Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Литература и общественно-политическая мысльДоминирующим явлением, характерным для русской культуры XVII в., был процесс секуляризации (обмирщения) общественной жизни. Это в полной мере проявилось в развитии литературы и социальной мысли. При неуклонном сокращении сферы клерикального (церковного) происходило укрепление мирского (светского) начала. Последнее летописное сочинение «Новый летописец» рассказывало о событиях со смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени. В исторических повестях героями становятся обычные люди, описываются реальные события: повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков. Многие произведения рассказывали о событиях Смутного времени. Патриотический пафос и мысль о национальном единении в борьбе с оккупантами характерны для «Новой повести о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», написанной в 1610 — 1611 гг. Появляются новые жанры: автобиография: протопоп Аввакум Петров создал «Житие протопопа Авакума, им самим написанное». Духовный лидер старообрядчества также прославился своими полемическими «челобитными» царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу и «посланиями» к разным людям; драматургия и поэзия: Симеон Полоцкий написал первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке — «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». Он же переложил на стихи псалтырь, написал два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»; демократическая сатира отражала народные настроения. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость. Объектом критики стала даже церковь («Сказание о куре и лисице»); бытовая повесть: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии» изображали купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей. В XVII в. был составлен первый библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил» (С. Медведев), а также возникла книга энциклопедического содержания «Полис» (К. Истомин). К публицистическим сочинениям можно отнести труды Авраамия Палицына и Ивана Тимофеева, которые в своих сочинениях стремились обосновать законность власти Михаила Федоровича Романова. Под влиянием Смутного времени формируется оппозиционная публицистика: Юрий Крижанич во время тобольской ссылки написал «Думы политичны», проповедуя, что предназначение самодержавного монарха состоит в том, чтобы установить социальный мир и смягчить угнетение низших высшими. Похожие идеи высказывал С. Полоцкий. Талантливым публицистом был царь Алексей Михайлович. Его перу принадлежит замечательная «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», «Послание Никону на Соловки» и др. Будучи заядлым охотником, «Тишайший государь» даже составил «Урядник сокольничего пути». С восшествием на патриарший престол Никона (1652 г.) возобновились споры о «священстве» и «царстве». Идеи о превосходстве церковной власти излагал патриарх Никон в «посланиях» 1650-х гг., в предисловии к «Служебнику», 1655 г. и в сочинении «Возражение», 1663 г. Обратная мысль — о величии царской власти — развивается в «посланиях» самого царя Алексея Михайловича, и по поручению его — в составленном иеромонахом Епифанием Славинецким труде «Деяние московского собора». Большую популярность приобрела переводная литература (проникающая из Польши и Чехии) - поучительные рассказы «Великое зерцало» и «Римские деяния». Переводились рыцарские романы, бытовые новеллы, юмористические рассказы и анекдоты. Были популярны «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде», «Повесть о Еруслане Лазаревиче». В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика — события Смуты и борьбы с интервентами. Исторические песни изобиловали рассказами о разбойниках - «Разбойничий дуван», о Степане Разине - «Смерть Разина».
|