Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средневековая китайская культура





Периодом высшего расцвета китайской культуры стало Средневековье. Именно в это время выросшее на основе древних традиций китайское искусство шагнуло далеко вперед в своем стремлении отразить действительность. Именно в это время китайские художники сумели создать неповторимые по мастерству и поэтичности образы, отмеченные тонким вкусом и изяществом. Тогда культура приобрела яркую самобытность и присущие только ей характерные особенности, которые отличают ее от всех других культур.

китайских портретов был определен физиогномикой — учением о соответствии черт лица судьбе человека, зависящей в свою очередь от расположения планет, под которыми он родился. На основе этого учения была разработана целая система правил изображения каждой части лица и ее соотношения с другими. В торжественности и неподвижности культового погребального портрета отражалась вся средневековая система конфуцианского воспитания: фигуры портретируемых полны достоинства, замкнутые лица лишены печати житейской суетности, неподвижный и суровый взгляд устремлен вдаль.

На протяжении всей эпохи Средневековья в китайской культуре были разработаны различные виды и технические приемы ремесел. Мировую славу китайской культуре принесли изделия из фарфора, резного камня, лака, дерева и кости. Прикладное искусство в Китае было связано со всеми сферами жизни — с религиозными обрядами и торжествами, со сложным церемониалом придворной жизни и с нуждами простых людей. Оно было необходимо для украшения дворцов, парков, любой детали архитектурного ансамбля. Мастера Китая научились выявлять и обыгрывать природные качества самого материала, использовать в художественных целях его вязкость и твердость, гладкость или шероховатость поверхности, расположение пятен и игру цветов.

Из всех предметов ремесел более всего ценились изделия из фарфора, родиной которого стала китайская культура. Особого расцвета искусство фарфора достигло в XV—XVIII вв., когда вместе с ростом городов резко возросли потребности городского населения в предметах прикладного искусства. Тогда производство фарфора достигло невиданных ранее размеров. Мастера позднего Средневековья научились изготовлять многоцветный фарфор. Белоснежная поверхность изделий использовалась как живописный фон, на котором располагались растительные узоры, пейзажи, жанровые композиции. На смену изысканной простоте пришли яркость и декоративная нарядность. Ремесленники изобрели и новые красители. Важным открытием стало появление сине-белого фарфора, расписанного под глазурью кобальтом, богатых оттенками цветных свинцовых глазурей, трех- и шестицветных. С середины XV в. роспись кобальтом стала сочетаться с яркими надглазурными красками — зеленой, желтой, красной, что дало название особой росписи — «доу-цай» («борьба цветов»).

Потрясающая глубина, тонкость и изящество китайской культуры, основные черты которой сохранились без особых изменений до наших дней, сделали ее ведущей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вьетнамская, корейская, японская культуры были ее прилежными учениками. Новое время познакомило с китайской культурой Европу, высоко оценившую как философские идеи, так и художественную культуру Китая.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бежин Л.Е. Под знаком «ветра и потока». М., 1982.

2. Гоголев К.Н. Мировая художественная культура. Индия, Китай, Япония. М., 1997.

3. Дмитриева НА., Виноградова Н.А. Искусство древнего мира М., 1986.

4. Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М., 1975.

5. Искусство стран Востока. М., 1986.

6. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

7. Культурология. История мировой культуры / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

8. Мировая художественная культура Древние цивилизации: Тематический словарь. М., 2004.

9. Роули Дж. Принципы китайской живописи. М., 1989.

10. Соколов-Ремизов С.Н. Литература — каллиграфия — живопись. М., 1985.

ГЛАВА 15. «ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО»: СТРЕМЛЕНИЕ К ГАРМОНИИ И СОВЕРШЕНСТВУ

Каждый период в истории мировой культуры по-своему ценен и неповторим, и тем не менее в истории особая роль принадлежит древнегреческой культуре. К античной Греции восходят современные литературные жанры и философские системы, каноны архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Но самое главное достижение древнегреческой культуры — это, конечно же, открытие человека как прекрасного и совершенного творения природы — как меры всех вещей. Влияние древнегреческой культуры на европейскую историю и культуру было настолько велико, что историки Нового времени говорили о «греческом чуде», «детстве человечества».


В начале I тыс. до н. э. древневосточные цивилизации вступили в эпоху упадка и уступили свое место новому культурному очагу, возникшему в Средиземноморском регионе. Начиная с VIII в. до н. э. центром развития культуры этого региона становится Греция. Культурному возвышению Греции способствовали особые этнические и географические условия. Тогда Греция представляла собой ряд относительно изолированных невысокими горными хребтами районов. Небольшие долины, невысокие округлые горы, оливковые и лимонные рощи у их оснований, изрезанная бухтами прибрежная полоса и огромное количество островов — все это сближало человека с природой. Многие заливы и бухты имели удобные гавани, что способствовало развитию мореходства, обеспечивало интенсивный информационный обмен, взаимообогащение культур. Влияние благодатной природы сказалось во всех областях культуры: в науке, архитектуре, пластике, философии, в самом мироощущении греков.

В процессе своего развития культура Греции пережила несколько этапов. Ко II тыс. до н. э. относится древняя минойская, или кносская, культура, названная так по имени легендарного царя Миноса и его знаменитого дворца в Кноссе на Крите. Минойская цивилизация процвета-

ла до середины XV в. до н. э., когда она оказалась неожиданно уничтоженной извержением вулкана, а Крит был захвачен ахейскими племенами. Развитие ахейского общества в XVI—XIII вв. до н. э. проходило под влиянием минойской цивилизации, но по названию крупнейшего города того времени — Микен — эту древнейшую культуру континентальной Греции называют микенской. Завершающим событием в существовании крито-микенской цивилизации стала Троянская война, которая облегчила проникновение на Балканский полуостров дорийских племен.

Дорийское завоевание Греции привело к гибели эгейской культуры и общему хозяйственному упадку. Поэтому период XI—IX вв. до н. э. в истории культуры Древней Греции считается «темными веками», однако ею еще называют гомеровским по имени гениального древнегреческого поэта и сказителя Гомера, создавшего эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Хотя Гомер жил значительно позже названного времени, в своих поэмах он отразил многие явления культурной жизни своих предшественников.

На время с середины VIII до конца VI в. до н. э. приходится архаический период, когда в географически обособленных районах Греции возникли самостоятельные города-полисы. В этот же период рост численности населения и недостаток пахотных земель заставил большинство полисов развивать торговлю и начать широкую территориальную экспансию, получившую название «великая колонизация», сопровождавшуюся бурным развитием культуры.

Своего наивысшего расцвета культура Древней Греции достигла в классическую эпоху (V—IV вв. до н. э.). После победного окончания греко-персидских войн Афины становятся политическим и культурным центром Греции. Эта эпоха делится на периоды ранней классики (первая половина V в. до н. э.), высокой классики (449—421 г. до н. э.) и поздней классики (конец V—IV вв. до н. э.).

Завоевание Александром Македонским могущественной персидской державы положило начало эпохе эллинизма (III—I вв. до н. э.). Этот этап представлял собой сложное переплетение и взаимопроникновение культурных достижений греческой и восточной цивилизаций. Поэтому он характеризуется исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческими, так и с «варварскими» ценностями культуры.







Date: 2015-05-23; view: 745; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию