Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие совокупного спроса и факторы, его определяющие





Совокупный спрос (AD) – это реальный объем национального производства, который потребители (домашние хозяйства, предприятия и правительство) готовы купить при любом возможном уровне цен. Совокупный спрос – это агрегированный (или обобщенный) спрос:

- населения на товары народного потребления и услуги – C;

- предпринимателей на средства производства – Ig;

- государства на потребительские и инвестиционные товары – G;

- потребителей других государств на продукцию данного национального производства – Xn. Следовательно,

.

На совокупный спрос влияет целый ряд факторов. Прежде всего, совокупный спрос зависит от общего уровня цен. Зависимость здесь обратная, т.е. чем выше (при прочих равных условиях) общий уровень цен в национальной экономике, тем меньшую часть реального объема национального производства будут в состоянии приобрести потребители, и наоборот. В связи с этим график совокупного спроса будет выглядеть аналогично графику отраслевого спроса – это нисходящая кривая.

 

Рисунок 10.1 – Кривая совокупного спроса

Обратная зависимость между уровнем цен и совокупным спросом объясняется также следующими тремя ценовыми факторами.

1. Эффектом процентной ставки. Рост уровня цен ведет к повышению спроса на деньги для сделок и, как следствие, к росту процентной ставки (цены денег). Рост процентной ставки приводит к удорожанию кредита и, следовательно, к уменьшению потребительских и инвестиционных расходов. Объем совокупного спроса понижается.

2. Эффектом богатства. Рост уровня цен имеет тенденцию снижать реальную стоимость (или покупательную способность) накопленных финансовых активов с фиксированным денежным выражением (облигаций, срочных вкладов), что делает их владельцев относительно беднее, побуждая их сокращать общий объем расходов в экономике.

3. Эффектом импортных закупок. Рост уровня цен в стране может привести к изменению сложившегося соотношения цен на аналогичные отечественные и импортные товары. В результате спрос на отечественные товары может уменьшиться, а на более качественные импортные товары возрасти.

Ценовыми эти факторы названы потому, что они (т.е. все эти эффекты) начинают действовать при повышении общего уровня цен.

На величину совокупного спроса оказывают влияние также неценовые факторы. К ним относятся:

1) изменения в потребительских расходах. Эти изменения могут быть обусловлены изменением благосостояния потребителей (величиной их доходов), ожиданиями потребителей относительно будущих доходов и уровня цен (например, зная о предстоящем увеличении своих доходов, они могут увеличить свои расходы сегодня), задолженностью потребителей (в связи с денежным или товарным кредитом), изменением налоговых ставок на их доходы;

2) изменения в инвестиционных расходах предприятий. Величина этих расходов зависит от уровня процентных ставок по кредитам, ожидаемых прибылей от инвестиций, налогов с предприятий, появления новых прогрессивных технологий, наличия избыточных (неиспользуемых) мощностей;

3) изменения в расходах государства, связанные с доходами бюджета, экономической ситуацией в стране;

4) изменения в расходах на чистый экспорт, обусловленные изменением валютных курсов, динамикой экономического развития зарубежных государств.

Под влиянием неценовых факторов происходит смещение кривой совокупного спроса вправо (при его росте) или влево (при его уменьшении).

10.2 Совокупное предложение и его факторы

Совокупное предложение (AS) – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено (произведено) национальной экономикой при каждом данном общем уровне цен. Более высокие цены создают стимулы для производства дополнительного количества товаров и услуг и, следовательно, увеличивают совокупное предложение. Более низкие, наоборот, вызывают сокращение производства, т.е. между уровнем цен и объемом национального производства существует прямая зависимость. Однако эта зависимость не является такой однозначной, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что объем совокупного предложения и его динамика зависит и от уровня деловой активности субъектов хозяйствования, функционирующих в конкретных экономических условиях, складывающихся в стране. А так как эти условия могут быть различными в силу циклического развития экономики, то и кривая совокупного предложения имеет своеобразную форму. Она состоит из трех отрезков: горизонтального (кейнсианского), промежуточного и вертикального (классического), отражающих различные состояния национальной экономики, которые могут сложиться в стране.

 

Рисунок 10.2 – Кривая совокупного предложения

Горизонтальный (кейнсианский) отражает ситуацию экономики, находящейся в состоянии экономического спада, когда недоиспользуется большое количество производственных ресурсов. В связи с этим имеется возможность вовлечь эти ресурсы в производственный процесс по сложившимся на данный момент ценам. Так, безработный, которого принимают на работу, не будет требовать повышения заработной платы. Он согласится на ставку заработной платы, которую получают работники такой же квалификации. Производитель оборудования будет рад продать его по сложившимся на данный период времени ценам. В этих условиях рост спроса на неиспользуемые ресурсы не вызывает повышения цен на них. В силу этого и средние издержки производства не растут, а потому нет оснований и для повышения цен на товары, и уровень цен остается неизменным.

Промежуточный отрезок характеризует ситуацию, когда рост объема национального производства сопровождается ростом цен. Обусловлено это тем, что в силу расширения производства избыточные ресурсы уже вовлечены в производство. Поэтому для увеличения объема производства приходится вовлекать те ресурсы, которые или труднодоступны, или менее эффективны. Так, фирмы вынуждены приобретать более дорогие факторы, эксплуатировать менее эффективное оборудование, нанимать менее квалифицированных работников. Это ведет к росту издержек производства и повышению цен.

Вертикальный (классический) отрезок соответствует ситуации, когда экономика достигает границ своих производственных возможностей и все ресурсы полностью задействованы. Дальнейшее наращивание производства невозможно из-за отсутствия дополнительных ресурсов. Поэтому рост цен не ведет к увеличению объема производства.

Выделение кейнсианского и классического отрезков кривой совокупного предложения обусловлено различной трактовкой представителями этих научных школ естественного состояния экономики. По мнению классиков, таковым является состояние, когда мобилизованы все производственные ресурсы, и экономика работает на пределе своих производственных возможностей. Напротив, кейнсианцы полагают, что характерным для экономики является ее функционирование при неполной загрузке производственных мощностей и наличие определенного количества незанятой рабочей силы.

Кроме общего уровня цен на совокупное предложение влияют также и неценовые факторы. Основные из них – это изменение цен на ресурсы; изменения в производительности труда; изменение налоговой политики. Так, рост цен на ресурсы ведет к увеличению издержек на единицу продукции, уменьшению прибыльности ее производства и сокращению производства и, соответственно, совокупного предложения. Рост производительности труда ведет к росту объемов производства и совокупного предложения. Изменение налогов непосредственно влияет на деловую активность субъектов хозяйствования и, как следствие, на величину совокупного предложения.

Неценовые факторы вызывают сдвиг кривой совокупного предложения вправо (при его росте) или влево (при его уменьшении).

10.3 Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Макроэкономическое равновесие

Оптимальным для экономики является такое состояние, когда совокупный спрос равен совокупному предложению (AD = AS). Оно называется общим экономическим (или макроэкономическим) равновесием. Макроэкономическое равновесие – это состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения.

Рисунок 10.3 – Макроэкономическое равновесие

На графике макроэкономическое равновесие достигается в точке пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения (точка Е). В этой точке возникают равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства. Изменения совокупного спроса или совокупного предложения приводят к изменению равновесного состояния.

Нарушение равновесия приводит в действие рыночный механизм, который посредством изменения цен и их влияния на совокупный спрос и совокупное предложение, обеспечивает восстановление равновесия. Механизм восстановления равновесия в масштабе национальной экономики отличается от механизма восстановления равновесия на рынке того или иного товара, который изучался в теме «Спрос, предложение и рыночное равновесие». Так, в случае роста совокупного спроса его кривая смещается вправо. И если смещение совокупного спроса приходится на горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, то это приведет к увеличению объемов производства при неизменных ценах. На промежуточном отрезке рост совокупного спроса обусловит рост цен и увеличение объемов производства, в то время как на вертикальном отрезке рост совокупного спроса ведет лишь к увеличению общего уровня цен.

Последствия уменьшения совокупного спроса также неоднозначны для национальной экономики. Так, если на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения снижение совокупного спроса ведет к падению совокупного выпуска при неизменном уровне цен, то на промежуточном и вертикальном отрезках при падении совокупного спроса не происходит снижения цен. Цены остаются на прежнем уровне. Свойство негибкости цен в сторону снижения получило название «эффект храповика». Храповик – это механизм, препятствующий движению колеса назад.

Негибкость общего уровня цен в масштабе национальной экономики к снижению обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, жесткостью ставки заработной платы, обусловленной ее регулированием со стороны государства и профсоюзов. А ведь расходы на заработную плату составляют значительную часть издержек производства и, следовательно, цен товаров. Во-вторых, условия ранее заключенных контрактов на поставку сырья и материалов на аренду помещений и оборудования, кредитных договоров не позволяют фирмам сократить средние издержки производства. В-третьих, многие фирмы обладают достаточной рыночной властью, чтобы противостоять снижению цен в период уменьшения совокупного спроса. Поэтому фирмы, не имея возможности снизить средние издержки производства, вынуждены сокращать объемы производства, чтобы удержать цены на прежнем уровне. В результате величина совокупного предложения уменьшается, его кривая сдвигается влево и в национальной экономике устанавливается новое равновесие при сохранении прежнего уровня цен.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под совокупным спросом, и под влиянием каких факторов он формируется?

2. Какие важнейшие составляющие совокупного спроса?

3. Какие факторы могут вызвать смещение кривой совокупного спроса вправо?

4. Что понимается под совокупным предложением, и какие факторы определяют его величину?

5. Чем объясняется особая конфигурация кривой совокупного предложения?

6. Дайте определение макроэкономического равновесия.

Тема 11 Модель совокупных доходов и расходов

Date: 2015-05-23; view: 803; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию