Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Серебряный век» Русской культуры. Конец XIX - начало ХХ в

На рубеже веков сложность и противоречивость исторической действительности (социальная напряженность, неудачная внешняя политика, обострение политических отношений в обществе) обусловили многообразие форм историко-культурного процесса. Культура рубежа веков впитала в себя лучшие традиции предшествующего периода, а стремление переосмыслить основные социальные и нравственные проблемы привело к возникновению новых течений в литературе и искусстве. Значительно возрос интерес к религиозной теме.

ХХ век характеризуется прежде всего капиталистической индустриализацией, которая привела к изменению всей материально-технической структуры общества.

В развитии художественной культуры сосуществовали две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская.

Образование и печать. К началу ХХ в. в России 76 % населения было неграмотным, а ассигнования на народное образование были в 16 раз ниже, чем в США. Но при этом за 1900-1913 гг. число учащихся в России выросло в два раза.

Начальное образование разделялось на светское (народные училища) и церковное (церковно-приходские училища), а среднее на классическое (гимназии) и реальное (реальные училища). Обучение в среднем учебном заведении было платным, поэтому было доступным в основном для дворян, чиновников, буржуазии и интеллигенции.

Наблюдалась демократизация высшей школы (университеты и институты). Так в 1908 г. в Москве открылся народный университет, при поступлении в который не требовалось предъявлять какого-либо диплома, указывать национальность и т. д. В университетах была выработана выборность деканов и ректоров, были разрешены студенческие организации. Большую роль в просвещении стала играть печать. Если в конце XIX в. в стране выпускалось 105 ежедневных газет, то в 1912 г. – 1 131, т. е. в 10 раз больше.

Развитие науки и техники. На рубеже XIX-XX вв. русскими учеными был осуществлен ряд выдающихся открытий. Так, И. И. Мечников обосновал теорию иммунитета, положив начало изучению проблемы предупреждения различных заболеваний. И. П. Павлов разработал теорию условных рефлексов, с помощью которых вскрыл роль нервной системы живых организмов в процессе эволюции и значение высшей нервной деятельности человека. И Мечников, и Павлов первыми из русских ученых были удостоены Нобелевской премии (А. Нобель приехал с отцом в Россию в середине XIX в., увлекался химией, изобрел динамит, бездымный порох. Не имея семьи, А. Нобель перед смертью завещал все доходы, полученные с его ценных бумаг ежегодно распределять в виде премий между теми, кто на протяжении минувшего года принес наибольшую пользу для человечества).

Исследованные К. А. Тимирязевым процессы усвоения углекислоты зелеными растениями под воздействием света явились крупнейшим вкладом в обоснование учения о единстве и связи живой и неживой природы.

В науках с технически прикладным значением наиболее значимы открытия К. Э. Циолковского, основателя современной космонавтики, создавшего теорию ракетного движения. Работы Н.Е. Жуковского стали теоретической основой самолетостроения. В 1904 г. он создал институт аэродинамики. Гордостью отечественного самолетостроения стало создание четырехмоторного самолета «Илья Муромец» (конструктор И.И. Сикорский) (1913).

Достижением мирового масштаба стало изобретение А.С. Поповым радио. В 1899 г. первый в мире радиоприемник был использован для установления связи с броненосцем, потерпевшим аварию в Балтийском море. Создателем первой русской научной школы физиков являлся П. Н. Лебедев, который открыл и измерил давление света на твердые тела и газы, количественно подтвердил электромагнитную теорию света. С. А. Чаплыгин – один из основоположников аэродинамики.

Историческая наука. На рубеже веков наиболее ярким представителем исторической науки являлся В. О. Ключевский (1841-1911). Работы: «Боярская дума древней Руси», «Происхождение крепостного права в России», «Курс русской истории». Он привнес в русскую историю изучение социально-экономических процессов, на основе чего подверг критике многие положения государственной школы, которая во второй половине XIX – начале ХХ в. занимала господствующее положение и основное внимание уделяла изучению истории государства и законодательного материала. Эту школу в XIX в. представляли К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев (1820-1879).

В начале ХХ в. выходят работы П.Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры» (представитель государственной школы) и А.С. Лаппо-Данилевского «Методология истории», труды по социально-экономической, политической и культурной истории России XV-XVIII вв., археологии, дипломатике.

Д.И. Иловайский («Разыскания о начале Руси» (против норманнистов) (1876 г.), «История русской и всеобщей истории»).

Общественные науки. Научные открытия рассматриваемого периода подорвали основы прежних представлений о мире. Развернулась борьба материалистов (В.И. Ленин, Плеханов) и идеалистов.

В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (эмпириокритицизм или махизм – ответвление идеализма, его сторонники Э. Мах, Р. Авенариус) (1908) критикует философию Маха и Авенариуса. В свою очередь философию материализма не принимали идеалисты (Н.А. Бердяев, Булгаков). Выходили сборники «Проблемы идеализма» и «Вехи».

Н. А. Бердяев – российский религиозный философ. Участвовал в сборниках «Вехи» (1909). В 1922 г. выслан из России. Он от марксизма перешел к философии личности и свободы в духе религиозного экзистенционализма и персонализма. Свобода, дух, личность, творчество противопоставляются божественной необходимости, миру объектов, в котором царствуют зло, страдание, рабство. Смысл истории по Бердяеву мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени. Сочинение «Смысл творчества» (1916). При участии Н.А. Бердяева и С.Н. Булгакова в начале века вышел в свет сборник «Проблемы идеализма».

С позиций легального марксизма выступали М.И. Туган-Барановский, политический деятель, экономист, историк, автор трудов по политэкономии («Основы политической экономии») и кооперативному движению, а также П.Б. Струве.

П. Сорокин – социолог – лидер правых эсеров. Современная культура переживала кризис, и выход он видел в развитии религии, привнес в науку диалектику и материализм.

Литература. Проза и поэзия начала ХХ в. была представлена целой плеядой талантливых имен от традиционалистов до модернистов (модернист – последователь модернизма, являвшегося общим названием разных направлений в искусстве конца XIX – начала ХХ в., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых, эстетических принципов) и декадентов (конец XIX начало ХХ вв.; общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утонченным эстетизмом и индивидуализмом).

Реалистическое направление олицетворялось творчеством А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна, А.М. Горького. «Серебряным веком» русской поэзии стало творчество символистов В.Я. Брюсова, А.А. Блока, А. Белого.

Наиболее ярким представителем литературы конца XIX – начала ХХ в. был граф Л.Н. Толстой, написавший в начале века драму «Живой труп» (1904), повесть «После бала», роман «Воскресение», за который был отлучен от церкви. До конца своих дней Толстой исповедовал одну мораль – непротивление злу насилием, считая, что одно насилие порождает другое. Последователей его морали стали называть «толстовцами».

А.П. Чехов занял особое место не только в мире литературы, но и в театре. По сей день осуществляются постановки его пьес «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». А.М. Горький написал роман «Мать», в котором сочувствовал первой русской революции.

Олицетворением русского модернизма и декадентства начала ХХ в. стало имя Леонида Андреева, передавшего ощущение российского безвременья начала ХХ в. в пьесе «Жизнь человека». В произведениях «Бездна», «Царь Голод», он предугадывает трагизм и безумие наступающего ХХ столетия. А.И. Куприн – рассказ «Гранатовый браслет» (1911), повесть «Поединок» (1905) – о гибели душевной чистоты героя в мертвящей атмосфере армейского быта, повесть «Яма» (1909-1915) – о проституции.

Д.С. Мережковский (1866-1941) – русский писатель, религиозный философ. Романы: трилогия «Христос и Антихрист» (1895-1905), «Александр I» - в них осмысление мировой истории как вечного борения «религии духа» и «религии плоти», антиреволюционный памфлет «Грядущий храм» (1906), первая часть трилогии «Юлиан Отступник».

Н. Гумилев, женат на А. Ахматовой. Он на руинах символизма (направление в литературе и искусстве конца XIX – начала ХХ вв., проникнутое индивидуализмом и мистицизмом, отражающее деятельность как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах) создает новое поэтическое направление, названное им самим акмеизмом (греч. – «расцвет»), своей творческой основой оно имело философию идеализма.

Выдающийся русский поэт Игорь Северянин (Лотарев) стал лидером, провозгласившего им эгофутуризм (от лат. футуризм – «будущее», направление в литературе и искусстве начала ХХ в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приемы старого искусства) – сборники «Громокипящий кубок» (1913)-Северянин, «Ананасы в шампанском» (1915).

Кумиром молодежи в это время был А. Блок. Его считали символистом, однако его творчество было намного шире (книга «Стихи о прекрасной даме»).

Поэзия С. Есенина проникнута духом русской березы, любовью, перекликающиеся с нотами пьяного надлома и трагическими переживаниями.

Поэт В. Маяковский был футуристом, посвятившим свою поэзию остросоциальным проблемам (поэмы «Флейта – позвоночник», «Облако в штанах» (1915)). А. Ахматова к была ближе акмеизму (сборник «Вечер» (1912), «Четки» (1914)).

Изобразительное искусство. Как и в литературе, в изобразительном искусстве существовало множество направлений, каждое из которых имело своих сторонников и противников. А. Бенуа и С. Дягилев стали основателями объединения художников «Мир искусства» (просуществовало до 1924 г.). Возник целый ряд объединений художников: «Голубая роза» (П. Кузнецов, М. Сарьян и др.), «Бубновый валет» (П. Кончаловский, А. Лентулов).

Реалистическое направление в живописи представлял И.Е. Репин. Он пишет портреты П.А. Столыпина, Л. Толстого «Заседание Государственного Совета», «Разгон демонстрации».

Его ученик В. Серов – портреты писателей (Горького, Ермоловой), артистов («Девушка с персиками»).

А. М. Васнецов – брат В.М. Васнецова – передвижник, виды старинной Москвы, пейзажи Подмосковья, пейзажи Урала. В.М. Васнецов в 1898 г. завершил картину «Богатыри».

Живопись импрессиониста (фр. – «впечатление», импрессионизм – направление в искусстве конца XIX – начале ХХ в., стремящееся к непосредственному воспроизведению переживаний, настроений и впечатлений художника). Импрессионизм был исходным пунктом стиля Б. Борисова – Мусатова. Его картины – это тоска по утраченной красоте. К. Коровин («У балкона») под влиянием импрессионизма выработал свободную декоративную манеру живописи.

Родоначальником модернизма («новый стиль») в России можно считать М. Врубеля «Демон», «Сирень», «Царевна - лебедь». Он не обращался к бытовому жанру, а интерес к вечным героям и темам – к Демону и Пророку, Фаусту и Гамлету.

Представителями абстракционизма (лат. – «удаление», «отвлечение», направление, изображающее реальный мир как сочетание отвлеченных форм или цветовых пятен) стали К. Малевич «Черный квадрат» и В. Кандинский.

Художником – авангардистом считался К. Петров – Водкин «Купание красного коня» (общее название течений в искусстве ХХ в., отходящих от реализма и ищущих новые формы художественного выражения).

М. Шагал – «Над городом». А. Бенуа – «Мир искусства», «Версальская серия».

Архитектура и скульптура. В начале ХХ в. в архитектуре господствующим становится стиль модерн, пришедший на смену эклектике (эклектизм – неорганическое, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов), и имевший много разновидностей: «югендстиль» - тяжеловесный и угловатый, неоклассицизм, псевдорусский стиль, стиль «ириса» и т. д.

Этот стиль не принимал внешние формы классицизма и стремился более открыто подчеркнуть функциональное назначение зданий, фасадов, интерьеров. Он открыл дорогу использованию каркасных систем железобетонных конструкций, фреске, мозаике, витражу и т.п.

Представителем модернизма в архитектуре являлся Ф. О. Шехтель, которому принадлежит проект здания Ярославского вокзала. Лучшие образцы неоклассицизма, которые в отличие от чистого модерна характеризовался цельностью и продуманностью замысла, законченностью и изысканностью форм, принадлежат И. В. Жолтовскому – здание Госбанка в Москве.

А. Щусев – к традициям русского средневекового зодчества (Казанский вокзал).

Крупнейшим скульптором второй половины XIX – начала ХХ в. был М. М. Антокольский, создавший серию исторических произведений – «Иван Грозный», «Петр I», «Нестор-летописец» и др. В начале ХХ в. началось творчество А. С. Голубкиной, ученицы великого О. Родена. Она первой в русской скульптуре создала образ пролетария «Железный», «Рабочий». В это же время получило известность творчество С. Т. Коненкова (1874-1971), которое связано со славянской мифологией и русской народной сказкой – «Стрибог», «Рабочий боевик 1905 г. И. Чиркин». С.М. Волнухин – памятник И. Федорову в Москве.

Театр. Музыка. В начале века театр переживал свое обновление. В 1898 г. К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко был основан Московский художественный театр (МХТ). (Метод Станиславского – актер должен полностью войти в роль того, кого играет). Кроме того, осуществлял постановки театр В. Комиссаржевской, Александрийский театр. В.Ф. Комиссаржевская ( 1864-1910) – актриса в Александринском театре. Играла нервными порывами, тревожным лиризмом. Роли: Лариса («Бесприданница» А.Н. Островского), Беатриса («Сестра Беатриса» М. Метерлинка).

Среди музыкальных – наиболее известными были императорский Мариинский театр в Петербурге и Большой в Москве, на сцене которого пел Ф.И. Шаляпин.

Оперное искусство представляли профессор Петербургской консерватории Н.А. Римский – Корсаков, написавший оперы «Садко», «Царская невеста», «Золотой петушок». А. Глазунов написал всемирно известные балеты «Раймонда», «Времена года».

Большую известность в начале ХХ в. получил композитор и пианист С.В. Рахманинов (опера «Скупой рыцарь» (1904)). Композитор И. Стравинский создает музыкальное произведение «Петрушку» и балет «Весну Священную». А.Н. Скрябин (1871/72 - 1915) – поэма «Прометей» (1910).

Событием мирового масштаба явились русские балетные сезоны в Париже, организованные в 1907-1913 гг. С.П. Дягилевым. В изобразительном искусстве в связи с кризисом передвижничества оформилось новое направление, связанное с журналом «Мир искусства» (1899-1904), творческим кредо которого стал лозунг «Искусство для искусства».

Культурная жизнь поддерживалась плеядой российских меценатов, немало сделавших для русского искусства (С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов).


<== предыдущая | следующая ==>
Україно! Доки жити буду, Доти відкриватиму тебе | У 6-х класах

Date: 2015-04-23; view: 385; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию