Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Основные принципы классицизма





Классицизм, как литературное направление, родился в университетских кругах в Италии вместе с возрожденным античным театром, поэтому наиболее яркое воплощение получил, прежде всего, в драматургии. Видя в античной драме образец художественного совершенства, гуманисты позднего Возрождения определили непреложные законы театра. Правильность, рационалистическая строгость и логичность развития сюжета, минимализм сценического действия, абстрактность художественного образа, многословные диалоги и монологи, патетика речи, величественные позы и жесты, нерифмованный стих – вот основные особенности классицистической пьесы. Из Италии, пропагандируемый университетскими кругами, классицизм перекочевал во Францию, Англию, Испанию, Германию.

Краеугольным камнем этой теории является представление о вечности и абсолютности идеала прекрасного, а значит, утверждалась необходимость подражания идеальным образцам. Задача художника сводилась к тому, чтобы максимально приблизиться к ним на основе разработанных строгих правил, которые должны помочь новым мастерам в их возвышении.

Также была разработана строгая регламентированная иерархия литературных жанров(эпопея, трагедия, комедия), устанавливались точные границы каждого жанра, язык, герои. Для трагедии – возвышенный патетический язык, возвышенные чувства, героические личности; для комедии – просторечие, бытовые персонажи.

В эстетике классицизма рациональность – главный критерий художественной правды, а значит прекрасного. Отсюда строгая математическая точность правил и механистическая универсальность типов человеческих характеров. Теофраст, ученик Аристотеля, составил в античные времена типологию характеров, которая и была взята на вооружение классицистами (отсюда однозначность художественных образов и их универсальность – Мизантроп, Скупой).

Наконец, одним из важных элементов теории классицизма является представление о воспитательной роли искусства. От поучительной тенденциозности не отказались и просветители, хотя метод служил уже другим задачам (классицистические трагедии Вольтера «Эдип», «Брут», «Магомет»).



Однако и рококо, и классицизм XVIII в. представляют собой нечто принципиально новое по отношению к своим прямым предшественникам, а также к ранее существовавшим стилям вообще.

Это различие свидетельствует о том, что перелом между культурами XVII и XVIII вв. носил внутренний, скрытый характер. Историки искусства отмечают, что рококо — первый безордерный стиль европейского искусства за многие века. Известно, что ордер ориентировал архитектуру на человека и одновременно героизировал его бытие. Архитекторы рококо (его собственная сфера — убранство интерьера) обратились к реальному человеку с его реальными потребностями. Они начали заботиться о комфорте, окружать человека атмосферой удобства и изящества. Существенно то, что новый стиль стал стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес тот же дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши. Классицизм XVIII в. сделал это еще последовательнее.

Сложность и противоречивость эпохи выражалась в различных стилевых направлениях европейской культуры – грандиозном, экспрессивном, мистичном бароккои сухом, рассудочном классицизме.

Стиль барокко(итал. – странный, вычурный) получил преимущественное распространение в тех католических странах, где после Реформации пошатнулись позиции официальной католической церкви и где зрелищность, помпезность, экспрессивность, и в то же время, напряженность, контрастность, динамизм и мистичность были противопоставлены строгости протестантизма и служили возврату паствы в лоно католической церкви. Таким образом, культура барокко – это художественная реакция Контрреформации на движение Реформации.

Собор Святого Петра, церковь Саниво, скульптурный алтарь «Экстаз Св.Терезы», созданные зодчим Ф. Борромини, архитектором и скульптором Д.Л. Бернини, придали католической столице Риму торжественный барочный вид. Помимо культовой архитектуры стиль воплотился в парковых и архитектурных ансамблях, декоративной жи-вописи и скульптуре, парадном портрете, натюрморте и пейзаже, в музыке.

Эффекты ослепляющего и грандиозного барокко (по своему поверхностному плану) использовались для восславления могущества, пышности, блеска абсолютистского государства. Но этот стиль был созвучен и буржуазии. Он выражал и открывал мир (в глубинном внутреннем плане) в состоянии становления и сомнения, характерном для восприятия нарождающегося класса, как и вообще свойственного переходным состояниям, новые ценности которого вступают в противоречие к прежним.

Но человек ищет опоры под ногами, стабильности и порядка, и одним из знаков устойчивости становится богатство. Это то, на что можно опереться в вечно меняющемся мире. (Термином «барокко» в Португалии называют жемчужину неправильной формы, и жемчужина символизирует достаток, ставший критерием новых смысловых ориентаций). Таким образом, стиль должен был отвечать интересам различных социальных слоев, и поэтому он соединил в себе несоединимое: монументальность и динамизм, театральный блеск и солидность; мистичность, фантастичность, иррациональность – с трезвостью и рассудочностью.



В стиле барокко творили П. Рубенс, Рембрандти И.С. Бах. В морально- и религиозно-философских драмах П. Кальдерона, отстаивающего католические ценности, изображена иллюзорно-мрачная испанская действительность.

 

Важным новым началом в искусство XVIII в. было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не нуждавшихся в ее выработке. Таким крупнейшим идеологическим течением стал сентиментализм, связанный с просветительскими представлениями о прирожденных человеку началах доброты и чистоты, которые теряются вместе с естественным первоначальным состоянием. Сентиментализм не требовал особого стилистического оформления, поскольку был обращен не к внешнему, а к внутреннему, не к всеобщему, а к личному. Но особая окраска, особое чувство проникновения в интимный мир, тонкость эмоций, даже чувство пропорций и воздушность фактуры так или иначе связаны с сентиментализмом. Все это создавало ощущение нежного изящества, близости к природе и внутреннего благородства. Сентиментализм превращается в предромантизм: «естественный человек» приходит в столкновение с общественными и природными стихиями, с мрачными бурями и потрясениями жизни, предчувствие которых заложено во всей культуре XVIII в.

Столкновение индивидуальности с обществом, с трагедиями бытия, переход идеала в сферу неосуществимой фантазии приводят в XIX столетие, когда буржуазный индивидуализм и атомизация общества кладут конец явлению стиля как крупной историко-художественной категории. Главным же результатом развития искусства XVIII в. является рождение основ художественной культуры последующих столетий, хотя и в маскарадном костюме изысканных, изощренных театральных форм. Как из-под париков глядят на нас умные, все понимающие глаза философа и борца, как удобство бытовой вещи появляется в замысловатом рококо, так в сложном и увлекательном искусстве XVIII в. можно разглядеть рождение реализма и функционализма всего Новейшего времени.

В умах писателей эпохи Просвещения все чаще возникает мысль о единстве человека и его культуры. Еще Лейбниц размышлял о контактах Востока и Запада и даже о возможности создания в отдаленном будущем единого общечеловеческого языка. На протяжении XVIII в. в Европе в целом необычайно возрастает интерес к жизни, обычаям и культуре стран Востока. Так, во Франции еще в конце XVII в. появилось многотомное издание «Восточная библиотека». В начале XVIII в. появляются переводы с арабского, персидского и других восточных языков. Особый успех имеет издание «Сказок тысячи и одной ночи», вызвавшее множество подражаний. Многие из этих книг переводятся с французского языка на другие европейские языки, в том числе и на русский. Об интересе к Востоку свидетельствует известный перевод «Шакунталы» Калидасы (в Англии осуществленный В. Джойсом, в Германии — Форстером, в России — Карамзиным). Русский ученый Г. Лебедев стремится проникнуть в тайны древней индийской культуры. Весьма популярны стали восточные темы, сюжеты и образы. Монтескье, Вольтер, Голдсмит, Виланд и многие другие обращаются к темам и образам Востока, даже если «Восток» в их представлении дается условно и недифференцированно. П. А. Плавильщиков написал трагедию на тему о борьбе народа Индии против орд далеко не условного Надиршаха.

Однако еще более важными были попытки теоретически осмыслить культуру разных народов, исходя из идеи единства человеческого рода. Еще в канун Просвещения в Италии Вика говорил: «Существует необходимо в природе один умственный язык, общий для всех народов». Головецкий в труде «О человеке» утверждал, что «различие вкусов у людей предполагает лишь небольшие различия и оттенках их ощущений», в принципе же все народы обладают одинаковыми возможностями для развития. Для доказательства он сослался на «единообразие народных пословиц» у разных народов.

Просветители исходили из своих представлений об универсальности разума и единстве человеческой природы. Из них к идее мировой литературы ближе других подошел Гердер, который внимательно изучал фольклор разных стран и опубликовал сборник «Голоса народов в их песнях». Разумеется, он мог привести только отдельные образцы песенного творчества разных народов. Охватить единым взглядом все богатство культуры мира при тогдашнем уровне знаний было невозможно. Но он мечтал о такой возможности и завещал ее следующим поколениям, восклицая: «Какой это был труд о роде людском, о человеческом духе, мировой культуре, обо всех странах, эпохах, народах, о силах, смешениях, образах!»








Date: 2015-04-23; view: 390; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.017 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию