Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Историко-литературный процесс





Литературное направление – единство писателей, живущих в одну эпоху, близких по типу художественного мышления.

Литературное течение – единство писателей, близких по характеру изображения действительности, существуют внутри литературных направлений.

Классицизм – литературное направление,в основе которогоизображение жизни в соответствии со строгими представлениями о норме. Классицизм связан с идеей государственности, утверждает господство разума, опирается на представления о том, что существует абсолютный идеал (писатели видели его в античности). Основные художественные особенности:

1. Четкая иерархия жанров (высокий жанр – трагедия и низкий – комедия) и языковых норм (высокий, низкий, средний штиль).

2. Просветительское и воспитательное начало.

3. Однолинейность, схематичность образов.

4. Основная проблема произведения – конфликт долга и чувства.

Сентиментализм – художественный метод, в основе которого лежит изображение действительности с точки зрения того, что в человеке главенствует чувство, а не разум. Сентименталисты опираются на идеи внесословной ценности человека, их идеалом является человек труда, живущий по законам сердца, сохранивший чистоту нравов и физическое здоровье в общении с природой. Герои – люди, ушедшие в мир патриархальной природной жизни, существующие в своем семейном быте, бежавшие от внешнего мира, непрактичные, незлобивые, чудаки. Зато они умеет любить, дружить, переживать красоту природы, мечтать. Герои лишены в то же время ярких страстей (в отличие от романтиков), их чувства пассивны, созерцательны, неразрушительны.

Романтизм – художественный метод, в основе которого не столько воспроизведение, сколько пересоздание действительности в свете идеала. Основные черты:

1. В основе романтического мироощущения лежит романтическое двоемирие. Романтики отрицают буржуазное начала жизни (деньги, мещанское благополучие и сытость). «Неистинному» реальному миру противопоставляется мир «истинный», в котором воплощается идеал.

2. На первый план у романтиков выходит человеческая индивидуальность, а главной ценностью является личность. Все это вело к утверждению активного индивидуализма.

3. Романтики обращаютсяк постановке универсальных проблем: «личность и вселенная», «добро и зло», «свобода и несвобода», «высокое безумие и низкая нормальность» и т.д.

4. Все это определяет художественные особенности романтизма: субъективизм в построении сюжета, принципы создания образов (исключительный герой в исключительных обстоятельствах), образы представляют собой типы (часто условные) и даны в статике. Основной конфликт – это непримиримое столкновение свободной личности с ограниченным миром, и компромисс между ними невозможен. Потому еще один прием – прием романтического контраста.

Реализм - художественный метод, в центре которого - анализ жизни и ее закономерностей. Основные черты:

1. Автор изображает жизнь в образах, верных действительности (жизнеподобие). При этом реалисты пользуются и возможностями мифа, символа, гротеска, аллегории, но подчиняя их возможностям реалистического видения мира.

2. Характерно широкое освоение действительности во всех её проявлениях.

3. В основе конфликта лежит противоречие между человеком и средой, которое изображается в конкретно-историческом плане. Писатель показывает, что характер человека формируется под влиянием среду и воспитания, но и человек может воздействовать на окружающий его мир.

4.В основе мировоззрения писателей-реалистов лежит историческое мышление, потому жизнь и человек показаны в развитии, в диалектическом движении.

5. В реалистическом произведении обязательно присутствует обобщающее начало и утверждение эстетического идеала автора.

6. Все это определяет художественные особенности произведений: образы героев создаются как единство индивидуального и типического, они сложны и противоречивы, представляют собой характеры и даны в развитии.

Модернизм (от франц. moderne – современный, новый) – художественный метод, в котором, как и в романтизме, на первый план выходит пересоздание действительности, но, в отличие от романтизма, это пересоздание выстраивается не столько в соответствии с идеалом, сколько в стремлении раскрыть сложный, противоречивый, многомерный образ мира, находящегося в состоянии кризиса. Модернизм – это общее название для множества нереалистических направлений и течений, возникших впервые в конце 19 – начале 20 вв. в ряде европейских стран и затем проникших во всю мировую литературу.


Чувство тревоги, ощущение неблагополучия порождали у значительной части интеллигенции желание уйти от непонятной и пугающей действительности. С другой стороны, пессимистическим настроениям противостояло мощное жизненное начало, ощущение неслыханных перемен. Поэтому в литературе наряду с изображением личности отъединившейся, самоустранившейся от мира в начале ХХ века появляется тип личности, активно преобразующий этот мир.

Модернизм утверждал себя как альтернатива реалистическому искусству, отталкиваясь от ведущих принципов реализма 19 в. (жизнеподобие, конкретно-историческое воссоздание реальной действительности, социально-критический пафос и т.д.)

Символизм – художественное течение, которое заявляет о себе как о пути проникновения при помощи символических образов в «область тайного», в идеальную сущность мира. Самое крупное из направлений модернизма, пересекающееся с декадентством и импрессионизмом. Основные черты:

1. Обращение к философскому двоемирию, основанному на идеях Платона и В. Соловьева. Согласно этой философии земной мир – это искаженное подобие мира идеального, его оборотная сторона.

2. Отсюда представление о поэте как маге, пророке, которому дана способность приобщения к запредельному. Отсюда возвышение роли искусства, которое они ставили выше жизни

3. Символ становится средством связи между этими двумя мирами. Это ведет к наполнению мистическим смыслом привычных образов - лазурь, зоря, восходы, небо, звезды.

4. Для мироощущения символистов характерно, с одной стороны, ожидание Апокалипсиса и катастроф, с другой стороны – духовного обновления

Акмеизм – литературное течение 10-х годов ХХ века. Утверждало в пику символизму самоценность каждого явления жизни, проповедовало «возвращение на землю», но не отказывалось от идеи тайны, загадки бытия. Для него характерно акцентирование новизны ощущений: ценились такие элементы формы, как сти­листическое равновесие, живописная четкость обра­зов, точно вымеренная композиция, отточенность де­талей, хрупкие грани вещей, утверждалась «домашняя» атмосфера любования «милыми мелочами». Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лириченского героя. Часто состояние чувств не раскрывалось непо­средственно, оно передавалось психологически значи­мым жестом, движением, перечислением вещей. По­добная манера «материализации» переживаний была характерна, например, для стихотворений А. Ахматовой.

Футуризм – радикальное, самое «левое» направление авангардизма, заявляющее о себе как о живом воплощении чаемого будущего в настоящем и отвергающее всю современную реальность, все искусство прошлого и настоящего. Футуристы претендовали на вселен­скую миссию: в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверх­искусства, способного преобразить мир (жизнетворчество). В своем эстетическом проек­тировании они опирались на новейшие научные и технологические достижения и стремились к к рациональ­ному обоснованию творчества. В формально-стилевом отношении поэтика футу­ризма развивала установ­ку на обновление поэтического языка. Они не только обновили значения многих слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста, а также гораздо энер­гичнее использовали композиционные и даже графи­ческие эффекты. Главный технический принцип их работы — принцип «сдвига», канон «сдвинутой кон­струкции». В текстах футуристов принципы «сдвинутой конструкции» были распространены на лексику, синтаксис и семантику. Отсюда разнообразные экс­перименты с фигурным расположением слов и частиц слов, использование разноцветных и разномасштабных шрифтов, издание на обойной бумаге, распо­ложение строчек «лесенкой», выделение особыми шрифтами отдельных эпитетов, внутренних рифм, главных слов).


Постмодернизм – это художественное направление, в основе которого особое восприятие мира, с присущим ему осознанием относительности всех истин, исчерпанности ресурсов разума, скептицизмом, девальвацией гуманистических ценностей и одновременно размыванием всех границ, отменой всех запретов. Основные особенности постмодернистской картины мира: отсутствие целостности, существование многих равноправных центров, множественность истин.

Поскольку мир не поддается четкому осмыслению, формируется мышление, которое не оперирует устойчивыми понятиями: целое-часть; мужское-женское; запад-восток; капитализм-социализм, стираются и границы между высоким искусством и массовой литературой. Рождается концепция действительности, лишенной логики и смысла, представляющей собой конгломерат случайностей. При этом о ее критической оценке, позиции осуждения не может идти и речи, ведь положительный идеал утрачен. Отсюда следует и такая важная особенность мировосприятия, преобладающая в эпоху постмодерна, как тотальная ирония. Насмешка возможна над чем угодно, над любыми святынями, она не ведает почтения ни к чему. Этот смех уравнивает святое и грешное, прекрасное и безобразное.

Художник живет с ощущением, что «все слова уже сказаны». Творчество превращается в особого рода игру. Автор свободно играет с чужими текстами, стилями, словами, а тексты играют с ним. В это пространство вовлекается и читатель. Эстетика постмодернизма определяет и основные внешние признаки (проявления) постмодернистского текста. Во-первых, это полицитатность или даже центонность (монтаж из цитат), являющиеся следствием осознания, что все слова уже сказаны, восприятия ˝мира как текста˝. При этом происходит растворение своего в чужом, разрушение границ дозволенного. Во-вторых, это фрагментарность, часто отсутствие сюжета, который подменяют коллаж, монтаж, причем соединять и смешивать можно что угодно с чем угодно. В-третьих, отсутствие завершенности, принципиальная незавершаемость текста как следствие отсутствия целостности: постмодернистский текст всегда открыт. Следует также отметить двухуровневый характер этого текста, который может быть ориентирован одновременно на массового и на элитарного читателя. Если стандартное читательское восприятие ориентирует нас на поиск единого смысла в тексте, то постмодернистский текст конечного смысла не предполагает, напротив, диалог с читателем принципиально настроен на множественность равноправных интерпретаций текста. Определяющим становится сам процесс игры. Она будет тем увлекательнее, чем более широка эрудиция воспринимающего, его способность к угадыванию и узнаванию ˝чужого˝ в тексте, к достраиванию смыслов. Этот процесс игры с читателем также не имеет завершения, финала, как и сам постмодернистский текст.

 

 







Date: 2015-06-05; view: 821; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию