Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Историко-литературный процесс
Литературное направление – единство писателей, живущих в одну эпоху, близких по типу художественного мышления. Литературное течение – единство писателей, близких по характеру изображения действительности, существуют внутри литературных направлений. Классицизм – литературное направление,в основе которогоизображение жизни в соответствии со строгими представлениями о норме. Классицизм связан с идеей государственности, утверждает господство разума, опирается на представления о том, что существует абсолютный идеал (писатели видели его в античности). Основные художественные особенности: 1. Четкая иерархия жанров (высокий жанр – трагедия и низкий – комедия) и языковых норм (высокий, низкий, средний штиль). 2. Просветительское и воспитательное начало. 3. Однолинейность, схематичность образов. 4. Основная проблема произведения – конфликт долга и чувства. Сентиментализм – художественный метод, в основе которого лежит изображение действительности с точки зрения того, что в человеке главенствует чувство, а не разум. Сентименталисты опираются на идеи внесословной ценности человека, их идеалом является человек труда, живущий по законам сердца, сохранивший чистоту нравов и физическое здоровье в общении с природой. Герои – люди, ушедшие в мир патриархальной природной жизни, существующие в своем семейном быте, бежавшие от внешнего мира, непрактичные, незлобивые, чудаки. Зато они умеет любить, дружить, переживать красоту природы, мечтать. Герои лишены в то же время ярких страстей (в отличие от романтиков), их чувства пассивны, созерцательны, неразрушительны. Романтизм – художественный метод, в основе которого не столько воспроизведение, сколько пересоздание действительности в свете идеала. Основные черты: 1. В основе романтического мироощущения лежит романтическое двоемирие. Романтики отрицают буржуазное начала жизни (деньги, мещанское благополучие и сытость). «Неистинному» реальному миру противопоставляется мир «истинный», в котором воплощается идеал. 2. На первый план у романтиков выходит человеческая индивидуальность, а главной ценностью является личность. Все это вело к утверждению активного индивидуализма. 3. Романтики обращаютсяк постановке универсальных проблем: «личность и вселенная», «добро и зло», «свобода и несвобода», «высокое безумие и низкая нормальность» и т.д. 4. Все это определяет художественные особенности романтизма: субъективизм в построении сюжета, принципы создания образов (исключительный герой в исключительных обстоятельствах), образы представляют собой типы (часто условные) и даны в статике. Основной конфликт – это непримиримое столкновение свободной личности с ограниченным миром, и компромисс между ними невозможен. Потому еще один прием – прием романтического контраста. Реализм - художественный метод, в центре которого - анализ жизни и ее закономерностей. Основные черты: 1. Автор изображает жизнь в образах, верных действительности (жизнеподобие). При этом реалисты пользуются и возможностями мифа, символа, гротеска, аллегории, но подчиняя их возможностям реалистического видения мира. 2. Характерно широкое освоение действительности во всех её проявлениях. 3. В основе конфликта лежит противоречие между человеком и средой, которое изображается в конкретно-историческом плане. Писатель показывает, что характер человека формируется под влиянием среду и воспитания, но и человек может воздействовать на окружающий его мир. 4.В основе мировоззрения писателей-реалистов лежит историческое мышление, потому жизнь и человек показаны в развитии, в диалектическом движении. 5. В реалистическом произведении обязательно присутствует обобщающее начало и утверждение эстетического идеала автора. 6. Все это определяет художественные особенности произведений: образы героев создаются как единство индивидуального и типического, они сложны и противоречивы, представляют собой характеры и даны в развитии. Модернизм (от франц. moderne – современный, новый) – художественный метод, в котором, как и в романтизме, на первый план выходит пересоздание действительности, но, в отличие от романтизма, это пересоздание выстраивается не столько в соответствии с идеалом, сколько в стремлении раскрыть сложный, противоречивый, многомерный образ мира, находящегося в состоянии кризиса. Модернизм – это общее название для множества нереалистических направлений и течений, возникших впервые в конце 19 – начале 20 вв. в ряде европейских стран и затем проникших во всю мировую литературу. Чувство тревоги, ощущение неблагополучия порождали у значительной части интеллигенции желание уйти от непонятной и пугающей действительности. С другой стороны, пессимистическим настроениям противостояло мощное жизненное начало, ощущение неслыханных перемен. Поэтому в литературе наряду с изображением личности отъединившейся, самоустранившейся от мира в начале ХХ века появляется тип личности, активно преобразующий этот мир. Модернизм утверждал себя как альтернатива реалистическому искусству, отталкиваясь от ведущих принципов реализма 19 в. (жизнеподобие, конкретно-историческое воссоздание реальной действительности, социально-критический пафос и т.д.) Символизм – художественное течение, которое заявляет о себе как о пути проникновения при помощи символических образов в «область тайного», в идеальную сущность мира. Самое крупное из направлений модернизма, пересекающееся с декадентством и импрессионизмом. Основные черты: 1. Обращение к философскому двоемирию, основанному на идеях Платона и В. Соловьева. Согласно этой философии земной мир – это искаженное подобие мира идеального, его оборотная сторона. 2. Отсюда представление о поэте как маге, пророке, которому дана способность приобщения к запредельному. Отсюда возвышение роли искусства, которое они ставили выше жизни 3. Символ становится средством связи между этими двумя мирами. Это ведет к наполнению мистическим смыслом привычных образов - лазурь, зоря, восходы, небо, звезды. 4. Для мироощущения символистов характерно, с одной стороны, ожидание Апокалипсиса и катастроф, с другой стороны – духовного обновления Акмеизм – литературное течение 10-х годов ХХ века. Утверждало в пику символизму самоценность каждого явления жизни, проповедовало «возвращение на землю», но не отказывалось от идеи тайны, загадки бытия. Для него характерно акцентирование новизны ощущений: ценились такие элементы формы, как стилистическое равновесие, живописная четкость образов, точно вымеренная композиция, отточенность деталей, хрупкие грани вещей, утверждалась «домашняя» атмосфера любования «милыми мелочами». Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лириченского героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непосредственно, оно передавалось психологически значимым жестом, движением, перечислением вещей. Подобная манера «материализации» переживаний была характерна, например, для стихотворений А. Ахматовой. Футуризм – радикальное, самое «левое» направление авангардизма, заявляющее о себе как о живом воплощении чаемого будущего в настоящем и отвергающее всю современную реальность, все искусство прошлого и настоящего. Футуристы претендовали на вселенскую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир (жизнетворчество). В своем эстетическом проектировании они опирались на новейшие научные и технологические достижения и стремились к к рациональному обоснованию творчества. В формально-стилевом отношении поэтика футуризма развивала установку на обновление поэтического языка. Они не только обновили значения многих слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста, а также гораздо энергичнее использовали композиционные и даже графические эффекты. Главный технический принцип их работы — принцип «сдвига», канон «сдвинутой конструкции». В текстах футуристов принципы «сдвинутой конструкции» были распространены на лексику, синтаксис и семантику. Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов, использование разноцветных и разномасштабных шрифтов, издание на обойной бумаге, расположение строчек «лесенкой», выделение особыми шрифтами отдельных эпитетов, внутренних рифм, главных слов). Постмодернизм – это художественное направление, в основе которого особое восприятие мира, с присущим ему осознанием относительности всех истин, исчерпанности ресурсов разума, скептицизмом, девальвацией гуманистических ценностей и одновременно размыванием всех границ, отменой всех запретов. Основные особенности постмодернистской картины мира: отсутствие целостности, существование многих равноправных центров, множественность истин. Поскольку мир не поддается четкому осмыслению, формируется мышление, которое не оперирует устойчивыми понятиями: целое-часть; мужское-женское; запад-восток; капитализм-социализм, стираются и границы между высоким искусством и массовой литературой. Рождается концепция действительности, лишенной логики и смысла, представляющей собой конгломерат случайностей. При этом о ее критической оценке, позиции осуждения не может идти и речи, ведь положительный идеал утрачен. Отсюда следует и такая важная особенность мировосприятия, преобладающая в эпоху постмодерна, как тотальная ирония. Насмешка возможна над чем угодно, над любыми святынями, она не ведает почтения ни к чему. Этот смех уравнивает святое и грешное, прекрасное и безобразное. Художник живет с ощущением, что «все слова уже сказаны». Творчество превращается в особого рода игру. Автор свободно играет с чужими текстами, стилями, словами, а тексты играют с ним. В это пространство вовлекается и читатель. Эстетика постмодернизма определяет и основные внешние признаки (проявления) постмодернистского текста. Во-первых, это полицитатность или даже центонность (монтаж из цитат), являющиеся следствием осознания, что все слова уже сказаны, восприятия ˝мира как текста˝. При этом происходит растворение своего в чужом, разрушение границ дозволенного. Во-вторых, это фрагментарность, часто отсутствие сюжета, который подменяют коллаж, монтаж, причем соединять и смешивать можно что угодно с чем угодно. В-третьих, отсутствие завершенности, принципиальная незавершаемость текста как следствие отсутствия целостности: постмодернистский текст всегда открыт. Следует также отметить двухуровневый характер этого текста, который может быть ориентирован одновременно на массового и на элитарного читателя. Если стандартное читательское восприятие ориентирует нас на поиск единого смысла в тексте, то постмодернистский текст конечного смысла не предполагает, напротив, диалог с читателем принципиально настроен на множественность равноправных интерпретаций текста. Определяющим становится сам процесс игры. Она будет тем увлекательнее, чем более широка эрудиция воспринимающего, его способность к угадыванию и узнаванию ˝чужого˝ в тексте, к достраиванию смыслов. Этот процесс игры с читателем также не имеет завершения, финала, как и сам постмодернистский текст.
Date: 2015-06-05; view: 821; Нарушение авторских прав |