Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ли­те­ра­ту­ра и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ская мысль





До­ми­ни­рую­щим яв­ле­ни­ем, ха­рак­тер­ным для рус­ской куль­ту­ры XVII в., был про­цесс се­ку­ля­ри­за­ции (об­мир­ще­ния) об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Это в пол­ной ме­ре про­яви­лось в раз­ви­тии ли­те­ра­ту­ры и со­ци­аль­ной мыс­ли. При не­ук­лон­ном со­кра­ще­нии сфе­ры кле­ри­каль­но­го (цер­ков­но­го) про­ис­хо­ди­ло ук­ре­п­ле­ние мир­ско­го (свет­ско­го) на­ча­ла.

По­след­нее ле­то­пис­ное со­чи­не­ние «Но­вый ле­то­пи­сец» рас­ска­зы­ва­ло о со­бы­ти­ях со смер­ти Ива­на Гроз­но­го до окон­ча­ния смут­но­го вре­ме­ни.

В ис­то­ри­че­ских по­вес­тях ге­роя­ми ста­но­вят­ся обыч­ные лю­ди, опи­сы­ва­ют­ся ре­аль­ные со­бы­тия: по­вес­ти о за­вое­ва­нии Си­би­ри Ер­ма­ком, об Азов­ском осад­ном си­де­нии ка­за­ков. Мно­гие про­из­ве­де­ния рас­ска­зы­ва­ли о со­бы­ти­ях Смут­но­го вре­ме­ни. Пат­рио­ти­че­ский па­фос и мысль о на­цио­наль­ном еди­не­нии в борь­бе с ок­ку­пан­та­ми ха­рак­тер­ны для «Но­вой по­вес­ти о пре­слав­ном Рос­сий­ском цар­ст­ве и ве­ли­ком го­су­дар­ст­ве Мо­с­ков­ском», на­пи­сан­ной в 1610 — 1611 гг.

По­яв­ля­ют­ся но­вые жан­ры:

ав­то­био­гра­фия: про­то­поп Ав­ва­кум Пет­ров соз­дал «Жи­тие про­то­по­па Ава­ку­ма, им са­мим на­пи­сан­ное». Ду­хов­ный ли­дер ста­ро­об­ряд­че­ст­ва так­же про­сла­вил­ся свои­ми по­ле­ми­че­ски­ми «че­ло­бит­ны­ми» ца­рям Алек­сею Ми­хай­ло­ви­чу и Фе­до­ру Алек­сее­ви­чу и «по­сла­ния­ми» к раз­ным лю­дям;

дра­ма­тур­гия и по­эзия: Си­ме­он По­лоц­кий на­пи­сал пер­вые ори­ги­наль­ные сти­хо­твор­ные пье­сы на рус­ском язы­ке — «О На­ву­хо­до­но­со­ре ца­ре» и «Прит­ча о блуд­ном сы­не». Он же пе­ре­ло­жил на сти­хи псал­тырь, на­пи­сал два сти­хо­твор­ных сбор­ни­ка «Вер­то­град мно­го­цвет­ный» и «Риф­мо­ло­ги­он»;

де­мо­кра­ти­че­ская са­ти­ра от­ра­жа­ла на­род­ные на­строе­ния. «По­весть о Ер­ше Ер­шо­ви­че», «По­весть о Ше­мя­ки­ном су­де» об­ли­ча­ют со­ци­аль­ную не­спра­вед­ли­вость. Объ­ек­том кри­ти­ки ста­ла да­же цер­ковь («Ска­за­ние о ку­ре и ли­си­це»);

бы­то­вая по­весть: «По­весть о Сав­ве Груд­цы­не», «По­весть о Го­ре-Зло­сча­стии» изо­бра­жа­ли ку­пе­че­ский быт, взаи­мо­от­но­ше­ния от­цов и де­тей.

В XVII в. был со­став­лен пер­вый биб­лио­гра­фи­че­ский труд «Ог­лав­ле­ние книг, кто их сло­жил» (С. Мед­ве­дев), а так­же воз­ник­ла кни­га эн­цик­ло­пе­ди­че­ско­го со­дер­жа­ния «По­лис» (К. Ис­то­мин).

К пуб­ли­ци­сти­че­ским со­чи­не­ни­ям мож­но от­не­сти тру­ды Ав­раа­мия Па­ли­цы­на и Ива­на Ти­мо­фее­ва, ко­то­рые в сво­их со­чи­не­ни­ях стре­ми­лись обос­но­вать за­кон­ность вла­сти Ми­хаи­ла Фе­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва. Под влия­ни­ем Смут­но­го вре­ме­ни фор­ми­ру­ет­ся оп­по­зи­ци­он­ная пуб­ли­ци­сти­ка: Юрий Кри­жа­нич во вре­мя то­боль­ской ссыл­ки на­пи­сал «Ду­мы по­ли­тич­ны», про­по­ве­дуя, что пред­на­зна­че­ние са­мо­дер­жав­но­го мо­нар­ха со­сто­ит в том, что­бы ус­та­но­вить со­ци­аль­ный мир и смяг­чить уг­не­те­ние низ­ших выс­ши­ми. По­хо­жие идеи вы­ска­зы­вал С. По­лоц­кий. Та­лант­ли­вым пуб­ли­ци­стом был царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич. Его пе­ру при­над­ле­жит за­ме­ча­тель­ная «По­весть о пре­став­ле­нии пат­ри­ар­ха Ио­си­фа», «По­сла­ние Ни­ко­ну на Со­лов­ки» и др. Бу­ду­чи за­яд­лым охот­ни­ком, «Ти­шай­ший го­су­дарь» да­же со­ста­вил «Уряд­ник со­коль­ни­че­го пу­ти».

С вос­ше­ст­ви­ем на пат­ри­ар­ший пре­стол Ни­ко­на (1652 г.) во­зоб­но­ви­лись спо­ры о «свя­щен­ст­ве» и «цар­ст­ве». Идеи о пре­вос­ход­ст­ве цер­ков­ной вла­сти из­ла­гал пат­ри­арх Ни­кон в «по­сла­ни­ях» 1650-х гг., в пре­ди­сло­вии к «Слу­жеб­ни­ку», 1655 г. и в со­чи­не­нии «Воз­ра­же­ние», 1663 г. Об­рат­ная мысль — о ве­ли­чии цар­ской вла­сти — раз­ви­ва­ет­ся в «по­сла­ни­ях» са­мо­го ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, и по по­ру­че­нию его — в со­став­лен­ном ие­ро­мо­на­хом Епи­фа­ни­ем Сла­ви­нец­ким тру­де «Дея­ние мо­с­ков­ско­го со­бо­ра».

Боль­шую по­пу­ляр­ность при­об­ре­ла пе­ре­вод­ная ли­те­ра­ту­ра (про­ни­каю­щая из Поль­ши и Че­хии) - по­учи­тель­ные рас­ска­зы «Ве­ли­кое зер­ца­ло» и «Рим­ские дея­ния». Пе­ре­во­ди­лись ры­цар­ские ро­ма­ны, бы­то­вые но­вел­лы, юмо­ри­сти­че­ские рас­ска­зы и анек­до­ты. Бы­ли по­пу­ляр­ны «По­весть о Бо­ве Ко­ро­ле­ви­че», «По­весть об От­то­не це­са­ре Рим­ском и о суп­ру­ге его це­са­рев­не Олун­де», «По­весть о Ерус­ла­не Ла­за­ре­ви­че».

В уст­ном на­род­ном твор­че­ст­ве по-преж­не­му пре­об­ла­да­ла ге­рои­че­ская те­ма­ти­ка — со­бы­тия Сму­ты и борь­бы с ин­тер­вен­та­ми. Ис­то­ри­че­ские пес­ни изо­би­ло­ва­ли рас­ска­за­ми о раз­бой­ни­ках - «Раз­бой­ни­чий ду­ван», о Сте­па­не Ра­зи­не - «Смерть Ра­зи­на».

Date: 2015-04-23; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию