Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура первой половины XIX в
Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудительным мотивом его поступков. Широкое распространение и влияние в русской культуре начала века имел романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ее реальностью — таково исходное положение романтизма. Дело в том, что романское искусство создавалось художниками, которые зачастую сами находились в сложном разладе с «враждебной действительностью». Они искали умиротворения в идеализированном прошлом, в народных преданиях, в тишине и покое природы. На почве увлеченности «вечной красотой» народного творчества возрождается интерес к самобытным истокам культуры. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей культуры в целом. К исторической проблематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция, в соответствии со своей миссией глашатая свободы и либерализма, не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками XIX в. как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образности, которая сочеталась с романтическими средствами выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Именно это одновременное переплетение стилей и способствовало рождению выдающихся произведений русского искусства. В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства. Утверждение романтизма в русской литературе произошло в значительной мере в результате творческих исканий и открытий Василия Андреевича Жуковского. Подобно многим молодым дворянам начала века, Жуковский начал сознавать отличие своих воззрений на мир от традиционных норм просветительства. Однако среди сложившихся литературных форм он не обнаружил таких изобразительно-выразительных средств, с помощью которых можно было бы добиться полного выражения нового типа видения и чувствования мира. Его поэзия проникнута осознанием кратковременности человеческого бытия, дисгармонии окружающего мира. В его сочинениях господствует меланхолическое созерцание Божьего мира, с которым предстоит расстаться без особого сожаления и с надеждой на вечную жизнь. Красота земная и небесная, мгновение и вечность — вот те категории, которые постоянно использует поэт. Жуковский творил в самых разных жанрах. Это — дружеские послания, романсы, элегии, басни, сказки. Но все же явное предпочтение он отдавал балладе. Баллада, сложившаяся в английской и немецкой литературе, представляла собой эпическое произведение с сильными мотивами фантастики. Этот жанр был чрезвычайно любим романтиками, причем не только поэта- ми, но и музыкантами. В творчестве Жуковского основные черты жанра были дополнены русскими национально-бытовыми образами (баллады «Людмила», «Светлана», «Кубок», «Перчатка»). Творчество Жуковского запечатлело мир неординарной, внутренне своебразной личности декабристской эпохи, признающей самоценность каждого человека, вне зависимости от его социального положения. Пожалуй, самое привлекательное в нравственной позиции поэта — его глубокое убеждение в том, что счастье человека заключается не во внешних интересах, оно скрыто в нем самом, в его способности любить, мыслить, творить, На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Основоположником русского критического реализма стал А.С. Пушкин. Именно с его творчеством связано начало «золотого века» русской культуры — по сути, он стал родоначальником новой литературы, отразив русскую действительность в непревзойденных художественных образах. Благодаря Пушкину наша культура стала составной частью общеевропейской и заняла в ней подобающее место. Исключительное значение в этом имело создание Пушкиным русского литературного языка. Пушкин создал замечательные произведения различных жанров: роман в стихах «Евгений Онегин», прозу «Повести Белкина», историческую драму в стихах «Борис Годунов», историческую повесть «Капитанская дочка», трагедию в стихах «Моцарт и Сальери», гениально представил Россию в образе вздыбившегося коня и удерживавшего его железной уздой самодержца, — поэму «Медный всадник», лирические стихи и т.д. Однако особенно важна и значима роль Пушкина в русской поэзии. Именно здесь он нашел новые художественные способы воплощения человеческих чувств и переживаний. Творческие искания Пушкина в поэзии исходили прежде всего из новаторских принципов поэта, направленных против отживающих художественных норм и традиционных стилей. Его стремление к поэтической свободе особенно последовательно выразилось в отношении к жанрам лирики. Вместо обычного для поэтов того времени строгого подчинения жанровым канонам Пушкин видоизменил, трансформировал и роман, и балладу, и поэму, написал множество стихотворений, которые вообще не укладывались в общепринятые до того жанровые формы. Преемником Пушкина стал его младший современник М.Ю. Лермонтов, уже в 16 лет заявивший о своем могучем таланте. В его ранних конченностью художественного воплощения. Благодаря Глинке русская музыкальная школа стала одной из ведущих национальных школ европейской музыки. Глинка разносторонне отобразил отечественную действительность в различных музыкальных жанрах. Наряду с творчеством в оперном жанре Глинка стал основоположником и русской симфонической музыки, лучшими образцами которой и сегодня считаются «Камаринская», «Вальс-фантазия» и др. Многообразный мир душевных переживаний мы находим в романсах Глинки, композитор сочинял их на протяжении всей жизни. Широко известны его элегия «Не искушай» на стихи Е.А. Баратынского и романс на стихи АС. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Творчество Александра Сергеевича Даргомыжского сформировалось под влиянием реализма послепушкинской эпохи, эстетики «натуральной школы». С именем Даргомыжского в русской музыкальной культуре связывают развитие реалистических средств музыкальной выразительности и открытие социальной проблематики в музыкальном искусстве. Даргомыжскому удалось передать в своей музыке динамические процессы развития психологии героев. Свидетельством тому служит опера «Русалка», созданная в жанре народно-бытовой драмы. Вклад композитора в развитие музыкального искусства состоял среди прочего и в том, что он выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности. Работая над оперой «Каменный гость», он поставил себе задачу использовать полный текст маленькой трагедии АС. Пушкина, передав его мелодизированным речитативом. Опираясь на интонации разговорной речи, на бытовую песенную лирику, Даргомыжский создал ярко национальный музыкальный спектакль, где переплелись реалистические народные сцены с миром романтической фантастики. Русская культура первой половины XIX в., отразив плодотворный диалог разных направлений, сделала важный шаг вперед. В творчестве художников всех видов искусства воплотилась идея русской национальной самобытности. Плодотворность этой идеи подтвердилась в еще более высоких достижениях литературы, живописи и музыки второй половины столетия. Date: 2015-05-23; view: 460; Нарушение авторских прав |