Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Философия Нового времени
Новым временем называют период становления буржуазных отношений в европейских странах: XVII - XIX вв. В философии этого периода выделяют три крупных этапа: этап становления научного познания (первая половина XVII в.); эпоху Просвещения (вторая половина XVII - XVIII вв.); немецкую классическую философию (конец XVIII - XIX вв.). Философия XVII в. развивалась под знаком теории научного познания. В центре внимания оказались проблемы обоснования способов достижения знания - проблемы методологии научного познания. Для онтологии этого периода характерны такие черты, как механицизм - абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, в том числе и на развитие общества, и деизм - признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход. Эти представления легли в основу новой физической картины мира, важнейшими предпосылками которой стали астрономические открытия Галилео Галилея (1564 - 1642) и Иоганна Кеплера (1571 - 1630), а также открытые Исааком Ньютоном (1643 - 1727) законы классической механики. Потребности практики вызвали бурное развитие естествознания. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. С конца XVII в. в рамках философии Просвещения начинается активное развитие обществоведческой проблематики. В XVIII - ХIХ вв. из общефилософских знаний в самостоятельные отрасли выделяются обществоведческие дисциплины - экономика, социология, политология. Социальная философия в этот период занимает центральное место в системе философских знаний. Возрожденческий принцип антропоцентризма сменяется социоцентризмом: общество объявляется доминирующей сферой бытия. В конце XVIII - начале XIX в. в рамках немецкой классической философии (главным образом, в учениях Канта и Гегеля) был разработан новый подход к исследованию действительности, основанный на рассмотрении противоречий, определяющих развитие мира. Этот метод был назван диалектическим. На его основе была сформирована новая философская картина мира как развивающегося и взаимосвязанного бытия всех его частей. Подобно тому, как механицизм абсолютизировал законы механики, диалектика стала абсолютизировать противоречия, объясняя любое развитие развитием противоречий.
Для теории познания эпохи Нового времени характерно сосредоточение внимания на проблеме методологии научного познания. В XVII в. происходит становление двух основных методологических направлений - эмпиризма и рационализма. Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) считает основным источником достоверного научного знания опыт. Рационализм (от лат. ratio - разум) основным источником знания считает разум, логическое рассуждение. Если эмпиризм ориентировался, главным образом, на естественные науки, то рационализм - на математические. Формирование эмпирической методологии связывают с именем английского философа Френсиса Бэкона, рационалистической - с именем французского физика, философа и математика Рене Декарта Френсис Бэкон (1561 - 1626) происходил из знатного рода, был лордом-канцлером Англии и хранителем королевской печати. После ложного доноса он отошел от политики и сосредоточился на научных занятиях. Главным предметом его философских рассуждений была методология научного познания. Развитие науки Бэкон считал основой общественного прогресса. Излюбленным его лозунгом был афоризм "Scientia potentia est" ("Знание - сила"). Умер Бэкон, простудившись во время опыта с замораживанием курицы (он хотел доказать, что холод способствует хранению мяса). Основным произведением Бэкона является трактат "Новый Органон", названный так в честь "Органона" Аристотеля. Интересно также утопическое сочинение Бэкона "Новая Атлантида", в котором он описал технократическую страну, основанную на выдающихся достижениях науки и техники. Бэкона называют отцом европейской опытной науки. Он был первым философом Нового времени, выделившим в качестве предмета своих рассуждений специфику научного познания. Он сосредоточил свое внимание на методах научного исследования. Учёных, теории которых оторваны от фактов реальной жизни, Бэкон сравнивал с пауками, ткущими паутину из самих себя. Ученых, только собирающих факты и не пытающихся выработать теорию, объясняющую эти факты, он уподоблял муравьям, добросовестно и нереволюционно таскающим добычу в свой муравейник. Ученых, опирающихся на факты и затем создающих на основе этих фактов принципиально новый вид знания - теории, Бэкон сравнивал с пчелами, собирающими нектар, который затем перерабатывается в мед. Наиболее плодотворным он считал третий путь: сначала факты, затем теории. Если теоретическое познание имело к XVII в. фундаментальную методологическую базу в лице формальной логики, то развитие опытного, естественнонаучного познания было фактически свернуто. В связи с этим обращение Бэкона к проблемам эмпирического познания сыграло важную роль в становлении европейской опытной науки. Бэкон выделил такие методы опытного познания как анализ (разделение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки Бэкон считал индукцию - движение от единичного к общему. Идеолог рационализма Рене Декарт, или Картезий (1596 - 1650) родился в семье чиновника на западе Франции, учился в иезуитском колледже на юриста, служил в армии волонтером. Уже в армии Декарт серьезно увлекся наукой. Вокруг него сложился кружок друзей, составивших позднее костяк Французской академии наук. Спасаясь от инквизиции, около двадцати лет он прожил в Нидерландах. Там были изданы его основные труды - "Правила для руководства ума", "Трактат о свете", "Начала философии", "Описание человеческого тела" и др. Главным сочинением Декарта является "Рассуждение о методе". В 1649 г. он переехал в Швецию по приглашению просвещенной молодой королевы Христины, где вскоре скончался от воспаления легких. Последними его словами были: "Пора в путь, душа моя". Декарт был разносторонним ученым. Он занимался астрономией, механикой, оптикой, физиологией и другими науками. Излюбленными его предметами были философия и математика. Декарт считал философию стволом древа познания, на котором произрастают частные науки. Математика же, по его мнению, является универсальным методом научного познания. Все другие науки должны использовать достижения математики, т.к. в ней сконцентрирована самая суть рационального познания - формальная логика. Главным достижением Декарта в области математики было создание аналитической геометрии, основанной на изобретенной им системе координат. Декарт ввел в математику переменные величины, что позволило сделать аналитическую математику методологией естественнонаучного познания, и, в первую очередь, физики. Это и стало основой рационализма как методологии научного познания. Декарт не признавал опытное, чувственное познание достоверным: чувства искажают действительность, истинным может быть только рассуждение, мысль. "Cogito, ergo sum" ("Мыслю, следовательно, существую"), - гласит основополагающий тезис Декарта. Не проверенные математически, опытные данные не могут являться основой подлинно научного знания. Декартом были выведены основные правила рационального метода: признание исходным пунктом рассуждений элементарных самоочевидных истин (аксиом); следование от простого к сложному; строгая последовательность логических рассуждений; отсутствие пропусков. В отличие от Бэкона, главенствующее место в научном познании Декарт отводил дедукции (выведению) - движению от общего к частному. Философия Бэкона, Декарта и их последователей лежала в основе того мощного прорыва в развитии научного познания, который осуществила европейская мысль в Новое время.
С середины XVII столетия начинает формироваться новое направление философских исследований - философия общества. К концу XVIII в. складывается самостоятельный раздел философии - социальная философия. Ведущую роль в становлении социальной проблематики сыграла философия Просвещения.
Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVII - XVIII вв., представители которого полагали, что недостатки общественного устройства происходят от невежества людей, и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Рационализм как общая вера в разум является одной из наиболее характерных черт философии Просвещения. Особенностями просветительской идеологии являются также антиклерикализм (от греч. anti - против и лат. clericalis - церковный) - выступления против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества и антиобскурантизм (от лат. obscurans - затемняющий) - борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами. Философия Просвещения известна, главным образом, своей социально-политической частью. В ней получили обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность, представительное правление) взамен феодальных (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись. Просвещение волной прокатилось по странам Европы. В XVII в. колыбелью просветительских идей была Англия, в XVIII в. Просвещение перемещается во Францию, где достигает своего наивысшего расцвета. Во второй половине XVIII в. Просвещение захватывает восточноевропейские империи - Пруссию, Австрию, Россию и другие страны. Английское Просвещение XVII в. представлено общественно-политическими учениями Томаса Гоббса и Джона Локка. Томас Гоббс (1588 - 1679) был сыном сельского священника. Благодаря своим успехам в науках (он закончил Оксфорд со степенью бакалавра искусствоведения) вошел в высшие круги Англии - был гувернером в семье лорда Кавендиша, а затем и наставником находившегося в изгнании наследника английского престола будущего короля Карла II. После вступления Карла на престол получил пожизненную пенсию и сосредоточился на философских занятиях. Главным своим достижением он считал создание нового раздела философии - философии общества. "Философия общества и государства, - писал он, - не старше (и я бросаю вызов своим недоброжелателям и завистникам, дабы они увидели, сколь немного они добились), чем написанная мною книга "О гражданине". Основным сочинением Гоббса является трактат "Левиафан". С Левиафаном (могущественным искусственным человеком) Гоббс сравнивает государство. В этом трактате и других сочинениях Гоббс разработал концепцию естественного права, ставшую важнейшим источником идеологии либерализма. По Гоббсу, естественным правом является свобода человека "использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной природы, т.е. собственной жизни и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого". В рамках этой концепции Гоббс разработал теорию о договорном происхождении государства, получившую название теории общественного договора. Согласно этой теории, в догосударственном обществе господствовало естественное состояние ничем не ограниченной свободы в борьбе за выживание. Гоббс назвал это состояние "Bellum omnia contra omnes" - "Война всех против всех". Путем договора между людьми об ограничении некоторых своих свобод (в первую очередь, свободы наносить вред другим людям) и возникает государство - "тот великий Левиафан, который называется Республикой, или Государством (Commonwealth, or State), по-латыни - Civitas, и который является лишь искусственным человеком, хотя и более крупным по размерам и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он был создан". С возникновением государства люди обретают права - закрепленные законом основы неприкосновенности личности. Джон Локк (1632 - 1704) был сыном мелкопоместного дворянина. Закончив Оксфордский колледж, Локк занимался медициной, минералогией, химией. В качестве домашнего врача, а затем и личного секретаря служил у видного политического деятеля графа Шефтсбери, который приобщил его к большой политике. Некоторое время Локк вынужден был жить в эмиграции, возвратившись на родину только после победы его партии в политической борьбе. Локк принимал активное участие в политических событиях английской революции, писал работы по политическим и экономическим вопросам. Главным делом своей жизни он считал философию, хотя не мог посвятить себя ей полностью. Центральной темой философского наследия Локка была теория познания. В своем главном трактате "Опыт о человеческом разуме", который он писал около двадцати лет, Локк, развивая эмпирическую линию Бэкона, обосновал принцип сенсуализма: в нашем разуме нет ничего, чего ранее не было бы в наших ощущениях. Локк отрицал наличие врождённых идей в сознании человека. Разум человека - это tabula rasa (чистая доска), на которой пишет опыт. Социально-политические воззрения Локка, раскрытые им в двух трактатах "О государственном правлении", существенно дополнили теорию естественного права, которую начал разрабатывать Гоббс. К естественным правам Локк относил право на жизнь, свободу и собственность. Локк является одним из основоположников теории частной собственности. Он доказывал прогрессивность и общественную значимость этого института, рассмотрев, однако, и пределы его распространения. Частная собственность прогрессивна только в тех пределах, пока она не мешает другим людям свободно реализовывать свои естественные права пользования природными ресурсами (в первую очередь, землей) в добывании средств к существованию. В основе теории частной собственности лежал коренной вопрос английской буржуазной революции - вопрос о земле. Первая в истории великая буржуазная революция решила аграрный вопрос не в пользу крестьян-общинников: были легализованы так называемые огораживания - акты изгнания крестьян с земли и провозглашения общинной земли собственностью ленд-лордов. Локк выдвинул также идею конституционного ограничения монархической власти и идею разделения властей - на законодательную, исполнительную и федеративную.
Расцвет философии Просвещения приходится на восемнадцатое столетие. Ее идейным центром становится предреволюционная Франция. Начало эпохи французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694 - 1778, наст. имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер был сыном нотариуса. Закончив иезуитский колледж, он не пошел по стопам отца, а избрал литературную карьеру. Вольтер быстро стал знаменитым. Его пьесы, проникнутые тонкой иронией, с успехом ставились в Париже и других столицах Европы. Частые стычки с аристократией заставляли Вольтера часто переезжать из страны в страну. Он находился в переписке со многими монархами Европы, был в дружеских отношениях с Фридрихом Прусским и Екатериной II. Вольтер был чрезвычайно плодовитым автором, его наследие составило около двадцати томов. Наиболее известными философскими сочинениями Вольтера являются его "Философский словарь", где в краткой форме мыслитель изложил свои воззрения на природу, общество, религию, науку и просвещение; один из первых трактатов по философии истории "Опыт о нравах и духе народов" и философская повесть "Кандид". Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии во французском обществе. Центральное место в философии Просвещения занимают так называемые энциклопедисты - Дени Дидро, Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо и др. Энциклопедистами их называют за создание знаменитой пятитомной "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" 1751 - 1780 гг., в которой впервые были обобщены основные научные знания эпохи. Энциклопедия (от греч. enkyklos paideia - обучение по всему кругу наук) затем стала самым популярным жанром свода научных знаний. Энциклопедистов, стоявших на различных онтологических и гносеологических позициях, объединяла идея Просвещения как основного средства усовершенствования мира. Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) был потомственным аристократом. Он получил юридическое образование и занял наследственный пост заместителя верховного судьи в Бордо. Занимаясь юридической практикой, он продолжил свое образование, изучая физиологию, историю, философию. Как сам он позже заметил, его интересовали не сами законы, а то, что стоит за законами - определенные общественные отношения и институты. Продав свою судейскую должность, он полностью посвящает себя философским и литературным занятиям. Монтескье много путешествовал, особенно интересуясь политической практикой других государств. Много часов он провел в нижней палате английского парламента - палате oбщин. Результатом его размышлений стал целый ряд литературно-философских и публицистических сочинений. Самым главным трудом Монтескье стал трактат "О духе законов", в котором были обоснованы принципы политического либерализма. Монтескье развил идею Локка о разделении властей, предложив схему, которая применяется сейчас - законодательная, исполнительная и судебная ветви власти не зависимы друг от друга. Дени Дидро (1713 - 1784) родился в семье ремесленника, по настоянию родных готовил себя к духовной карьере. Оказавшись в Париже для продолжения богословского образования, он оставляет духовный путь и приобщается к публицистике, составлявшей лицо интеллектуальной жизни Франции. Он пишет полемические статьи и работает над переводами сочинений современных английских философов и публицистов. В процессе переводческой деятельности он приобщился к первоистокам просветительской идеологии. Быстро приобретя славу вольнодумца, Дидро преследуется властями и даже оказывается на несколько месяцев в тюрьме, где задумывает многие из своих будущих сочинений. Как и Вольтер, Дидро переписывался со многими монархами Европы, гостил в Петербурге по приглашению Екатерины II, которая купила его библиотеку и назначила его хранителем ее личных книг. Наиболее значимыми трудами Дидро в области философии стали трактаты "Мысли об объяснении природы", "Философские принципы материи и движения", а также романы "Жак-фаталист", "Племянник Рамо" и др. Самым известным проектом Дидро стало участие в издании Энциклопедии, первоначально задумывавшейся как перевод словаря английского просветителя Чемберса, однако именно благодаря Дидро ставшей не только оригинальным изданием, но и своеобразным манифестом идеологии Просвещения. Одним из самых известных просветителей был Жан Жак Руссо (1712 - 1778), швейцарский философ, писатель, композитор и педагог. Руссо родился в семье часовщика, в юные годы много скитался, перепробовав множество профессий и занятий. Оказавшись в Париже, познакомился с Дидро и примкнул к Энциклопедистам. Известность ему принесло участие в академическом конкурсе, приглашавшем написать сочинение на тему "Происхождение неравенства". Руссо занял в этом конкурсе первое место, заявив в своем трактате "Рассуждение о неравенстве", что "золотым веком" истории человечества были первобытные времена, не знавшие неравенства. Источником социального неравенства Руссо назвал частную собственность. Среди зрелых произведений Руссо выделяются политический трактат "Об общественном договоре", в котором было развито учение о естественном праве, а также его романы "Юлия, или Новая Элоиза", где были отражены взгляды философа на правильное обустройство личных и семейных взаимоотношений, и "Эмиль, или О воспитании", в котором Руссо разработал теорию естественного воспитания, получившую большое распространение в среде просвещенной аристократии Европы в конце XVIII - начале XIX вв. Согласно системе Руссо, обучение наукам и искусству не должно обгонять нравственного образования, обучать юношество следует естественно, неторопливо, не столько словами, сколько действиями и образом жизни. "Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях", - говорил Руссо. Величайшим учителем является природа. Идеология Просвещения легла в основу общественных преобразований, свершившихся в ходе буржуазных революций XVIII -XIX вв. во Франции и других странах.
Вершиной развития европейской философской мысли являются достижения немецких философов конца XVIII - первой половины XIX вв., совокупность учений которых вошла в историю под названием немецкой классической философии. Немецкая классическая философия систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания, создав универсальную систему, позволяющую объяснить мир в целом и открывающую путь к познанию любых его частностей. Немецкая классическая философия представлена именами Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814), Фридриха Шеллинга (1775 - 1854), Артура Шопенгауэра (1788-1860), Людвига Фейербаха (1804 - 1872). Наивысшие достижения немецкой философской классики относятся к творчеству Иммануила Канта и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Иммануил Кант (1724 - 1804) родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в многодетной семье ремесленника. Благодаря своим способностям к наукам он стал вначале домашним учителем, затем частно практикующим преподавателем и профессором университета. Чтобы обеспечивать себя, Кант читал студентам лекции на дому по целому ряду наук - физике, астрономии, географии и др. Философия была не столько его профессией, сколько пристрастием, которому он посвящал, в основном, свободные от преподавания часы. Его внешняя жизнь была чрезвычайно бедна событиями, он практически не покидал своего родного города, не любил каких-либо бытовых перемен, никогда не был женат. Кант отличался особой пунктуальностью и самодисциплиной, вставал в пять утра, читал лекции, обедал, писал, наносил визиты строго по расписанию. По его прогулкам жители Кенигсберга сверяли часы. Творчество Канта делится на два периода: докритический (с 1746 г. до 1770-х гг.) и критический (с 1770-х гг. до его смерти). В докритический период Кант интересовался, главным образом, космогонической проблематикой, т.е. вопросами происхождения и развития Вселенной. В своем раннем труде "Всеобщая естественная история и теория неба", который он опубликовал без своей подписи, Кант обосновал идею самообразования Вселенной из "первоначальной туманности". Космогоническая концепция Канта вошла в историю под названием "гипотезы Канта - Лапласа". По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Занимаясь натурфилософскими проблемами, Кант пришел к выводу об ограниченности механистического подхода при объяснении природных процессов. Механицизм, по его утверждению, является абстракцией, отвлеченной от живого многообразия действительности. Выстраивая систему естественнонаучных знаний, Кант подверг сомнению истинность всех знаний человечества о мире. Отказавшись от построения общеонтологической картины, Кант направил свое внимание на исследование тех оснований, которые имела наука для утверждения каких-либо истин. С переходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка связан второй период философской деятельности Канта. Этот период называется "критическим", т.к. он посвящен всесторонней критике (разбору) проблем человеческого разума. Он связан с выходом важнейших работ Канта - "Критика чистого разума", в которой рассматриваются познавательные возможности человека, и "Критика практического разума", в которой разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал два основных вопроса своих рассуждений: "Что я могу знать?" и "Что я должен делать?", в ответах на которые раскрывается сущность его философской системы. Кант утверждал, что все наши знания о предметах - это знания не об их сущности (для обозначения которой философ ввел понятие "вещь в себе"), а лишь знание о явлении вещей, т.е. о том, как вещи являют, обнаруживают себя нам. Свое гносеологическое учение сам Кант оценивал как "коперниковский переворот" в теории познания. В историко-философской литературе гносеологическую позицию Канта часто называют агностицизмом. Философская система Канта носит также название критического, или трансцендентального идеализма. Трансценденталиями (от лат. transcendere - переступать) называют доопытные, сверхчувственные понятия, которыми человек обладает от рождения и которые познаются только интуитивно. Такими врожденными знаниями, с помощью которых человек упорядочивает свои представления о мире, Кант считал пространство и время. Практической, и важнейшей, задачей философии Кант считал исследование такого феномена человеческого существования, как нравственность. "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них, - писал Кант, - это звездное небо надо мною и нравственный закон во мне". Мораль, которую он называл "практическим разумом", Кант относил к сфере умопостигаемых процессов. Человек обычно поступает в соответствии с представлениями рассудка, а должен поступать в соответствии с высшими установками своего разума. Эти высшие установки действовать не в силу эгоистических стремлений, а в соответствии с внутренним долгом, совестью Кант назвал "категорическим императивом". Категорический императив - это нравственное повеление человека самому себе поступать в соответствии с высшими требованиями своего разума. "Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы", - учил великий философ. В области социальной философии Кант разработал учение о правовом государстве, поддерживал идею разделения властей, выступал за республиканскую или парламентарно-монархическую форму правления, а также разработал концепцию Вечного мира между народами.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) родился в Швабии в семье чиновника. Он получил основательное образование в классической гимназии, где особенно интересовался историей, античной литературой и искусством. Затем учился в теологическом институте в Тюбингене, предполагая для себя богословскую карьеру, на что рассчитывала и его семья. Однако бурные политические события в Европе конца XVIII в. увлекли его в гражданскую интеллектуальную жизнь. Философия и политика стали предметом особого интереса молодого Гегеля. Вся профессиональная деятельность Гегеля была связана с преподаванием. Вначале он был домашним учителем, затем преподавал в Йене, служил директором гимназии в Нюрнберге, профессорствовал в Берлинском университете. Параллельно он создавал свою философскую систему, которая нашла отражение в его лекциях, курсах и трактатах. Созданное им учение является самой универсальной системой объективного идеализма Нового времени. Основной категорией системы Гегеля является понятие Абсолютный дух (Абсолютная идея), обозначающее объективно существующее активное духовное первоначало. Активность Абсолютного духа проявляется в его самопознании. В процессе самопознания Абсолютный дух проходит три стадии. На первой стадии Абсолютная идея существует в сфере чистого сознания, где она воплощается в развитии категорий логики. На второй стадии самопознания Абсолютный дух воплощается в природе, развитие которой отражает развитие логических категорий. Гегель называет природу "инобытием духа", или зеркалом, в которое смотрится Абсолютный дух. На третьей стадии самопознания Абсолютный дух создает свое подобие - человеческое общество, духовная история которого представляет собой наивысшее воплощение мирового разума. В одной из сфер духовной жизни общества, а именно - в философии, Абсолютная идея, наконец, находит свое совершенное отражение, или, другими словами, отождествляется сама с собой. Этим трем стадиям в развитии мирового духа соответствуют три основные части философской системы Гегеля: логика, философия природы и философия духа. К философии духа примыкают разработанные Гегелем философия права, философия истории, эстетика, философия религии и история философии. Основы концепции Гегеля о саморазвитии Абсолютного духа разработаны уже в первом из наиболее значительных его произведений - "Феноменологии духа". В этом сочинении Гегелем рассматривается эволюция всех форм сознания. Вторым важнейшим сочинением Гегеля стала "Наука логики". Мировое значение этой работы заключается в создании первой в истории философии развернутой системы диалектической логики. В ней были проанализированы важнейшие диалектические понятия и категории, обоснован центральный принцип всего последующего развития объективно-идеалистической философии - принцип тождества бытия и мышления, означающий признание принципиальной познаваемости мира. Философия Гегеля - это абсолютное торжество рационализма: "Что действительно, то разумно, что разумно, то действительно". Философские вопросы развития общества рассмотрены Гегелем в его "Философии права" и "Лекциях по философии истории". Развитие мировой истории, по Гегелю, представляет собой этапы поочередного воплощения Абсолютной идеи в духе какого-либо народа. История, следовательно, представляет собой закономерный, объективный процесс, не зависящий от воли отдельных личностей. Этот гегелевский принцип сыграл определяющую роль в дальнейшем развитии истории как науки о закономерностях общественного процесса. Из социально-политических воззрений Гегеля следует упомянуть его учение о гражданском обществе и государстве как воплощении Абсолютного духа. Наивысшим проявлением абсолютного духа в мировой политической истории Гегель считал современное ему прусское государство. Величайшей заслугой Гегеля в развитии мировой философской мысли является создание диалектики. Гегель раскрыл сущность диалектического метода познания и создал учение об объективной диалектике, т.е. о диалектическом характере не только познания, но и бытия. Диалектика Гегеля - это и способ познания, рассматривающий все явления во всеобщей взаимосвязи и в развитии, и учение о бытии, основанное на принципах всеобщей взаимосвязи и развития. По Гегелю, и сознание, и природа, и общество развиваются по одним и тем же диалектическим законам. Источником их развития являются внутренне присущие им противоречия, разрешение которых ведет к направленным и необратимым изменениям их состояний. Диалектическое учение Гегеля оказало сильнейшее влияние на последующее развитие философии.
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм, соединивший диалектику с материализмом. Основатели этого течения Карл Маркс и Фридрих Энгельс в начале 1840-х гг. примыкали к левому, радикальному крылу последователей гегелевского учения - младогегельянству. Младогегельянцами называли одну из школ последователей Гегеля, изучавшую проблемы религиозного сознания и выступившую с резкой критикой христианства. К середине 1840-х гг. Маркс и Энгельс отошли от младогегельянства, сосредоточив внимание на исследовании материальных основ социального бытия. Перейдя на материалистические позиции, они соединили материализм с диалектическим методом Гегеля, создав новое философское направление - так называемый диалектический материализм. Часть философского учения Маркса и Энгельса, посвященная развитию общества (социальная философия марксизма), получила название исторического материализма. Карл Маркс (1818 - 1883) родился в германском городе Трире в еврейской семье. Отец Маркса был адвокатом, Маркс также учился на юридическом факультете, однако избрал для себя публицистическую и революционную карьеру. В 1840-х гг. он издавал ряд революционных газет в Кельне и Париже, участвовал в деятельности пропагандистского общества "Союз коммунистов". После революции1848 г. был выслан из Германии, затем из Франции и с1849 г. жил в Лондоне. Там он занимался созданием Интернационала - международного союза пролетариата и писал экономический трактат "Капитал". С 1844 г. начинается его дружба с Ф. Энгельсом, который постоянно оказывал семье Маркса материальную поддержку. Фридрих Энгельс (1820 - 1895) родился в Пруссии в семье текстильного фабриканта. С восемнадцати лет начал работать в торговой конторе, параллельно занимаясь философией и литературой. В конце 1830-х гг. Энгельс примкнул к группе левогегельянцев. В этот период он написал ряд публицистических работ и стихотворных произведений романтического толка. Побывав в начале 1840-х гг. в Англии по делам отца, Энгельс увлекается политэкономией и становится социалистом. После 1844 г. занимается революционной и публицистической деятельностью совместно с Марксом, одновременно продолжая коммерческую службу. С 1850 г. живет в Манчестере, работая в торговой конторе "Эрмен и Энгельс". Философская основа марксизма была разработана в совместных трудах Маркса и Энгельса "Святое семейство", "Немецкая идеология", работах Энгельса "Диалектика природы", "Анти-Дюринг", "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и др. Основным произведением Маркса является трехтомный труд "Капитал", в котором исследован капиталистический способ производства. Кроме диалектического метода Гегеля, Маркс и Энгельс использовали в качестве источников своего учения социологическую теорию французского философа и социалиста Сен-Симона (1760 - 1825), классовую теорию основателя классической политэкономии Адама Смита (1723 - 1790) и французских историков Франсуа Гизо (1787 - 1874) и Огюстена Тьери (1795 - 1856), а также трудовую теорию стоимости Давида Рикардо (1772 - 1823). Сам Маркс говорил, что марксизму принадлежат два общественнонаучных открытия: материалистическое понимание истории и теория прибавочной стоимости. Материалистическим пониманием истории называется учение о стадиях общественного прогресса, основным фактором которого является развитие материального производства. Эти стадии Маркс назвал общественно-экономическими формациями. По Марксу, основой (базисом) любого общества является общественное производство, а формы общественного сознания (религия, мораль, право, наука, искусство) - только надстройка, всецело определяемая развитием производства. "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще". (Маркс. К критике политической экономии) Как диалектик, Маркс утверждал, что источником развития общества являются социальные противоречия. Основным видом социальных противоречий, определяющих развитие общества, являются классовые противоречия. Классовая борьба - это источник развития общества, а революции - локомотивы истории. Исследуя капиталистический способ производства, Маркс выявил источник прироста экономических благ. Этим источником является неоплачиваемая капиталистами часть труда наемных рабочих, названная Марксом прибавочной стоимостью. Рабочий производит благ больше, чем может получить на свою зарплату. Эта экономия на потреблении благ наемными рабочими и обеспечивает прирост общественного богатства. Капиталисты, присвоившие себе общественные ресурсы, несправедливо присваивают себе блага, создаваемые пролетариатом. Источником несправедливого распределения общественного богатства является частная собственность на средства производства. Она должна быть уничтожена. Уничтожив частную собственность, пролетариат уничтожит и тысячелетнюю эру социального гнета, освободив человека от эксплуатации. Марксизм стал не только философским течением, но и идеологией, он носит ярко выраженный классовый характер. Марксизм - это идеология пролетариата. В 1848 г. Маркс и Энгельс написали программный документ коммунистического движения "Манифест коммунистической партии", в котором призвали рабочих всех стран объединиться в борьбе против буржуазии и создать коммунистическое общество. В других трудах теоретики марксизма раскрыли облик будущего общества. В коммунистическом обществе не будет частной собственности на средства производства, не будет несправедливого распределения общественных благ, не будет институтов, защищающих несправедливую систему распределения - права, государства, денег. Коммунистическое общество будет основано на общественной собственности, место государства займет общественное самоуправление, место права - мораль, место принудительного труда - свободный труд свободных людей на благо всех и каждого.
Развитие кантианского направления философии в XIX в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - философское течение, предлагающее ограничить научное познание "положительным", т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость "метафизического" (общетеоретического, философского, абстрактного) познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность. Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798 - 1857), который ввел в оборот и сам термин "позитивная философия". В молодости Конт работал секретарем Сен-Симона, разрабатывавшего со своими учениками теорию о стадиях общественного прогресса. У Сен-Симона Конт почерпнул идею о возможности исследовать социальные явления, используя методологию естественных наук. Эту идею он положил в основу своей теории научного познания. Главным произведением Конта является "Курс позитивной философии", в котором Конт противопоставил позитивную науку, констатирующую факты, традиционной, "метафизической" науке, объясняющей мир. На этом основании Конт создал свою классификацию наук, в рамках которой провозгласил необходимость создания новой, "положительной", построенной по образцу естественных наук науки об обществе. Эту науку он, пользуясь терминологией Сен-Симона, предложил назвать "социальной физикой". Впоследствии она получила название социология. (Термин "социология" также впервые стал употреблять Конт в значении "социальная теория", "учение об обществе".) Задачей социальной физики, по Конту, должно было стать не объяснение, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов социальной реальности. При жизни Конта идеи позитивной философии не пользовались успехом. Широкое распространение позитивизм получил только во второй половине XIX в., главным образом, благодаря трудам английских мыслителей Джона Стюарта Милля (1806 - 1873) и Герберта Спенсера (1820 - 1903).
Date: 2015-06-05; view: 563; Нарушение авторских прав |