Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская философия конца XIX - начала XX вв





Русская философская мысль развивалась в русле общеевропейского идейного движения. Она пережила свою эпоху Просвещения - Н.И. Новиков (1744 - 1818), А.И. Радищев (1749 - 1802), Я.П. Козельский (ок. 1728 - ок. 1794); свое шеллингианство и гегельянство - кружок Н.В. Станкевича (1813 - 1840), западники и славянофилы; свой позитивизм - Н.И. Добролюбов (1836 - 1861), Д.И. Писарев (1840 - 1868), народники; свой марксизм - Г.В. Плеханов (1856 - 1918), В.И. Ленин (1870 - 1924) и т.д.

Наиболее оригинальный вклад в развитие мировой философии русская мысль внесла на рубеже XIX - XX вв. в лице представителей религиозно-идеалистической философии и так называемого русского космизма.

 

Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв. носит также название русского религиозно-философского ренессанса.

Это философское направление представлено именами В.С. Соловьева (1853 - 1900), Н.А. Бердяева (1874 - 1948), С.А. Булгакова (1871 - 1944), П.А. Флоренского (1882 - 1937), И.А. Ильина (1882 - 1954), С.А. Франка (1877 - 1950), Л.П. Карсавина (1882 - 1952), В.В. Розанова (1856 - 1919), Н.О. Лосского (1870 - 1965), А.Ф. Лосева (1893 - 1988) и др.

Истоки русской идеалистической философии конца ХIХ - начала XX вв. лежат в идеях ранних славянофилов И.В. Киреевского (1806 - 1856), А.С. Хомякова (1804 - 1860), творчестве Ф.М. Достоевского (1821 - 1881), Л.Н. Толстого (1828 - 1910), религиозной философии XIX в.

Первой универсальной философской системой русского религиозно-философского ренессанса была Философия всеединства Владимира Соловьева.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 - 1900) родился в Москве в семье великого русского историка С.М. Соловьева. В детстве Владимир Соловьев был религиозен, затем пережил глубокий кризис, став на непродолжительное время рьяным атеистом. Вновь увлекшись религиозно-философскими идеями, стал писать, излагая свои воззрения не только в виде трактатов, но и в стихах и рассказах.

Соловьев учился на историко-филологическом и физико-математическом факультетах Московского университета, по окончании которого поселился в Сергиевом Посаде, где вольнослушателем посещал Духовную академию. Свое призвание Соловьев видел в проповедовании преобразования христианства. "Ложь так затемнила, так закрыла христианство, что в настоящее время одинаково трудно понять истину в христианстве, как и дойти до этой истины прямо самому", - писал он в письмах тех лет. Веруя в возможность осуществления на Земле христианских идеалов, Соловьев начал работу над учением о богочеловечестве, под которым понимал общество, преображенное новым христианством в царство правды и справедливости.

Защитив в 1874 г. в Петербурге диссертацию "Кризис западной философии. (Против позитивистов)", Владимир Соловьев начал свою академическую карьеру в качестве доцента кафедры философии Московского университета. Некоторое время он жил в Лондоне, изучая литературу по религиозно-мистическим учениям, откуда под влиянием собственных мистических видений совершил поездку в Египет. Из-за сложных отношений с профессурой Московского университета Соловьев вынужден был переехать в Петербург, где некоторое время служил в министерстве народного просвещения и преподавал в университете. В 1881 г. после речи за отмену смертной казни народовольцам, убившим Александра II, вынужден был оставить службу. В 1880-90-х гг. занимался редактурой, переводами, литературной критикой, чтением лекций, параллельно работая над систематизацией своего учения. Основной темой его творчества 80-х гг. стала идея построения теократического государства, основанного на объединении церквей и религиозно-этических учений. В последние годы жизни писания Соловьева приобрели трагическую окраску, он много писал о конце "магистральной линии истории", "приходе Азии" и "конце света".

Основные работы Соловьева - "Чтения о богочеловечестве", "История и будущность теократии", "Россия и Вселенская церковь", "Смысл любви", "Жизненная драма Платона", "Теоретическая философия", "Оправдание добра".

Задачей философии Соловьев считал возрождение целостного знания о мире, в котором должно быть объединено научное, философское и религиозное знание. Основываясь на этой задаче, Соловьев создал целостную систему, в которой нашли отражение основные вопросы мироустройства. По Соловьеву, мир проходит в своем развитии ряд ступеней - от инертного царства неорганической природы до человеческого царства, в котором люди живут, пытаясь с помощью науки, техники, искусства, морали, права усовершенствовать свою жизнь. Конечной целью мировой эволюции является установление Божьего царства на земле, в котором высокоразвитая человеческая духовность позволит людям вести подлинно совершенное существование. "...Царство минеральное, царство растительное, царство животное, царство человеческое и Царство Божие", по Соловьеву, развиваясь, закономерно сменяют друг друга, стремясь к совершенству каждое в своих проявлениях. Человек стремится к совершенству именно в сфере духа, пытаясь достичь подобия совершеннейшему человеку - Христу.


Учение Владимира Соловьева оказало сильнейшее влияние на развитие идеалистической философии в России начала ХХ в. Его последователи - Николай Бердяев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский и другие выдающиеся русские мыслители истолковывали историю человечества как историю восхождения человеческого духа. Основное значение русской идеалистической мысли рубежа веков заключается в возрождении антропного принципа в философии. Русская идеалистическая философия конца XIX - начала XX вв. - это яркий всплеск живого гуманизма на фоне всеобщего распространения в европейской философии идей символизма и логического формализма.

 

Крупнейшим русским философом ХХ в. является Николай Бердяев - основатель религиозного экзистенциализма. Николай Александрович Бердяев (1874 - 1948) родился в Киеве в дворянской семье. Учась на юридическом факультете Киевского университета, он увлекся социальными учениями и вошел в марксистскую группу. За участие в студенческих волнениях был арестован и сослан. Находясь в ссылке, перешел от идей "легального марксизма" к идеализму религиозно-романтического толка, или, как писал он сам, "вернулся...на свою духовную родину - к философии, религии, искусству". С 1900-х гг. начинается деятельность Бердяева - христианского философа. В 1904 г. вместе с С.Н. Булгаковым он организовал в Петербурге богоискательский журнал "Новый путь", где публиковались статьи, пропагандировавшие духовное освобождение человека в противовес социально-политическому, к которому призывала революционная публицистика. С 1908 г. Бердяев принимал участие в деятельности московского Религиозно-философского общества, сблизившись с П.А. Флоренским и другими неохристианскими философами. Бердяев был организатором известных сборников статей о русской интеллигенции "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918), объединивших вокруг себя антиреволюционно настроенных мыслителей - С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, С.Л. Франка и др. В 1917-20 гг. Бердяев занимался культурно-просветительской деятельностью, в 1919 г. он был избран профессором Московского университета. В 1922 г. Бердяев был выслан из России. Два года он прожил в Германии, затем переехал во Францию, где издавал журнал "Путь" и писал.

Наследие Бердяева весьма значительно. Наиболее известными являются такие его работы, как "Философия свободы", "Смысл творчества", "Истоки и смысл русского коммунизма", "Русская идея" и др.


Основными темами Бердяева были - бог, история и человек. Смысл истории, по Бердяеву, заключается в духовном освобождении личности через познание человеческого в Боге и божественного в человеке. Смысл индивидуальной жизни каждого человека Бердяев видел в проявлении его божественного начала - в творчестве, к которому он относил и технический прогресс, и искусство, и любовь.

"В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий прозревает любимого через оболочку природного миpa, через кору, лежащую на всяком лице. Любовь есть путь к раскрытию тайны лица, к восприятию лица в глубине его бытия. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир. Только любящий подлинно воспринимает личность, разгадывает ее гениальность. Все мы - не любящие, знаем лишь поверхность лица, не знаем его последней тайн", - писал Бердяев об идеальной сущности любви.

Живя в переломный период истории, Бердяев много размышлял о судьбе России и русского народа. История для него тоже антропологична. Он соединяет в своем учении проблемы истории, христианского прогресса и судьбы человека.

"...Истинная философия истории есть философия победы истинной жизни над смертью, есть приобщение человека к другой, бесконечно более широкой и богатой действительности, чем та, в которую он ввергнут непосредственной эмпиреей. Если бы для индивидуального человека не существовало путей приобщения к опыту истории, то как жалок, пуст и смертен по всему своему содержанию был бы человек! Но человек во многих духовных актах своей жизни находит истинную реальность великого исторического мира через историческую память, через внутреннее предание, через внутреннее приобщение судеб своего индивидуального духа к судьбам истории. Он приобщается к бесконечно более богатой действительности, он побеждает этим тленность и малость свою, преодолевает свой бедный и суженный кругозор." (Бердяев. Смысл истории)

 

Философия Бердяева проникнута трагизмом, осознаванием смертности человека в его индивидуальной жизни. В отличие от бердяевской концепции, учение Павла Флоренского глубоко оптимистично, оно проникнуто непоколебимой верой в духовное преображение человечества.

Павел Александрович Флоренский (1882 - 1937) родился на Кавказе в семье русского инженера-путейца. Мать его принадлежала к знатному армяно-грузинскому роду. В 1904 г. Павел Флоренский закончил физико-математический факультет Московского университета и поступил в Московскую духовную академию в Троице-Сергиевой Лавре. По ее окончании он начинает преподавать в академии, затем принимает священство и служит священником в одном из приходов в Сергиевом Посаде. Параллельно он ведет активную духовно-просветительскую деятельность: публикует философские работы, редактирует академический журнал "Богословский вестник", участвует в деятельности Философского общества. После революции 1917 г. Флоренский вернулся к занятиям физикой и искусствоведением, работал в системе Главэлектро, Вхутемасе и Комиссии по охране памятников искусства и старины в Троице-Сергиевой Лавре. В 1933 г. его подвергают аресту и осуждают на 10 лет. Вначале он отбывал заключение на Дальнем Востоке, а затем на Соловках. В декабре 1937 г. был расстрелян.


Самой известной работой Флоренского стала книга "Столп и утверждение Истины", вышедшая в 1914 г.

Путем к истине, по Флоренскому, является церковность. Церковь - это тот институт, в рамках которого человек, отказавшись от индивидуального и приняв соборное, может утвердить свое высшее, истинное начало. Под церковью Флоренский понимает и первые откровения Бога человеку, и духовный опыт тысячелетий, и соборное (общее) стремление людей к совершенному благу, и великий союз людей, основанный на любви и дружбе.

"Столп Истины - это Церковь, это достоверность, это духовный закон тождества, это подвиг, это Триипостасное Единство, это свет фаворский, это Дух Святой, это целомудрие, это София, это Пречистая дева, это дружба, это - паки Церковь.

Чтобы притти к истине, надо отрешиться от самости своей, надо выйти из себя; а это для нас решительно невозможно, ибо мы - плоть. Но, повторяю, как же именно в таком случае, ухватиться за Столп Истины? - Не знаем и знать не можем. Знаем только, что сквозь зияющие трещины человеческого рассудка видна бывает лазурь вечности. Это непостижимо, но это - так", - писал он в заключение своей книги.

 

Русский космизм, представленный именами Н.Ф. Федорова (1828 - 1903), К.Э. Циолковского (1857 - 1935), А.Л. Чижевского (1887 - 1964), отчасти В.И. Вернадского (1863 - 1945), также проповедовал идеи единства всех людей на Земле во имя достижения высших целей человечества (счастья, всемогущества, бессмертия).

Зарождение русского космизма относят к деятельности самобытного мыслителя Н.Ф. Федорова, создателя учения о преображении человеческой природы и воскрешении предков. В творчестве Федорова соединились горячий призыв к научному овладению миром и религиозный пафос стремления к высшей нравственности.

Николай Федорович Федоров (1828 - 1903) родился под Тамбовом. Он был незаконнорожденным сыном князя Гагарина. Учился в одесском лицее, затем около пятнадцати лет работал уездным учителем истории и географии. Федоров отличался крайне оригинальной системой преподавания: он считал, что дети должны черпать знания не столько из книг, сколько из жизни - наблюдая за животными и растениями, разглядывая звездное небо, интересуясь историей своих предков и т.п. Уже тогда он начинает разрабатывать свою концепцию "общего дела", делая отрывочные записи, но, в основном, устно излагая свои идеи ученикам. Некоторые из них стали записывать содержание бесед с Федоровым. В 1877 г. один из учеников отослал такой текст Достоевскому, который высоко оценил идеи философа. Позднее и сам Федоров стал периодически записывать свои рассуждения.

Переехав в Москву, в 1874 г. Федоров становится библиотекарем Румянцевского музея. Получая скромную зарплату, Федоров делился ей со своими "стипендиатами", которые, по мнению философа, более, чем он, нуждались в деньгах. Сам он спал на сундуке, ходил в самой простой одежде, питался, в основном, хлебом. После его смерти ученики собрали его записи и опубликовали под названием "Философия общего дела".

Федоров объявил, что жизнь каждого человека и человечества в целом должна быть подчинена высшей цели - достижению бессмертия человека. Во имя этой цели все люди на Земле должны объединиться и совместными усилиями научиться побеждать смерть. Федоров также полагал возможным воскрешение всех когда-либо живших на земле людей. Выполнение этой задачи Федоров и называл "общим делом".

Одним из основных средств обеспечения возможности для жизни огромного количества людей Федоров считал овладение космосом, его безграничного пространства. Овладевший космосом человек - господин природы, в том числе и своей собственной. "Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы", - писал Федоров.

Философ считал, что человечество должно двигаться к бессмертию двумя взаимосвязанными путями: путем воспитания в людях совершенной нравственности и путем овладения способностью управлять эволюцией природы. Человек должен сам направлять эволюцию природы, подчиняя ее законы законам высшей нравственности. Предвосхищая учение Вернадского о ноосфере как эпохе осмысленного существования Земли, Федоров писал: "Через нас, через разумные существа, природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте" и вернет людям отобранное у них бессмертие.

* Термин "теодицея" в значении "оправдание Бога" появился только XVII в. в трактате Лейбница "Опыты Теодицеи"

* Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304 - 1374).

* В дальнейшем Витгенштейн отказался от абсолютизации формального подхода к языку, сосредоточив внимание на естественном языке, в котором отражена не только строгая логика мира, но и живая игра смыслами.

* Термин был введен Ясперсом в 1931 г., позднее развернут Хайдеггером.

* Постмодернизмом называют также совокупность тенденций в развитии культуры конца ХХ в., характеризующуюся эклектикой, хаотичностью, переплетением всех видов и жанров искусств, насмешкой над осмысленностью мира, отраженной в культуре предшествующей эпохи.







Date: 2015-06-05; view: 1904; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию