Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эллинизм





Во второй половине IV в. до н. э. резко усиливается окраинная область балканского полуострова — Македония. В 338 г. до н. э. македонская армия Филиппа II разгромила соединенное войско греческих полисов. Его сын Александр после своего прихода к власти в 336 г. до н. э. продолжил завоевательные походы своего отца, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой громадной империи.

После создания империи греческая культура распространилась на новые территории. Это и означало наступление новой эпохи, получившей название эллинизма, т.е. эпохи распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В процессе экспансии эллинской культуры происходило ее соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточных культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Ее образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования.

Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. и последовавшего за этим распада империи на отдельные государства до 31 г. до н. э. — года присоединения Египта к Римской империи. Это довольно продолжительный период времени, в течение которого греческая культура получила распространение на огромной территории от Италии до Индии.

Распространение и утверждение греческой культуры происходило в условиях непрерывных военных действий, когда их результаты и жизнь целых стран находились в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, что привело к переоценке в общественном сознании многих процессов общественной жизни. Прежде всего сформировался новый общественный идеал, которым стала не гражданская норма или отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже с конца IV в. до н. э. греки начинают обожествлять в прямом смысле своих царей и полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь.

Эллинизм принес в новые государства подъем и даже расцвет культурной жизни. Эллинистическая цивилизация пережила существенные изменения в области художественной культуры. Искусство утратило былую классическую сдержанность и строгое величие, особенности эллинизма способствовали размежеванию художественной культуры, художественная деятельность окончательно профессионализируется, а сфера распространения предметов этой деятельности становится неограниченной в пределах ойкумены.

Эпоха эллинизма — это время рождения различных скульптурных школ: александрийской, родосской, аттической, пергамской, каждая со своими художественными особенностями.

Наиболее широкую известность получила родосская школа скульптуры, произведения которой отличались не только гигантскими размерами, но и натурализмом. При входе в гавань острова Родос мастером Харесом была возведена знаменитая статуя бога солнца Гелиоса, высотой более 35 м и известная как «Колосс Родосский», еще одно из «семи чудес света». Во время одного землетрясения скульптура разбилась, и отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах».

Во всех скульптурных памятниках эпохи эллинизма запечатлен эмоциональный порыв, момент крайнего напряжения воли, неудержимое стремление вперед. Например, величайший шедевр, передающий внутреннее напряжение, — статуя Ники Самофракийской, созданная в честь победы греков на море. Крылатую богиню победы Нику мастер изобразил в момент ее приземления на нос корабля. В ее порывистом шаге автор передает настроение борьбы, острое и радостное чувство победы. Прихотливые завихрения одежды и могучие распахнутые крылья создают впечатление только что завершившегося вихревого полета. В правой руке богини зажата труба, звуками которой Ника, вероятно, возвестила морскую победу греков.

Но характерно для скульптуры того времени не только высокое мастерство. Как в скульптуре александрийской школы первостепенное место занимали формальные поиски, так и для скульптуры пергамской школы были свойственны нарочитость, искусственность, ученость. Это было искусство, рассчитанное на знатока, способного понять и оценить тонкое мастерство формы, правильно истолковать воплощенные в художественной форме образы. Поэтому символичность часто сочетается в нем с почти анатомическим натурализмом.

В заключение следует отметить, что Древняя Греция оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы. Мощный импульс в своем развитии римская культура получила только после завоевания Греции (существует распространенное мнение, что греческая культура создала римскую). Восточный мир без эллинской культуры также был бы совсем иным, ведь все дальнейшее развитие художественной культуры в Египте, Сирии, областях Малой Азии, Балканского полуострова стало возможным благодаря влиянию культурного наследия Греции. Наконец, греческая культура в ее эллинистическом варианте стала в регионе восточного Средиземноморья предтечей византийской культуры, в частности рационального и конструктивного художественного мышления, послужившего основой стиля классицизма в искусстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Античная цивилизация. М., 1978.

2. Античная литература. М., 1986.

3. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1987.

4. Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1992.

6. Винничук А. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

7. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

8. Ильина Т.И. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1983.

9. Искусство Древней Греции. М., 1986.

10. История и культурология: Уч. пособие / Под ред H.B. Шишовой. М., 2004

11. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады. М., 1988.

12. Куманецкий К История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

13. Левек П. Эллинистический мир. М., 1989.

14. Маринович Л.П. Древнегреческая цивилизация. М., 1989.

ГЛАВА 16. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА: ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков, была явлением значительно более сложным, чем греческая культура В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, завоеванные Римом, но особенно велика была роль этрусков и греков. С самого начала культуру Рима отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с собственной системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам. По этой причине культура Рима отличалась разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены ценности покоренных народов, иногда стоявших на более высокой ступени культурного развития. Причем римляне во многих областях превзошли своих учителей, поднявшись до небывалых высот. В свою очередь Рим оказал значительное влияние на культуры завоеванных народов, результатом чего стала позднеантичная культура, послужившая основой для культур Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Становление римской культуры относится к историческому периоду времени республики (VI—I вв. до н. э.). Ее расцвет приходится на I—II вв. н. э. Этот период римской истории и культуры получил название времени империи. И завершающий этап римской культуры был назван периодом поздней империи (III—IV вв. н. э.), — время заката всей античной культуры.

Date: 2015-05-23; view: 680; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию