Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Окружающая местность





НЕКОТОРЫЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

АЛУШТЫ И БОЛЬШОЙ ЯЛТЫ

 

Исар-Кая или Мердвень-Исар на горе Исар-Кая

Мердвень-Исар или Исар-Кая – руины крепости XIII века. Находится на Южном берегу Крыма, над поселком Олива, возле Чертовой лестницы на высоте 600 метров над уровнем моря.

Исар-Кая небольшая клиновидная гора, круто наклоненная к северу. На восточной и северной сторонах прячутся в зарослях развалы боевых стен. Сейчас от грозного сооружения Исара, спланированного достаточно удобно и экономно, сохранилось едва двадцать процентов. Укрепления на Исар-Кая (крепостная стена) были разрушены во время войны в средневековье. Это подтверждают собранные и склеенные из осколков пифосы, амфоры, кувшины, вьючные фляги.

Окружающая местность

Одной из первых задач, за которую взялся граф М.С. Воронцов, вступив в должность генерал-губернатора Новороссии, стало обустройство путей сообщения. Предпринятое по его инициативе строительство шоссе Севастополь-Ялта, проходящего через Байдарский перевал, было в основном завершено к 1837 году. До этого дорог в современном понимании на Южном берегу Крыма не было вовсе. То есть дороги, конечно, были, и их было много – все мало-мальски значимые пункты, поселения, укрепления, поля, виноградники, храмы были связаны сетью древних путей – но то, что веками удовлетворяло нужды аборигена, мало подходило просвещенному россиянину, да и то, что было создано в предшествующие века, к временам покорения Крыма пребывало в глубоком упадке. Даже матушка-государыня во время крымского путешествия не посетила райские места Южного берега Крыма по причине все того же отсутствия дороги, пригодной для проезда августейших особ. Трястись верхом Екатерине II годы уже не позволяли.

Сообщение между Южным берегом Крыма и местностями, лежащими за главной грядой, столетиями осуществлялось посредством ряда горных проходов – богазов, известных двуногим еще со времен мезолита. Один из наиболее известных путей из Байдарской долины на Южный берег Крыма лежал через перевал Шайтан-Мердвень – Чертову Лестницу. Именно этим, неизменно вызывавшим яркие эмоции путем на Южнобережье попадали многие, если не большинство путешественников впервые десятилетия по присоединении Крыма к России.

Путь через Чертову Лестницу натоптали по меньшей мере в неолитическое время, иначе с чего бы там взяться характерным каменным орудиям из кремня и полудрагоценного халцедона. Еще активнее использовался перевал и в последующие века. Важной составляющей экономики Южного берега Крыма было отгонное скотоводство с пребыванием скотинки на сытных выпасах крымских яйл. Естественно, каждый маломальский пригодный выход к пастбищам был известен и по возможности обустроен. Кроме того, от Чертовой Лестницы расходились относительно обустроенные пути к поселениям Байдарской долины и далее в предгорья.

В средние века Чертова Лестница представляла собой прихотливо извивающийся серпантин узкой дороги. Ее крутые марши поддерживались внушительными, выложенными из камня подпорными стенами – крепидами. До сих пор кое-где сохранились остатки вымосток и подсыпок щебнем. Дорога была пригодна для передвижения лошади под вьюком, а возможно, и легких Двухколесных повозок. Путешественники XIX века застали марши дороги уже в полуразрушенном состоянии, иначе А.С. Пушкину не пришлось бы здесь забавляться пешим подъемом, держась за хвост татарской лошаденки.

Взобравшись на перевал (580 метров), отдышавшись, с удовлетворением оглядев проделанный путь и открывшийся замечательный пейзаж, отправимся по натоптанной тропе направо. Минуем первый безымянный скальный мыс, проследуем вдоль обрыва еще метров двести и уткнемся в развал крепостной стены.

Date: 2015-06-05; view: 434; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию