Roziere, 258) его брат Рауль. – Ernoul, P. 85, п. 4.

 

162 St. Nerses le Grand, ed. Document Armeniens, I, 569–578 и 595–596. Мусульманин Усама говорил о канониках храма Св. Иоанна в Севастии: «Я был свидетелем сцены, преисполнившей мое сердце восторгом, но /одновременно/ опечалившей его, ибо я не встречал у мусульман благочестивого рвения, подобному этому» (Derembourg. Vie d'Usama, I, P. 189).

 

163 Cl. Cahen. P. 511; Delaville Le Roulx. Les Hospitaliers en Terre Sainte et a Chipre; E. L. The Knights Hospitaliers in the Holy Land. London, 1931.

 

164 Seawulf, ed. Wright // Recueil de voyages et memoires de la Société de Geographie, IV, P. 838–839; Ekkehards Hierosolymita, P. 309; G.T., P. 393, 412; Foucher, P. 374, 515.

 

165 Daniel, ed. Leskien, PP. 22, 41, 46, 54, 56. В 1118 г. – еще одна засада: три сотни убитых, шестьдесят пленных (Alb. Aq. XII, 33).

 

166 Michel le Syrien, ed. Chabot, III, 201–203; G.T., 520.

 

167 Aubri de Trois‑Fontaines, P. 826: около 1125 г. граф Шампанский Тибо стал тамплиером; без сомнения, это и послужило причиной к его путешествию. Дядя Св. Бернарда, Андре де Монбар, в свою очередь, стал Великим Магистром ордена тамплиеров (D'Albon. Cartulaire, CCCLX). – Д. Хансен (Op. cit., P. 138) полагает, что что патриарх Этьен Шартрский рассчитывал превратить тамплиеров в воинство на службе теократических идей и преданное патриархату, чему нет подтверждения.

 

168 Ernoul, P. 14; Grousset, II, 339.

 

169 «Religion» – в смысле религиозные ордена, что сохранилось в названии кораблей мальтийских кораблей – «галеры Религии».

 

170 Амори I подтвердил это дарение 16 февраля 1167 г. (Delaville Le Roulx. Chartes de Terre Sainte // R.O.L. T. XI, 1907, P. 183.). Пещеру, чье местоположение было неизвестно, идентифицировал П. Абель, как ар‑Раким аль‑Кахф. – Один текст 1239 г., изученный г‑ном Дашаном (Syria, XXIII, 1942–1943, P. 86), приписывает ордену владение крепостями Гран Герен и Шастель де Плен, к востоку от Цезареи и неподалеку от Ла Фев.

 

171 Auvray. Registres de Gregoire IX, № 4129. Устав тамплиеров, изданный Мейларом де Шанбюром (Maillard de Chambure. Regle et statuts secrets des Templiers. P. 268), предписывает командору Иерусалима, подчиненному великому командору королевства, «с десятью рыцарями под своим командованием сопровождать пилигримов, которые направляются к водам Иордана… и привести с собой вьючных животных, чтобы перевозить провизию и самих паломников, если в этом появится надобность» ($ 62).

 

172 R.R., 458, 503; D'Albon. Cartulaire, CXI (1135).

 

173 Rymer. Foedera, I, I, XIX. В 1182 г. Генрих II завещал 5000 серебряных марок каждому из двух орденов, 5000 – различным церковным учреждениям Святой Земли и «на общую оборону королевства» – 5000, которые вменялось распределять обоим Великим Магистрам. – Согласно Матвею Парижскому (Chron. maj., II, 318), общая сумма пожертвования составляла 42 000 серебряных марок и 500 золотых марок.

 

174 R.R., 764, Add. 908а, 911а.

 

175 R.R., 440; R. Grousset, I, P. 541–545; G.T., 820–831, 835, 870, 871.

 

176 R.R., 452, 466, 480. R. Grousset, II. 518; J. Richard. Le comte de Tripoli, P. 64–65. Тамплиеры отказались участвовать в походе на Египет в 1168 г. (La Monte, P. 140) одновременно из‑за духа независимости, соперничества с госпитальерами и уважения к данному слову.

 

177 R. Grousset, II, 477, 588.

 

178 Id., P. 665; Livre au Roi, I.

 

179 G.T., P. 1057. Эд, первоначально бывший виконтом и кастеляном Иерусалима (1160–1161 гг.), затем стал королевским сенешалем (1164 г.).

 

180 Е. Vignay. Les Lepreux et les chevaliers de S. – Lazare de Jerusalem et de N. D. du Mon‑Carmel, 1884. Распространение ордена на Западе воспроизвело опыт двух главных орденов, с местными командорствами (командорство Эгрефей VII в Брессе, изученное G. Jcanton). В 1154 г. Людовик даровал ордену замок в Буапьи, в Орлеанской области. В XVII в. пытались сделать из этого ордена соперника для Мальты, но замысел не удался.

 

181 Орден Монжуа был основан на Святой Земле по инициативе Балдуина IV, который даровал ему дом Нотр‑Дам де Монжуа. (R.R., Add., 553, 594). После 1187 г. орден нашел убежище в Кастилии (ордена Монте‑Фраго и Труксилло). См: Delaville Le Roulx. L'ordre de Montjoye // R.O.L., I, P. 42.

 

182 Dodu, P. 222–233.

 

183 Rey. P. 58; Beugnot. Memoires sur le regime des terres… en Syrie // Bibl. Ec. Chartes, 1853–1854.

 

184 Dodu, P. 269; Cahen, P. 547.

 

185 Cesaire d'Heisterbach. Dial. mirac., IV, C. 15 «за деньги сестер, дочерей или… жен своих для разврата паломникам отдавали». (Michaud. Bobliotheque des Croisades. III. 1829. P. 279).

 

186 R.R., 154.

 

187 R.R., 205.

 

188 R.R., 1242. Один рыцарь, у которого отобрали фьеф за то, что он покинул королевство без королевского разрешения, смог по возвращении вступить во владение своим оставшимся имуществом, землями, виноградниками и домами: это имущество в «Книге короля» (№ 20) названо «borgesies». См. статьи Я. Правера (вышедшие в свет после написания данной книги) в Economic history review, 1951, P. 82–85, и особенно в Rev. Belge de phil. et d'hist., 1951. P. 1063–1118 (Colonization activities in the kingdom of J.).

 

189 Воины из гарнизона Гибелина около 1144 г. во время охоты захватили в плен сына египетского правителя аль‑Тура (Синайский полуостров), которому удалось бежать (Usama // R.O.L., II, P. 408).

 

190 Архиепископ «Греков, живущих в Газе и Элеуферополе (Гибелине)» Мелетос, получил в 1171 г. в дар от госпитальеров монастырь Сен‑Жорж де Гибелин (R.R., 502), что указывает на присутствие мелькитского населения в Гибелине. В действительности, Берсабе – не то же самое, что и Бетгибелин: это Бир‑Себа, находящаяся довольно далеко в южном направлении от этого города».

 

191 R.R., 164, 457, 572; G.T., XVI, 30. – Изгнание прелюбодеев было предписано собором в Наблусе, канон 5. – Возвышенность Тамарен: Араб‑аль‑Амарин, гряда холмов в 15 км, к юго‑востоку от Бейт‑Джибрина (Гибелина).

 

192 Бюри (или Дабюри) – маленький городок у подножия Мон‑Фавора: там имелись примитивные укрепления, с башней, о существовании чего упоминается в 1162 г. – R.R., 594.

 

193 R.R., 281. Юмбер де Паси, вассал Балдуина I, упомянутый в 1108 г. (R.R., 52), получил во фьеф это поместье по соседству с Акрой, которое в 1130 г. называли Сиф (R.R., 101, 134), и которое можно идентифицировать с аль‑Зибом, возле мыса Накура, «замком, прозванным Зиф, в шести милях от Птолемаиды (Акры)», по описанию Фульхерия Шартрского р. 274). Аль‑Зиб стал Казаль‑Юмбером.

 

194 R.R., 418.

 

195 Michelant, Raynaud. Op. cit. P. 89. Возможно отождествить Франшвиль с «пустынным городом» (древний Сикаминум, Хайфа‑аль‑Атик, на северо‑западном склоне Кармильской горы). Иерусалимские рыцари «de Franco loco» были названы так не из‑за своей принадлежности к одному из вольных городов королевства, а по происхождению из Франле (Сомма, о. Абвиль.). Lois, I, 23.

 

196 Foucher, P. 73; R.R., 74, 302, 345, 346, 400, 469… Айн‑Шемс – к югу от Бетеля; Бетсури, к северу от Хеврона; эль‑Бирех, возле Бетеля – к северу от Иерусалима. «Рамафа – в горах Эфраима» (Rois, I, 1): Рам – между Иерусалимом и Ла Магомери. – Церковь Св. Гроба также отстроила деревню Каставилла возле Акры (Registeres de Nicolas IV, 1291).

 

197 Ekkehard d'Aura, ed. Hagenmayer, P. 309; G.T., XVIII, 1.

 

198 R.R., 82 (1116), 104 (1124).

 

199 Conder, P. 238–240: плуг был равен 33 веревочным саженям (по 18 туазов) на 16 саженей, т. е. 80 акрам. – Rey, P. 242.

 

200 Lois, I, P. 417. – «Книга короля» (№ 14) подтверждает присутствие горожан в королевском войске. Иерусалимские горожане были созваны в арьер‑бан в 1177 г.: Ernoul. P. 42; G.T. Р. 976–977.

 

201 Rey, P. 110. – Мы не можем согласиться с высказыванием г‑жи Ла Монт, (с. 139): «На Востоке не было коммунального ополчения, так как не было коммун».

 

202 R.R., 302. – Подобное положение вещей можно было встретить на Западе, в городах, получивших хартии о вольности, куда более многочисленных, чем «коммуны».

 

203 Исключение составляла палата присяжных в Цезарее, которую в 1167 г. возглавил сеньориальный сенешаль (R.R., 432). Кажется, виконта не было в Гибелине. «Судьи», которые, в некоторых актах, вероятно замещают виконта, были ли они «буржуа», выполнявшими те же обязанности, что и мэры (R.R., 154, 166, 338, 504, 1252)?

 

204 Присутствие виконтов засвидетельствовано в Лионе (R.R., 665), в Како (R.R., 139, 159, 426, 533), в Калансоне (R.R., 426), в Мирабеле (R.R., 423). – Жан д'Ибелен (Lois, I, P. 417) размещает палаты горожан в Иерусалиме, Акре, Наблусе, Дароие, Яффе, Аскалоне, Раме, Ибелене, Тивериаде, Сафете, Сидоне, Бофорс, Цезарее, Байсане, Краке, Монреале, Сен‑Абрахаме, Вифлиеме, Иерихоне, Гибелине, Газе, Дидде, Арсуфе, Себасте, Шатель‑Пелерене, Мерле, Хайфе, Кеймоне, Назарете, Шато‑Руа, Сканделионе, Тире, Тороне, Шатонефе, Бейруте, Баниасе и Ассебебе. См.: Livre au Roi, 39.

 

205 Assise des bourgeois, 140; см.: P. Viollet. La cour du vicomte dans l'Orient Latine (Positions des theses de l'Ecole des Chartes, 1863).

 

206 Assise, 47, 144.

 

207 Livre au Roi, 17–20, 41.

 

208 Тем не менее не следует считать европейское население королевства всецело происходившим из Франции: англичане, немцы, итальянцы там присутствовали в довольно большом количестве, и известно, что в Иерусалиме существовала венгерская колония (R.R., 160).

 

209 Rey, P. 106–107; Assise des Bourgeois, 34, 35, 200; Foucher, P. 403; R.R., 397.

 

210 Mansi. Loc. cit., 12–16 (запрещение мусульманам одеваться как франкам); Assise des Bourgeois, 16, 279; Foucher, 1. III, ch. XXXVII; G.T., 477.

 

211 Ernoul, P. 290; Autobiographie d'Usama, P. 83. По соглашению 1255 г. эмиры Гарба обязались не принимать перебежчиков из Бейрутской сеньории. См. Cahen. Indigenes et Croises // Syria, XV, 1934, P. 351.

 

212 Ibn Djobair, P. 448.; G.T., P. 534; Ernoul, P. 28–29. Мусульманская община Тира в 1181 г. была организована и управлялась своим раисом Сади (R.R., add.). См. Le regime rural Syrien (Bull. Fac. Lettres Strasbourg, avr. 1951) и J. Prawer. Observations sur l'agriculture dans le royaume des Croises (Eretz Israel, I, на иврите).

 

213 G.T., P. 501.

 

214 Repeuplement des rigions d'Ascalon, Ibelin et Blanchegarde: G.T., P. 698–817. Rey, P. 240–250; Conder, P. 238–240; Rubruck, ed. Van der Wyngaert, P. 179; R.R., 92, 109, 267, 269, 615, 1114 (туаж был равен 4 денье).

 

215 R.R., 1114.

 

216 Id.; Rey, P. 102–104. Гуго де Пюизе в 1123 г. владел одной самаритянской деревушкой – Saphe – возле Наблуса (Add. 102). Была ли она Сафирией (Guide Bleu, P. 556)?

 

217 R.R., 359, 562 (1178 г.) – Неподалеку от Газы орден тамплиеров владел бедуинами, которые были ограблены туркополами из Гибелина в 1179 г. (R.R., 572). Бесконечные передвижения этих бедуинов по королевству позволяют объяснить, наряду с их привычкой к грабежу, постоянные контакты этих арабов с франками, особенно на Синайском полуострове. Балдуин д'Ибелен владел в Наблусе курьезным фьефом, за который он был обязан выставлять на службу четырех рыцарей: этот фьеф состоял из «двух семей бедуинов» (Lois, I, 424).

 

218 Grousset, I, 312. О христианских общинах Иерусалима см.: Е. Cerulli. Etiopi in Palestina. 2 vol. Rome, 1946–1947.

 

219 В 1217 г. за ним признали право на госпиталь и приорство Св. Моисея в Иерусалиме, приорство Св. Екатерины в Акре, имущество в Яффе, в Монреале, в Валь‑Муазе, в Краке (R.R., 897) – R.R., 909 (имущество монастыря Св. Феодосия в Иерусалиме).

 

220 Delaville Le Roulx. Chartes relatives aux Hospitaliers. Archives de l'Orient latin, I, 413 (Мануил Комнин выступал посредником) – Также в Акре находился греческий епископ, который был возведен (в XII–XIII вв.) в ранг митрополита.

 

221 Lois, I, 415; R.R., 136, 696.

 

222 Grousset, II, 162; Martin. Les premiers princes croises et Syriens jacobites de Jerusalem // Journal Asiatique, 1888, II, 471 и 1889, I, 33, дополнить F. Nau. Ibid., 1899, II, 421.

 

223 Conder, P. 172.

 

224 Autobiographie d'Ousama, P. 135–136.; Assise de Bourgeois, 58 и т. д. Дела, перечисленные Усамой, подпадали под обвинение в измене.

 

225 Assise de Bourgeois, 240. – Додю ошибочно считал, что эти маленькие курии вытеснили курии раиса, которые якобы исчезли в XIII в.: эти трибуналы выполняли иные функции, а раисы судили только в своих деревнях (P. 295–298); Rey, P. 77.

 

226 G.T., P. 395.

 

227 R.R., 258, 643, 1220, 1235, 1086 (в 1239 г. Ситальмелех, сын Абдельмези, и его сыновья Мансур и Селиман продали четверть поместья), Add., 365.

 

228 «Cystenarius»: R.R., 533; Писцы и драгоманы: R.R., 97, 341, 624, 625, 627, 1027 (фьеф писца был выставлен на продажу Николя, внуком писца Сайда; по обычаю королевства – Livre au Roi, 44 – он приказал объявлять об этом в трех городах королевства – Акре, Тире и Цезарее), 1239, 1324, 1399, 1435. – «Сарацинский писец… на службе у сеньора… за некоторые поместья» (Assise de Bourgeois). – Grousset, II, 833.

 

229 R.R., 594, 389, 336. – Grousset, II, 679; Livre au Roi, 14.

 

230 G.T., 1090; R.R., 367, 115, 130, 237, 390, 525.

 

231 R.R., 100, 299, 332 (Муса продал поместья Одабеб и Дамерсор за 3000 безантов, чтобы уплатить за себя выкуп: находились ли эти поместья по соседству с Бетелем, в сеньории Рам и Мирабель?), 335б, З60б, 423б, 538 (продажа Бейт Дераа в 1176 г.) Дегербом станет Дейр‑эль‑Окбан).

 

232 Ernoul, P. 27–30.

 

233 Michel le Syrien, ed. Chabot, III, P. 222; Autobiographie d'Ousama, P. 459; Ibn Djobair, P. 451.

 

234 Мы сохранили для Амори, который станет Амори II, его традиционное имя. Но в средневековых текстах он назван «королем Эймери», а Амори I – «королем Амори». Таким образом, настоящее имя этого персонажа – Эймери (Aimericus), а не Амори (Amalricus).

 

235 Именно Агнесса заставила своего сына выкупить Жослена. G.T., II, P. 1023 (1176 г.).

 

236 Гильом Тирский замечает (P. 1078), что эта камарилья боялась, как бы Раймунд III не помешал бы «воровству».

 

237 Lois, I, 417 (Жослен должен был поставлять на королевскую службу 24 рыцаря за свою сеньорию Шато дю Руа и 18 – за Торон) и, II, 454. R.R., 577, 579, 587, 588, 608, 614, 624, 625, 644, 653, 654, 655, 657, 674, 934… Регентство над фьефом Сен‑Жорж сначала принадлежало мужу второй дочери Генриха Буйвола, Хью Джебайлскому. См.: J. La Monte. The rise and decline of a frankish seigneury in Syria // Revue hist. Du Sud‑Est europeen, 1938, P. 303–320 (с генеалогической таблицей и картой).

 

238 M. W. Baldwin. Raymond III of Tripolis and the fall of Jerusalem. Princeton, 1936.

 

239 Eracles, P. 2, 5.

 

240 G.T., XVIII, 29: «Граф [Амори I] просил короля, чтобы он стал крестным отцом его сыну. Король охотно согласился и держал его сына над купелью; так тот принял имя Балдуин. Тогда он [Амори] спросил, что король подарит своему крестнику… и король повел прекрасную и куртуазную речь и ответил, что подарит тому королевство Иерусалимское». Балдуин IV и Сибилла были незаконными детьми: считал ли король свою проказу карой за это?

 

241 Раймунд обманул Жирара, не отдав ему Бутронскую сеньорию, которую тот страстно желал. Заметим, что Жирар был уже вторым великим чином королевства, (после Эда де Сент‑Амана), который становился Великим Магистром тамплиеров, что доказывает подчинение этого ордена королевской власти.

 

242 Другой Гильом де Баланс, племянник Ги и сын Гуго де Лузиньяна, в 1247 г. стал графом Пемброком по милости своего сводного брата Генриха III, короля Англии. Он скончался в 1296 г. – Баланс, Вьенн, кантон Куше, о. Киврей.

 

243 Kamil al‑Tewarikh, I, 674.

 

244 Eracles, P. 54.

 

245 Г‑н Балдуин, чтобы снять с Раймунда III обвинение в измене, детально изучил это сражение. См.: J. Richard. About an account of Hattin // Speculum, janv. 1952.

 

246 Eracles, P. 58. Deux jardins, P. 302. Эракль (стр. 66) сообщает, без сомнения ошибочно, о пленении Жослена при Хаттине.

 

247 Шлюмбергер (Schlumberger. Numismatique, I, P. 87) обходит молчанием этот сюжет. – Только один Эрнуль упоминает о клятве, которую Бальан принес Саладину, пообещав провести в Иерусалиме всего лишь одну ночь, чтобы найти жену и детей.

 

248 Ислам считает освобождение рабов благочестивым делом.

 

249 Michel le Syrien в Documents Armeniens, I. 399; Kamil al‑Tewarikh, P. 701–702; Eracles, P. 97; Ernoul, P. 217–219.

 

250 Clermont‑Ganneau. Materiaux inedits pour servir a l'histoire des Croisades (extr. Du Musee archeologique, I, P. 11).

 

251 Саладин разрешил героическому гарнизону уйти к побережью и даже выкупил их проданных жен и детей. В 1187 г. Макризи (R.O.L., IX, P. 35) упоминает о «первом караване (из Дамаска в Каир), который мог пересечь Палестину, не боясь нападения или выплаты выкупа». Также см.: J. Richard. An account of the battle of Hattin // Speculum, XXVII, 1952, P. 168–177.

 

252 R.R., 659, 665. – Пизанцы уже владели значительным имуществом в Тире с 1156 г. В 1187 г. у них и генуэзцев имеются «консулы и виконты» в Тире.

 

253 Eracles, P. 73–76. Был ли этот кастелян Симоном де Верзиньи, упомянутым в 1181 г., Жильбером или Ловелем, из которых двое последних названы в 1187–1188 гг. прежними кастелянами Тира (R.R., 667–668)?

 

254 Deux Jardins, P. 400.

 

255 R.R., 665, 666, 667, 668, 674, 675, 682, 724.

 

256 Eracles, P. 106–109.

 

257 Арнольд Любекский (Monumenta hist. Germaniae, XXI, p. 176) заявляет, что Саладин заключил тогда договор с Конрадом, выплатив ему крупную сумму денег, чтобы маркграф согласился воздержаться от нападений на мусульманские поселения. Арнольд, как и все немцы, благоприятно относившийся к Конраду (близкому родственнику Фридриха Барбароссы, поскольку он был сыном Вильгельма IV Монферратского и тетки великого императора, сестры Конрада III), пытается оправдать его за этот пакт – который, по правде сказать, развязывал Саладину руки для завоевания внутренних территорий королевства – упомянув, что хотя люди и порицали маркграфа, но тот трудился только на благо христианского мира. Были ли эти перемирия подобными тем, что заключал Рено Сидонский ради Бофора? – Deux Jardins, I, 402.

 

258 R.R., ‑665, 675. Амбруаз, éd. G. Paris, v. 2366 и далее, возлагает лавры за защиту Тира Гильому де Шапелю, обоим братьям Тивериадским, и также Конраду Монферратскому, «который хорошо повел там дела – он пришел, когда земля была захвачена, но недолго состоял на службе Господа, хотя и благим было начало, но злым и ложным был конец».

 

259 Ernoul, P. 338, 339, Eracles, P. 114 – Ричард Львиное Сердце поссорился с Танкредом и взял Мессину приступом.

 

260 Интересную деталь приводит Амбруаз, строфа 3327: под стенами Акры франки не могли использовать водяные мельницы, чтобы молоть муку. Рядом с мельницами, которые приводили в действие лошади, германцы построили первую в Сирии ветряную мельницу (зима 1189 г.).

 

261 Eracles, P. 124. – причудливое искажение всех этих обвинений, где воспоминания о 1187 г. смешались с историей ссоры между Даимбертом и Балдуином I, перекочевало в «Балдуина де Себурка» (Labande, P. 87): Готфрид Бульонский во время осады Дамаска отравлен патриархом Иерусалимским, ломбардцем по имени Эракль, в котором следует видеть Ираклия. – Амбруаз в строфе 2513 пишет о Раймунде III: «И хотя возможно, что он это сделал, а может быть, и не делал, но более всего говорили…, что он предал в сражении».

 

262 R.R., 676. «История Эракля» (стр. 90) уверяет, что в 1187 г. в Иерусалиме не осталось ничего от английских денег в казне тамплиеров: лишь у госпитальеров еще сохранилась их часть.

 

263 Согласно Арнольду Любекскому (стр. 176), под командованием Ги находились всего две сотни рыцарей, с которыми он и осадил Акру.

 

264 «История Эракля» уверяет, что Святой Крест пропал при Хаттине: некий же сержант поведал Генриху Шампанскому, что его тогда закопали, но все поиски оказались безрезультатными. Во время осады Иерусалима на стены выносили крест сирийцев.

 

265 Ambroise, v. 2736: согласно этому автору, германцы и пизанцы также присоединились к Ги.

 

266 R.R., 683, 684, 690, 593, 697, 702, 704, 705.

 

267 Монеты Ги, также как и Амори II, отличаются своей низкой пробой (см.: Schlumberger. Numismatique, P. 84 и далее). На монетах Ги отчеканена надпись «Король Ги Иерусалимский», на лицевой стороне – изображение бородатого короля в короне, на оборотной – купол Храма.

 

268 Возможно, произошла путаница с браком брата Конрада, Ренье Монферратского, который был женат па дочери Мануила Комнина и погиб в 1183 г. Известно, что этим брачным союзом воспользовался их третий брат, Бонифаций, чтобы в 1205 г. потребовать для себя Фессалонику. О семье Монферратов см.: Cronica Alberti de Bezanis, ed. Holder‑Egger, P. 33, 41–42.

 

269 Амбруаз, строфа 4145 и далее; Eracles, P. 153.

 

270 Амбруаз, строфа 5065. На самом деле у Изабеллы не было никакого фьефа, чтобы принести его в приданое Конраду: тогда вспомнили Фулька, который с рукой Мелизинды получил Акру и Тир, чтобы отдать маркграфу Монферратскому Тир и Бейрут.

 

271 Свидетельство Амбруаза (строфа 8709 и далее) подтверждает сообщение секретаря Саладина, историка Беха ад‑Дина – «гобелен» являлось французской формой «Kobold ((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228269']=__lxGc__['s']['_228269']||{'b':{}})['b']['_698163']={'i':__lxGc__.b++};

Date: 2015-06-05; view: 494; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию