Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткий словарь специальных терминов





А

АБСТРАКЦИОНИЗМ — направление в искусстве XX в., последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых импровизаций.

АВАНГАРДИЗМ — общее название разных течений в искусстве XX в., порывающих с традиционными художественными принципами, ищущих новые средства художественного выражения. Крайнее выражение модернизма

АВТОПОРТРЕТ — портрет художника, выполненный им самим.

АГИОГРАФИЯ — литература о жизни и деяниях святых.

АГОН — соревнование, состязание.

АГОРА — торговая площадь и место проведения народных собраний в древнегреческих городах.

АКАДЕМИЗМ — направление в изобразительном искусстве XVII— XIX вв., догматически следовавшее канонам классического искусства античности и Ренессанса.

АКАФИСТ — молитвословие, церковное хвалебное песнопение, исполняемое всеми присутствующими стоя.

АКВАРЕЛЬ — живопись водяными красками.

АККУЛЬТУРАЦИЯ — процесс взаимовлияния культур, в результате которого культура одного народа полностью или частично воспринимает культуру другого народа, обычно более развитого.

АКМЕИЗМ — литературное течение в русской литературе XX в., провозгласившее освобождение от символизма.

АЛЛЕГОРИЯ — иносказание, выражение какой-либо идеи в виде конкретного образа или скрытого намека.

АЛТАРЬ — восточная часть христианского храма, где находится престол

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека противоположные чувства, например любовь и ненависть.

АМВОН — в христианском храме — возвышение, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди.

АМПИР — художественный стиль в архитектуре и прикладном искусстве позднего классицизма, основанный на подражании античным образцам.

АМФИТЕАТР — в древнегреческом театре — места для зрителей, расположенные на склонах холмов; в древнеримской архитектуре — открытое круглое или эллиптическое сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей располагались уступами вокруг арены.

АМФОРА — сосуд для вина или масла, суживающийся книзу, с узким горлом и двумя ручками.

АНАЛОГ — нечто, представляющее соответствие другому предмету, явлению или понятию.

АНАХОРЕТ — отшельник, пустынник.

АНАХРОНИЗМ — пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устаревший взгляд или обычай.

АНИМАЛИСТ — художник или скульптор, изображающий животных.

АНИМИЗМ — одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевление всех предметов и явлений, в наличии души у людей, животных и растений.

АНТИЧНОСТЬ — период развития культуры и искусства Древней Греции и Древнего Рима

АНТРОПОМОРФИЗМ — перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, представление богов в человеческом образе.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ — тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

АПОКАЛИПСИС — последняя книга Нового завета Библии, которая содержит пророчества о конце света.

АПОКРИФ — произведение с библейским сюжетом, содержащее отступления от официального вероучения и поэтому не вошедшее в Новый завет.

АПОФЕОЗ — прославление, возвеличение какого-либо лица, явления или события; заключительная торжественная массовая сцена спектакля, праздничной концертной программы.

АРАБЕСКИ — сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, который сложился в искусстве мусульманских стран.

АРХАИКА — ранний этап в развитии искусства, главным образом ранние периоды древнегреческого и египетского искусства; древность, старина.

АРХЕТИП — исходный первообраз (в сознании, искусстве).

АРХИТЕКТОНИКА — композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

АРХИТЕКТУРА — искусство проектировать и строить здания и сооружения, выражающее в художественно-образной форме представление человека о мире.

АСИММЕТРИЯ — отсутствие или нарушение симметрии.

АСКЕТИЗМ — ограничение или подавление чувственных, телесных желаний для достижения сосредоточенности духа, свободы от материальных потребностей, обретения сверхъестественных способностей.

АТАРАКСИЯ — невозмутимость, состояние душевного покоя, к которому, по мнению последователей эпикурейской философии, должен стремиться человек.

АУРА — особая атмосфера, которую создают произведения искусства, человек, любой объект, оказывая труднообъяснимое воздействие на психику.


Б

БАЗИЛИКА — прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами или столбами на несколько нефов (проходов). Основной тип христианского храма.

БАРЕЛЬЕФ — рельефное украшение, чуть выступающее над плоскостью фона (не более чем на половину объема).

БАРОККО — художественный стиль, получивший распространение в конце XVI в. сначала в Италии, а затем во Франции и других странах Европы, отличался декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами.

БАТАЛИСТ — художник, изображающий военные сюжеты.

БЕЛЬВЕДЕР — вышка, надстройка над зданием или беседка на возвышении, с которой открывается вид на окрестности; название некоторых дворцовых построек в Ватикане, Праге, Вене.

БИБЛИЯ — собрание христианских книг, составляющих Священное писание, состоит из Ветхого Завета и Нового Завета.

БОГИ — могущественные, сверхъестественные существа, выступающие главными персонажами большинства мифов.

БРОНЗОВЫЙ ВЕК — условное название исторического периода в развитии человечества, характеризующееся изобретением и широким распространением бронзовых орудий и изделий, пришедших на смену каменным.

БУДДИЗМ — одна из трех основных мировых религий, возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутама, получившего впоследствии имя Будда (просветленный).

БЮСТ — скульптурное изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс).

в

ВАНДАЛИЗМ — бессмысленное, варварское разрушение культурных ценностей.

ВАРВАРСТВО — средняя из трех эпох исторического развития человечества (дикость — варварство — цивилизация). Также варварство — крайняя, часто бессмысленная жестокость, бескультурье.

ВДОХНОВЕНИЕ — психическое состояние творчества, откровения, душевного подъема, внутреннего озарения.

ВЕДИЗМ — древнейшая религия, сформировавшаяся в период с конца II по сер. I тыс. до н. э. в Индии, основы религии изложены в Ведах.

ВЕДЫ — древнейшие памятники индийской литературы и религии, состоят из четырех сборников, содержащих религиозные гимны, песнопения, формулы заклинаний, обрядовые предписания, мифы.

ВЕРНИСАЖ — торжественное открытие художественной выставки.

ВИДЕОАРТ — одна из современных форм искусства.

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА — первоначально культура Неточной Римской империи, сформировавшаяся на основе традиций эллинистической культуры и их синтеза с христианской религией.

ВИНЬЕТКА — украшение в книге или рукописи в виде небольшого рисунка или орнамента в начале или конце текста при начальных буквах текста.

ВИРТУАЛЬНЫЙ — кажущийся, нереальный.

ВИТРАЖ — произведение декоративного искусства, выполненное из материала, пропускающего свет; картина или орнаментальная композиция из стекла.

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс) — этап в культурном и идейном развитии ряда стран Европы, который развил идеалы гуманизма и пришел на смену средневековой культуре.

ВОСЬМЕРИК — в древнерусской архитектуре ярус храма, имеющий в плане восьмиугольную форму.

Г

ГАЗЕЛЬ — стихотворная форма в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока, предполагающая повтор первой смежной рифмы в конце четырех строк.

ГАРМОНИЯ — эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.


ГАРНИТУР — комплект предметов, служащих для какой-либо одной цели, например мебельный.

ГЕДОНИЗМ — этическое учение в древнегреческой философии, признающее целью жизни и высшим благом чувственное наслаждение.

ГИМН — в Древней Греции — торжественная хвалебная песня в честь богов и героев; в странах Западной Европы до XIX в. — духовная песня.

ГИПЕРТРОФИРОВАТЬ — преувеличивать, чрезмерно преувеличивать.

ГОБЕЛЕН — декоративная ткань высокой художественной ценности, выработанная ручным способом (тканая картина, драпировка, мебельная обивка); ковер, декоративная ткань с вытканными узорами, изображениями, изготовленная машинным способом.

ГОРЕЛЬЕФ — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ стиль — художественный стиль в западноевропейской культуре, зародившийся в XII в. во Франции на основе традиций германских племен, достижений романской культуры и христианского мировоззрения, готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.

ГРАВЮРА — произведение искусства, выполненное посредством печатания с доски.

ГРАФИКА — вид изобразительного искусства, основанного на рисунке, выполненном без красок штрихом и линиями.

ГРОТЕСК — изображение людей или предметов в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе.

ГУМАНИЗМ — совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил.

А

ДАДАИЗМ — модернистское направление в искусстве, представители которого использовали технику коллажа, спонтанность творческого процесса, эпатажность, примитивизм, подражая художественному миру архаического человека, детскому рисунку.

ДАОСИЗМ — одно из основных направлений древнекитайской философии, а также религия, выросшая из философии даосизма.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ — 12 главных христианских праздников в году: Рождество Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне (Богоявление), Сретение Господне, Благовещение, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица).

ДЕИЗМ — религиозно-философское учение, распространенное в XVII— XVIII вв., признающее Бога творцом мира, но отвергающее его участие в жизни природы и общества после акта творения.

ДЕИСУС — название композиции из икон: в центре — Иисус Христос, справа — Богоматерь, слева — Иоанн Креститель (Иоанн Предтеча).


ДЕКАДАНС, ДЕКАДЕНСТВО — собирательное название нескольких течений в европейском искусстве второй половины XIX — начала XX в., их характерные черты — мотивы безнадежности, смерти, небытия, независимости от общепринятой морали.

ДЖАЙНИЗМ — одна из религий Индии, возникшая в VI в. до н. э. и отрицающая авторитет Вед, а также божественную предопределенность каст. Для нее характерен аскетизм и отказ от причинения вреда всему живому.

ДИЗАЙН — вид искусства, основанный на художественном конструировании предметов окружающей среды и промышленных товаров.

ДИКОСТЬ — название первого этапа человеческой истории и культуры, сменившегося варварством.

ДИФИРАМБ — в древнегреческой поэзии — восторженное драматизированное песнопение в честь бога Диониса; преувеличенная, восторженная похвала.

ДУХОВНОСТЬ — специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности.

ДХАРМА — одно из центральных понятий индуизма, означающее царящий над миром вечный моральный закон.

Е

ЕВРАЗИЙСТВО — направление русской философской и культурологической мысли 20—30-х гг. XX в. Возникло в среде эмигрантской интеллигенции, выводило специфику России из ее срединного положения между Европой и Азией.

ЕВРОПОЦЕНТРИЗМ — методологический подход к изучению культуры, основывающийся на идее исключительности, превосходства европейской культуры над другими.

ЕВХАРИСТИЯ — причащение, одно из семи христианских таинств.

Ж

ЖАНР — исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения (например, в живописи — портрет, пейзаж) ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ — живопись на бытовые темы. ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, создание картин.

ЗАПАДНИЧЕСТВО — направление русской общественной мысли середины XIX в., представители которого считали, что развитие культуры России должно идти по западноевропейскому пути.

ЗОЛОТОЙ ВЕК — мифологическое представление о счастливом, беззаботном состоянии самой ранней поры человеческого существования, когда люди вечно оставались юными, не знали печалей, были подобны богам.

ЗООМОРФИЗМ — представление богов в образе животных, предшествовавшее, а иногда и сопутствовавшее антропоморфизму.

И

ИДЕАЛ — совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей.

ИЕРОГЛИФЫ — фигурные знаки, обозначающие целые понятия и слова или отдельные звуки речи.

ИКОНА — живописное или рельефное произведение христианского изобразительного искусства, в основе которого лежит духовная образно-смысловая система.

ИКОНОГРАФИЯ — систематическое изучение и описание изображений какого-либо сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; строго определенные правила изображения какого-то сюжета или лица.

ИКОНОСТАС — ряд икон, отделяющий алтарь от остального храма.

ИМАЖИНИЗМ — декадентское литературное направление начала XX в., исходившее из представления, что литературное творчество сводится к созданию словесных образов, каждый из которых имеет самостоятельное значение и не требует смыслового единства с другими образами; культивировало игру ритмов.

ИМПРЕССИОНИЗМ — направление в искусстве последней трети XIX — начале XX в., стремилось непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать впечатления художника.

ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение стихов, музыки и т.п. в момент исполнения.

ИНКРУСТАЦИЯ — украшение изделий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, которые врезаются в поверхность вещи, предмета.

ИНКУНАБУЛЫ — первые печатные книги начальной поры книгопечатания в Европе (до 1501 г.), внешне похожи на рукописные книги.

ИПОСТАСЬ — в христианском вероучении — название каждого лица троицы.

ИРОНИЯ — тонкая, скрытая насмешка; стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки.

ИСКУССТВО — процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выражающийся в практически-духовном освоении мира.

К

КААБА — мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан черный камень — метеорит; считается святилищем и служит местом паломничества мусульман.

КАМЕННЫЙ ВЕК — древнейшая эпоха развития человеческой культуры — период пользования каменными орудиями труда.

КАМЕРНЫЙ — в искусстве — предназначенный для небольшого помещения, для узкого круга слушателей и зрителей.

КАМЕЯ — резной камень с выпуклым изображением

КАНОН — система правил и норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении, которых должен придерживаться художник в своем творчестве; в музыке — большая хоровая композиция (в православной церкви).

КАРМА — закон, определяющий место нового воплощения души в зависимости от поведения в прежних жизнях.

КАСЫДА — риторический жанр восточной поэзии со сквозной рифмовкой.

КАТАРСИС — термин античной эстетики, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление, которое испытывает зритель, пережив страдание и освободившись от него.

КАТОЛИЦИЗМ — одно из трех наиболее распространенных направлений в христианстве (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в результате раскола христианских церквей в 1054 г.

КВАТРОЧЕНТО — итальянское название периода раннего Возрождения XV в. — в итальянской культуре.

КЕРАМИКА — общее название всех видов изделий из обожженной глины (майолика, терракота, фаянс, фарфор и др.).

КИЧ — синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности.

КЛАССИЦИЗМ — направление в культуре и художественный стиль в европейском искусстве XVIII в., обращавшийся к античности и к античному искусству как к норме и идеальному образцу.

КОЛЛАЖ — технический прием в изобразительном искусстве; заключается в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.

КОЛОННА — архитектурный элемент здания, опора, обычно круглого сечения, поддерживающая балку, антаблемент или пяту арки и состоящая, как правило, из базы, ствола и капители; иногда встречаются отдельно стоящие колонны.

КОЛОННАДА — ряд колонн, поддерживающих балочное или арочное перекрытие.

КОЛОРИТ — общий характер сочетания цветов в многокрасочном произведении искусства.

КОМЕДИЯ — в Древней Греции — представление, развившееся из песен, исполнявшихся во время карнавальных процессий в честь бога Диониса; драматическое произведение; характеры, положения и диалоги его героев вызывают смех, направленный против недостатков общественной жизни, быта и людей

КОНСТРУКТИВИЗМ — направление в искусстве XX в., выдвигавшее на первый план функциональную оправданность форм, целесообразность конструкций, рациональную ясность.

КОНТРКУЛЬТУРА — одно из направлений развития современной культуры, противостоящее сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества.

КОНФОРМИЗМ — социально-психологическая ориентация личности на пассивное приспособление и принятие существующего порядка вещей.

КОНФУЦИАНСТВО — философско-этическая система, разработанная в V в. до н. э. древнекитайским мыслителем Конфуцием; позже стало китайской религией.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — одно из течений авангардизма, рассматривающее художественное произведение как способ демонстрации идей, понятий, концепций.

КОРАН — главная священная книга мусульман, сборник религиозно-мифологических, догматических и правовых текстов.

КОСМОПОЛИТИЗМ — отказ от национального суверенитета, национальных традиций и культуры во имя единства человеческого рода.

КРЕАЦИОНИЗМ — религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА — один из видов скульптуры; в отличие от рельефа (барельефа, горельефа) может восприниматься со всех сторон.

КУБИЗМ — течение в изобразительном искусстве начала XX в.; основано на комбинировании геометрических форм, деформированных фигурах.

КУЛЬТ — совокупность ритуалов, обрядов и действий, основанных на вере в сверхъестественное; обязательный элемент любой религии.

КУЛЬТУРА — специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в материальных и духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — совокупность художественных ценностей, исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в обществе.

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — достижения различных областей культуры, полученные от предыдущих поколений людей, назначение которых исторически обусловлено запросами той или иной эпохи.

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ — процесс зарождения материальной в духовной культуры человечества, происходивший в тесной связи со становлением орудийной деятельности и социальных отношений.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ — наука, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Л

ЛАБИРИНТ — в древности — здание со сложными, запутанными ходами, из которого трудно найти выход.

ЛИБРЕТТО — литературный текст или литературное содержание оперы, оперетты, балета.

ЛИТУРГИЯ — важнейшее богослужение православной церкви, аналогичное католической мессе.

М

МАГИЯ — совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность.

МАДОННА — название Богоматери у католиков и ее живописное или скульптурное изображение.

МАНЬЕРИЗМ — течение в западноевропейском искусстве XVI в., отразившее кризис гуманистической культуры Возрождения и утверждавшее неустойчивость, трагичность бытия и власть непостижимых сил; характерные черты маньеризма — субъективизм, усложненность, напряженность, вычурность образов, манерная изощренность формы.

МАРИНИСТ — художник, изображающий морские виды.

МЕДРЕСЕ — средняя (реже высшая) религиозная мусульманская школа.

МЕЙСТЕРЗИНГЕРЫ — в Германии XIV—XVI вв. — члены профессиональных гильдий поэтов и певцов из горожан, преемники миннезингеров.

МЕЛОДИЯ — осмысленно-выразительная, благозвучная последовательность звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы.

МЕНТАЛЬНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ — умонастроение, определенный тип сознания.

МЕТАМОРФОЗА — видоизменение, превращение, полная перемена.

МЕТАФОРА — употребление слова в переносном значении.

МЕЦЕНАТ — богатый покровитель наук и искусств, назван так по имени римского государственного деятеля, прославившегося широким покровительством поэтам и художникам

МЕЧЕТЬ — мусульманский храм.

МИМ — в Древней Греции и Риме — короткая сценка бытового и сатирического характера с комическими монологами и диалогами, изображавшая жизнь низших слоев города и деревни; актер или актриса в таком представлении.

МИМЕЗИС — способ художественного творчества (преимущественно в изобразительном искусстве), выражающийся в подражании природе, точном воспроизведении внешнего вида людей и предметов.

МИНАРЕТ — высокая башня при мечети, с которой муэдзин сзывает мусульман на молитву.

МИНИАТЮРА — живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи, в виде заставок или на всю страницу; живописное произведение малого размера и тонкой работы на слоновой кости, металле и т.д.

МИНИАТЮРИСТ — художник, пишущий миниатюры.

МИННЕЗИНГЕРЫ — поэты-певцы при германских дворах XII—XIII вв., перенявшие традиции провансальских трубадуров, предметом их песнопений была рыцарская доблесть и беззаветное служение прекрасной даме.

МИСТЕРИЯ — тайный религиозный обряд, в котором принимали участие только посвященные; вид средневекового западноевропейского религи-

озного представления: вольные, обычно стихотворные инсценировки библейских эпизодов, разыгрывавшиеся на площади во время религиозных праздников.

МИСТИЦИЗМ — мировоззрение, утверждающее, что подлинная реальность недоступна пониманию разумом и постигается лишь интуитивно.

МИСТИЧЕСКИЙ — загадочный, таинственный.

МИФ — сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях.

МИФОЛОГИЯ — совокупность мифов какого-либо народа.

МОДА — господство в определенное время в определенной среде тех или иных вкусов в одежде, предметах быта и т.п.

МОДЕРН — стиль в европейском искусстве конца XIX — начала XX вв., противопоставлявший себя в качестве нового стиля распространенному во второй половине XIX в. нетворческому воспроизведению стилей прошлого.

МОДЕРНИЗМ — совокупность относительно самостоятельных художественных течений XX в.; их общий признак — решительный отход от традиций классического искусства.

МОЗАИКА — вид монументального изобразительного искусства; мозаичные произведения создаются из смальты (цветное стекло), цветных камней, керамических плиток.

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО — род пластического искусства: памятники, монументы, элементы убранства зданий.

МУЗЫ — в греческой мифологии богини искусств и наук.

МУЭДЗИН — служитель мечети, призывающий с минарета мусульман на молитву.

МЫШЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ — вид интеллектуальной деятельности человека, направлен на создание и восприятие произведений литературы и искусства.

н

НАМАЗ — ежедневное пятикратное богослужение, чтение молитв у мусульман.

НАТУРАЛИЗМ — направление в искусстве второй половины XIX в.; возник на основе неприятия художественных идеалов романтизма и реализма, требовал тщательного и бесстрастного воспроизведения потока жизни в сочетании со строгой социально-биологической детерминацией изображаемых явлений; в отличие от реализма утверждал всесилие грубой будничной реальности и подсознательных импульсов человека.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, изображение неодушевленных предметов (утвари, цветов, плодов и т.д.).

НЕОИМПРЕССИОНИЗМ — течение живописи, возникшее во Франции около 1885 г.; придал живописи «чистым цветом» упорядоченный характер, неоимпрессионисты писали цветовыми точками правильной формы, превратив картину в подобие декоративной мозаики из отдельных мазков чистого цвета.

НИГИЛИЗМ — полное отрицание всех общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм.

НИМБ — изображение сияния вокруг головы Бога, ангелов, святых в христианском и буддийском искусстве как символ святости, божественности.

НИРВАНА — в буддизме — достигнутое личными усилиями высшее состояние освобождения от всех земных страстей и привязанностей; в состоянии Н. душа выпадает из круговорота сансары и не подчиняется закону кармы.

НЮ — обнаженное тело в изобразительном искусстве.

О

ОБЕЛИСК — памятник, сооружение в виде суживающеюся кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — обобщенное художественное отражение действительности.

ОДА — стихотворение в честь какого-либо важного события, лица или на особо значительную тему, выдержанное в торжественном, возвышенном тоне.

ОЙКУМЕНА — совокупность областей земного шара, которые, по представлению древних греков, были заселены человеком.

ОПЕРА — музыкально-драматическое произведение, воплощает содержание в сценических музыкально-поэтических образах; сопровождается инструментальной и вокальной музыкой.

ОРГИЯ — особые тайные культовые обряды и празднества в честь некоторых богов, разнузданное пиршество.

ОРДЕР — система разработанных в античной архитектуре стоечно-балочных конструкций, состоящая из вертикальных несущих частей — колонн, столбов и пилястр — и горизонтальных несомых частей — антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

ОРНАМЕНТ — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначен для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений пластического искусства.

ОРХЕСТРА — в древнегреческом театре — круглая площадка, на которой выступали хор и актеры античной трагедии и комедии.

ОТЧУЖДЕНИЕ — процесс и результат превращения продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей людей в нечто независимое от них и господствующее над ними.

П

ПАГОДА — буддийский или индуистский храм в виде павильона или многоярусной башни.

ПАЛАЦЦО — дворец, особняк, в первую очередь применительно к итальянской архитектуре.

ПАНАГИЯ — небольшая, обычно украшенная драгоценными камнями иконка, носимая на груди архиереями в православной церкви, знак их сана

ПАНЕГИРИК — речь, восхваляющая подвиги героя.

ПАНТЕИЗМ — отождествление Бога с мировым целым, с природой.

ПАНТЕОН — у древних греков и римлян — храм, посвященный всем богам; усыпальница выдающихся людей.

ПАНТОМИМА — вид сценического искусства; использует для передачи содержания, создания художественного образа пластически выразительные движения тела, жест, мимику; иногда сопровождается музыкой, ритмическим аккомпанементом.

ПАРАДИГМА — совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование; модель, образец постановки и решения исследовательских задач.

ПАРОДИЯ — смешное, искаженное подобие чего-либо или кого-либо.

ПАСТЕЛЬ — мягкие цветные карандаши, приготовляются из краски, мела и связующего вещества; художественное произведение, выполненное такими карандашами.

ПАСТОРАЛЬ — форма поэзии, описывающая мирные, часто любовные сцены пастушеской жизни.

ПЕЙЗАЖ — в искусстве — изображение природы.

ПЕЙЗАЖИСТ — художник, пишущий исключительно пейзажи.

ПЕРИПТЕР — здание, в особенности античный храм, со всех сторон окруженное колоннадой.

ПИНАКОТЕКА — картинная галерея.

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО — ваяние, скульптура; искусство телодвижений.

ПЛЕНЭР — живопись на открытом воздухе (в противоположность живописи в мастерской); такая живопись обычно стремится к передаче естественного освещения и воздушной среды и воспроизводит реальные оттенки цвета, непосредственно наблюдаемые в природе.

ПОДТЕКСТ — внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого значения смысл, который восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

ПОЛИФОНИЯ — вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий.

ПОЛИХРОМИЯ — многоцветность; применение материалов разных цветов в архитектуре, скульптуре и прикладном искусствах.

ПОП-АРТ — течение в авангардистском искусстве, использующее реальные предметы, изображения, рекламу для создания произвольных комбинаций и претендующее на общедоступность и демократизм

ПОП-КУЛЬТУРА — совокупность неоавангардистских взглядов на искусство, сформировавшихся в 60-х гг. XX в.; отрицала опыт предшествующих поколений.

ПОП-МУЗЫКА — понятие, охватывающее разнообразные стили и жанры преимущественно развлекательной эстрадной музыки.

ПОРТАЛ — архитектурно выделенный на фасаде вход в здание.

ПОРТРЕТ — изображение определенного человека или группы людей в живописи, скульптуре, графике или фотографии.

ПОРТРЕТИСТ — художник, специализирующийся в жанре портрета

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ — условное обозначение группы явлений в живописи на рубеже XIX—XX вв.; возник как реакция на импрессионизм, ратовал за чистоту и звучность цвета и, в отличие от импрессионизма, стремился создать более условный, но вместе с тем и более обобщенный и цельный образ мира.

ПОСТМОДЕРНИЗМ — направление в современной европейской культуре, сформировавшееся в 70—80-х гг. XX в.; во многом противоположное модернизму.

ПРЕРАФАЭЛИТЫ — английская школа живописи середины XIX в.; подражание итальянскому искусству раннего Возрождения.

ПРИМИТИВИЗМ — в искусстве — подражание примитиву, нарочитый возврат к примитивным формам.

ПРИТЧА — назидательный рассказ в форме иносказания, аллегории.

ПРОПИЛЕИ — монументальное сооружение, оформляющее вход в город, в архитектурный ансамбль, например — в древнегреческой архитектуре — вход в афинский акрополь.

ПРОТОРЕНЕССАНС — период истории итальянской культуры XIII — начала XIV вв.

ПСАЛТЫРЬ — одна из книг Библии (Ветхий Завет), состоящая из 150 псалмов.

Р

РАКУРС — перспективное сокращение удаленных от зрителя частей изображенного на плоскости предмета.

РАМАЗАН, РАМАДАН — девятый месяц мусульманского лунного календаря, в течение которого мусульмане соблюдают строгий пост от восхода до захода солнца (уразу).

РАТУША — орган самоуправления в некоторых средневековых европейских странах, а также здание, в котором он помещался.

РЕАЛИЗМ — направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, правдивое изображение действительности; характеры героев и обстоятельства в художественных произведениях объяснялись социально-историческими условиями.

РЕКОНКИСТА — отвоевание европейскими народами Пиренейского полуострова в VIII—XV вв. территорий, захваченных арабами.

РЕЛЯТИВИЗМ — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

РЕНЕССАНС — эпоха Возрождения — общественно-политическое и

культурное движение в Италии и других странах Западной Европы в XIV— XVI вв.; декларировалось возвращение к античным идеалам и ценностям; породил жизнеутверждающее мировоззрение, замечательные образцы реалистического искусства

РИФМА — созвучие, ритмический повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога

РОКАЙЛЬ — орнамент в виде раковины, характерный для европейского искусства начала XVIII в.; то же, что рококо.

РОКОКО — стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается изяществом форм и причудливой асимметричной орнаментацией.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — художественный стиль эпохи Средневековья (X—XII вв.), в архитектуре отличается простотой, строгостью и массивностью.

РОМАНТИЗМ — идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII — начала XIX вв., стремящееся к фантастическому осмыслению действительности.

С

САКРАЛЬНЫЙ — священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.

САНСАРА — понятие индийской философии и культуры, означающее вечный круговорот душ в природе, переселение души из тела в тело.

САРКОФАГ — в древних захоронениях — гроб, гробница; позднее — надгробие в форме каменного гроба

СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ — художественная культура в Нидерландах, Германии, Франции эпохи Возрождения.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ — процесс освобождения культуры от монополии религиозной идеологии.

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ — европейское литературное направление конца XVIII — начала XIX в.; культивировал, в противовес просветительскому рационализму, повышенный интерес к душевной жизни «простого и естественного» человека (идеализированного крестьянина, ремесленника), противопоставленного испорченным аристократам.

СИМВОЛ — художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

СИМВОЛИЗМ — антинатуралистическое течение в европейской и русской культуре конца XIX — начала XX в.

СИМФОНИЯ — высший род инструментальной музыки, главным образом для симфонического оркестра; сформировался в XVIII в.

СИНКРЕТИЗМ — нерасчлененность, отражающая неразвитое состояние какого-либо явления, его изначальную целостность.

СКЕПТИЦИЗМ — критическое, недоверчивое отношение к чему-либо; философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности.

СКУЛЬПТУРА — один из видов пространственных искусств, создающий объемные изображения, вылепленные из мягкого материала (глины, воска), высеченные из камня, вырезанные из дерева или отлитые из бронзы, гипса.

СМАЛЬТА — цветное непрозрачное стекло в форме кубиков или пластинок для мозаичных работ.

СМЕХ, СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА — культурно-психологический феномен; выражал способность человека к комической оценке действительности.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА — период развития европейской культуры с V по XVII в.

СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ — род живописи, имеющий самостоятельное значение; выражался в форме картин, обрамленных рамой.

СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ — устойчивое единство художественно-образных средств в определенный исторический период.

СУБЛИМАЦИЯ — психический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений человека на культурное и художественное творчество.

СУННА — мусульманское священное предание, содержащее рассказы (хадисы) о Мухаммеде, а также его высказывания; считается дополнением к Корану.

СУННИЗМ — основное направление в исламе, сторонники которого, наряду с Кораном, признают сунну источником веры.

СУПРЕМАТИЗМ — разновидность абстрактного искусства, формалистическое течение в живописи начала XX в.; произведения супрематистов представляли собой комбинации цветных геометрических фигур или объемных форм; создана Казимиром Малевичем.

СУФИЗМ — мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII в. и отрицающее мусульманскую обрядность.

СЮЖЕТ — последовательность и связь описания событий в произведении литературы; в изобразительном искусстве — предмет изображения.

СЮРРЕАЛИЗМ — модернистское направление в искусстве XX в., ставившее своей целью отражение сверхреальных, алогичных связей реального мира, существующих только в подсознании человека.

Т

ТАБУ — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, поступок; нарушение Т. карается сверхъестественными силами.

ТАЛАНТ — высокая степень творческой одаренности человека, выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

ТАШИЗМ — разновидность абстрактного экспрессионизма, живопись пятнами, мазками; выражает бессознательную активность художника.

ТЕАТР — род искусства, художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями.

ТЕРМЫ — общественные бани в Древнем Риме, служившие также местом для занятий спортом, собраний, увеселений.

ТЕРРАКОТА — обожженная цветная глина, а также неглазурованные изделия, разновидность керамики.

ТОТЕМ — животное, растение, предмет или явление природы; у родовых групп служили объектом религиозного почитания, считались предками людей этого рода.

ТОТЕМИЗМ — вера в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом.

ТРАГЕДИЯ — драматическое произведение, изображающее крайне острые, неразрешимые коллизии; как правило, оканчивалось гибелью героя.

ТРАГИКОМЕДИЯ — драматическое произведение, построенное на основе трагедийного конфликта, разрешение которого связано с комическими, несуразными положениями; не требует обязательной гибели героя.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ — находящийся за пределами чувственно воспринимаемого мира.

ТРИПТИХ — складная икона с тремя створками; три картины, объединенные одной идеей, темой и сюжетом.

ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА — архитектурное сооружение с одним или несколькими пролетами для украшения улицы, дороги, площади, возникла в Древнем Риме для увековечения триумфа полководца, императора.

ТРОПАРЬ — краткое церковное песнопение, посвященное празднику или святому.

ТРУБАДУРЫ — в средневековой культуре — провансальские поэты-певцы, воспевавшие в своих стихах рыцарскую любовь к даме, земные радости, героику крестовых походов.

ТРУВЕРЫ — средневековые поэты-певцы северной Франции, культивировавшие жанр эпических песнопений.

У

УВЕРТЮРА — музыкальное вступление к опере, балету; самостоятельное произведение для оркестра.

УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРНЫЕ — исторически обусловленная система категорий и способов осмысления мира; черты, общие для культур всех народов мира.

УПАНИШАДЫ — древнеиндийские произведения религиозно-философского характера.

УРАЗА — пост у мусульман в течение месяца рамазан; запрещено есть и пить от утренней до вечерней звезды.

УТИЛИТАРИЗМ — узкий практицизм, стремление извлечь из всего непосредственную материальную выгоду, пользу; направление в современной западной философии.

Ф

ФАБЛИО — народный жанр средневековой французской литературы: пересказ анекдотического события в прозе или стихах.

ФАСАД — наружная сторона здания; может быть передним, задним и боковым.

ФЕТИШ — неодушевленный предмет; по представлениям верующих, наделен сверхъестественной магической силой и служит объектом религиозного поклонения.

ФЕТИШИЗМ — поклонение фетишам; часть большинства религиозных культов.

ФОЛЬКЛОР — произведения устного народного творчества (былины, сказки, частушки, пословицы, песни).

ФОРМАЛИЗМ — искусствоведческое направление в XIX—XX вв., претендующее на раскрытие закономерностей развития искусства путем изучения его структуры; совокупность экспериментальных направлений модернистского искусства (кубизм, футуризм, дадаизм и др.).

ФРЕСКА — живопись на сырой штукатурке водяными красками.

ФРОНТАЛЬНОСТЬ — в скульптуре и живописи — построение человеческой фигуры; обязательно обращение ее лицом к зрителю, в фас, с соблюдением симметрии в расположении частей тела.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ — направление в архитектуре 20—30-х гг. XX в., требовавшее обусловленности внешнего облика сооружения его конструкцией и внутренней планировкой.

ФУТУРИЗМ — авангардистское течение в итальянском и русском искусстве 10—20-х гг. XX в.; отрицал художественное и нравственное наследие, проповедовал разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в.

X

ХАРИЗМА — исключительная духовная одаренность человека, воспринимаемая другими людьми как сверхъестественная сила, недоступная им.

ХИДЖРА — переселение Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину в 622 г.; год хиджры принят за начало мусульманского летосчисления.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ — мера эстетической ценности произведения искусства, степень его совершенства.

Ц

ЦЕННОСТЬ — положительная значимость предмета или явления для человека.

ЦИНИЗМ — моральное качество, характеризующееся презрительным отношением к общепринятым нормам нравственности и морали.

ЦИРК — в Древнем Риме — место для конных состязаний и состязаний колесниц, для травли зверей, кулачных боев и т.д.; здание с манежем (ареной) в центре и амфитеатром для зрителей, в котором происходят цирковые представления.

Ч

ЧЕТВЕРИК — в древнерусском храме — ярус, имеющий в плане четырехугольник.

ЧИНКВИЧЕНТО — итальянское название (XVI в.) периода Высокого Возрождения.

Ш

ШАРИАТ — совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право.

ШЕДЕВР — выдающееся произведение искусства, высшее достижение художественной культуры; в средневековых цехах — образцовое изделие, которое должен был представить ремесленник для получения звания мастера.

Э

ЭКЛЕКТИЗМ — механическое, нетворческое соединение внутренне несоединимых взглядов, художественных элементов.

ЭКСПРЕССИОНИЗМ — направление в западноевропейском искусстве первой трети XX в., для которого характерны броскость, гротескность художественного образа

ЭКСПРЕССИЯ — повышенная, обостренная эмоциональность, выразительность, яркое проявление чувств.

ЭКСТАЗ — состояние крайней степени восторга, доходящего до исступления.

ЭКСТРАВАГАНТНЫЙ — расходящийся с общепринятыми нормами, необычный, причудливый.

ЭЛИТАРНОЕ ИСКУССТВО — искусство, ориентированное на восприятие элитой, т.е. группой людей, обладающей особой художественной восприимчивостью.

ЭПОС — повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой).

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС — способность человека к восприятию и оценке красоты.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ — свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать различные культуры сквозь призму культурных традиций и ценностей собственного народа.

ЭТОС — обобщенная характеристика культуры данной социальной общности или отдельного человека, выражающаяся в системе господствующих ценностей и норм поведения.

Я

ЯМБ — двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный (короткий) и ударный (долгий) слог.

ЯЗЫК ИСКУССТВА — совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественного образа.







Date: 2015-05-23; view: 630; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.101 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию