Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Архитектура Древнего Египта





 

В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне уже обладали высоким и развитым искусством. И уже с самых ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура. Иногда говорят, что настоящая архитектура начинается с Египта. Но точные археологические даты установить невозможно: при нынешнем состоянии научных знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий, подобно тому, как определяется последовательность геологических напластований: их последовательность нам известна, но число лет установить точно нельзя. Однако можно определить несколько исходных точек: первые династии охватывают период около шести тысяч лет; XIX династия, при которой египетское искусство достигает наибольшего блеска и выразительности и к которой относятся грандиозные архитектурные памятники Фив, относится к XIV веку до н. э. XXVI династия заканчивается покорением Египта персами в VI в. до н. э. Это уже период зарождения греческого искусства.

В древнеегипетской архитектуре есть один нюанс, присущий именно ей и выделяющий ее из ряда других систем древнего зодчества, – самые значительные, монументальные, дорогостоящие, грандиозные и внушительные архитектурные произведения, дошедшие до нас, связаны не с живыми, а с покойниками. Издревле основными сооружениями были не только храмы, но и монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Причем загробной жизни внимания уделялось гораздо больше, чем земной! И следствием этого особого отношения древних египтян к своему посмертному бытию стало то, что наибольшее внимание отдавалось гробницам, заупокойным храмам и всем остальным архитектурным формам, большим и малым, связанным с культами мертвых.

Другие особенности египетской архитектуры обусловлены применением определенных строительных материалов. Как и Месопотамия, Египет – страна, лишенная строительного леса. Дерева в Египте было так же мало, как и в других оазисах африканской пустыни. Здесь произрастали только пальмы, сикоморы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Обычным строительным материалом служила глинистая земля Нильской долины. Также в каменоломнях в скалах, окружающих Нильскую долину, добываются огромные глыбы известняка и песчаника, а гранит доставляется из области Нильских порогов.

Поэтому естественно, что фараоны и знать, которые уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной вечной жизни, а следовательно, и сооружению прочных гробниц, еще в самые древние времена стали применять для их сооружения камень – наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал. Гробницы – дома вечности – явились первыми каменными постройками.

В это же время дома, предназначенные для живых, египтяне, независимо от своего социального положения, строили из не очень‑то прочного дерева, тростника, глины или кирпича‑сырца и никогда не использовали камень (вот почему до нас дошло так мало египетских жилищ).

Светские здания вообще почти не сохранились. О внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные домики для души. Среди немногочисленных сохранившихся жилищ большинство составляют деревенские лачуги, и лишь в столичном городе Ахетатоне обнаружены дома представителей знати.

Древнейшие дома додинастического периода зачастую представляли собой простые убежища для защиты от ветра и солнца, вполне пригодные для жизни в условиях сухого и жаркого климата. Усадьбы знати – это уже довольно сложные сооружения: с ванными комнатами, канализацией и просторными общими комнатами с высокими потолками и небольшими окнами, тесными спальнями и отдельно стоящими кухнями, скотными дворами и зернохранилищами. Общие комнаты часто украшали настенными росписями. Лестница вела на крышу, где семья проводила значительную часть времени, или на второй этаж. При жилище имелась молельня для поклонения одному или нескольким богам (в Ахетатоне – исключительно Атону), обычно представлявшая собой отдельное сооружение во внутреннем дворе дома. Поскольку большинство египтян, за исключением фараонов, имели по одной жене, в обычном жилище отсутствовали специальные женские помещения. Египтянки участвовали в общественной жизни и обладали многочисленными правами, которых были лишены женщины в других странах Древнего Востока.

Итак, памятники египетской архитектуры можно разделить на два типа: памятники архитектуры, применявшей в качестве строительного материала глину (сюда относятся жилища и крепостные сооружения), и памятники мегалитического характера, к которым относятся культовые здания – храмы и гробницы.

С точки зрения строительных приемов египетское искусство чрезвычайно просто. Глина позволяет возводить прочные своды без сложных лесов и кружал. Камнем пользуются для вертикальных частей здания (стен и столбов), поддерживающих плафон из больших плит. Храм строится, как дольмен. Ни изысканной конструкции, ни беспокойных форм: горизонталь доминирует в композиции постройки и в окружающем пейзаже. Глухая масса с редкими и скупыми членениями господствует над пролетами. Все вызывает чувство устойчивости и долговечности. Ни одно искусство не создавало столь простыми средствами такого впечатления подавляющей грандиозности.

Архитектура Египта архаического периода (до начала IV тыс. до н. э.)

Широкое же применение в качестве строительного материала кирпича‑сырца и камня припадает уже на период правления двух первых династий (начало IV тыс. до н. э.).

Раскопки пролили свет на архитектуру древнейших царских гробниц и храмов. Гробницы содержат ряд камер для приношений, стены выложены из кирпича‑сырца. В некоторых из гробниц наружные стены перерезаны призматическими нишами, которые чередуются в определенном ритме. Есть гробницы I династии, где в склеп ведет уже широкая каменная лестница (например, гробница Усефая). Покрытие делали из крупных балок, гробницу обносили кирпичной стеной. В одной из абидосских гробниц известняковые стены гладко отполированы, а пол выложен из цельных плит гранита.

Гробница последнего из фараонов II династии Хасехема построена с применением известняка, это образчик наиболее развитого стиля архаического зодчества. Если внимательней всмот

Kружала – деревянная форма, по которой возводятся арочные, сводчатые и купольные конструкции.

реться в четкую, геометризированную планировку камер в гробницах этого периода, в применение цельных широких каменных плит, то становится понятным, что здесь уже заложены все те элементы, с которыми мы позднее встретимся в архитектуре периода Древнего царства.

Архитектуру Древнего Египта после архаического периода можно разделить на три основных периода: архитектура Древнего царства, Среднего царства и Нового царства.

Архитектура Древнего царства (конец IV тыс. – 2150 г. до н. э.)

Именно в эпоху Древнего царства египетская архитектура принимает столь характерный для нее монументальный облик. Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе, ставшем царской резиденцией при фараонах IV–VI династий. Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности.

Зенит этой архитектуры – пирамиды IV династии в Гизехе (Гизе). Пирамиды периода Древнего царства прошли длинный путь развития, прежде чем достичь своей монолитной формы в искусстве IV династии.

Как мы уже упоминали, изначально, по представлениям обитавшего в долине Нила человека с самых древних додинастических времен, загробная жизнь являлась подобием земной, и умерший человек так же нуждался в жилище и еде, как и живой. Гробница мыслилась домом умершего, что и определило ее первоначальную форму. Отсюда и стремление сохранить тело умершего или хотя бы его голову. Так как в начале способы бальзамирования были несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Итак, гробница – дом умершего – должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его жизни. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

Первоначально захоронения знати производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки – мастаба (по‑арабски – скамья) – в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей.

Подобные постройки времен I династии уже имели вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносились жертвы. Дом представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К нему затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни и помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и количество помещений в мастабе, где к концу Древнего царства появляются коридоры, залы и кладовые. Обычно с восточной стороны мастабы было что‑то вроде ниши – так называемая ложная дверь.

Одной из основных задач при постройке гробниц фараонов было произвести впечатление подавляющей мощи. Но простое увеличение надземной части мастаба не давало нужного эффекта. Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды.

Идея монументальности в каменном зодчестве эпохи Древнего царства определила новое качество построек. Высота ступенчатой пирамиды Джосера в Саккаре (конец IV – начало III тыс. до н. э.) – около 60 м. Она сложена из хорошо отполированных цельных кусков камня и в основе представляет собой ту же мастабу с лежащими на ней и все уменьшающимися кверху пятью геометризированными пластами. До этого времени грандиозность массы, четкость конструкции, абсолютный геометризм композиции еще не были выражены при подобных масштабах с такой подавляющей силой.

Раскопки последних лет, проводившиеся вокруг пирамиды Джосера, дали чрезвычайно много для выяснения плана всего архитектурного ансамбля пирамиды.

 

Пирамида Джосера

Вместе со своим почти утраченным поминальным храмом пирамида занимала площадь 450×270 м. Стена, окаймлявшая весь архитектурный комплекс, была сложена из цельных кусков белого известняка. Особо интересен прямоугольный в плане зал с колоннами, который расположен на юго‑восток от Большой пирамиды. Пропорции колонн, покрытых каннелюрами – желобками по всей длине, – весьма элегантны. Стоит отметить: изобретение колонны иногда тоже приписывают архитектору пирамиды Джосера Имхотепу. Пирамида считается еще не до конца изученной, но уже ясно, что в ней видны черты, которые станут характерными для позднейшей архитектуры Египта. Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там (первая половина III тыс. до н. э.) были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка.

Из трех знаменитых монолитных пирамид в Гизе самая грандиозная – пирамида Хеопса. Усыпальница Снофру в Меидуме и Дашурская пирамида с ее высотой 99 м – промежуточные звенья в эволюции от ступенчатости памятника Джосера к полнейшей монолитности пирамиды Хеопса. Ее высота достигает 48 м. Она сложена из 2 300 000 каменных глыб, весом до 2,5 т каждая. По свидетельству Геродота, пирамида потребовала работы 00 000 человек в течение 20 лет. Современные ученые полагают, что пирамиды строили отнюдь не рабы, как считалось раньше. Возможно, их возводили крестьяне, свободные от полевых работ во время разливов Нила. Строители либо отбывали трудовую повинность в виде государственного налога, либо были вольнонаемными и получали за свой труд оплату. Но, в любом случае, о них заботились – кормили и лечили на совесть. Поселение рабочих, найденное археологами, отделялось от сакральной части плато Гизы, где расположены великие пирамиды, стеной. В поселке было две хлебопекарни, сушильня для рыбы и даже пивоварня. В руинах вокруг пирамид было обнаружено множество костей крупного рогатого скота. Останки строителей, найденные на кладбище этого поселения, свидетельствуют о том, что многие люди успешно перенесли различные травмы благодаря хорошему медицинскому обслуживанию.

Искусствоведы говорят, что в пирамиде царит «геометризированная масса»: скрытая под пирамидой погребальная камера с окружающими ее другими помещениями и длинными узкими шахтами коридоров ничтожна по сравнению с массой самой пирамиды.

Параллель со скульптурой того же периода указывает на стилистическое тождество. Лучшим примером может служить статуя Хефрена в Каирском музее. Исследователи подчеркивают абсолютную статику массы этого памятника. Статуя Хефрена расположена вся в одной плоскости. Это то же, что и в пирамиде, – господство массы над пространством.

Каменное зодчество Древнего царства уже почти целиком использовало все те материалы, которые встречаются в искусстве Египта вплоть до нашей эры. Из мягких пород камня мастера употребляли известняк и песчаник, из твердых – гранит, диорит, порфир, базальт. Весь этот материал добывался в самом Египте.

Разбирая композиции пирамид, мы должны помнить, что некогда они были окружены рядом других памятников и что только реконструкция всего архитектурного ансамбля могла бы дать полное представление об этой архитектуре.

На восток и на запад от пирамиды Хеопса мы видим геометрично расположенный целый город гробниц – некрополь ближайших родственников фараона, а также служилой и земельной знати, на протяжении IV и еще V династий сооружавших свои гробницы рядом с пирамидой фараона. Причем все эти мастабы и малые пирамиды не были случайно разбросаны вокруг пирамиды, а располагались геометрично, по прямым линиям. Строгий ритм в чередовании прямоугольно расположенных мастаб вторил конструкции пирамиды и подчеркивал их масштаб.

Каждая пирамида фараона является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, который примыкает к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Будучи входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырехгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен. Близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел Великий Сфинкс, помещенный у нижнего заупокойного храма Хефрена. Есть версия, что лицо Сфинкса похоже на лицо Хефрена, но прямых свидетельств этому нет. Более того, существует мнение, что Великого Сфинкса воздвиг другой фараон – Джедефра – в память о своем отце Хеопсе.

Что касается поминальных храмов, имевшихся при каждой пирамиде, то об этом виде архитектуры можно судить по сохранившемуся храму Хефрена.

Поминальный храм Хефрена состоял из двух частей: сооружения, которое ошибочно называлось раньше храмом Сфинкса, и собственно поминального храма. В обоих случаях мы видим одинаковое внутреннее разрешение пространства: за передним помещением идут два зала – широкий и продольный – в форме перевернутой буквы Т. В самом храме за этими залами следует широкий двор со статуями фараона, дальше еще пять глубоких камер, тоже для скульптур. Фасад и стены зала облицованы розовым гранитом. Столбы внутри, разбивающие залы на три нефа [4], также сделаны из великолепно отполированных цельных кусков гранита. Соотношение высоты и ширины в этих четырехгранных столбах равняется 4:. Элементы массы в столбе, гладь четких гранитных плоскостей, лишенных какой бы то ни было декорации (полное отсутствие рельефов), позволяют отнести подобный памятник к тому же стилю, что и пирамиду. Лаконизм выражения – основа этого стиля времен правления IV династии (первая половина III тыс. до н. э.).

В дальнейшем в архитектуре намечается отход от подобного лаконизма широких плоскостей. Форма дробится, стены покрываются рельефами. Параллель в пластике представляют собой рельефные циклы из гробницы, например, Тии в Саккаре (V династия, середина III тыс. до н. э.) в сравнении с рельефами Хеси‑Ра (III династия, начало III тыс. до н. э.).

Стремление к изяществу, к элегантности мягкой линии сменяет сдержанную четкость прежнего искусства. На этой стадии поисков стиля времен V династии типично появление растительных видов колонн, использовавшихся потом на всем протяжении развития египетской архитектуры.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания – солнечный храм. Такие храмы строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножия. Обелиск символизировал священный камень Бен‑Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. Как и пирамиды, солнечные храмы соединялись крытыми переходами с воротами в долине.

В качестве примеров архитектуры V династии наиболее интересны храмы, посвященные богу солнца Ра. Реконструкция подобного храма – Наузир‑Ра (середина III тыс. до н. э.) – дает представление о композиции этих храмов. От пилонообразного сооружения длинный крытый проход ведет в открытый смотровой двор. Здесь, в центре, расположен цоколь, по форме напоминающий мастабу, со стоящим на нем обелиском – символом солнечного божества. Перед обелиском помещался алтарь. В отличие от архитектуры эпохи Нового царства, обелиск здесь – идейный и композиционный центр. Мы видим раздробление формы, о котором говорили выше: тут присутствует не монолитная масса, а совокупность нескольких форм.

Со времен V династии пирамиды становятся ниже. Так пирамида одного из фараонов этой династии, Саху‑Ра, не достигает и 50 метров.

Архитектура Среднего царства (2040–1783 (или 1640) гг. до н. э.)

С конца V династии земельная знать приобретала все большую самостоятельность, Египет распался на множество областей (номов [5]), вновь объединенных лишь в правление XI–XII династий. Окреп средний торговый слой горожан, а политический центр переместился в Средний Египет. В 2050 г. до н. э. фараон Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил власть фараонов под эгидой Фив. Именно Фивам предстояло сказать главное слово в архитектуре и искусстве Нового царства. За короткий срок в городе были построены пышные дворцы и дома, великолепные храмы, которые так преобразили город, что слава Фив сохранялась в течение многих веков.

Столетия, отделяющие эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад страны, войны, территориальная раздробленность, упадок божественной власти фараона – все это создало почву для развития индивидуализма. В изобразительном искусстве поиски индивидуального стиля ярче всего проявились в скульптурном портрете. Особенной выразительности он достиг в целой серии дошедших до нас статуй Сезостриса III и Аменемхета III. Этот психологический натурализм портрета оказался, однако, тем единственным новшеством, которое отметило искусство Среднего царства.

Рост осознания ценности собственной личности у египтян в архитектуре проявился прежде всего в том, что каждый теперь стал заботиться о собственном бессмертии. Уже не только фараон и вельможная знать, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, и это сразу же отразилось на «технической» стороне культа умерших. Он очень упростился. Гробницы типа мастабы стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть свою божественную сущность и законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич‑сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 ° отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Так же как и в Древнем царстве, к восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шел крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Стоит отметить, что наряду с пирамидами, которые, по сути, копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр‑эль‑Бахри. К ней из долины вела огражденная каменными стенами дорога в 200 м длиной и 32 м шириной. Главной частью усыпальницы являлся заупокойный храм, оформленный портиком. По центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Ее основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор, оформленный портиками, с выходами в колонный зал и святилище, вырубленное в скале. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Многие специалисты считают, что в этот период в зодчестве не было найдено (увы!) ничего принципиально нового, равноценного стилистической специфике архитектуры Древнего или Нового царств.

Как на важнейший памятник того периода указывают обычно на поминальный храм фараонов XI династии Ментухотепов III и IV в Дейр‑эль‑Бахри, доступный для изучения лишь по реконструкции. Но и здесь не было ничего кардинально нового. Храм располагался на прямоугольной террасе, окруженной галереей, которая состояла из двух рядов четырехгранных столбов, несущих антаблемент [6] (см. рис. на с. 37). В центре террасы на квадратном цоколе – пирамида. (Мотив пирамиды на цоколе, лишь с несколько иными пропорциями, варьируется в общей композиции центральной части солнечных храмов V династии.) Вторая, внутренняя, галерея состояла из так называемых протодорических [7] восьмигранных колонн.

В древнеегипетской архитектуре встречались и шестнадцатигранные протодорические колонны, а в эпоху Нового царства – и колонны с восемнадцатью и даже двадцатью четырьмя гранями. Протодорические колонны мы находим в гробницах Сиута, Эль‑Берше, Бени‑Гассана и других местах. Гробницы эти, принадлежавшие разным номархам и разбросанные в их владениях, высекались в скалах. Наружный портик здесь обычно украшали две протодорические колонны.

Не исчезают, впрочем, в течение Среднего царства и другие ордера колонн: в бени‑гассанских гробницах большого изящества достигает лотосообразная колонна. Что касается обелиска, то и здесь мы видим лишь дальнейшую эволюцию формы, зародившейся в зодчестве V династии. Обелиск фараона Сенусерта I вытягивается, достигая высоты в 20 с лишним метров.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменемхета III в Хаваре. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного желтого кварцита.

Особую известность получил заупокойный храм при этой пирамиде. Сам храм вошел в историю культуры под названием Лабиринта. Правда, есть и другая версия: возможно, Лабиринт был не храмом, а царским дворцом с канцеляриями сановников. Название постройки, как полагают ученые, связано с одним из имен Аменемхета III, звучавшим по‑гречески Лахарес, а по‑египетски Лабарес. Лабиринт был окончательно разрушен в римскую эпоху, и судить о нем мы можем лишь по руинам и описаниям. Огромное одноэтажное здание имело площадь свыше 70 тыс. м2. Многочисленные залы, переходы и подземные помещения так поразили посетившего Лабиринт Геродота, что он утверждал, что «лабиринт превосходит самые пирамиды». Другой древнегреческий историк, Страбон, писал, что «каждому ному был отведен предназначенный ему зал». Возможно, Лабиринт был создан как воплощение единства и сплоченности государства.

А как же выглядели настоящие, а не посмертные жилища простых смертных? Руины частного дома близ Фаюма недалеко от пирамиды Сезостриса II (начало II тыс. до н. э.) позволяют реконструировать его план. Обширный открытый двор, заканчивающийся в глубине колоннадой, ведет в первый, поперечно расположенный зал для гостей. Второй зал вытянут в глубину. Это – покои владельца и его столовая. Их окружают двор гарема, кухня и другие службы. Если припомнить разобранный нами выше план поминального храма Хефрена, то связь в нем гражданского и храмового зодчества станет очевидной.

Несомненно также, что дворцовая архитектура XVIII–XX династий не порвала преемственных связей с архитектурой Среднего царства. Наружный вид дворцов периода Нового царства был прост и лаконичен. Гостевой и следующий за ним залы были выше остальных. Через простенки разной высоты перекрытий свет лился сверху. Окна балконов снаружи окружали пальмовидные и лотосообразные малые колонки, о чем свидетельствуют изображения в гробницах телль‑эль‑амарнского периода (XIV в. до н. э.).

И здесь использование одних и тех же архитектурных элементов в храмовом и гражданском зодчестве бросается в глаза, с одной, однако, оговоркой. Растительная колонна в храмовой архитектуре при всей ее декоративности в то же время никогда не теряла своей подчеркнутой конструктивной функции.

Наиболее декоративные колонны V династии или же колонны храма Аменхотепа III в Луксоре в то же время и очень монументальны. А вот колонны в дворцовой архитектуре (правда, мы можем судить лишь по памятникам изобразительного искусства) – скорее пилястры, притом использованные в чисто декоративных целях.

Архитектура Нового царства (1552–1070 гг. до н. э.)

В конце Среднего царства Египет был ослаблен внутренними неурядицами. Этим не преминули воспользоваться враги – семитский народ гиксосы. К 640 г. до н. э. весь Египет подчинился захватчикам. И лишь в 552 г. до н. э. фараон Яхмос I (Яхмес) (552–527 гг. до н. э.) положил конец их владычеству в Египте: он взял столицу гиксосов Аварис, а после трехлетней осады в 549 г. до н. э. лишил их и опорного пункта в Палестине – Шарухена. Гиксосы были рассеяны среди народов Ближнего Востока.

Период Нового царства, начавшийся с поражения и изгнания гиксосов, продолжался около 500 лет. Новое царство – эпоха в истории Древнего Египта, о которой ученым известно больше всего.

В этот период строительство храмов велось по трем основным направлениям: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Наземные храмы представляли собой вытянутый в плане прямоугольник, окруженный высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона [8] прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолоченные обелиски. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль [9], а за ним, в глубине храма – молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух – статуи богини‑жены и бога‑сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах – Карнакский и Луксорский.

Скальные храмовые комплексы в плане представляли собой перевернутую букву Т. Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу‑Симбеле. Ансамбль состоит из двух сооружений: большого храма и малого. Большой был посвящен фараону и трем богам: Амону, Ра и Пта. Малый воздвигли в честь богини Хатор, которую считали покровительницей жены Рамзеса II Нефертари.

Существенным нововведением архитектуры Нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной в отдаленном ущелье гробнице в так называемой Долине Царей.

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр‑эль‑Бахри. Она построила свой храм рядом с храмом фараона Ментухотепа II. Ее храм превосходил храм Ментухотепа и размером, и богатством декора. Он представлял собой три поставленных друг на друга куба. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. В нижнем ярусе помещалась крытая галерея, занимавшая всю длину восточной стены и разделенная посередине пандусом. На вторую террасу вела лестница, визуально являвшаяся продолжением пандуса.

После прихода к власти фараона Эхнатона (правившего приблизительно в 35–334 гг. до н. э.) ведется строительство храмов, посвященных богу Атону. Эхнатон провел невероятную религиозную реформу: он выступил против жречества, в первую очередь против жрецов главного бога Амона‑Ра. Фараон ввел монотеистический культ бога солнечного диска Атона, который был малозначимым божеством со времен Древнего царства. Атон изображается в виде солнца, которое тянет свои ладони к людям. Одно из самых известных изображений этого бога находится на спинке золотого трона Тутанхамона. В честь Атона правитель построил величественный белокаменный город Ахетатон и перенес туда столицу. Один из жителей описал ее так: «Великая очарованием, радующая глаз своей красотой».

В отличие от других городов Ахетатон строился по единому плану – он представлял собой вытянутый вдоль Нила прямоугольник. В центре города располагался главный храм Атона с жилищами жрецов и большими складами, царский дворец и официальные учреждения, а также казармы. Окраины города занимали жилые дома. На севере и на юге Ахетатона находились еще две царские резиденции. Основные дороги традиционно шли вдоль берега Нила.

Большой храм Атона был ориентирован с востока на запад, повторяя дневное движение солнца по небу. По традиции храм окружала стена. Ворота обрамляли пилоны, перед которыми были установлены высокие деревянные мачты с флагами. Но в остальном архитектура храма была необычной. Раньше древнеегипетский храм представлял собой анфиладу открытых дворов и крытых колонных залов. Анфилада заканчивалась небольшим помещением без окон – святилищем, так называемым наосом, где помещали статую божества. Храм же Атона представлял собой чередование открытых дворов, каждый из которых имел в середине прямой, слегка приподнятый проход. По обеим сторонам прохода располагались ряды маленьких жертвенников. В центре находился большой алтарь. Возле пилонов, отделявших некоторые части храма, располагались небольшие павильоны с царскими статуями и колоннами в виде бутонов папируса.

Отсутствие крытых помещений было связано с культом Атона – единого бога, повелителя Вселенной. Истинным его храмом было все небо, с которого в храм земной лился божественный свет.

Стены и колонны храма покрывали цветные рельефы. Части фигур были выполнены из различных полудрагоценных камней – лазурита, сердолика, бирюзы – и песчаника, а также из стекла и фаянса.

Большой храм Атона был построен из кирпича, ведь новую столицу строили в короткие сроки, и тяжело было доставлять камень издалека. К сожалению, построенный из непрочного материала храм не сохранился, но известно, что он отличался редкой красотой и ничуть не уступал каменным.

Date: 2015-06-05; view: 958; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию