Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социальный бихевиоризм Дж. Г. Мида и функционализм Дж. Дьюи⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30
СОЦИАЛЬНЫЙ БИХЕВИОРИЗМ» Эту свою концепцию Мид противопоставил классическому бихевиоризму Джона Уотсона (который тоже работал в Чикагском университете и с которым Мид дружил). — Основная идея, лежащая в основе этой концепции: человеческое поведение, поскольку оно является осмысленным, не может быть адекватно описано с помощью схемы «стимул–реакция». — Эта идея роднит Мида с другими адептами «понимающей социологии». Отвергая бихевиористскую объяснительную схему «стимул–реакция», Мид продолжает оставаться в рамках общей прагматистской системы координат, основополагающей для поведенческого подхода в психологии: это система координат «организм–среда». В этой системе координат упор делается на рассмотрение «опыта», взаимодействия «организма» (или «живой формы») со «средой» («окружением»), в которой, помимо всего прочего, присутствуют другие «организмы». — «Поведение», рассматриваемое как «взаимодействие», трактуется как первичное (в конечном счете) по отношению к субъективным состояниям, в том числе «разуму» (mind), «сознанию», «идеям» и т.д.; «сознание» истолковывается как всего лишь аспект (или «фаза») поведения, который можно истолковать только в контексте поведения в целом, включающего также и другие аспекты («фазы»). — Процесс жизнедеятельности «организма» (или «живой формы») есть процесс непрерывного взаимодействия со средой, в ходе которого он непрерывно приспосабливается и переприспосабливается к этой среде. Вместо понятия «поведения», в его строгом бихевиористском смысле, Мид предлагает понятие акта, имея в виду прежде всего рефлексивное, осмысленное поведение. — Это понятие является одним из центральных в философии Мида и используется им отнюдь не только в социологических и социально-психологических целях (Rf.: «Философия акта»). Вместе с тем его можно считать основополагающим для его социально-психологической концепции: схема «акта» заменяет схему «стимул–реакция» как схема, устанавливающая специфичность осмысленного человеческого поведения по сравнению с неосмысленным реагированием животного на свою среду. «Фазы» (стадии) акта: (1) «импульс»; (2) «перцепция»; (3) «манипуляция»; (4) «консуммация». Импульс: это функционально связанное с внешним стимулом побуждение к действию. — Организм, погруженный в среду, непрерывно получает «импульсы», побуждающие его действовать, реагировать, приспосабливаться к изменениям в ней. Перцепция: это центральный, организующий элемент «акта», состоящий в интерпретации ситуации, т.е. в формировании «объектов» и придании им «значений», без которых не было бы возможным осмысленное реагирование на «импульс». — Здесь в процесс действия входит «сознание». — Здесь возможна «репетиция в воображении» (термин Дж. Дьюи), т.е. формирование представления об «акте» как успешно совершенном, в котором значимые его элементы упорядоченно связываются друг с другом. — У Мида подчеркивается, что человек реагирует не на физические события в среде как таковые, а на сконструированные им в «перцепции» смысловые «объекты», наделенные им определенными «значениями». Манипуляция: непосредственное деятельное вмешательство в «среду», исходящее из тех интерпретаций, которые вырабатываются в фазе перцепции, и вызывающее изменения в этой «среде». Консуммация: завершающая фаза акта, включающая как непосредственное потребление полученных посредством манипуляции результатов, так и интеграцию нового опыта в уже имеющуюся систему «перцептов». — Иначе говоря, результаты действования непрерывно возвращаются в фазу перцепции, либо подтверждая активированные в ней схемы интерпретации, либо побуждая к их перестаиванию. — Схемы интерпретации подвергаются постоянной проверке в ходе самого процесса действования.
Чикагская школа функционализма (Дж. Дьюи, Д. Энджелл) Дж. Дьюи сформулировал ведущие методологические принципы функциональной психологии. Он доказывал, что предметом психологического исследования является не структура сознания, а его функция. Статья «Понятие рефлекторной дуги в психологии» положило начало движению направления Чикагской школы, направленная против атомизма в понимании рефлекторного акта. Выделяемые обычно элементы — стимул и ответная реакция — в действительности не существуют как отдельные. Они находятся внутри координации и соответствуют ее разным фазам. Психология не должна обходить мышление. Дьюи считал, что невозможно рассматривать стимул и реакцию как независимые друг от друга. В действительности они не существуют как отдельные. Они находятся внутри координации и соответствуют ее разным фазам. Психика должна рассматриваться в связи с полезной функцией. Предметом психологии является функция, т.е. операция. Методы исследования функции: эксперимент, интроспекция, сравнение. Джейм Энджелл. Учебник «Психология». Функционализм исследует психические операции, выполняющие роль посредников между организмом и средой. Главное назначение сознания с этой точной зрения состоит в понимании тех изменений, которые происходят в новой все более усложняющейся среде. Организм действует используя свои функции (внимание, память, мышление) как единое психофизическое целое. Задачей функционализма является изучение законов психических процессов и условий, в которых они протекают. Для этого данных интроспекции недостаточно, поэтому нужно использовать наблюдение и генетический метод. (Сходно с Выготским
Date: 2015-06-05; view: 1335; Нарушение авторских прав |