Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мекканская система





 

Арабскому племени курайши в Мекке удалось завоевать себе в арабском обществе особое место. Главнейшим торговым центром Западной и Центральной Аравии являлась Мекка в Хиджазе. Она находилась на пересечении двух важнейших торговых путей. Один пролегал через Хиджаз с юга на север, из Йемена и стран Индийского океана в Сирию и страны Средиземноморья. Другой обладал меньшей важностью и проходил с востока на запад, т. е. из Ирака, Ирана и Центральной Евразии в Абиссинию и Восточную Африку. В сравнении с Таифом и другими городами Центрального Хиджаза Мекка представляла собой малопривлекательный город. В отличие от Таифа здесь не было оазисов, богатых подземными водами, и, соответственно, не развивалось сельское хозяйство. Однако в Мекке было достаточно воды для того, чтобы содержать верблюдов. Более того, возвышенности защищали город от пиратов Красного моря. И самое главное, здесь находилась святыня, к которой стремились многочисленные паломники.

За несколько поколений до появления Мухаммада лидеры местного племени заручились поддержкой всех племен, проживавших по пути в Сирию. Это племенное объединение, получившее название курайшитов, захватило источники Мекки и бедуинскую святыню. Курайшиты существовали по бедуинским принципам, кроме советников клана, они не признавали ни царя, ни какие‑либо муниципальные институты. Решения принимало собрание старейшин всех кланов. Во избежание кровной мести между кланами поддерживался относительный мир. Со времен Кусайи курайшиты соблюдали принцип солидарности (порой за счет молчаливого согласия более слабых) и плодотворно использовали имеющиеся в их распоряжении ресурсы. Они взяли под контроль северо‑южную торговлю. При этом курайшиты заняли в Хиджазе правильную дипломатическую позицию, что помогло им упрочить свое финансовое положение – авторитетные представители многих племен стали их кредиторами. Курайшиты занимались не только международной, ной местной торговлей в Западной Аравии. В Мекке, а также в нейтральном месте неподалеку (Арафат) они в определенные сезоны принимали паломников и устраивали ярмарки. Аналогично открывались рынки во всем регионе. В союзе с племенем сакиф, обитавшем близ Таифа, где у знатных жителей Мекки были летние дома, курайшиты заняли лидирующую позицию. В ходе этих событий они получили авторитет независимого племени[57].

Представители данного племени заняли позицию институализации религиозных форм. Ярмарки со временем превратились в паломничество. Во избежание столпотворения мекканцы установили священные месяцы спокойствия, четыре в год: этот порядок соблюдали практически все остальные племена. Для того чтобы определить священные месяцы, жители Мекки создали собственный календарь, который вскоре вошел в бытовое употребление. Внутри племени солидарность поддерживалась благодаря почитанию Каабы – кубического храма, которому поклонялись многочисленные паломники, приходившие в Мекку (хадж). Это поклонение представляет собой очень необычное развитие арабского язычества.

 

Юный Мухаммад встречает монаха Бахиру. Средневековая персидская миниатюра

 

В мире низших духов (джинны) арабы выделяли главные божества, которые являлись покровителями различных племен. Каждое божество имело в определенном месте свою святыню, это могли быть дерево, пещера или скала необычной формы (иногда это был священный камень или другой объект, торжественно выносившийся во время церемонии). Величайшие божества неизменно ассоциировались со звездами. Из добрых побуждений или из страха люди старались умилостивить их специальными обрядами. Над всеми этими божествами царил главнейший «бог» – Аллах. Он являлся Богом‑Творцом, и представители племен часто обращались к нему как к гаранту своих прав и соглашений. Однако в отличие от других «высших» божеств у него не было своего культа[58].

В Каабе были собраны священные символы всех кланов Мекки. Таким образом, несколько культов сливались в один. Кораническое писание утверждает, что Кааба была дарована Аллахом и является гарантом соглашения между племенами и мекканскими кланами и защитой для паломников. И, несмотря на то что у Аллаха не было собственного культа, благодаря Мекке он занял особое положение. (Считается, что даже христианские арабы совершали паломничество к Каабе, почитая Аллаха как Господа‑Создателя.) Не только мекканцы почитали Каабу как общую языческую святыню. Как мы уже говорили, здесь хранились священные символы мекканских кланов, но, более того, представители других союзнических племен приносили сюда свои святыни и фетиши и, таким образом, приобщались к общей святости. В итоге в Мекке особо почитались несколько божеств. В частности, три богини (Ал‑лат, аль‑Узза и Манат) очень чтились среди арабов. В соседних регионах, поддерживавших тесную связь с Меккой, существовали храмы этих богинь. Поклонение в Мекке происходило следующим образом: паломники обходили куб определенное число раз и прикасались к священным камням, встроенным в здание. Особенно важно было прикоснуться к Черному камню на углу Каабы. Недалеко от него находится священный колодец Замзам. Это был центр священной местности, простиравшейся на всю Мекку, даже в обычные месяцы (не говоря уже о месяцах спокойствия) ссоры и войны являлись здесь табу.

Мекка была примерно равноудалена от трех важнейших центров власти, окружавших бедуинскую Аравию. Располагаясь наполпути между Сирией и Йеменом, она находилась практически на том же расстоянии от Сасанидской державы на северо‑востоке. Вероятно, именно такое расстояние от аграрных центров требовалось бедуинам, чтобы развить собственную независимую систему. Ведь основной задачей курайшитов и, вероятно, союзнических племен, было поддержать независимость их территорий. И римляне, и абиссинцы совершали походы в эти земли (Сасаниды этого не делали и, возможно, именно поэтому курайшиты больше симпатизировали Сасанидской империи, нежели Римской или Абиссинской). Когда власть в Йемене перешла в руки иудейской династии, Абиссиния, являвшаяся христианским союзником римлян, вторглась в страну, чтобы свергнуть ее. Предлогом послужили якобы гонения на христиан, но настоящей причиной, скорее всего, стала симпатия иудеев Сасанидской империи и антиримские настроения, ощущавшиеся даже в Сирии. Абиссинцы направили войска по всем торговым маршрутам иудеев и продвинулись далеко на север, вплоть до Медины. Аббиссинские войска были отброшены назад сасанидской армией, которую с радостью приняли в Йемене. Во время жизни Мухаммада попытка одного из курайшитов наладить связи с Византией (и, возможно, самому возвыситься в Мекке) была встречена холодным нейтралитетом мекканцев.

Политический нейтралитет мекканцев помог им сохранить нейтралитет среди религиозных союзов, оспаривавших земли от Нила до Амударьи и в области Плодородного полумесяца. Заметим, что это им далось нелегко. Бедуинская Аравия была желанным объектом как для простых купцов, так и для воинствующих монахов. Арабы разумно отстранялись и от аграрной высокой культуры, к которой, будучи кочевниками, имели мало отношения, и от конфессиональных сообществ, захвативших все урбанистические цивилизации. Хотя некоторые арабские племена адаптировали для себя определенные элементы известных религий, заменив нежизнеспособный языческий культ предков. Мы можем предположить, что под напором конфессиональных религий арабы с трудом сопротивлялись религиозным преобразованиям. Пожалуй, их удерживало только желание следовать собственной независимой приверженности в религии.

Как и во всем регионе между Нилом и Амударьей, территория вокруг бедуинской Аравии испытывала влияние ирано‑семитской монотеистической конфессиональной традиции. Самой распространенной формой являлось христианство, взаимно враждебные формы этой религии были распространены в Месопотамии (несторианское и якобитское христианство), Сирии (якобитская, армянская и халкидонская церкви, причем последняя представляла официальное христианство в Римской империи, но позже раскололась на римскую католическую церковь и греческую православную), Египте (коптская и халкидонская церковь) и Абиссинии (коптская церковь). На юге Йемена также были сильны как иудаизм, так и христианство. На Восточном побережье Аравии сохранился зороастризм. А вот в бедуинской Аравии ни одна из существовавших конфессиональных религий не получила распространения. Возможно, потому что Хиджаз, где располагались Мекка и Медина, с запада был защищен горами. Более того, бедуинская Аравия никогда не вступала в союзы с великими аграрными империями, которые все это время возникали и разрушались к северу от Аравии. Этот регион оставался своеобразным островом языческой культуры, где почитание предков и местных племенных духов являлось естественной формой поклонения. При этом здесь можно было увидеть представителей практически всех конфессиональных религий. Даже в Хиджазе жили и христиане, и иудеи. Поэтому, когда Мухаммад начал проповедовать веру в единого Бога, говоря о пророках, о рае и аде, его определения были понятны даже для арабов‑языч‑ников.

И все же Мухаммад начал свою деятельность в стране, где доминировало язычество. Как только кочевники‑скотоводы включились в аграрную жизнь и международную торговлю, курайшиты заняли в Мекке не просто влиятельную позицию, но и взяли на себя новую политическую и религиозную функцию. В отличие от прежней племенной агломерации, где на вершине находился вождь, теперь курайшиты установили эффективный политический порядок, опираясь на солидарность племени и его престиж. Эта система была зафиксирована в равноценно независимом религиозном укладе, который отвечал бедуинским обычаям и был нейтральным по отношению к конфессиональным религиям. Можно сказать, что мекканцы сумели создать единственную эффективную альтернативу ассимиляции в оседлые культуры[59].

 

Date: 2015-06-05; view: 352; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию