Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Постфрейдистская традиция (А. Адлер и К. Г. Юнг)
Постфрейдистские концепции внутриличностного конфликта
Фрейд утверждал, что ребенок, сравнивая себя с родителями, начинает чувствовать бессилие. А.Адлер, ученик Фрейда, соглашался с ним, что в детстве любой человек переживает чувство неполноценности, но понимал его несколько шире. Адлер это наблюдение сделал принципиальной базой своей теории: в детстве любой человек переживает чувство неполноценности и потом всю жизнь борется с ним, вырабатывая свой индивидуальный жизненный стиль. Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт. В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою слабость и достичь вершин возможного. Желание компенсировать неполноценность - это творческая сила, способная привести к высоким достижениям. Преодолевая неполноценность, личность развивает в себе чувство общности с другими людьми, которое Адлер считал врожденным стремлением к сотрудничеству, взаимопониманию, взаимоподдержке. Иная картина возникает, когда человек не справляется с чувством неполноценности. Основная причина - невнимание к ребенку родителей и чрезмерная слабость больного органа тела. В этом случае все страдания от неудач как бы спрессовываются в комплекс неполноценности - постоянное глубинное переживание своей несостоятельности и ущербности. Вместо достижения реальных результатов человек стремится к сверхкомпенсации, к мнимым успехам. Здоровое социальное чувство все больше заглушается, а возрастает прискорбное стремление к власти. Не справившись со своим внутренним конфликтом, личность выплескивает конфликт наружу в виде агрессии, тревожности, демонстрации силы или, наоборот, слабости. Э. Фромм, отталкиваясь от идей Фрейда, утверждает в качестве основного конфликт двух главных инстинктов: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Любовь к жизни он называет биофилией, любовь к смерти - некрофилией. Некрофилия - злокачественное следствие психосексуального развития личности, а биофилия - доброкачественная, нормальная. Основные проявления некрофилии: мрачные сны, культ насилия, чопорность и холодность в обращении, болезненное пристрастие к чистоте, преклонение перед техникой, порядком, склонность к манипулированию и другие. Иной подход к внутриличностному конфликту предложил К.Юнг. К.-Г.Юнг, продолжая исследования в русле психоанализа, сосредоточил внимание на конфликтной природе самой личностной установки. В книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных классификаций человеческих типов, построенных на качественной основе. Восемь типов выделяются по четырем функциям психики - мышление, ощущение, чувство и интуиция. Каждая из них может проявляться в двух направлениях - как экстравертированная (направленная на внешний мир) и как интровертированная (направленная на внутренний мир). Юнг мыслил с опорой на философскую традицию. Основное противопоставление в своей типологии он сделал на конфликте субъективного и объективного в сознании человека. Экстраверт - человек, направленный во вне. Он сознательно стремится познать законы внешнего мира и строить свою внутреннюю жизнь в соответствии с ними. Интроверт - человек, погруженный в себя. Он утверждает самоценность внутренних процессов, а внешний мир, его правила и нормы для него не так уж важны. Таковы две установки сознания. Однако психическая жизнь протекает в конфликте сознания и бессознательного. Любое нарушение меры в сознании вызовет компенсаторную деятельность бессознательного. У экстраверта бессознательное встает на защиту субъективности, порождает эгоистические тенденции. У интроверта повышается влияние объекта, он становится более зависимым от внешних обстоятельств. Э. Эриксон ориентировался на психоаналитическую традицию. Он связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами (табл. 1). Если Фрейд выводил жизненный сценарий из детских проблем, то Эриксон распределил проблемы развития личности по всему жизненному пути. Date: 2015-06-05; view: 1046; Нарушение авторских прав |